Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

28.11.2005. КИЕВ. Пресс-служба считает изложение интервью Блаженнейшего Митрополита Владимира журналом «Корреспондент» , униатским сайтом Risu и др. , провокационной и глупой компиляцией

Многие электронные СМИ, как сенсацию, разнесли анонсы интервью Предстоятеля Украинской Православной Церкви журналу «Корреспондент», о том, что Блаженнейший Митрополит Владимир «не одобряет позицию Виктора Ющенко», что он к числу «страждущих» относит политиков, просящих благословения на участие в выборах и т.д. При этом все анонсное изложение сделано в стиле провокационной подтасовки: фразы вырваны из контекста, переставлены местами, следствие идет впереди причин, комментарии извращают суть сказанного. Скажем, на вопрос, как он относится к тому, что Президент посещает храмы схизматиков, следует ответ: «Как Президента, может, и поддерживаю, но как верующего человека – нет». Так ведь такой ответ даст и Папа римский, и любой священнослужитель любой Православной Церкви. И сенсацией являлось бы, если бы Предстоятель канонической Церкви одобрял бы посещения лжесвященнодействий богоотступного раскола, а никак не наоборот. При этом безбожно перевирается даже прямая речь Предстоятеля УПЦ, что просто недопустимо. Скажем в уста Блаженнейшему вкладываются слова: «Посещая храмы разных конфессий, он поддерживает все православные церкви в Украине, в том числе и те, во главе которых стоят раскольники». Митрополит не может называть «православными церквями» организации, во главе которых стоят раскольники. Он этого и не делает. Это – чистое вранье. То же касается и других вопросов. Скажем, Митрополит говорит, что верующие, включая самого Предстоятеля, как гражданина Украины, будут участвовать в выборах, этого им никто запретить не может, журнал же вещает: «Возможность участия УПЦ в следующих парламентских выборах глава церкви считает невозможным». Совершенно нелепым является утверждение, что Митрополит «подчеркнул», «что его церковь оказывает духовную поддержку всем страждущим, в том числе и политикам». Митрополит не только этого не подчеркивал, но и не произносил. Если журнал хотел поиздеваться над политиками, то необязательно это делать устами Предстоятеля Православной Церкви.Чтобы не опровергать все глупости, распространяемые «Корреспондентом» и Risu, публикуем ниже подлинные ответы Предстоятеля УПЦ на вопросы «Корреспондента». А провокаторам следовало бы напомнить: какими бы бульварными и непрофессиональными они не были, распространение недостоверной информации является не только нарушением журналисткой этики, прав граждан на правдивую информацию, но и заповедей Господних.

ИНТЕРВЬЮ С МИТРОПОЛИТОМ КИЕВСКИМ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИРОМ, ПРЕДСТОЯТЕЛЕМ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
— Удовлетворены ли Вы той позицией, которую занимает Ваша церковь в Украине?
— Как это всегда бывало, мирное время не долго бывает в церкви. Если есть свобода вероисповедования, то появляются ереси и расколы. А если не было расколов, то были гонения на церковь. Что касается нашего положения в стране, то у церкви есть все возможности для нормального развития и несения своей миссии. Но наша беда — это раскол, который произошел в начале 90-х и который до сих пор всем верующим Украины причиняет немало боли. От Украинской Православной Церкви отделились группы, которые сегодня себя называют УПЦ КП, УАПЦ, а также несколько небольших объединений, которые также называют себя украинскими церквями. Но я верю, что раскол в украинском православии — временный. Через некоторое время, известное Богу, будет у православия единая церковь в Украине.
А пока трудные дни, и мне откровенно жаль, что нас не все понимают, особенно в западных регионах Украины. Возникают столкновения между людьми, единокровными, единоверными. Причины тому исключительно политические и личностно-амбициозные.

— Вы коснулись вопроса столкновений между представителями разных церквей. Последний такой случай произошел меньше месяца назад в Ровенской области, — там даже несколько человек попали в больницу. Почему церковные лидеры не могут остановить кровопролитие?
— Конечно, могут, но пока, к сожалению, это не делают, а может и не хотят. Дело в том, что губернатором ровенской области является Василий Червоний, который является членом Патриаршей рады УПЦ КП. Именно он способствует конфликту и тому, что верующие УПЦ в его области лишились в свое время своего собственного кафедрального собора. Мы пытались в этом конфликте заручиться поддержкой Президента и обращались к нему, но поддержки не получили, не смотря на его заверения расставить все точки над «I».

— Можете ли вы обратиться к верующим, чтобы они отстаивали свои храмы без рукопашной?
— Мы обращаемся, но наши храмы захватывают силой, и верующие вынуждены защищать свою церковь от подобного рода посягательств.

— В последнее время УПЦ КП и УАПЦ делали определенные шаги к объединению. Каково Ваше отношение к этому и самой возможности объединения православия в Украине?
— С точки зрения мирового Православия так называемая УПЦ КП не является поместной и канонической, да и Церковью вообще. В ее главе стоит раскольник, бывший митрополит Киевский, а сегодня даже и не член Православной Церкви. И то, что объединительные собор УПЦ КП и УАПЦ не состоялся — вот пример того, что все эти действия не имеют под собой оснований. А объединение церквей может произойти только через покаяние раскольников, возвращение в лоно Матери-Церкви, и в дальнейшем совместное обсуждение надлежащего единой Украинской Церкви канонического статуса.
У этих религиозных организаций есть монастыри, но они пусты. А если некому жертвовать собой ради того, что проповедуют эти организации, то это свидетельство об их собственной неуверенности в своей церковности и эклезиологической полноценности.
Для сравнения: в наших монастырях около пяти тысяч монашествующих, 172 монастыря. Наша церковь имеет 11 тыс. приходов, а в УПЦ КП — 4 тыс., УАПЦ более 500…
О каком объединении может идти речь? Нельзя получить единородной массы с масла и воды.

— Как Вы оцениваете позицию Президента в этой ситуации? Насколько я знаю, он не часто бывает в храмах УПЦ?
— Президент посещает и наши церкви, и УПЦ КП, и УАПЦ.

— Вы одобряете такую позицию?
— Как Президента, может, и поддерживаю, но как верующего человека — нет. Такая позиция способствует продолжению и усугублению раскола, потому что, посещая храмы разных конфессий, он поддерживает и Православную Церковь и те новообразованные религиозные организации в Украине, которые себя православными называют, являясь православными в кабинетном смысле, т.е. только в Украине, для мирового Православия их не существует.

— Во время президентства Леонида Кучмы большая часть представителей старой власти афишировали свою приверженность Вашей церкви. Теперь ситуация изменилась, окружение Президента в значительной степени отдает предпочтение храмам УПЦ КП. Чувствуете ли Вы, что теперь УПЦ на другом положении?
— Особенно нет. И в окружении нынешнего Президента есть люди, которые поддерживают нашу церковь. Я уверен что большинство из них не афишируя, являются верными именно канонической церкви. Да и на количестве прихожан это не сказалось. Храмы всегда заполнены. Особенно радует что много молодежи приходит к Богу.

— В ранге президента Леонид Кучма часто посещал Ваши храмы. Приходит ли он и сейчас, обращается за духовной помощью?
— Может, и обращался, но не лично ко мне. И вообще это его личное дело — его сердца и его души.

— Кто из представителей власти теперь является прихожанами Вашей церкви, ее меценатами?
— Сторонники нашей церкви у власти были всегда. Как и меценаты у нас тоже всегда были. Но их имена я называть не стану. Правда, люди сейчас стали очень бедными, к сожалению, сейчас мы не можем говорить о больших пожертвованиях. Но всегда находились люди, которые строили храмы, в особенности на своей малой родине, в родном селе или городе, откуда родом. Так было всегда — и при Леониде Кучме, и при его предшественнике Леониде Кравчуке, и при Викторе Ющенко.

— Скажите, можно ли назвать Вашу церковь процветающей с экономической точки зрения и можете ли Вы назвать бюджет?
— Нет, этого назвать нельзя. Конечно, кроме пожертвований, у нас есть некоторые доходы от продажи товаров церковного предназначения. Это является небольшой составляющей бюджета епархии. Кроме того, в епархию делают взносы приходы — очень небольшие взносы. Однако и из этих небольших денег нам удается выделять суммы на благотворительность. К примеру, мы только в киевской области содержим несколько церковных домов для престарелых, помогаем многим детским дома.

— Можете ли вы проследить, как колеблется бюджет Вашей церкви в зависимости от экономических показателей Украины и того, какой Президент ее возглавляет?
— Никак это не связано. Бюджет зависит от положения церкви в обществе, количества верующих. А количество прихожан УПЦ постоянно растет.
Причем часто нас обвиняют в том, что все деньги, которые приходят в нашу церковь, мы пересылаем в Москву. Это пропагандистская ложь. За все время существования УПЦ мы и копейки не перечислили в Россию РПЦ. У нас нет никаких финансовых дел с РПЦ.

—Как бы Вы тогда охарактеризовали Ваши отношения?
— Мы самоуправляемы и имеем полную независимость от Московской патриархии. Ее нам даровал Собор незадолго до провозглашения государственной независимости Украиной. А связь с Вселенским патриархом Варфоломеем, предстоятелем Константинопольской православной церкви, происходит через патриарха Алексия, главу кириархальной Церкви.

— Во время последних президентских выборов верующие именно Вашей церкви занимали острую позицию. Они устраивали крестные ходы в поддержку Виктора Януковича, причем вели себя достаточно агрессивно. Ни УПЦ КП, ни УАПЦ, ни Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) себе такого не позволяли.
— Что касается верующих — это граждане Украины. И их так же, как и всех остальных волновала судьба страны. У некоторых из них симпатия была на стороне Януковича, они верили, что он принесет добро Украине, потому и отстаивали этого кандидата. К тому же он никогда не скрывал, что он православный и верующий человек. Никто не запрещал выполнять свой гражданский долг и тем, кто поддерживал Виктора Ющенко. А это очень и очень многие наши верующие. Я бы не связывал единство Церкви с политическим фактором.
Кроме того, мы не делали никаких официальных заявлений в отношении поддержки кого-либо из кандидатов нашей церковью, что нельзя сказать об названных вами церквах.

—Здесь есть определенный логический ряд. Виктора Януковича поддерживал Президент России Владимир Путин. Верующие Вашей церкви, так или иначе связанной с РПЦ, поддерживали этого же кандидата.
— Патриарх Алексий — достаточно разумный человек, чтобы понимать, что речь шла о выборах президента другого государства. И никаких заявлений на этот счет он не делал.

— Предвыборные кампании — это всегда большие капиталовложения. Финансировались ли крестные ходы в поддержку Януковича конкретными политическими силами?
— Об этом не может быть и речи.

— А Вы сами принимали участие в тех выборах?
— Конечно, я же гражданин Украины.

— И собираетесь принять участие в следующих, парламентских выборах?
— Я уже сегодня молюсь, чтобы они закончились с наибольшей выгодой для нашей страны, для наших людей.

— Скажите, обращаются ли к Вам или священникам Вашей церкви представители разных политических сил за помощью на следующих выборах?
— Обращаются за духовной поддержкой, в которой мы не можем отказать ни одному человеку.

— И при этом делают какие-то меценатские взносы в церковь?
— Конечно, нет. Исповедь или духовная беседа со страждущим, нуждающимся в помощи, не предполагает каких-либо перечислений.

— Обращаются ли к Вам с предварительными переговорами о крестных ходах, связанных со следующими выборами?
— Я всегда благословляю все крестные ходы, если у них духовная цель. Я всегда им даю свое благословение. Но есть чисто политические акции — это вне моей компетенции.

— В последнее время в Киев из Львова перенесено резиденцию Любомира Гузара, главы УГКЦ, и в этом вопросе Ваше церковь занимала достаточно жесткую позицию, противостояла этому.
— Этот переезд — экспансия со стороны УГКЦ. У них есть верующие только в Западной Украине, а теперь они нацелились на православных в центральной и восточной Украине. К тому же они позволяют себе в Западной Украине отбирать у нас храмы, я знаю три таких случая в Львовской области.

— Однако и греко-католические священники, и, к примеру, священники У ПЦ КП проповедуют те же, что и Вы христианские ценности.
— С греко-католиками мы действительно признаем друг друга. Но они — чуждая для Украины церковь, деятельности которой способствует Ватикан. А что касается УПЦ КП — я уже говорил об этом — в ее главе стоит раскольник.

— Владыка, я могу себе позволить личный вопрос? Скажите, Ваш сан и многочисленные обязанности позволяют Вам иметь друзей?
— Да у меня есть друзья. Это королева Великобритании Елизавета II, королева Швеции Сильвия и королева Нидерландов Беатрикс. Все они вручили мне свои визитные карточки с загнутым краешком — это значит, что я могу попасть к ним на аудиенцию в любой момент. Есть много друзей, с которыми мы в доверительных отношениях.

— Ваше здоровье позволяет Вам путешествовать?
— Здоровье здоровьем, а послушание, которое на меня возложила Церковь — послушание обязывающее общаться с паствой и исполнять свой Предстоятельский долг. Систематически посещаю с архипастырскими визитами епархии нашей святой Церкви, часто служу. Силы нахожу в молитве и общении с верующими.