Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Черниговский и Нежинский Амвросий: «Духовность и закон должны сосуществовать гармонично, поддерживая друг друга»

Епископ Черниговский и Нежинский Амвросий: «Духовность и закон должны сосуществовать гармонично, поддерживая друг друга»

— Ваше Преосвященство, как Господь призвал Вас стать служителем Церкви?
— С Церковью я связан, сколько себя помню. Родители брали меня в храм каждое воскресенье и в праздники. Когда стал постарше — начал помогать на службах: сначала подавал кадило, потом пел на клиросе. Это, конечно, многим не нравилось. Меня пытались перевоспитывать. Вспоминаю такой эпизод: согнали всех детей в клуб, меня посадили на виду у всех и показали кинопленку о том, как я в храме прислуживаю: хожу со свечой, целую икону. Признаюсь, мне было несладко — все на тебя смотрят, тыкают пальцем. Это было какое-то судилище, которое могло ранить детскую психику. Но благодаря Богу я в этом смысле не пострадал и в Церковь ходить не перестал.
После школы поехал в Одессу, где учился в училище и работал. Затем армия. Служил я в Германии два с половиною года. В армии мне нравилось: строгость, дисциплина. Армия многому научила — организованности, аккуратности, чувству долга, ответственности за себя и за тех, кто рядом. И я благодарен Богу за то, чему научился в армии. Вы знаете, общаясь со священнослужителями, я почти безошибочно отличаю тех, кто прошел воинскую службу. Правда, сейчас сроки службы сократились, за год разве успеешь что-то почувствовать?
Еще в армии у меня родилась мечта — учиться в медицинском институте. Я много читал, даже на курсы ходил, чтобы к экзаменам хорошо подготовиться. Но получилось так, что уволили меня в конце августа, когда вступительные экзамены в вузах уже закончились. Устроился в Одессе на завод, но мысли об институте не оставлял.
Я продолжал ходить в церковь. И вот — случай. Как-то на Рождество ходили мы с ребятами колядовать. Попали в дом хорошего друга. Заколядовали. И вдруг его мать (она была послушницею св. Кукши Одесского) указывая на меня, говорит: «Вот ты наденешь белые длинные одежды, да-да — ты ». Я, помню, еще огляделся — на меня ли она указывает? И думаю про себя: наверное, сбудется моя мечта — поступлю в медицинский институт. А уже через некоторое время все вдруг изменилось — я видел себя только в семинарии. Многие отговаривали, мол, куда ты идешь, никаких перспектив! Но для меня это было уже неважно.
Я начал усиленно готовиться: читать по-старославянски, учить молитвы.
Когда поступил в семинарию, понял: это мое. Очень нравилась простота и дисциплина, которые отличали семинарский быт. Вскоре меня взяли в иподиаконы к владыке Сергию (Петрову), тогда архиепископу, а позже митрополиту. Он был очень пунктуальным. Бывало, служба начиналась в таком-то часу, а владыка пришел раньше, тогда он станет где-то, подождет и выйдет точно ко времени. Царство небесное владыке, очень хороший был человек. А как относился к богослужению! Сам все проверит: чтоб все было готово, во время службы соблюдал все до мелочей, неточностей не терпел.

— Свое образование вы продолжили в Москве. Почему ваш выбор пришелся именно на МДА?
— Действительно, после семинарии я поступил в Московскую духовную академию. Хотя до того у меня возникало сомнение в Питер или в Москву, выбрал Москву. Тогда Московская школа отличалась большой строгостью (это мне всегда нравилось). Я знал, что там богатейшая библиотека, много авторитетных преподавателей.
Учеба в академии меня захватила. Я много читал, нес послушание на клиросе, помогал прислуживать в соборе. Хотелось как можно больше познать и как можно большему научиться. Ходил на иконопись, учил английский (хотя в школе учил немецкий), занимался корректурой, фотографией, машинописью. Первые два года почти не выходил за пределы Лавры: собор, к преподобным, учебный корпус, библиотека и трапезная.
Позже по благословению ректора — владыки Филарета (сейчас митрополит Минский) — иподиаконствовал у Патриарха Пимена. Началось время поездок. Бывало, утром Святейший служит в Москве, а вечером — в Троице-Сергиевой Лавре.

— Какие воспоминания о Патриархе Вы сохранили?
—Владыка очень торжественно служил. Голос сильный, густой. И хотя был он уже далеко не молод, но читал так, что слышна была каждая буква, чувствовалось, что он был очень сильный в молитве и очень искренний. Помню, подхожу к владыке и говорю, что хотелось бы немножко практики священнической. Патриарх на это ответил: «Послужить всегда успеешь, а вот иподиаконствовать у меня не всегда сможешь!» Владыка был очень мудрый, выдержанный, говорил немного, но все его речи всегда были весомыми, ценными и поучительными. Патриарх Пимен рукоположил меня во диакона, а затем во священника. Он сыграл большую роль в моей жизни.

— Владыка, в 1990 году Вы были избраны депутатом Харьковского горсовета, как Вам удавалось совмещать пастырское служение и обязанности депутата?
— Дело в том, что я никогда в депутаты не стремился и даже не думал об этом. Началось с того, что по благословению правящего архиерея я стал доверенным лицом кандидата в депутаты Верховной Рады. Помню, поехал на две недели в отпуск. Приезжаю — владыка Никодим улыбается. «Поздравляю, — говорит, — тебя выдвинули кандидатом в депутаты горсовета». Написал программу, встречался с избирателями. И стал депутатом. Вначале было сложно, надо было вникать в незнакомые сферы деятельности. Но польза от моего депутатства была и Церкви. Так Господь устроил, что своим государственным положением смог сдвинуть с места ряд вопросов по восстановлению церквей. Мы открыли при соборе воскресную школу, одну из первых на Украине. Потом она превратилась в двухгодичное училище, потом — в трехгодичное, а позже — в семинарию.

— Владыка, я знаю, что Вам пришлось пережить утрату близких. Вероятно, это одна из причин вашего решения принять постриг?
— Знаете, я не стремился к постригу. У меня была возможность постричься, когда еще при Патриархе иподиаконствовал. Но я не добивался этого, мне не хотелось высоких санов. Многие, оканчивая академию, писали прошения остаться на преподавательскую деятельность в семинарии или на послушание в синодальные отделы. Я попросил направить меня на приходское служение, мечтал служить и достойно исполнять свои пастырские обязанности. А про постриг не думал. Даже после утраты близких. Однажды владыка предложил мне постричься и взять Покровский монастырь. Но я отказался. Потом долго размышлял и принял постриг. Через некоторое время был назначен викарным епископом Черниговской епархии. Вот так Господь своим Промыслом определил быть мне епископом.

— Ваше Преосвященство, недавно в областях были представлены новые губернаторы. Что вы ждете от новой власти? Ожидаете ли плодотворного сотрудничества с нею?
— С представителями новой власти мы недавно встречались. Первое впечатление неплохое. Что будет дальше — посмотрим. В Чернигове недавно происходило собрание представителей всех конфессий, поднималось много вопросов. И знаете, есть много очень хороших идей. Например, велся разговор о том, чтобы на альтернативной основе в школах преподавалось религиоведение. Обсуждались демографические проблемы. Ведь сегодня смертность намного превышает рождаемость. К примеру, в Репкинском районе в прошлом году умерло девятьсот восемьдесят семь человек, а родилось всего сто двадцать. Существует много других проблем. Надеюсь, новые власти обратят на них должное внимание.

— А какое участие в общественной жизни города, области принимает Церковь?
— Добрые отношения с общественными структурами у нас были всегда, сегодня они становятся более тесными. Вот недавно пригласили на присягу в технические войска. Присягало около тысячи призывников. Хорошие отношения у нас с Департаментом по исполнению наказаний, с подразделениями внутренних войск. Мы приглашаем на праздники, важные события военных, руководителей предприятий, мэра города, представителей областной администрации. Я считаю, что Церковь и государство должны сотрудничать по примеру древнего римского законодательства. Надо заботиться о том, чтобы духовность и закон сосуществовали гармонично, поддерживая друг друга.

— А как решаются у вас вопросы возвращения храмов Церкви?
— Это болезненная тема. В Чернигове, например, три закрытых храма. Они принадлежали нашей Церкви. Уже на протяжении несколько лет ведутся разговоры об их возвращении. Куда только мы ни писали, но пока одни обещания. Осложняет решение проблемы то, что есть еще и раскольничий Киевский патриархат. Будем надеяться, что новое правительство будет помогать возвращению храмов. Сейчас в Чернигове строятся два новых храма, запланировано строительство еще одного. В Новгород-Северской земле было только два прихода, а сейчас открыты новые храмы и монастырь. В Нежине восстанавливаются два монастыря. Строятся храмы в Варвском, Козелецком районах. Слава Богу, есть люди, меценаты, которые берут на себя миссию восстановления храмов. Полностью разрушен Рыхловский монастырь, где подвизался прп. Лаврентий Черниговский. Сейчас там трудится иеромонах, организовывает восстановительные работы. Пока это приход, но со временем он вновь станет монастырем. А восстанавливать есть что — Черниговская земля очень богата святынями.
Главный вопрос в том, чтобы людей приобщать к Церкви. Многие ходят в церковь, но в то же время совершенно далеки от церковной жизни. И нам нужно ее возрождать.

— В вашей епархии находятся знаменитые святыни, прославленные многими чудесами.
— Это правда. Расскажу о себе. Я пятнадцать лет страдал болезнью позвонков. Не мог вообще спать, счастлив был, если удавалось задремать на пару часиков. Но по молитвам свт. Феодосия исцелился. Много исцелений происходит от списка чудотворной иконы «Всецарица», она была написана специально для Черниговской земли.
Список приложили к оригиналу, позже некоторое время икона стояла на престоле в алтаре, а сейчас — на поклонении в храме. От иконы очень много исцелений. В Троицком соборе находится чудотворная икона Почаевская, за последнее время много исцелений от иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Есть, конечно, много тайных исцелений, которые не возглашаются, но о них свидетельствуют приношения иконам. Я считаю, что исцеление можно получить от любой иконы, главное с верой и надеждой просить о нем.

— Владыка скажите, как празднуются дни памяти святых угодников Черниговских?
— На празднование памяти святых угодников мы приглашаем духовенство, правда, не всегда получается у всех приехать. В прошлом году к нам приезжал Блаженнейший Митрополит Владимир, духовенство из других регионов Украины. Приглашаем руководителей города и области, общественность. В году у нас дважды празднуется память свт. Феодосия и дважды прп. Лаврентия. Мне хочется восстановить почитание тех святых, про которых немного призабыли. Например, почитание чудотворной иконы Троице-Ильинской Божией Матери, Леньковской, именуемой «Спасительница утопающих», в Новгород-Северском, Елецкой, Домницкой, Даневской, Густынской икон Божией Матери. Также надо сказать о святых, особо почитаемых на Черниговщине — святых мучениках Михаиле и Феодоре, мощи которых почивают в соборах Московского Кремля. Мы обратились к Святейшему Патриарху Алексию, и нам было дарована икона с частицей мощей. Возрождаем память свт. Василия Черниговского, св. Даниила Прилуцкого. В эти дни я постоянно совершаю праздничную Божественную литургию. Строится храм Всех святых Черниговских, в епархии есть монастыри, названные в их честь.

— А паломники — частые гости на Черниговщине?
— И с каждым годом их все больше, ведь сколько святых мест у нас! На Черниговщине самые древние храмы не только по Украине, но и во всей Руси. Это Спасо-Преображенский собор, церковь Пророка Илии (музейная) и храмы поздней постройки, Борисоглебский собор (музейный), Троицкий собор, Спасо-Преображенский собор в Нежине, мужские монастыри — Рождества Богородицы (с. Домница), Благовещенский (г. Нежин), Спасо-Преображенский (г. Новгород-Северский ), женские монастыри — Свято-Успенский Елецкий (г. Чернигов), Свято-Георгиевский (с. Даневка), Свято-Николаевский Крупицкий (с. Осич), Свято-Введенский (г. Нежин), Свято-Лаврентиевский (с. Вересоч). Люди приезжают помолиться в святынях, в которых возносили свои молитвы подвижники.

— А какие планы на будущее?
— Хотелось бы восстановить телевизионную программу «Путь к храму». Она выходила часто, нравилась зрителям, а сейчас временно не транслируется. Есть планы расширения сотрудничества со светскими газетами и журналами. Будем надеяться, что это нам удастся. Хочется поднять духовное училище, повысить уровень преподавания. Планируется открытие новых воскресных школ. Работы хватит на всех.

Беседовал Владимир Мандзюк