Протоиерей Константин Буфеев: «Дарвинизм — соблазн для современного человека»
Протоиерей Константин Буфеев,
руководитель миссионерско-просветительского центра «Шестодневъ», кординатор секции Чтений «Православное осмысление творения мира»: «Дарвинизм — соблазн для современного человека»
— Те церковные люди, которые пытаются примирить теорию эволюции с христианской верой, совершают грех против учения Церкви?
— Без сомнения, погрешают! Мы верим, что Христос есть второй Адам, есть Спаситель всего рода человеческого. Если у Адама были предки папа и мама — орангутанг и питекантроп или более далекие — кистеперые рыбы, сине-зеленые водоросли и инфузории туфельки, почему тогда эти предки Адама лишаются благодати быть крещеными — возрожденными в жизнь вечную в церковном таинстве — и причащаться тела и крови Христа Спасителя?! Очевидно, что предлагать подобное — едва ли не кощунственно, нелепо и невозможно. Господь — второй Адам, потому что был первый Адам, а до первого Адама был только прах земной. Таково Церковное вероучение. Так учили все святые отцы. Так написано в Библии. А находить у Адама предков и говорить о том, что была смерть до сотворения Адама, — несомненно, догматическое искажение основ православного вероучения.
— Эволюционисты при виде креациониста не могут удержаться от шпильки в его адрес, приводя аргументы типа: «Вы основываете свою теорию на предрассудках. Обнаружены новые факты, опровергающие сказанное в Библии!» Что на это можно возразить?
— Насчет новых фактов сказал святитель Феофан Затворник: «Различать теории от подлинных фактов мы обязаны. Теории — личное дело учащих, факты — общее достояние. Истинной и настоящей теорией может быть только та, которая согласна с христианскими истинами». Действительно, нет такого факта, который был бы абсолютен и не требовал бы интерпретации. В зависимости от мировоззрения человека — атеист ли он, буддист или кто-то еще — те же самые факты могут быть выстроены в известную концепцию.
Надо признать, что нет ни одного факта, доказывающего эволюцию, ни в мире биологическом, как учение Дарвина и последующие, ни в эволюции, скажем, слоев земной коры, ни в эволюции звездных систем. Мы видим разные виды на разном уровне их существования, но это не означает, что они выстраиваются хронологически в некую эволюционную линию, которая заставляет нас утверждать преемство. Напротив, Библия говорит, что все виды были созданы «по роду их». Это выражение «по роду их» многократно повторяется в Священном Писании и в отношении растений, и в отношении животных, произведенных из воды — рыб, гадов и прочих, и в отношении птиц, животных, живущих на суши. Зачем Моисею было повторяться в каждом стихе до одиннадцати или до тринадцати раз?! Тем не менее это уточнение имеет не лишнее, а весьма существенное значение.
— В чем же тогда такой успех теории Дарвина?
— Теория Дарвина соответствует запросам сегодняшнего дня. Эта мысль убедительно прозвучала во многих докладах. Дарвинизм представляет собой несомненный соблазн для современного человека. Такое еретическое учение, насажденное дьяволом. Люди, которые отпадают от жизни церковной, люди, которые потеряли благочестие и связь с традицией святых отцов, которые забыли о Евангелии, легко принимают то, что доступно. Достаточно некритично, бездумно, и в результате вера подменяется псевдонаукой. Мы говорим «псевдонаука», потому что серьезные ученые, исходящие из того, что эволюция не есть факт, воздерживаются от заявлений о научности дарвинизма.
— Правильно ли я понял, что дарвинизм нельзя расценивать как науку и следует к нему относиться как к какому-то учению или философской системе?
— Да. Дарвинизм — это вера. Это философское учение. Это и сам дарвинизм, и все прочие неодарвинистские теории, и также учение Тейяра де Шардена. Они схожи в том, что не имеют библейского основания, незнакомы традициям христианства в святоотеческом его изложении и поэтому фактически являются непримиримыми и несопоставимыми с православием.
— Эволюционисты говорят, что все развивается от простого к сложному, от худшего к лучшему. Почему тогда со второй половины ХХ века ситуация выглядит скорее наоборот?
— Никто из святых отцов, основываясь на Священном Писании, не предрекал нам скорого благоденствия и благополучия. Напротив, мир идет к своему концу. Перед вторым славным пришествием Христовым, не будем забывать об этом, должен прийти антихрист. Не для того, чтобы запугать или чтобы заставить людей в страхе бежать, мы говорим: мир не развивается и не приходит в царство разума и к благоденствию, но мир страшным образом падает. Падает во грех. Огненное крещение, которое смоет многогрешие всей земли, предрекали пророки Ветхого Завета, апостолы утвердили нам это, и святые отцы не позволяют сомневаться в том, что антихрист воцарится и что лишь малое стадо уцелеет на земле. Не потерять трезвенного ощущения близкой кончины мира заставляет нас именно Православная Церковь.
— Может ли православный быть эволюционистом?
— Ни в коем случае! Это противоречие в терминах, это как оксюморон «громкая тишина» или «постное мясо».
— Из беседы с вами я понимаю, что вы стараетесь убеждать взрослых людей, а дети тем временем продолжают изучать всю ту же теорию Дарвина… С докладом выступила г-жа Лиляна Чолич, экс-министр образования Сербии. Там была хотя бы попытка отказаться от этого предмета, а у нас?
— Пример г-жи Лиляны Чолич должен быть оценен и должен быть известен всем современным людям. Сербия испытала два сильнейших удара. Во-первых, военный, когда уничтожались святыни, монастыри, жилые кварталы и мирные жители, но об этом СМИ информировали, и мир об этом знает. Про второй удар по Сербии известно меньше. Лиляна Чолич, будучи на посту министра просвещения Сербии, в сентябре минувшего года упразднила в школах преподавание уроков дарвинизма. Это вызвало такую бурю негодования и давления «цивилизованной» мировой общественности, что ее вынуждали подать в отставку. Мне отрадно, что на нашей секции слово Лиляны прозвучало, и, конечно, единодушие, поддержку, сочувствие мы смогли выразить ей. Действительно, это подвиг. Это подвиг, который женщина понесла по своей вере. Она сказала: «Я православная христианка. Я не могу против совести подписывать те указы, которые обличают мою совесть».
— А как с этим в России?
— Положение у нас достаточно тяжкое. Потому что мы унаследовали систему образования от советской школы, а в советской школе дарвинизм, основанный на материализме, был единственной безальтернативной концепцией. За годы перестройки, хотя политически мы живем уже в другой стране, иной системы образования пока никто не предложил. Потому даже в православных школах и гимназиях в программах по биологии встают вопросы, когда экзаменаторам надо доказать и обосновать справедливость теории эволюции.
Получается нелепая ситуация: на уроках благочестия и Закона Божия ученики слышат, что Бог сотворил мир за шесть дней, вспоминают о шестодневе Василия Великого и всех прочих святых отцах, единодушно говорят нам о буквальном понимании этих библейских строк, вспоминают апостольское учение об этом, а на уроках природоведения, биологии мы вынуждены повторять под видом науки какие-то очень странные и несовместимые с христианскими убеждениями вещи. Подобным образом и в высшей школе: геологических, биологических вузах нет в программе альтернативы теории эволюции. Что можно сделать? Упразднить вообще преподавание теории эволюции, видимо, невозможно и нет нужды, потому что знать о ней должен всякий цивилизованный человек. Но одно дело знать, а другое дело исповедовать. Одно дело знать лжеучение, как в семинариях есть курсы сектоведения, сравнительного богословия, где изучаются еретические, неправославные учения. Совсем другое дело — быть православным и знать, что есть истина, что есть церковное вероучение, что есть святоотеческое наследие, о чем говорит Библия и о чем Библия не говорит. Этот момент следует иметь в виду. И перспектива церковных учебных заведений — и начальных церковных приходских школ, и высших, таких, как семинария, академии, богословские институты, — однозначна: нужно писать учебники, по крайней мере ставить об этом вопрос и не делать вид, что проблемы не существует.
— На Рождественских чтениях такая секция появилась впервые?
— Действительно, наша конференция проведена впервые в рамках Рождественских чтений. Секция называется «Православное осмысление творения мира». Организатор секции — миссионерско-просветительский центр «Шестодневъ», руководителем которого я являюсь. Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II совместно с Отделом образования и катехизации РПЦ. Отрадно, что заседание было начато молебным пением, которое возглавил архиепископ Тобольский и Тюменский Дмитрий. В беседе с владыкой я понял, что он полностью единомыслен с нами. Знаю также, что и иные архиереи нашей Церкви поддерживают наше движение и работу секции. Перед конференцией получил благословение от архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, который сказал что его «очень и очень беспокоит современная школа, которая продолжает в духе дарвинизма учить наших детей».
01.03.2005. КИЇВ. Бійці «Барсу» отримали благословення на охорону громадського порядку