Василий Анисимов. О «священных войнах» раскола. Реплика
О «священных войнах» раскола
Реплика
Василий Анисимов
По обыкновению для своей традиционной лжи Филарет избирает, не претендующие на уважение читателя, легко распространяющие любую недостоверную и просто глупую информацию, газетенки и журнальчики. На этот раз выбор пал на еженедельник «Корреспондент», который издает некий Джед Санден, судя по всему, какой-нибудь «религиозный отвентист». Поэтому отлученный за многочисленные церковные преступления, кавалер ордена Трудового красного знамени и престарелый агент КГБ по кличке «товарищ Антонов», ограбивший Православную Церковь, предстает на страницах журнала духовным лидером Украины, объявившем «священную войну Москве». Если бы журнал написал, что Филарет катает вечерами на метле вдоль Пушкинской Мовчана, Драча, Червония и того же Джеда Сандена, правды в этом было бы больше, чем в опубликованных разглагольствованиях лжепатриарха.
«Ровно десять лет назад, — патетически восклицает автор материала Анна Мороз, — этот белобородый старец возглавил церковь, которую сегодня называют одной из самых влиятельных и могущественных в Украине. Филарет создал УПЦ-КП, поставив во главу угла не только слово Божье и православные каноны, но и национальную независимость. Казалось, теперь он мог бы себе позволить почивать на лаврах – молится, заниматься переводами Священного писания, в церковные праздники ездить в храмы на богослужения. А в дни своего трудового юбилея принимать поздравления от коллег, политиков и крупных бизнесменов. Но 77-летнему патриарху этого мало, и амбиции Филарета велики…. Из особняка Киевской патриархии в центре столицы, в котором находится рабочий кабинет Филарета, он видит не только рекламный щит с собственным изображением, но и большую цель – он сам во главе всех церквей страны».
Бедная девушка не понимает, что Церковь не может создать человек, а только Бог, как и возглавить Церковь. Какие «каноны» Филарет поставил «во главу угла», кроме гордыни, алчности и лжи, если, по его собственному признанию УПЦ-КП, — «неканоническая»? Если бы он действительно был монахом и священнослужителем, то молитва, служба в храмах была бы для него работой, а не «почиванием на лаврах». Тем более, что почивать он будет не на лавре, а на сковородке, причем безвременно, и лавр вместе с петрушкой, будут там разве что приправой.
Конечно, цель Филарета больше его рекламного щита, ему мало ежеминутно истово разглядывать себя, любимого. Причем в куколе московских патриархов – ну никак он не может от Москвы оторваться. Она его анафеме, а он в отместку куколь на себя напялил, как потешный царь. И мечтает о том времени, когда «Русская Православная Церковь будет наполовину ослабленной, и она не будет претендовать на первое место в Мировом Православии». Нечего сказать, цель достойная. Чем еще в Украине «священнослужителю» заниматься в свободное от «почивания на лаврах» время? Кстати, иные руководители раскольничьих группировок, предшественники и коллеги М. Денисенко, — Мстислав Скрипник, Владимир Ярема, Моисей Кулик, Алик Грек, Абатар Тараненко, Мефодий Кудряков хотя бы скрывали свои церковноборческие устремления. Предпочитали говорить об «истинно-православной», «истинно-украинской» и т.д. «церкви».
Каким же образом Филарет ее стремиться ослабить? Путем создания своей, анафематствованной. Оказывается, когда он ее в 1995 году возглавил, было 1200 приходов, а сейчас якобы около 4 тысяч (на самом деле в половину меньше). Если бы Филарет вспомнил свое вранье десятилетней давности, то цифры были бы другими. Тогда филаретовцы объявляли, что у них и две, и три тысячи приходов. Ныне Филарет оперирует некими социологическими исследованиями неизвестного происхождения и утверждает, что у него 10 млн. взрослого населения и 5 млн. детей. А у УПЦ всего лишь 6 млн. верующих. Хотя приходов у УПЦ в пять раз больше, а монастырей в 25. Это по статистике, а не по неким «исследованиям». Как-то ссылался на Фонд Разумкова, но тот вообще опроверг, что подобным занимался. Вот Пресс-служба провела свое социологическое исследование, попросив ответить на два вопроса: 1. Поддерживаете ли вы законную тысячелетнюю, находящуюся в единстве с Мировым Православием Украинскую Православную Церковь? 2. Поддерживаете ли вы богоотступный раскол, именуемый Украинской Православной Церковью-Киевский патриархат, возглавляемый отлученным от Церкви Михаилом Денисенко (Филаретом)? И что вы думали? 95% опрошенных заявили, что они верные канонической Церкви. Остальные отметили, что они посещают раскольничьи храмы лишь потому, что «те рядом», и «молятся Богу, а не Филарету», которого вообще «имели в виду». В молитвах его боятся поминать, как, кстати, и сами филаретовские «клирики».
Вопросы совершенно корректные, отражающие истинное положение вещей. Филаретовцы сами могут на их основании провести социологические исследования даже на Пушкинской, и, несомненно, получат те же результаты. Поэтому рассказывать страшные истории об украинцах, 10 миллионов из которых якобы предпочитают анафему, не стоит. Тем более относить к своим «верным» пять миллионов детей. Где он столько набрал? Ведь известно, что у Филарета лишь трое детей, больше он за свою долгую «монашескую» жизнь не нажил. И разоблачали они своего папочку с не меньшем энтузиазмом, чем сам Филарет борется с Православной Церковью. Причем, сын после филаретовского воспитания стал принципиально неверующим человеком. По своей лжи став источником трагедии собственной семьи, Филарет теперь вместе с биг-бордами и с ворованным сфальсифицированным «Законом Божим» хочет вползти в «каждую семью».
«Московская патриархия до сих пор не поняла, что будущее за УПЦ-КП», вещает Филарет «Корреспонденту». Вот так: раньше мировая буржуазия не могла понять, что будущее за коммунизмом, теперь патриархия не понимает, что будущее за краснознаменным анафемой. Формулировочки-то все те же, не меняется старина Фил. И невдомек ему, что московской, как и любой другой патриархии, он нужен не больше банного листа. Отношение Филарета к далекой Москве сродни какой-то неистовой всепоглощающей влюбленности, как в старом анекдоте про студента, который о чем бы не думал, на самом деле думает лишь об одном – о женщине. Так и Филарет, о чем бы не начинал вещать, с третьего предложения – все о ней, патриархии, московской, незабвенной. Да и понять его можно. Что у него еще светлого-то в жизни было? Всегда в строю, под козырек. «Такое было время». А сегодня? Еще хуже. Мовчан, Червоний, престарелые вояки ОУН-УПА, полицаи, эсэсовцы – такого окруженьица и врагу не пожелаешь. Годны лишь ножи на УПЦ точить. С такими любое прошлое утерянным раем покажется.
На этот раз Филарет обвинил Русскую Православную Церковь в том, что она имеет и «материальную заинтересованность» в Украине и не за счет перечислений, а за счет реализации церковной утвари. Если бы Филарет прошел бы по своим «церковным» лавочкам, прикинул бы, что носят его лжесвященники и лжеархиереи, то обнаружил бы, что больше УПЦ-КП на московской церковной утвари, да и самом Православии в Украине никто не паразитирует. В некоторых филаретовских лавках она заполняет львиную часть прилавков. Берут по одной цене, продают по другой – бизнес! Да еще и врут: «Освящено в святой Лавре!» Боятся сказать, что Филарет «освятил». И это понятно. Вот чем закончилось разрекламированное недавнее «освящение» филаретовцами московского моста в Киеве? Страшной трагедией: в одной аварии — три машины всмятку, погибли люди. Говорят, такого вообще никогда не было. А все потому, что не «священнодейстовать» филаретовцам, а замаливать грехи свои тяжкие надо. Чего беду людям нести?
Любопытны «наезды» Филарета на «предыдущую власть», которая, оказывается, на 100% процентов поддерживала УПЦ. Вот уж, действительно, сколько волка не корми…. Кравчук незаконно создал УПЦ-КП, Кучма пестовал, дважды Президенты ее от Генеральной прокуратуры спасали, и не слова благодарности отставным покровителям: так и норовит старых львов копытом побольнее лягнуть. Под лозунгом «Кто не любит меня, тот не любит Украину», Михаил Антонович всегда стремился оседлать власть, как гоголевский чертенок Вакулу. И раньше это у него неплохо получалось, получается и сегодня. На Виктора Андреевича, судя по всему, он уже вскарабкался, а вот на местах, жалуется Филарет, «существенных изменений мы не почувствовали». И опять же –конъюнктура. Вот пошатнулся один из лидеров оранжевой революции П.Порошенко, лишился высокого поста – Филарет тут же вослед булыжник. «К примеру, — вещает он, — Петр Порошенко в свое время немало сделал для УПЦ МП. И это не на пользу украинскому государству». Вот так: при должности был Петр Алексеевич – все делал на пользу, а оказался в опале – уже и вредитель. А кто же не вредил-то? Тимошенко? Зинченко? Ехануров? Литвин? Кинах? Мороз? Луценко? Деркач? Сам Виктор Ющенко? Ведь не объявляли «священную войну» своей родной Церкви, помогали и помогают, чем могут. А значит, вредят своему народу и державе по полной программе. Об оппозиции (Януковиче, Симоненко Витренко) и говорить в этом смысле страшно. Коли придут к власти отправят Филарета если не в тюрьму, то на заслуженную чекисткую пенсию – урон державе будет ужасней атомной войны.
Впрочем, «несущественные изменения» уже почувствовали православные, прежде всего в Ровенской области, где губернаторствует представитель анафемы бывший комсомольский «ватажок» Василий Червоний, который третирует православные епархии и общины области. Почувствовали и все жители области, поскольку по результатам червониевского хозяйствования Ровенщина крепко держит по социально-экономическим показателям последнее место в Украине. Не Божье это дело – филаретовец во власти. Тем не менее Филарет хлопочет, чтобы Червонию присвоили «Героя Украины». Сам разрушитель и за разрушителя ходатайствует, видимо, надеясь, что руина Украины и духовная, и экономическая начнется именно с Ровенской области. Чтобы ее не допустить Верховная Рада потребовала увольнения Червония, и создала парламентскую комиссию по расследованию нарушений прав верующих. Даже «Наша Украина» рекомендовала снять воинствующего неумеху «за дискредитацию Президента». Но Виктор Ющенко колеблется: закаленное плечо погромщика может еще пригодится в выборных баталиях. Что-что, а запугивать и шантажировать он умеет.
Характерна в методах борьбы с Православием и ситуация в Остроге. Православная община там имела храм, молилась и трудилась во имя Господне. Священник Ярослав Хаврук, правда, был со сложной судьбой, «проблемный». Семейные неурядицы привели к тому, что с матушкой не жил, стал приставать к прихожанкам, те – жаловаться архиерею. Этим летом пришел к архиепископу Ровенскому и Острожскому Варфоломею с просьбой разрешить женится второй раз, на молодой и получил строгий отказ. «У вас есть законная супруга, семья, восстанавливайте ее и живите в мире», было сказано ему. Таков крест православного пастыря – соответствовать тому, к чему призываешь верующих. Не можешь – меняй профессию. Кроме того священник сказал, что крутятся вокруг него филаретовцы, предлагают деньги, чтобы переходил в раскол. Надо отдать им должное: они нюхом чуют все ущербное, загнивающее и начинают роится вокруг, как мухи. Судя по всему, священник архиерея ослушался, как говорят в «Пути православных», чью организацию он возглавлял в Остроге, осенью в Киев на съезд организации он приезжал уже с новой супругой. Священник не может жить в блуде, поэтому увольнение, запрещение в священнослужении – было для него перспективой скорой и неотвратимой. А куда же несчастному было деться? В школу, где он преподавал, возвращаться не хотелось, вениками на базаре торговать – тем более. Грех порождает грех: в тайне от священноначалия и верующих он начал готовить запасный аэродром: документы о переходе в раскол, причем, с храмом. Заодно выяснилось, что он приватизировал церковное имущество – домик при приходе. В этом деле он нашел горячую поддержку, как со стороны отлученного от Церкви Филарета, так и губернатора Червония и его чиновничьей камарильи. Склепав на скорую руку бумажки, священник объявил о переходе общины в УПЦ-КП. Протокол об этом подписали аж 11 человек! В Острог примчались и губернатор, и анафема. За один день из хватавшего за титьки старух похотника, Хаврук дивным образом «преобразили» в «монаха», и тут же – в «епископа» УПЦ-КП. И смех, и грех. Лжеепископство, как цена предательства и морального падения! Червоний, разумеется, немедля объявил отступника патриотом, борцом с московской церковью, поборником церкви украинской и т.д. Что привело людей в шок. Президент-то нас уверяет, что новая власть очень честная и моральная. Где ж тут мораль? Ведь живем, слава Богу, в демократическое время. Есть не только священническая, но и частая жизнь, устраивай ее, как получится. На партсобрание уже не поволокут. Но Церковь-то для чего вовлекать, смуту устраивать из-за своих сексуальных проблем? Филаретовцы подгребают под себя кого не лень, а потом — скандалы на всю страну. Помниться, одного «епископа» Василий Червоний даже публично насильно побрил наголо за «сексуальную активность». И этот светоч «национальной церкви» раздавал интервью об ужасах червониевского произвола в УПЦ-КП.
Ситуация в Остроге взволновала православных Украины прежде всего из-за наглости и циничности филаретовской акции. Такого откровенного святотатства уже никто не мог оставить без внимания. Даже депутаты Верховной Рады отправили делегацию в Острог. Храм опечатан, противостояние продолжается – плоды трудов раскольников. Хаврука же тем временем верующие увидели в автосалоне: присматривался к новеньким «Опелям». Что тут еще скажешь?
В прошлом году такая же ситуация была и с храмом в селе Калининское Херсонской области. Из-за семейных проблем священник не мог оставаться настоятелем прихода и быстренько – к Филарету, и опять с храмом (без них отступники анафеме даром не нужны): что не дозволяется в Православной Церкви, в расколе – за милую душу. Какие могут быть в нем ограничения в морали, нравственности, поведении, если сам руководитель анафематствован, пал, ниже некуда?
Любопытны откровения Филарета «Корреспонденту» о переговорах УПЦ-КП с униатами. Оказывается, пока «они далеки от завершения», поскольку униаты не согласны «отойти от Рима и Ватикана», а филаретовцы не согласны перейти под «юрисдикцию Ватикана». Спрашивается: для чего вообще эти переговоры ведутся? Значит, возможность перевода на каких-то условиях филаретовства в унию все-таки существует. Филарет, поддержавший перенос резиденции униатов из Львова в Киев, обрел в лице кардинала Гузара надежного союзника в борьбе с Православной Церковью. Униаты, по словам Тараса Шевченко, столетиями проливавшие в Украине «море слез и крови», имеют большой исторический опыт захватов, насилия, афер и провокаций. По сравнению с ними Филарет — желторотый юнец, ему еще учиться, учиться и учиться. Предупреждали же власть, что нельзя пускать униатов в Киев: протяни им палец – они руку отхватят. Мало Гузару столичной резиденции в шесть гектаров, незаконно удерживаемых столичных православных храмов, он своих униатов к Софии посылает с требованием отдать им главный православный храм Киевской Руси. Словом, начал уже свою столичную деятельность, и, конечно же, с провокаций. И уже, оказывается, письмецо Президенту накрапал с просьбой передать ему здание консистории Софийского монастыря. Зачем? Провокации ради. Чтобы православные в родном городе не дремали. Вот, мол, мы, униаты уже тут, и покой теперь вам будет только снится. Уверял, что киевский «притулок» ему нужен, чтобы горстку переселившихся в Киев униатов окормлять, а сам рот на чужое разевает, причем, на добро, залитое кровью православных мучеников, репрессированных атеистическим режимом. Униаты уже и в столичной прессе антиправославную волну поднимают. Вот некто Маринович, «вице-президент Львовского католического института» в «Україні молодої» говорит, что «не ожидает никаких прозрений» от УПЦ и размышляет о «предательских по отношению Украины» течениях в «теле этой церкви». Вот уж, действительно, чья бы корова мукала, стукала и ожидала от Церкви “прозрений”! Раньше лишь филаретовцы занимались политическим стукачеством и были в каждой бочке затычкой. Теперь и униаты подтянулись. Нет, чтобы заняться проблемами свой родной Галичины, где при униатских властях и сто лет назад, и ныне несчастный народ во все стороны от бесхлебицы и безработицы разбегается, в ту же Московщину на заработки. Проанализировать собственную и историческую, и хозяйственную бездарность. Не получается! Лишь Православная Церковь в голове.
Впрочем, чему здесь удивляться? Уния была создана иезуитами для борьбы с Православием, и вне этой борьбы ее существование – просто бессмыслица. Барракуда, говорят, без яда не живет. Они в «священной войне» с Православием четыре столетия пребывают, и лучшего союзника Филарету трудно подыскать.
Когда-то митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, в свое время рукополагавший Филарета в епископы, а затем запрещавший его в священнослужении, сравнил Филарета с лермонтовским демоном, «сеющим зло без наслаждения». И всякий раз, читая или слушая выступления Михаила Антоновича, поражаешься этому меткому и глубокому сравнению.