Владимир Синицын:
ВЛАДИМИР СИНИЦЫН: «Православие — не схоластическое учение. Это образ жизни и живая культура народа»
Винницкая епархия является одной из первых в плане развития и внедрения православной педагогики в региональных общеобразовательных школах. Более пятнадцати лет насчитывают некоторые учебные заведения, где педколлективы в воспитательном процессе делают сознательный уклон на православные ценности и культуру. В области успешно действует Ассоциация православных педагогов, поэтому и неудивительно, что на конференции делегация из епархии была одной из наиболее численных. Ее руководитель доцент Винницкого университета, кандидат искусствоведения Владимир Синицын поделился в интервью своими взглядами на современное состояние церковного педагогического движения в стране и перспективы его развития в будущем.
— Недавно новый министр образования заявил, что не является сторонником преподавания религиозных предметов в школе. Многие снова задались вопросом, когда же православная культура придет к православным воспитанникам в светской школе?
— Всякий человек — это большая загадка. В контексте постоянно меняющегося мира он не может существовать, не имея представления о духовных ценностях. Они могут быть размыты или сфокусированы, но получают полную окраску, когда человек приобщается к культуре своего народа. Ни для кого эти двери не закрыты, даже для министра.
За всю историю Киевской Руси не было большей беды, чем нашествие Тамерлана. Но наш народ в три дня отмолил свою землю. Сила молитвы, которая присуща нашей культуре, превозмогает все. Тамерлан развернулся и увел войско совсем в другом направлении. Это было настоящее Божие заступничество. Немножко нам не хватает упования — мы даже не представляем, какая за нами стоит сила, не только сила культуры, но и сила духа. От этого зависит очень многое.
Если говорить о личностном воздействии и о миссии культуры, то у кого было больше возможностей, чем у Петра Первого, который «рубил окно» в Европу и хотел из такого большого народа сделать Голландию. Почему ничего из этого не вышло? Потому что у этого народа была могущественная культура.
— Сегодня наше государство официально объявило, что будет равняться на развитые европейские страны. В ряде стран, например, Швеции и Румынии, в средней школе преподаются не культурологические, а вероучительные предметы, и это никак не мешает европейскому выбору этих государств…
— Я недавно вернулся из Рождественских чтений и считаю, что Церковь впервые заговорила на своем языке. Не на сленге здравого смысла мира сего, а именно на своем языке. В поздравительном слове Патриарха было сказано, что курс «Основы религиозной культуры» не религиозный курс, а курс культурологический. Казалось, что это отрицание? Ни в коем случае! Культура, которая образовала нас как народ, как православное государство, сама по своей природе церковная. Говоря о православной культуре, мы можем говорить о том основном, что сформировало нас как нацию. Поэтому пусть никого не страшит, что в наших современных условиях возможно только преподавание православного предмета культурологического цикла. Он сам по себе нравоучителен. А будет ли он вероучительным, зависит от того, утвердятся ли в воспитанниках добрые нравы. Это как следствие, а не как «входная дверь». В отличие от протестантских подходов, когда человека хотят утвердить в вере рациональными методами, Православие — не учение. Э это образ жизни и живая культура народа.
— Исходя из этого, насколько важна личность преподавателя в деле нравственного воспитания?
— Когда послы князя Владимира пришли в Византию, то не стали интересоваться основами вероучения, в отличие от чешских князей, которые отправили с такой же миссией своих послов. Те же говорили: «Ищем доброго закона». У нас абсолютно другое мировосприятие. Владимировых посланцев поразила сама красота истины, а не разговора о ней. Когда бояре увидели и услышали богослужение в храме Софии Константинопольской, то сказали: «Мы не понимаем, на небе мы или на земле». Они почувствовали то, о чем нельзя сказать словами, в чем нельзя убедить, чему нельзя обучить отрешенно, на уровне «разглагольствования о чем-то». Истина человеку дается через переживания. Если говорить о знании в славянской культуре, то у наших ученых оно шло через молитвенность и благоговение. Такое познание всегда давало знания с любовью. Этим Православие и отличается от современной системы, которую нам навязывает Запад — «Выучил. Сдал. Забыл… так много раз все забыл». При таком познании у человека главное не остается в душе. Оно не напишется на сердце и в уме, только в схоластических напоминаниях неких теологических положений.
— Многие воспитатели, и в первую очередь родители, часто задаются вопросом, где в воспитании находится граница между светским и духовным?
— На конференции я делился опытом работы с молодежными певческими коллективами. У нас при кафедральном соборе уже десять лет существует детско-юношеский хор. Дети за эти годы прошли немалый путь в познании духовной музыки. Человек, получивший такую прививку культуры, даже исполняя светские произведения, естественно, выбирает лучшее, что есть в них. Он их одухотворяет. Это совсем другое исполнение, в этой музыке открывается другая красота, она становится тоже по духу православной. Наши маленькие исполнители распространяют эту прививку добра и среди своих сверстников.
Образовательно-воспитательная культура Православия основана на уважении к человеческой свободе, и дети на это откликаются быстрее других. Отсюда и их особое чувство ответственности. Даешь свободу! В культуре только. Если дать свободу вообще, то получится анархия, но свобода в культуре порождает ответственность. Я много рассматривал, как старшие смотрят за маленькими, помогают. Все как в Церкви — настоящая семья.
— Кроме преподавания в университете, вы также являетесь воспитателем в средней школе. Это учебное заведение, наверное, одно из первых в Украине взяло ориентацию на православные ценности и культуру…
— Школе пятнадцать лет. Она прошла огромнейший путь. Ее выпускники закончили престижные вузы Киева, Москвы. Многие говорили, что мы создаем для них тепличные условия. Как они выйдут в мир, увидят суровую жизнь? На самом деле, такой ученик знает, что Тот, кто с ним, больше всякого человека в мире. Мне кажется, это главный вывод за эти годы.
Каждый выбирает себе свой путь, но всякий из них знает, где его гавань и где его всегда ждет помощь и понимание. Думаю, что значительное количество выпускников — люди, которые глубоко ориентированы в православной культуре. У многих свои семьи, многих постоянно вижу в храме. Так что школа помогла им протоптать дорогу в Церковь. И сейчас это часть большой семьи, большой Церкви.
Поначалу существовала опасность правовых коллизий. У нас есть зал с иконами. Но никто и никому за всю историю школы не указывал, как ему поступать в плане свободы вероисповедания. У нас учится много детей инославного исповедания. В этом наше самое большое завоевание. Представители других конфессий видят, что в нашем заведении есть огромной глубины культура, которая позволяет всем ее причастникам уважать иное мировоззрение. В Православии есть одна удивительная черта — терпимость. Не толерантность, как это нам сегодня хотят навязать, подменяя понятия. Толерантность — это когда человеку и на свою культуру наплевать, и относительно других все равно. А терпимость — когда свое хранишь и можешь уважать иное. Могу сказать, в школе всегда была терпимость и никаких межконфессиональных розней. Более того, многие родители подчеркивают то, что их детей обучают добру, ничего не навязывая.
— Вы стояли у истоков возрождения православного педагогического движения в Украине. Анализируя путь за пройденные годы, чего удалось добиться?
— В отличие от первых годов стремительно возрастает число сторонников в наших рядах. На последние Рождественские чтения собралось до пяти тысяч православных педагогов! Я своими глазами видел колоссальное количество неравнодушных людей. Это огромный потенциал отечественной педагогики. А сколько людей еще работает в этом ключе.
Всегда все зависит от готовности каждого отдельно взятого человека. Это вопрос не одного дня, когда с помощью какого-нибудь указа все будут делать правильно. Хороший плод долго созревает. Я думаю, что прошедшие пятнадцать лет были очень плодотворны. Появилось большое число учебников. Нужно еще и подготовить людей, которые бы могли воспользоваться этими пособиями. Думаю, что и это решится.
В Украине, как всегда, Крым впереди. Но мы отстали недалеко. По каким-то параметрам много успели сделать и другие регионы. У нас в Виннице есть хорошая материально-техническая база. Мы вышли на издание видеопрограмм, создали целую серию «Православная традиция и современность».
— Сегодня в контексте перспектив и задач развития православной педагогики говорят о глобализме…
— Мне кажется, что современная объединенная Европа скоро потеряет собственное культурное лицо, поскольку она вместо культурных ценностей создает общие нормы. То, что называется «общечеловеческими ценностями», на самом деле, подмена. Глобализация к вашей индивидуальности относится «толерантно», а вашу личность абсолютно не берет во внимание. Каждый из нас как личность и бессмертная душа в глобальной системе никого не интересует. И обучение в такой системе будет только для того, чтобы ее обслуживать. Вы будете до пенсии доктором, педагогом, а когда выйдете на пенсию, вам скажут: «Спасибо, вы в нашем обществе не нужны». «А кто я, я что, не педагог?». «Нет, вы, наверное, человек». «А что это такое?» Этому не учили. О том, что это «чело, обращенное в вечность», вообще речь не шла. И человек оказывается просто выброшенным на свалку цивилизации, туда, где лежат пластиковые бутылки и все, что она отработала. Цивилизация без культуры (в нашем случае без православной) — самоуничтожающаяся, потому что она-то и является порождением культуры. Заметьте, сначала в монастырях родилась наука, потом цивилизация ее вместо познавательной сделала прикладной, и люди начали создавать себе рынки потребления. И ради этих рынков начало крутиться все остальное.
Главный закон глобализации — золотое правило рекламы. Говорите правду, говорите много правды, но никогда не говорите всю правду до конца. Она обречена, потому что это искусственно созданная и саморазрушающаяся система. Если в лесу на землю падает лист, то через год это будет гумус. Это самообновляющаяся природная система. Сегодня мы видим, что вторичная система хочет взять на себя функции первичной. Отсюда происходит весь переворот. Ее пагубное действие проявляется не только в экологии. Идет уничтожение культуры — того, что сотворено в человеке изначала. Первообраз — это и есть культура, а не то, что мы себе придумываем. Поэтому, в какую бы обертку мы идеи глобализации не рядили, у них нет будущего. Это игра в тактику, но у нее нет стратегии, конца.
— Какие еще проблемы, на ваш взгляд, наиболее животрепещущие в православной педагогике? Что мешает ей полноценно развиваться?
— Проблемы у нас человеческие. Там, где человек, там и проблемы. Прежде всего мы не успеваем догонять потребности времени. Слишком много времени упущено. То, что сегодня наши дети хотят получить, мы еще не готовы им дать. Мы не готовы предоставить им это в той форме, в которой они готовы принять. Мы знаем, каков путь, но он не до конца отработан. Православная педагогика там, где коренной принцип — уважение к человеку, то, что в Православии называется любовь. Но любовь не на словах, а на деле. Такой подход требует колоссального терпения. Потому что дети, особенно в переходном возрасте, представляют довольно «сложный случай». В этот момент элементарное человеческое сострадание может сделать больше, чем какие то нравоучительные поучения.
Я думаю, что главная проблема в православной школе решится тогда, когда туда придет ось всей нашей культуры — Божественная литургия. И когда в школу вернется домовая Церковь, как это было во всех учебных заведениях до революции, тогда время, проведенное ребенком в школе, по словам Ушинского, превратится в тот невещественный капитал, которым человек приобретает Вечность.
— Что бы вы пожелали православным педагогам и родителям, которые ныне ратуют за возобновление христианских ценностей в отечественном образовании?
— Педагог прежде всего должен быть надежным человеком. Потому что «крайне его» уже в обществе нет. Педагог, это то, что будет завтра. От него зависит, каким после нас будет новое поколение. Поэтому, если наша главная сила — молитва, и земля наша стоит, пока есть сильные молитвенники, то я хочу пожелать каждому молитвенного стояния, упования и заступления Божьего. Сегодня я видел много прекрасных педагогов. И хочу пожелать им, чтобы они наше вековое наследие не только сохранили, но и умножили.