Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

10.01.2006. КИЕВ. Проректор Киевской Духовной Академии протоиерей Николай Макар: «Не все люди в одинаковой мере могут проникнуться верой. Но мы всегда приветствуем меру каждого»

«… – Недавно мы шумно отпраздновали Новый год. Для европейцев это праздник далеко не такого масштаба, ведь они уже отметили Рождество. Это наше почитание Нового года – советский отголосок?
– Очевидно, это так. У нас в прошлые десятилетия властвовал атеизм, искоренявший традицию празднования Рождества. Но я уверен, что в ближайшие годы мы к традиции вернемся. Ведь она у нас очень древняя – еще от равноапостольного князя Владимира.
– Но для вас лично Новый год – это все-таки праздник, вы его отмечаете?
– Конечно. Новый год – важный момент в жизни каждого. И я бы не сказал, что это плод советской эпохи. Просто мы потеряли традиции Рождества, а Новый год остался как праздник, приемлемый для идеологии. Новогоднюю ночь нужно воспринимать как прелюдию Рождества. Когда-то у нас Новый год отмечался 1 сентября, как теперь – начало года учебного. И Петр Великий перенес его вполне обоснованно – Новый год имеет смысл именно в рождественские праздники, когда родился Христос, ведь Он дал нам Новое время. И елка, кстати, на самом деле не новогодняя, а рождественская! На Рождество ее ставят и украшают – Христос родился, и мы ее наряжаем, чтобы лучшим образом его принять в своем доме.
– Вся страна недавно с увлечением смотрела телевизионный сериал по «Мастеру и Маргарите». У Булгакова – своеобразное понимание Христа: ведь он, смотрите, признает Его божественность, но Иешуа у него – подкидыш. Может быть, писателя, как и многих людей, смущало именно это?.. Ну, неспособность поверить в непорочное зачатие…
– Это очень важный момент. Если мы говорим о Христе как о Богочеловеке, значит, он мог родиться только особенным образом, быть совершенно другим. Во Христе – и божественное, и человеческое естество. Но и его человеческая сторона особенна – она такая же, но без греха! А каждый простой человек рождается в мир в последствии греха. Как может Бог родиться в грехе? Это невозможно. Потому что Бог и грех – две противоположности. Бог свят, потому что он – жизнь, целость. Грех – то, что эту целость разрушает и противостоит жизни. Поэтому Христос, по нашей вере, родился от Девы Марии и Духа Святого. И это вопрос веры. Мы не можем рационально понять и воспринять эту глубину такой, как она есть. Зато можем принять ее через веру.
– А роман Дэна Брауна «Код да Винчи», ставший бестселлером во всем мире и в Украине тоже. Герои романа узнают древнюю тайну, будто Иисус был женат на Марии Магдалине, которая, кстати, не была никакой блудницей, была дочь, от которой пошли знатные европейские семейства и т.д. По-вашему, почему такие книги становятся популярными?
– Потому что предлагаемое автором легко воспринимается человеком, который пребывает именно на этом уровне своего развития. Для того чтобы воспринять Христа, надо быть на особенной высоте, в особенном состоянии. Поверить – это не так просто, это не признание чего-то, а уверенность в том, что оно действительно существует, обретенная через глубинный внутренний опыт. Если человек не стоит на почве веры, конечно, он принимает более низкие представления о Христе.
Если человек поднимается духом высоко, он отнесется к подобному как фантазии, причем страшной фантазии. Если же у него этого нет, он может рассматривать это как реальность.
– Наше общество уже отошло от воинствующего атеизма. Многие люди склонны говорить, что верят в Бога, но при этом не посещают церковь, не придерживаются обрядов. Может ли человек быть праведным в этом мире, не придерживаясь церковных канонов?
– То, что люди отошли от атеизма и пришли к такой форме веры, хорошо как шаг. Но он не совершенен. Такое состояние может быть только промежуточным. Представляем Бога, как хотим, и это наша вера… Атеизм отвергал реального Бога, реальное христианское учение. Если мы уходим от атеизма, мы не должны застывать на этапе таких вот личных представлений. Это ведь даже не религиозная вера. Религия предполагает какое-то общее почитание Бога. Если мы верим в реального Бога, мы соответственно строим всю свою жизнь. В религии важен момент отношения человека к Богу. Если мы воспринимаем церковные обряды как какие-то внешние, ничего не значащие формы, значит, мы внутренне остаемся атеистами. Вера – это действия, которые имеют содержание не внешнее, а внутреннее.
– Вспомнишь античную литературу, библейские сюжеты, сравнишь с современностью и видно, что из тысячелетия в тысячелетие человек жил теми же страхами, страстями, соблазнами. Каков же смысл этого вечного самовоспроизведения человечества, если человек не меняется внутренне?
– Да, человек по своему естеству не меняется, потому что живет в мире греха. Но для того и пришел Христос Спаситель, чтобы указать нам путь из этого мира греха. И человек, живущий с Христом, свою жизнь меняет! Христианство призывает к новому рождению, новому бытию – пребывая на земле во времени, пребывать одновременно уже в вечности. Не все люди в одинаковой мере могут проникнуться верой, совершить в своей жизни переворот. Но мы всегда приветствуем меру каждого. Пусть не каждый станет «человеком не от мира сего», но учение Христово, как минимум, помогает преодолеть что-то в себе…»
Тарас Антипович, «Газета по-киевски»