Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Николай Бурляев: «Настоящее кино – это борьба с темными силами»

Николай Бурляев: «Настоящее кино – это борьба с темными силами»

Народный артист Российской Федерации Николай Бурляев —человек разносторонних талантов. Он известен как актер, режиссер, сценарист. Бурляев пришел в кино в начале 60-х и сразу запомнился зрителю яркими работами в фильмах «Без страха и упрека», «Герой нашего времени», а особенно — в «Ивановом детстве» и «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского. Затем были «Служили два товарища», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Военно-полевой роман», «Лермонтов»… В последние годы Николай Петрович снимается реже. Уже много лет он занят своим любимым детищем — фестивалем православного кино «Золотой витязь», бессменным президентом которого является. В этом качестве открылся еще один незаурядный талант Бурляева — организаторский. На фестивале «Покров» Николай Петрович был почетным гостем. И, кроме того, представлял новый фильм со своим участием — «Любовь и правда Федора Тютчева».

— Николай Петрович, вы очень рано начали свой путь в кинематографе. У вас за плечами масса работ — и актерских, и режиссерских. С некоторых пор характер вашей деятельности несколько изменился. Вы почти полностью отдались «Золотому витязю».

— Действительно, сегодня для меня фестиваль — дело более важное, чем режиссура и актерство. Подобные фестивали важны не только для Украины и России, но и для всего мира. Я утверждаю это с полной ответственностью, поскольку занимаюсь православным кинематографом четырнадцатый год. Изо дня в день, в течение многих лет мы отливаем колокол «Золотого витязя». Мы надеемся, что вскоре он зазвонит во всю мощь. Совсем скоро мы открываем в Москве театральный форум «Золотой витязь». Потому что понимаем: нужно бороться за все виды искусства. Приедет на него четыреста участников, девять стран мира. Мы покажем тридцать одну пьесу в Театре на Таганке.
И вот сегодня, я, можно сказать, все бросил, прямо от станка, приехал сюда. Я считаю, что должен поддержать всей мощью «Золотого витязя» рождение «Покрова». А мощь у нас действительно огромная. Мы создали творческий союз, который я имею честь возглавлять, куда входят представители пятнадцати стран православного мира — Болгарии, Сербии, Беларуси… Это двенадцать тысяч членов. Вы только вдумайтесь! В Союзе кинематографистов России четыре с половиной тысячи, а здесь — двенадцать.

— В своей приветственной речи «Покрову» вы в весьма сильных выражениях обрушились на культуру Запада, в частности, на американскую, которая, по вашим словам, приближает дни апокалипсиса. Вы действительно видите в этой культуре и образе жизни столь серьезную угрозу миру?

— Мы живем в последние времена. Мы действительно атакуемы тьмою. И тем не менее, живем, часто оглядываясь на Запад. Куда оглядываться? На это демонизированный мир? На их бандитское кино, растлевающее человечество? Что там для нас есть нового? Что нам ждать от этой страны бандитов? Ее создали бандиты. Что мы на них глядим? Потому что у них деньги? Зеленые бумажки? Нельзя продаваться, надо отстаивать наше общее братство — братство во Христе православных людей. Ведь православие — это последний стержень, удерживающий нашу общую Родину. Вот я ехал сюда. В час, в два часа ночи будят — граница! Говорят, мы отдельные государства. От чего отдельные? От праматери? Мои предки из Украины. Мой дед — потомок запорожских казаков. Когда закончатся эти игры? Когда уже народ скажет: хватит дурачить нас, какие границы?
Поэтому очень важно рождение «Покрова». И наш форум будет помогать «Покрову» самыми лучшими фильмами. А мы каждый год показываем 200 новых фильмов, соответствующих девизу «за нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека». Я буду рад, если «Покров» примет наш девиз. Давайте работать вместе и понимать, что мы работаем для спасения собственной души и душ тех, для кого мы делаем кино.

— Ощущение такое, что само слово «американский» действует на вас как красная тряпка на быка. Неужели ничего достойного и здорового не может дать американская культура. В частности, кинематограф?

— Это не совсем так. В этом году на «Золотом витязе» мы дали гран-при американскому фильму. Я не люблю кино американское. Когда я наталкиваюсь на американский фильм, я выключаю этот канал. Но это один из первых за последнее время американских фильмов, где есть попытка приближения к истине. Это фильм Мэла Гибсона «Страсти по Христу». У нас в гостях были два актера, игравшие в этом фильме — Христо Шопов (Понтий Пилат) и Христо Живков (апостол Иоанн) — два болгарина. Мэл Гибсон, католик, выбрал для очень важных ролей православных, наших братьев-славян. Мы дали главный приз христианину Мэлу Гибсону. Его не пускают в Нью-Йорк. Вот вам этот мировой порядок, который хочет царствовать над всеми нами. Зверь, выходящий из моря, это ни какое-нибудь чудовище. Это Америка, океанская держава. А семь голов — это та самая великая семерка. Поэтому так обидно, когда я вижу, что ваши политики заигрывают с НАТО, заигрывают с теми, кто бомбил Сербию, наших братьев православных? Предавать тех, кто оберегает границы Украины?

— Что значит для вас профессия актера? Какова ее миссия?

— Мне всегда претило, когда меня называли актером. Я всегда считал актерство вторичной профессией. Меня вы мало видите в последние годы на экране. Почему? Потому что я не хочу участвовать в этой ярмарке тщеславия. Потому что сегодня, будучи актером, нужно соглашаться, как представителю древнейшей профессии, торговать душой и телом. Пусть останутся «Иваново детство», «Рублев», «Военно-полевой роман», «Лермонтов». Это переживет меня. Это то, что будет помогать людям поднимать душу к Господу. Я всегда старался — и как актер, и как режиссер — делать то, в чем я видел окошко в горний мир. Такова работа над образом Лермонтова, человека Божьего, сколько бы о нем не выдумывали грязных сплетен. Это был настоящий патриот, отдавший свою жизнь за высокие идеалы. Мне по душе образ Пушкина, фильм о котором уже в течение нескольких не позволяет делать министерство культуры. А все потому, что у нас культурой руководят те, кто ее не любит. В данном случае наш министр Швыдкой.

— В 60-е годы, когда вы начинали, не было понятие «православное» кино, хотя, по-видимому, оно подспудно существовало. Вы несете чью-то традицию. Чья это традиция, если называть имена?

— Господь мне дал великих учителей. Это счастье учиться у Тарковского и дружить с ним, и перенимать у него не только отношение к искусству, но и к жизни. Это прославленный артист театра Николай Дмитриевич Мордвинов, с которым еще почти мальчишкой я играл на одной сцене в Театре Моссовета. Вы его помните как Арбенина, Котовского, Богдана Хмельницкого. Это великие Бондарчук, Шукшин, Довженко. Многие из них были партийными людьми, но они были христианами в искусстве. Они несли высокие христианские ценности во времена жестокого атеизма. Благодаря этим людям, передавшим нам факел, мы можем идти дальше и передать его нашим детям. «Золотой витязь» начался в 1992 году, когда наше направление было не только не модно. За него можно было пострадать. А мы пошли с этим. На нас косо глядели. А мы крепли. Мы завоевывали пространство. Пошли с этим в блокадную Сербию, когда ее предали почти все наши политики. А мы туда поехали, когда страну бомбили натовские войска.

— Вам не кажется порой, что большой кинематограф где-то там, а вы существуете особняком, в узком, замкнутом пространстве?

— У меня никогда не было такого ощущения. Напротив, мы стали маяком. На нас глядят уже не с пренебрежением, как было ранее, а с заискиванием. Эти наши курортные кинофестивали с завистью глядят на нас, они нас боятся. Завидуют нашему уровню. Там нет такого уровня. Я уже давно не езжу на подобные мероприятия. Одного раза мне было достаточно. Это ярмарка, халява, море водки, оплевывание собратьев и т. д. В залах на их открытиях такой атмосферы нет. Там холод, ирония и ожидание проколов.

— Вы привезли на «Покров» фильм о Тютчеве. В нем вы после долгой паузы выступили как актер. Довольны ли вы этой работой? Как принял его российский зритель?

— «Любовь и правда Федора Тютчева» — фильм о замечательном русском поэте, философе и религиозном мыслителе, поставленный специально к 200-летию со дня его рождения. Основой сценария стала книга Вадима Кожинова о поэте. Мне судилось сыграть в нем роль. Министерство культуры России отказало режиссеру, Наталье Бондарчук, в поддержке — фильм о Тютчеве оказался не нужен. Тем не менее, мы не остановились и ввязались в это дело. У нас была группа, костюмы 19-ого века и наше желание создать памятник великому русскому гражданину. Но мир не без добрых людей. Нам помог губернатор Брянской области Юрий Лодкин. Он оплатил дорогу в Брянск и открыл для нас двери имения Тютчева. Когда фильм был готов, Наталья Бондарчук отправилась по центральным каналам. Мы полагали, что все ухватятся за возможность заполучить работу к юбилею поэта. Но, получилось с точностью до наоборот. Кругом отказ. Нам отвечали: «Это не наш формат, Это нерейтингово».
Мы повезли фильм в Брянск на празднование юбилея. Там рейтинг был несколько иным. Когда фильм закончился, зал некоторое время молчал, а затем взорвался овацией. Люди стояли и плакали. Затем к сцене стал пробираться руководитель Российской писательской организации Валерий Ганичев. Он прекрасный оратор. Но сказал несколько фраз, и — спазм в горле. Больше ничего говорить не мог. Это фильм о непростой жизни пророка России. У него были те же враги, что и у Пушкина и у Лермонтова, все тот же министр иностранных дел Несельроде, масон и австрийский шпион. Этот карлик добросовестно докладывал австрийскому императору все, что происходит при русском дворе. Главная заслуга этого министра — то, что он привел Россию к войне с Турцией. Тютчев пророчески предсказывал проникновение Америки в Европу, плоды которого мы сегодня пожинаем. Он не был святым, но всегда был патриотом, гражданином и думал о судьбе отечества.

— Николай Петрович, что вы хотели бы пожелать нашему молодому фестивалю?

— Христианский мир огромен. Не нужно бояться широко открывать двери для носителей добра. Сколько замечательных православных картин в мире! Я желаю «Покрову», чтобы он стал действительно международным фестивалем. Чем больше будет таких огоньков, таких оплотов православия в искусстве, тем больше шансов спастись нашим народам. Мы сможем бороться с темными силами, если сами будем делать настоящее кино, показывать примеры подвижничества, примеры жизни христианской, примеры образцовых православных семей, будем учить любить людей, любить отечество, просто любить. И еще. «Золотой витязь» за тринадцать лет показал две тысячи восемьсот фильмов. Среди них сотни замечательных лент. На центральных каналах из них было показано не более трех десятков. Думаю, что у вас тоже есть такая проблема. Поэтому пробивайте, удаляйте всю нечисть с телеэкранов, а мы попробуем у нас побороться.

Беседовал Валерий Полищук