Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

10.11.2005. КИЕВ. Моделями для создания святых образов в Кирилловской церкви Врубелю служили киевляне

В этом году исполнилось 95 лет со дня смерти Михаила Врубеля, художника, судьба которого с 28-летнего возраста и до последних дней жизни была тесно связана с Киевом и его духовной аурой. Будучи студентом Петербургской академии художеств, Врубель принял предложение Прахова возродить в Кирилловской церкви на месте утраченных фресок XII века новые композиции, которые бы органически вписывались в интерьер древней святыни. В это время в храме уже работали реставраторы, ученики рисовальной школы Мурашко. Среди них были Ижакевич, Пимоненко, Селезнев — художники, имена которых со временем стали известны миру.
Врубель с воодушевлением взялся за дело. На протяжении мая—ноября 1884 года он создал ряд монументальных произведений: «Сошествие Святого Духа», «Надгробный плач», «Въезд в Иерусалим», «Ангелы с лабарами» и другие. Во всех этих работах уже чувствовалась рука зрелого самобытного мастера. В то же время художник сохранил традиции древней живописи. Его образы эмоциональны и величественны.
В 1885 году Михаил Александрович едет в Венецию и там пишет четыре центральные композиции для мраморного иконостаса храма — «Христос», «Богоматерь с младенцем», «Св.Кирилл» и «Св.Афанасий». Характер исполнения этих праздничных, многоцветных композиций на золотом фоне значительно отличаются от мягкой монохромной настенной росписи храма. В них явно просматриваются черты итальянского Возрождения. Еще накануне приглашения в Киев Врубель страстно увлекся техникой живописи великого Рафаэля. Он пишет акварель «Обручение Марии с Иосифом» (картину с таким названием создал и Рафаэль). Но во врубелевской трактовке этого сюжета явно чувствуется влияние библейских эскизов Александра Иванова, которого художник ценил не меньше, чем мастеров эпохи Возрождения.
Следует отметить, что моделями для создания почти всех святых образов в интерьере Кирилловской церкви Врубелю служили исключительно киевляне. В собрании Третьяковской галереи сохранился рисунок женской головы, сделанный художником в 1884 году. Если сравнить его с ликом венецианской Богоматери (1885 г.), то можно с уверенностью сказать, что этот евангельский образ был написан с Эмилии Львовны Праховой, жены руководителя реставрационных работ. Более того, маленький Христос на иконе как две капли воды похож на младшую дочь Праховых — Ольгу.
А вот прототипом образу Богородицы в центре апостольской группы «Сошествия Святого Духа» (1884) явилась Мария Федоровна Ершова, фельдшерица, которая ухаживала за больной Эмилией Львовной. В одном из апостолов (третий слева снизу) художник решился запечатлеть и черты профессора Адриана Викторовича Прахова, крупнейшего знатока Византии, искусствоведа и реставратора. Среди действующих лиц композиции можно узнать и археолога Гошкевича, историка Лебединцева и других известных горожан стольного града.
Кроме работ в Кирилловской церкви Врубель исполнил часть росписей в барабане купола Святой Софии, а также эскизы оформления интерьера Владимирского собора. Но последние в связи с «неканоничностью» были отклонены, хотя художнику все же удалось сделать несколько орнаментов. «Врубелевские орнаменты для Владимирского собора, безусловно, один из удачных образцов декоративного искусства тех лет, — отмечал в своей монографии о творчестве Врубеля искусствовед Ракитин. — Узоры переплетаются в сложном разнообразном ритме, образуя явно читаемую декоративную композицию. В орнаментах Врубеля сказалось лучшее понимание архитектоники здания.»
То же можно сказать и о Врубеле-реставраторе во время его работ по восстановлению утраченных мозаик в барабане купола Софийского собора. Благодаря сыну профессора Прахова, Николаю Адриановичу, мы узнаем такие подробности: «Михаил Александрович серьезно отнесся к исполнению полученного заказа (речь идет о мозаике «Архангел» ). Согласовав с фигурой архангела, который сохранился, он поместил, с небольшими изменениями, остальных трех, сначала написав их одежду гладкими тонами, а когда краска высохла — плоской кистью начал выкладывать квадратики мозаичных камешков соответствующих оттенков.»

Газета «Сегодня»