Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
(публикуется в сокращении)
Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства — возлюбленные о Господе собратья архипастыри, участники настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви!
Прошло четыре года со времени Юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в 2000 году, когда мы стояли на рубеже времен, вступая в новый век и новое тысячелетие. Начало третьего тысячелетия от Рождества Христова стало событием в жизни каждого человека, вехой в истории всего человечества и его духовной путеводительницы — Святой Церкви Божией. Всякая юбилейная дата располагает к размышлению и осмыслению прошедшего периода, подведению его итогов, а рубеж столетий, и тем более тысячелетий, особенно.
Во всех странах христианского мира ушедшее столетие было временем дальнейшего отступления от христианства и наступления на христианство, временем торжества секуляризма. Безрелигиозное мировоззрение объявляло христианские истины несостоятельными с точки зрения науки; психология рассматривала веру как патологическую форму сознания; социальные учения объясняли деятельность Церкви исключительно утилитарными, земными целями. Религию часто обвиняли в невежестве, в том, что она паразитирует на необразованности и бедности людей, а потому должна отмереть в ходе научного прогресса и всеобщего повышения уровня жизни. Однако только в России и других странах, где воцарился государственный атеизм, христиане столкнулись с сатанинской ненавистью антихристианских сил лицом к лицу. Для Русской Церкви минувшее столетие стало временем испытания твердости веры, сравнимого только с преследованием христиан в Римской империи, а по масштабу гонений во много раз его превосходящего.
В этих условиях исповедание христианства стало подвигом. Исповедники веры и новомученики, внешне бессильные перед карательной машиной атеистического государства, не пошли на духовный компромисс и ценой лишений и даже собственной жизни засвидетельствовали веру, побеждающую мир, по слову Апостола, «всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4). Православные христиане в нашей стране смогли доказать, что их вера — не устаревшее мировоззрение или унаследованный от предков обычай, от которого можно отказаться в угоду властям. Они доказали, что христианство — основание жизни, а Христос — высшая ценность и истина, отвергнуть которую равносильно духовной смерти.
Кровь мучеников — семя Церкви, из которого рождаются новые поколения христиан, именно потому, что своим подвигом мученики свидетельствуют о силе благодати Божией, преображающей человека, об истине Воскресения Христова. Мученики и исповедники веры проходят путем Христовым: через гефсиманское борение, публичное поношение и крестные страдания к Вечной жизни. Уподобляясь в этом Спасителю, они достигают совершенства веры. Добровольно принимая испытания и смерть, они обретают радость единения с Богом. Поэтому трагическая история нашей Церкви в минувшем веке одновременно есть и ее славная история. В этом мы видим чудо Божие и исполнение слов Спасителя о том, что врата ада не одолеют Его Церкви (Мф. 16, 18).
На Юбилейном Соборе 2000 года мы торжественно прославили сонм новомучеников и исповедников XX века. Тщательно изучив материалы, свидетельствующие о подвиге веры, мы канонизировали более тысячи новых святых. Процесс агиографических изысканий и прославления продолжается поныне и будет продолжен в будущем. Мы молимся новопрославленным святым: тем, кого знаем поименно, и тем, чьи имена нам неведомы.
В то же время мы не должны забывать, что, кроме иерархов, священнослужителей и мирян, мученически засвидетельствовавших в те годы свою верность Христу, было много других, вершивших подвиг исповедничества: в условиях гонений они твердо сохраняли веру и мужественно совершали свое служение Церкви. Тысячи священнослужителей предстояли престолу Божию, вместе с мирянами отстаивали храмы и монастыри, творили дела христианской любви и милосердия. Им также мы обязаны тем, что наша Церковь выстояла в годину испытаний.
Один из уроков, который мы должны извлечь из опыта прошлого столетия, — это твердое осознание того, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Стояние мучеников в вере не было противлением государству и власти, но противостоянием неверию. Даже в своих мучителях страстотерпцы видели несчастных и запутавшихся людей, томящихся «во тьме и сени смертной» (см.: Мф. 4, 16).
Прославляя подвиг мученичества и исповедничества новых российских святых, мы не должны забывать главного: они являют нам образцы христианской жизни, примеры, которым мы призваны подражать в нынешних условиях. «Правило веры», завещанное нам подвижниками XX века, заключается в том, чтобы все в повседневной жизни и церковном служении поверять духовным мерилом, чтобы прежде всего искать «единого на потребу» — Царства Божия и его правды.
Сегодня все мы, православные христиане, призваны если не к мученичеству в буквальном смысле, то к постоянному и неуклонному свидетельству — словом, делами, всей жизнью. Взирая на пример наших собратьев и соотечественников, стойко претерпевших гонения за веру, мы обязаны помнить о том, что каждый христианин и во времена мира, и в годину испытаний должен быть мужественным свидетелем Истины, готовым отдать все блага здешней, земной жизни за Христа и Его Церковь. И сегодня одна из главнейших задач нашей Церкви в области пастырской деятельности — научить народ не бояться быть верующим, открыто и последовательно свидетельствовать о своей вере.
Главная и неизменная цель существования Церкви во все времена — спасение людей для Жизни Вечной. В приложении к бытию Церкви в изменяющихся исторических условиях эта цель реализуется через осуществление следующих задач: освящение мира, свидетельство об истине Христовой, служение Богу и ближним.
Церковь как установление Божие, как Тело Христово и Храм Святого Духа является местом освящения верующих посредством богоучрежденных Таинств. Благодать Божия, даруемая в Церкви через Таинства каждому верующему, достойно ее воспринимающему, является силой, возвещающей всему миру о пришедшем Христе Спасителе как Едином от Святой Троицы. Христианское свидетельство проявляется в проповеди и нелицемерной жизни по вере, но при этом имеет и специфические формы в различных сферах культуры и общественной жизни.
Служение же (в смысле новозаветного понятия о диаконии) есть плод освящения во Христе и продолжение свидетельства о Нем. Это дела милосердия и любви, это действенная помощь страждущим, больным, немощным, униженным, нуждающимся, к которой призвана Церковь. Ибо вера должна находить свое проявление в делах, без которых она, по слову Апостола, мертва (Иак. 2, 17). Именно самоотверженное служение ближним является подлинным исполнением заповедей Господних.
Процессы, происходящие сегодня в культурной, политической и социальной жизни современных обществ Востока и Запада, весьма противоречивы, в том числе и по отношению к религии. В настоящее время мы наблюдаем процессы десекуляризации, то есть возвращения «религиозного фактора» в общественную жизнь и даже в политику. Мир переживает период глобализации, когда отдельные культуры и религии встречаются в одном общемировом пространстве. Но это объективно единое пространство может пониматься по-разному. Одни предлагают ввести в этом «общем мире» единые, унифицированные культурные стандарты, а значит, уравнять все культуры, лишив их своего внутреннего содержания. Другие же настаивают на том, что культура и сформировавшая ее религия пронизывают все сознание людей и оказывают решающее влияние на форму их индивидуального и общественного существования, а потому культурная унификация в масштабе всего мира невозможна.
Сегодня очевидно, что наряду с ростом внешнего благополучия и прогрессом технологий в общественной жизни усиливается разобщенность людей, умножается грех — иногда в прикрытом, завуалированном виде, а иногда в форме откровенного глумления над традиционными нравственными нормами. Однако в современных секуляризированных обществах у многих людей, часто насильственно отчужденных от религии, сохраняется религиозное и нравственное чувство. Многие люди испытывают жажду Истины и пребывают в духовных исканиях. Нередко они находят временное удовлетворение, воспринимая различные псевдодуховные мировоззрения, чуждые православному Преданию. В этом есть доля и нашей вины — значит, мы не смогли найти общего языка с этими духовно жаждущими людьми и не сумели приобщить их к полноте Истины, открывающейся в Православии.
Перед Церковью современные изменения в культурной и интеллектуальной сферах жизни ставят новые задачи. Многие из нас, священнослужителей, склонны успокаиваться, поскольку открытые гонения прекратились, и в наших церковных общинах наблюдается приток новых членов. Порой нам кажется, что теперь с религией «все в порядке» и всякий, кто изъявляет желание участвовать в церковной жизни, может свободно прийти в Церковь и сделать свой вклад в возрождение ее жизни. Но при этом мы склонны забывать, что одно из служений Церкви — это апостольство, то есть посланничество в мир. Мы часто не осознаем, что современный мир сегодня с новой силой взыскует духовной истины, жаждет услышать пророческое, но в то же время внятное, разумное слово Церкви. Мир взыскует Бога, часто неосознанно. И потому задача свидетельства сегодня является приоритетной для нас.
Церковь и общество
В любое время и в любых условиях, в том числе и когда совершаются радикальные социальные и политические изменения, Церковь несет миру благовестие Христово, всегда остающееся неизменным. Церковь не только хранит, но и возвещает Божественное Откровение, однако для того чтобы ее слово было действенным, она должна учитывать состояние мира, в котором благовествует.
После распада СССР, где Церковь находилась под жестким контролем власти, взаимоотношения Церкви и государства стали качественно иными. Но поскольку со времени исторического слома 1917 года прошло почти девять десятилетий и за это время в мире очень многое изменилось, эти отношения не могли вернуться к прежним дореволюционным формам. В нынешних условиях декларируемой религиозной свободы, парламентской демократии и президентской республики статус Церкви характеризуется самостоятельностью и независимостью, невмешательством государства в дела Церкви и Церкви в дела государства.
Современные страны, на территории которых совершает свое служение наша Церковь, — это светские государства, нормой жизни которых является принцип свободы совести. Но признание государством светского характера своего устройства отнюдь не означает утверждения безверия как нормы жизни, а лишь указывает на тот факт, что ни одна из религий не является государственной. В то же время принятие многих законов связано не только с политическим, но и с нравственным выбором. Именно поэтому так важна роль Церкви в духовном и культурном развитии общества.
К сожалению, понятия «светскость» и «свобода совести» часто трактуются односторонне, лукаво, — с позиций агностицизма или атеизма, в ущерб интересам будущего страны и правам ее граждан. На практике это приводит к тому, что подрастающее поколение лишается возможности освоения культурно-исторической и национально-духовной традиции своего народа. Вызывают озабоченность и некоторые изменения в налоговом и земельном законодательстве, ставящие под угрозу дальнейшее развитие социальных церковных программ.
В современных условиях одной из главных форм общественного служения Церкви является установление и развитие ее социального партнерства как с государством, так и с иными структурами — благотворительными, образовательными, научными, культурными и другими. Порой такое сотрудничество понимают как своего рода сращивание Церкви и государства, что принципиально неверно. Православная Церковь не стремится получить статус государственной, ее целью является служение обществу, а не государству как таковому. Цели и задачи государства и Церкви могут совпадать, но они различаются именно потому, что Церковь не тождественна государству по самой своей природе и преследует прежде всего духовные, религиозные цели. Церковь служит обществу, так же, как ему призвано служить и государство. Но, разумеется, миссия Церкви не ограничивается ее общественной деятельностью.
По своей природе и своему предназначению Церковь и государство несут в мире различные служения. Для Церкви главное — привести человека к вечному спасению. Людей же, облеченных светской властью, Священное Писание призывает использовать свою силу для ограничения зла и поддержки добра, в чем видится нравственный смысл существования государства (Рим. 13, 4).
Сферы соработничества Церкви и государства — это прежде всего миротворчество, укрепление духовно-нравственного здоровья личности и общества, воспитание детей и юношества, забота об обездоленных, духовное попечение о воинах, об узниках, поддержка национальной культуры.
В сегодняшних непростых исторических условиях принципиальное значение для общества и государства приобретает решение проблемы терроризма. Как ни прискорбно, но сообщения о террористических актах стали почти регулярными, и наши сограждане ныне не имеют твердой уверенности в собственной безопасности. Наиболее ярко это проявилось во время трагедии в Беслане. Мы все глубоко скорбим по поводу происшедшего и молимся о упокоении погибших и о скорейшем выздоровлении пострадавших. События, произошедшие в этом городе, повлияли на сам образ мыслей россиян, изменили их менталитет.
Общим местом стало утверждение, что основная задача террористов — посеять страх среди населения. Безусловно, это так, однако не следует забывать, что при этом некоторыми маргинальными религиозными группами предлагается богословское обоснование террористических актов. В связи с этим высшую степень актуальности приобретает вопрос выработки идеологии, которая помогла бы дать адекватный ответ человеконенавистническому мировоззрению терроризма. И нам, православным, есть, что предложить здесь государству и обществу. Поскольку насилие прежде всего питается чувством злобы и ненависти, то, очевидно, что наиболее успешным средством противодействия ему будет распространение мировоззрения, основанного на христианской любви и милосердии.
Не может не беспокоить Церковь и нравственное состояние общества. С прискорбием приходится говорить о нездоровой нравственной ситуации, которую нам приходится наблюдать. Не последнюю роль в этом вопросе играют средства массовой информации, некоторые из которых выступают в роли распространителей культа насилия, вседозволенности и половой распущенности. Под влиянием пороков человеческая личность деградирует. То же самое можно сказать и в отношении всего общества: широкое распространение нравственных болезней постепенно приводит к его духовному регрессу, подтверждением чего является и тяжелая демографическая ситуация, сложившаяся на сегодня. Мы надеемся, что наши призывы к уврачеванию указанных недугов не окажутся бесплодными.
На наших глазах разрушается средостение, искусственно воздвигнутое между религией и культурой, между верующими и остальным обществом. В настоящее время все больше людей осознают, что насильственное вытеснение религии из культурного пространства и индивидуального сознания не только является неправомерным, но и угрожает обществу распадом. Православие является неотъемлемой частью русской культуры, которая в своей основе имеет христианский взгляд на мир и историю. Я считаю установление доброго сотрудничества церковных, общественных и государственных структур отрадным знамением времени и верю, что соработничество Церкви и государства с каждым годом будет расширяться.
Богословская наука, духовное и религиозное образование
В последнее время сложилась традиция проведения общецерковных богословских форумов, на которых с позиций академической церковной науки обсуждаются наиболее животрепещущие темы церковного свидетельства и служения. Все мы должны ясно понимать, что богословие — это не реликт ушедших эпох, а проявление жизненной силы нашей Церкви, ее пророческий голос. Развитие богословской науки позволяет нам пребывать в неразрывной связи со святоотеческой мыслью и опытом и на основании этого глубочайшего опыта отвечать на проблемы современности.
Наша Церковь должна быть готова к интеллектуальным вызовам современного мира, должна быть готова и к богословским дискуссиям с представителями других конфессий. Задача современного богослова, по словам протоиерея Георгия Флоровского, — усвоить традиционную церковную точку зрения и выразить на языке, доступном и понятном нашим современникам.
Сегодня крайне остро стоит проблема увеличения в программе Духовных школ объема светских дисциплин, но при этом часто забывается, что воспитанник семинарии, как будущий священник, в первую очередь призван стать духовным руководителем людей. Следует четко определить, что светское гуманитарное образование не должно являться самоцелью, оно лишь инструмент в деле общеобразовательной подготовки пастыря, но в то же время и пренебрегать гуманитарными предметами нельзя. Их изучали и Вселенские учители, отцы Церкви, и приобретенные ими знания из области светских наук безусловно помогли им в их служении Церкви Божией.
Необходимо ясно осознавать, что Духовная школа — это прежде всего школа духовного взросления. Получаемое там образование — не свод абстрактных сведений, это приобщение к живому историческому опыту Церкви. Немыслимо и недопустимо, чтобы священнослужитель был чужд этой сокровищницы знаний. Цель духовного образования — подготовка пастырей, укорененных в святоотеческой традиции, воспитанных в духе евангельского служения Богу и ближним.
В процессе реформы надо поднять уровень исследовательской работы в наших Духовных школах. Степень кандидата богословия, присваиваемая выпускникам академий и аспирантур богословских институтов должна действительно свидетельствовать о высоком уровне проведенной работы. К сожалению, нередки случаи, когда руководство научной работой осуществляется неудовлетворительно. Случается, что диссертации представляют собой компиляции, иногда некритические, исследований светских представителей западной или отечественной науки. Если такая работа, признанная достойной степени кандидата богословия, публикуется или просто попадает в руки специалистов, это вызывает в лучшем случае недоумение. Требования к кандидатским работам должны быть усилены.
Церковная наука во многом уникальна, а в XX веке в силу политических особенностей многие богословские дисциплины изучались и разрабатывались только в стенах Духовных академий и семинарий. Курсы этих дисциплин были разработаны в православном ключе, выдержаны в святоотеческой традиции. Поэтому совершенно недопустимо пренебрегать церковными исследователями в пользу их титулованных светских коллег, которые часто менее компетентны в церковно-богословской тематике.
Не менее важная задача — организовать церковную поддержку православных исследователей. Эта поддержка не может быть сведена к разработке и прочтению ими курсов по соответствующим дисциплинам в Духовных академиях и семинариях, что является само собой разумеющимся. Для нас важно создать эффективные формы научной и материальной поддержки православных ученых, поскольку вырастить ученых специалистов можно только при наличии развитой церковной научной среды.
Совершенно недопустима организация учебного процесса на одном энтузиазме преподавателей, без сколько-нибудь значимого материального обеспечения. Невозможно подготовить образованного пастыря, не вкладывая значительных средств в его обучение.
Одна из острых проблем духовного образования — отсутствие в России и других странах единой, принятой на государственном уровне концепции государственно-религиозных отношений. Хотя некоторые Духовные школы и получили государственную лицензию, тем не менее отсутствие такой концепции не позволяет преодолеть проблему отчужденности религиозного образования от единого национального образовательного пространства.
Первые шаги в области государственного лицензирования и аккредитации Духовных учебных заведений должны быть продолжены. Нам необходимо и дальше прилагать усилия для внесения соответствующих изменений в законодательную базу.
Аккредитация должна совершаться на основе признания государством сложившейся системы духовного образования. Мы должны добиваться признания ученых степеней и дипломов Духовных учебных заведений, а не пытаться приспособить свою образовательную систему к стандартам светского образования. В противном случае нам грозит опасность потери ценнейших традиций Православной Церкви в области академического богословия и церковных наук. Духовные школы, включаясь в современную систему образования, не должны терять сокровища, которые были накоплены за более чем трехсотлетнюю историю их существования.
Еще одна болезненная проблема в данной области — вопрос образовательного ценза для кандидатов в священный сан. Архиерейский Собор 2000 года в своем определении указал на необходимость перехода «к рукоположению в священный сан исключительно лиц, имеющих семинарское или соответствующее ему образование». Тем не менее все еще встречаются случаи нарушения этого постановления без каких-либо достаточных оснований. Следует приложить все силы к тому, чтобы данное постановление исполнялось неукоснительно.
Если состояние духовного образования нашей Церкви, несмотря на сложности, неминуемо сопровождающие всякие реформы, все же является удовлетворительным, то религиозное образование мирян — область, в которой проблем гораздо больше. Десять лет назад, на Архиерейском Соборе 1994 года, глава Отдела по религиозному образованию и катехизации сформулировал ряд основных задач, стоящих перед возглавляемой им структурой. Среди них главнейшими были названы содействие религиозному образованию на всех уровнях подготовки учащихся, взаимодействие с государственной системой образования, противодействие сектантству, взаимодействие со средствами массовой информации, издательство учебной литературы, правовое и кадровое обеспечение религиозного образования мирян. Все перечисленные задачи являются долгосрочными, но тем не менее степень их разрешения оставляет желать лучшего. По сути, большинство означенных направлений деятельности не получили достаточного развития в минувшие годы.
В январе 2004 года состоялись уже двенадцатые Международные Рождественские чтения, в рамках которых была организована выставка, посвященная подвигу новомучеников и исповедников Российских. На чтениях всесторонне обсуждались острейшие проблемы современного общества, такие, как наркомания, беспризорность, распространение сектантства, рассматривались пути противодействия этим негативным явлениям. В очередной раз была отмечена острая необходимость введения в светских учебных заведениях предмета «Основы православной культуры».
Идея проведения подобного рода церковно-общественных форумов оказалась востребованной временем, что поставило вопрос о повышении статуса ежегодных Рождественских чтений. Священным Синодом нашей Церкви был учрежден специальный комитет, в чье ведение теперь перешла организация данных мероприятий, в проведении которых будут участвовать многие Синодальные структуры.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в области религиозного образования существуют чрезвычайные трудности и нерешенные проблемы. Необходимо значительно усилить духовно-просветительную деятельность в приютах, детских домах, в армии, на флоте, в местах заключения.
Следует отметить ничтожно малое количество православных детских садов. Состояние дел с воскресными школами также не может пока считаться удовлетворительным. Большинство священников, озабоченных восстановлением храмов, преодолением материальных трудностей, до сих пор не уделяют должного внимания созданию и развитию православных школ. Необходимо предусмотреть введение на приходе штатных единиц для педагогов воскресных школ. Труд учителя должен быть оценен по достоинству. Необходимо инспектирование православных учебных заведений со стороны епархиальных советов. Вся учебно-методическая литература, издаваемая в епархиях, также должна представляться в Отдел религиозного образования и катехизации для прохождения экспертизы на предмет соответствия православному вероучению и пригодности к учебному процессу.
На сегодняшний день у нас не существует программы работы с детьми подросткового возраста. Приходится констатировать, что не во всех епархиях ясно осознали важность создания православных общеобразовательных заведений и их значение для возрождения Православной Церкви. Многие епархии озаботились созданием у себя Духовных семинарий, но не менее важным для них должно стать и создание хотя бы одной епархиальной православной общеобразовательной школы.
Работа с молодежью
Особую заботу и тревогу сегодня вызывает наше молодое поколение. За последние десятилетия мир сильно изменился. Современная жизнь с ее новыми технологиями и запросами создает у человека новое мировоззрение, которое представляет собой сплетение безграничных желаний и не основывается на приоритете Божественных законов и установлений. Без понятия о Боге у человека нарушается иерархия ценностей, что ведет к внутреннему кризису личности. Ведь когда душа человека не получает пищи, не «живится Духом Святым», она обречена на деградацию.
И именно Церковь должна помочь молодому человеку избрать правильный путь — не навязывать его, а просто показать красоту и величие Православия. Подросток должен осознать, что общение с Богом есть самое высокое благо на земле, он должен миновать «широкий путь» греха и вседозволенности.
На сегодняшний день особое внимание нужно обращать на внутреннюю миссию, иначе через несколько десятков лет наши храмы будут пусты. Церковь стремится к созданию различных вариантов взаимодействия с молодым поколением. За период 2001–2004 годов практически во всех епархиях были созданы региональные отделы по делам молодежи. Эти структуры должны реально организовывать общение с молодежью, привлекать ее к своей работе, организовывать широкую просветительскую и издательскую деятельность. Формализм совершенно недопустим в православной миссии. Воскресные школы должны давать своим воспитанникам реальный опыт церковной жизни, готовить их к сознательному участию в жизни приходской общины. Здесь, конечно, от самого пастыря требуется много усилий по созданию крепкого прихода.
Сегодня необходимо работать по двум направлениям. Во-первых, нужно не потерять тех, кто уже находится в ограде церковной. Из множества детей, оканчивающих воскресные школы, в храме мы видим лишь малую часть. И если остальных нет в Церкви, то это не их вина, а наша, потому что мы не смогли раскрыть перед ними глубину и красоту Православия, и все наши труды оказались напрасными. Нужно помнить, что если детям не хватает общения в церковной среде, они начинают искать его среди светской молодежи и постепенно отдаляются от Бога и храма. Поэтому мы должны предоставить им возможность активного общения между собой. Епархии могут выступить в качестве организаторов масштабных мероприятий среди приходов, например, устроить соревнования по каким-либо видам спорта, музыкальные конкурсы, вечера встреч, предложить объединяющее дело, одним словом, собрать молодых людей вместе и показать им, что они не одиноки. Тем самым мы в определенной мере оградим их от дурного влияния сверстников.
И, во-вторых, нужно вести миссию среди нецерковной молодежи. На этой ниве еще предстоит много трудов. Можно организовать много интересной работы, за которой молодые люди могли бы приобщиться к православной культуре. Такая практика уже есть в некоторых приходах и имеет определенные положительные результаты. Пусть один из десятка, сотни, тысячи заинтересуется верой, захочет обрести смысл жизни, познать Христа. Если это произойдет, значит, наше служение не было напрасным.
Только нужно помнить о том, что привести молодого человека в храм — это отнюдь не первая ступень нашей миссии. Прежде всего необходимо являть миру главное сокровище христианства — любовь. Именно она — тот ключ, который отверзает сердца людей к принятию Христа.
Сегодня мы имеем множество различных программ, методик, рекомендаций, пытаемся найти язык общения с молодежью. Все это необходимо в нашей работе. Только всегда нужно помнить о том, чтобы, совершая множество этих трудов, не оказаться «медью звенящей и кимвалом звучащим», о которых писал апостол Павел (1 Κор. 13, 1). Для молодого человека очень дорого доброе, ласковое слово пастыря, а холодное равнодушие и пассивность легко могут оттолкнуть его от Церкви.
Для достижения устойчивых успехов в деле совершенствования работы в молодежной среде необходимо усиление информационно-издательской деятельности Отдела по делам молодежи. Хотелось бы, чтобы как можно скорее на основе имеющегося интернет-сайта был создан православный молодежный портал, включающий в себя и интернет-ресурсы епархиальных отделов по делам молодежи, где можно было бы найти информацию по всем злободневным вопросам современности, изложенную в свете церковной традиции и при этом на понятном для молодого человека языке.
Думается, что проповедь в молодежной среде будет иметь больший успех, если ее будут вести сами молодые люди. Общеизвестным фактом является рост подростковой преступности в наше время. Существуют многочисленные подростковые клубы общения, организованные по интересам. Почему бы верующей молодежи не пойти туда и не рассказать о себе, о своей вере, пусть даже в виде дискуссии. Следует серьезно задуматься о том, какие есть способы работы с нецерковной молодежью. Для молодого человека очень много значит свидетельство ровесников. Без этого православное молодежное движение может замкнуться в себе, лишившись возможности благотворно влиять на своих неверующих сверстников.
Миссионерское служение
Проповедь Истины всему миру составляет один из главнейших аспектов жизни Церкви Христовой. В этом она подражает своему Божественному Основателю, который будучи Сам послан в мир Отцом (Ин. 20, 21), заповедал ученикам проповедовать Евангелие всей твари (Мк. 16, 15).
Это означает, что Церковь, согласно самому Божественному замыслу о ней, есть нечто постоянно расширяющееся и возрастающее в Господе. Любовь Христова, изливающаяся в сердце человеческое Духом Святым (Рим. 5, 5) понуждает христианина свидетельствовать о своей вере в Господа. Отсутствие же стремления к проповеди веры, безусловно, есть показатель внутреннего неблагополучия церковного организма. Именно поэтому попечение о распространении слова Истины является особенной и непрестанной нашей заботой.
Современное общество часто называют постхристианским. Отступление от евангельской истины становится все более очевидным, что ставит перед нами задачу свидетельства о Христе перед миром, лежащим во зле (1 Ин. 5, 19). Наибольшей степени остроты данная проблема достигает в крупных городах, где человек часто порабощен темпом жизни мегаполиса. Полное погружение в заботы о хлебе насущном закрывает перед мысленным взором то, что должно быть подлинной целью творения Божия, несущего в себе образ своего Создателя. Таким образом, миссионерство на некогда православных территориях приобретает не меньшую степень важности, нежели просвещение жителей провинции.
Вопросы богослужебной жизни
Усилиями Богослужебной комиссии было составлено большое число служб новопрославленным святым. Среди них особенно стоит упомянуть песнопения и молитвы новомученикам и исповедникам. Работы в этом направлении очень много, но это не должно сказываться на богословском и литературном качестве составляемых текстов. Необходимо стараться, чтобы составленные службы не представляли собой набора стандартных общих выражений. Это отрицательно влияет на смысловую глубину литургических текстов, которая всегда была присуща церковной гимнографии и составляет ее сильную сторону.
Был введен ряд обоснованных поправок в текст «Служебника». Однако издателям не следует самостоятельно изменять или править тексты богослужебных книг без обсуждения этих вопросов Синодальной комиссией. До революции этим серьезно занималась комиссия во главе с митрополитом Сергием (Страгородским), куда входили известные церковные ученые.
В составлении молитв «Требника» Церковь руководствовалась насущными нуждами современников, поэтому представляется целесообразным составление молебных прошений для сугубой ектении, соответствующих современным нуждам. Имеющиеся сейчас прошения о заключенных говорят только о скорейшем освобождении из уз, что ожидает далеко не всех, и относятся по смыслу скорее к невинно заключенным. Среди заключенных есть люди, совершившие тяжелейшие преступления, которых действительно необходимо изолировать. Более целесообразным представляется молитва о том, чтобы Господь дал им совершенное покаяние, помог обрести или сохранить веру, не ожесточиться еще больше в условиях несвободы.
Нередко у прихожан появляется потребность помолиться о нуждах, для которых нет соответствующих прошений, например, о воссоединении с Церковью заблудших, о воцерковлении, о попавших в секты, об ограждении детей от дурного влияния со стороны мира и тому подобное.
Также следует озаботиться составлением рекомендаций к рассудительному совершению богослужений. Это необходимо по причине печальной практики безграмотных сокращений службы. Мы должны не приспосабливаться к духу времени, но преследовать духовную пользу прихожан, воспитывая в них уважение к литургическому преданию Церкви, не возлагая при этом на них «бремена неудобоносимые» (Мф. 23, 4). Епархиальным архиереям следует неукоснительно выполнять эти рекомендации и контролировать их исполнение.
Необходимо отметить, что из епархий в Синодальную Богослужебную комиссию поступает очень много вновь составленных текстов служб и акафистов, литургический уровень которых недостаточно высок. Большинство из них нуждаются или в переработке, или в написании заново. В связи с этим комиссии следует разработать рекомендации к правильному составлению богослужебных текстов.
Епархиальным Богослужебным комиссиям следует в обязательном порядке рассматривать предоставляемые тексты перед их направлением в Синодальную комиссию и делать это тщательно и квалифицированно. Текст невысокого литургического уровня, имеющий житийные неточности и богословские ошибки, не может быть принят к употреблению, так как словами богослужения мы прославляем Господа, Божию Матерь и святых.
Социальное служение и благотворительность
Мы, православные христиане, призваны освещать мир светом любви Христовой и являть свою веру делами. Социальное служение с апостольских времен являлось одной из важнейших сторон христианской жизни. Программа социального служения ближним ясно начертана в Святом Евангелии в известных словах Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня; в темнице был и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35–36, 40)
Растущие проблемы с бездомными, беженцами, беспризорными детьми, безработными, одинокими людьми должны находиться под пристальным вниманием Церкви. Принять под церковный кров, обогреть, накормить, одеть, а может быть, и воспитать, и научить — наша первейшая христианская обязанность.
Последние годы, слава Богу, у Церкви есть такая возможность. Во многих епархиях, монастырях и приходах развивается социальное служение: открываются богадельни, детские приюты, школы-интернаты, благотворительные столовые. Церковь сегодня организует медицинский патронаж в Домах ребенка, больницах и хосписах, оказывает помощь престарелым, осужденным, наркоманам и алкоголикам, мигрантам и жертвам стихийных бедствий.
Однако в некоторых епархиях это важное служение остается без должного внимания. Социальные проблемы для нас с вами не просто абстрактные вопросы, решение которых можно отложить до лучших времен. Мы призваны Христом на служение любви и не можем не сострадать тем, кого Христос называет своими меньшими братьями, и не стараться сделать все от нас зависящее, чтобы им помочь.
Взаимодействие с армией и силовыми структурами
Значимым направлением церковного служения является духовное окормление армии и сотрудников правоохранительных органов. Православная Церковь всегда считала защиту отечества священным делом. Служение в армии или правоохранительных структурах государства требует от человека цельного мировоззрения, основанного на ясной и последовательной иерархии ценностей, — только в этом случае стране могут быть гарантированы законность, мир и порядок. Поэтому деятельность Православной Церкви в Вооруженных силах и правоохранительных учреждениях приобретает огромную важность. Перед Церковью стоит важнейшая задача нравственно-патриотического воспитания военнослужащих.
Важное место в формировании и укреплении отношений между Церковью и Вооруженными силами занимают регулярные личные встречи священнослужителей с военачальниками, командующими и ректорами военных учебных заведений, а также проведение совместных конференций и семинаров. Большую пользу также приносит проведение межепархиальных семинаров духовенства, посвященных проблемам пастырского служения в армии.
На сегодняшний день выходит несколько периодических изданий, посвященных вопросам взаимоотношения Церкви и армии, открылся интернет-сайт Отдела, который регулярно совершенствуется и обновляется. Представляется целесообразным рассмотреть возможность издания межепархиальных приложений к газетам военных округов.
Особой областью забот нашей Церкви является попечение о лицах, находящихся в исправительных учреждениях. Подписание соглашения с госструктурами позволило в исправительных учреждениях создать условия для духовного окормления и просвещения лиц, находящихся в местах лишения свободы.
В настоящее время, например, в Российской Федерации на территории исправительных учреждений совместными усилиями епархий, заключенных и сотрудников колоний построено 329 храмов, оборудовано 499 молитвенных комнат. Но как показывает опыт, для того чтобы эти усилия стали плодотворными, необходимо не просто устроение молитвенных комнат и храмов, а создание реально существующих православных общин. Это невозможно без регулярного посещения священником колоний, где есть храмы. В письмах узники часто жалуются на то, что священники к ним не приходят, зачастую единственным «прихожанином» такого храма является дежурный заключенный.
Не зная законов жизни Церкви, они обращаются за духовной помощью не к местному епископу, в приходы и крупные монастыри. Епархиальный архиерей обязан принимать меры для правильного устроения духовной жизни в таких общинах. Бывает так, что самостоятельно организованная община без надлежащей духовной опеки и воцерковления порождает духовно нетрезвых, находящихся в состоянии прелести членов.
Помимо традиционной материальной помощи и посещения тюрем священниками в наше время получают развитие новые формы духовной поддержки заключенных. Я имею в виду организацию заочного обучения заключенных основам православной веры. Считаю важным напомнить о недопустимости посвящения бывших заключенных в священный сан. Проявляя к ним милосердие, мы не должны нарушать каноны Церкви, согласно которым человек не может входить в клир, не имея доброго свидетельства «от внешних» (1 Тим. 3, 7). Это может быть совершено лишь в том случае, если полная невиновность человека доказана в судебном порядке.
Епархии и приходы
Опыт церковной жизни за последние пятнадцать лет дает возможность принимать правильные решения в качественно новых условиях бытия, новых не только для Церкви, но и для всего общества. Отрадно не только видеть, как много воссоздается и строится храмов и монастырей, но и осознавать, как много сделано в деле духовно-нравственного возрождения народа, как много истинных делателей трудятся на ниве Христовой.
Свидетельствую, что большинство клириков, монашествующих и трудящихся в Церкви мирян несут свое послушание ревностно, с деятельной любовью к Богу и ближнему. Но каждый из нас понимает, что сделана лишь небольшая часть того, что мы должны еще сделать, понимает и то, что жатвы по-прежнему много, а делателей не хватает (Ин. 4, 35).
Оценивая современное состояние епархиальной и приходской жизни с учетом решений, принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, можно положительно оценить ее развитие. Мы можем говорить как о сохраняющихся проблемах, особенно в области совершенствования церковного управления, которые, быть может, объективно и не могли быть решены в столь короткий срок, так и об определенных успехах, достигнутых в результате деятельного исполнения соборно утвержденных рекомендаций, а также норм новой редакции Устава Русской Православной Церкви и «Основ Социальной Концепции».
В современных условиях, когда от Церкви требуется полная отдача сил и максимальное использование накопленного опыта, успех духовного возрождения во многом зависит от того, насколько сплоченно и слаженно живет и действует церковный организм, насколько поддерживается здоровое взаимообщение между его членами. Некогда апостол Павел, преподавая христианам учение о том, что все мы составляем одно Тело во Христе, а порознь один для другого члены, и, перечисляя различные виды служений, имеющихся в Церкви, говорил: «Любовь да будет непритворна» (Рим. 12, 4-9). Любовь и сострадание служителя Божия, живущего проблемами и бедами своего народа, вполне осознающего бедственное положение, в котором ныне находится народ, слабеющий под бременем экономических кризисов и социальных пороков, под напором псевдодуховных учений заставляют как никогда осознавать, что только соборным деланием, дух которого, как некая живительная сила, должен пронизывать весь церковный организм, мы сможем преодолеть бедствия и остановить разрушительные процессы.
Отрадно видеть, как во многих епархиях, ответственно подошедших к совершенствованию процесса управления, церковная жизнь поднимается на качественно новый уровень. Преодолевается разобщенность между епархиальным управлением и приходами, между священнослужителями и прихожанами, налаживается живое общение. Создание епархиальных отделов для работы в различных областях церковного служения позволяет, используя профессионализм и компетентность их сотрудников, детально изучать, а затем быстро и безболезненно разрешать очень серьезные юридические, инженерно-строительные, искусствоведческие, педагогические и иные проблемы. Использование современных информационных систем коммуникаций дает возможность мирянину более полно ощутить себя частью церковного организма и более деятельно включиться в процесс соборного делания. Не может не радовать тот факт, что во многих епархиях огромное внимание уделяется духовному просвещению, ведется активная миссионерская, информационная деятельности, создаются православные общества врачей, преподавателей вузов, православной интеллигенции.
Некоторые епархии смогли на очень высоком уровне организовать в системе государственного образования преподавание курса «Основ православной культуры». Создано много полноценных воскресных школ, где трудятся скромные, исполненные любви и заботы к подрастающему поколению педагоги. Нельзя не отметить и значительные успехи многих епархиальных управлений, благочиний и приходов в области взаимодействия с местными администрациями. Ответственный, серьезный подход к налаживанию постоянного сотрудничества с представителями государственной власти на основе подписанных договоров и соглашений, подход, ставящий во главу угла духовное здоровье народа, делает более конструктивным и плодотворным такое сотрудничество.
Конечно, остается и много проблем. Для многих епархий и приходов приведенные примеры по-прежнему являются лишь идеалом, к которому надо стремиться. Нас огорчает нежелание некоторых епархий создавать у себя структуры, без которых немыслима современная епархиальная жизнь, огорчает невнимание к соборным постановлениям, касающимся духовного просвещения народа вообще и духовного образования священнослужителей, в частности, равнодушие и пассивность по отношению к важным общецерковным программам.
Да, действительно, в епархиях, особенно недавно созданных, много храмов, которые требуют серьезных восстановительных работ, много сил требуется и для нового строительства. Но нельзя этим оправдываться. Процессы строительства, как бы ни было трудно, должны идти параллельно с трудами по духовно-нравственному воспитанию народа, они должны быть взаимопроникающими. Только таким образом можно достичь всеобъемлющего духовного возрождения. Если этого не произойдет, то труды по возведению церковных стен и куполов и украшению храмов могут потерять свой смысл.
Монастыри
За истекший межсоборный период мы стали свидетелями возрождения многих иноческих обителей. В этом нелегком процессе есть как свои успехи, так и трудности. Иноческие братства и сестричества становятся центрами духовного просвещения, которое понимается как приобщение людей к богатству православного Предания. Духовной практике монастырей всегда было свойственно внимательное отношение к тем, кто еще не ощутил себя частью церковного организма. Чудом Божиим сохранившаяся за годы гонений традиция монашеского общежития и многообразного, в том числе духовно-просветительного служения монастырей, должна возродиться во всей полноте.
Сложности экономического характера не могут быть оправданием бездействия или малой активности обителей в деле духовного просвещения людей. Монастыри должны самым активным образом подключаться к проводимым епархиями воспитательным и социальным программам.
Что касается сферы хозяйственной деятельности монастырей, то есть случаи, правда, пока немногочисленные, когда обители оказывали местной администрации содействие в решении вопроса занятости населения за счет привлечения в свои хозяйства сельчан, потерявших работу. Известны случаи, когда монастыри получают разрешение у государства и берут в хозяйствование целые агропромышленные предприятия, оставшиеся разоренными в ходе реформ. И что особенно ценно, развитие монастырского хозяйства благотворно влияет на местных жителей: изменяется их быт, появляется надежда на будущее, восстанавливается нравственный строй жизни.
Нельзя забывать о том, что монастыри всегда были открыты для всех нуждающихся и не отказывали никому в посильной помощи и хлебе насущном. Сегодня также необходимо помнить об обездоленных, тем более, когда монастырь имеет подсобное хозяйство. Монастырское служение милосердия может проявляться в открытии богаделен для немощных и престарелых, в бесплатной медицинской помощи за счет монастыря, в содействии при покупке необходимых для пожилых людей, но часто дорогих лекарств.
Благое начинание берут на себя те монастыри, которые организовали собственные приюты или школы-пансионы для детей-сирот, решают вопросы их образования и готовят к будущей взрослой жизни. Но попечение о детях справедливо рассматривать отнюдь не как воспитание будущих иноков и инокинь, а как восполнение того, чего дети оказались лишены, — любви и заботы.
Образовательная деятельность монастырей находит выражение в создании при них Духовных школ. При этом необходимым условием организации и работы этих учебных заведений должна стать серьезная забота о достойном образовательном и духовном уровне студентов.
Развивается книгоиздание. Это традиционно монастырское послушание. Наметилась тенденция перехода от подготовки небольших душеполезных книг и брошюр, молитвословов и недорогих изданий Священного Писания к публикации серьезных богословских и святоотеческих трудов.
К сожалению, мы вынуждены сказать, что в наше время заботы о внешнем состоянии монастырей нередко становятся приоритетными, в ущерб монашескому деланию. Происходит это от неверного понимания природы монашества, в основе которой должно лежать непрестанное покаяние, молитва и отсечение собственной воли.
Теперь о духовной стороне жизни в современных монастырях. Мы часто сталкиваемся с недооценкой первого монашеского искуса — периода послушничества. Поспешные постриги порождают множество проблем. Думается, предпочтительнее подольше держать человека, пришедшего в монастырь, в послушниках, лучше узнать его, чтобы быть уверенным в твердости его намерения идти иноческим путем, чем впоследствии ломать голову над тем, что делать со своевольным и нерадивым монахом.
Но как воспитать послушание и приобрести любовь, если для этого требуется опытное духовное руководство, а проблема духовничества стоит очень остро? Опытных духовников крайне мало. То же можно сказать и о настоятелях и настоятельницах монастырей. Часто ими становятся монашествующие, еще не успевшие приобрести достаточный опыт монастырской жизни. Такова особенность периода, переживаемого ныне Церковью. Поэтому в сложившейся ситуации необходимо обращаться к традициям крупных монастырей: Троице-Сергиевой Лавры, Киево-Печерской Лавры, Почаевской Лавры, Псково-Печерского монастыря — для мужских обителей и Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря — для женских. Надо постепенно преодолевать практику, когда насельники и насельницы имеют духовников за пределами епархий. Но подходить к этому вопросу, имеющему прямое отношение к послушанию, необходимо очень тактично, терпеливо, с любовью, рассматривая каждый конкретный случай отдельно. Печально, когда монах находится под влиянием какого-нибудь лжедуховника, который внушает ему мысль о необоснованном непослушании церковной иерархии, выдает свои частные мнения за церковное предание, пугает эсхатологическими слухами и тому подобное.
Совсем иное дело, когда монашествующие обращаются за духовным советом и исповедью в соседний монастырь, если в нем проходит послушание опытный духовник, известный своей трезвенной духовной жизнью. Такой пастырь будет делать все, чтобы у монаха был мирный и терпеливый дух, будет учить жертвовать своими интересами ради пользы ближних. И все же предпочтительнее, чтобы к опытным духовникам за пределами своих обителей монашествующие обращались для решения отдельных сложных духовных вопросов, а исповедь регулярно проходили в своем монастыре.
Хотел бы отечески предупредить отдельных настоятельниц женских монастырей, которые ввели в практику откровение помыслов и, более того, сами их принимают у своих насельниц. Откровение помыслов — действенный, но очень тонкий инструмент духовного врачевания, касающийся глубоко личных, сокровенных переживаний человека. Применять его может только тот, кто достиг высот духовной жизни и имеет на то исключительное благословение Священноначалия. В противном случае эта практика может иметь неконтролируемые последствия и даже привести к трагедии.
Следует отдельно сказать о взаимоотношениях настоятельниц и духовников. На настоятельнице лежит ответственность за рассудительное попечение об уставном устроении монастырской жизни и ее материальных нуждах. Духовник несет пастырское послушание, содействует обретению монахинями правильного духовного устроения. Они соработники на ниве спасения. Но нередко возникают посягательства на функции духовника со стороны настоятельниц и неуважительное отношение к священнику, служащему в обители. Настоятельница не должна относиться к духовнику как к сопернику и видеть в нем потенциальную угрозу своей власти, но и духовник не вправе брать на себя не свойственное ему управление монастырем.
Важнейшие задачи на грядущие четыре года
В заключение хочу поделиться с вами, досточтимые архипастыри, своим видением задач Православной Церкви на грядущие четыре года, имеющих пройти до очередного Архиерейского Собора. Ушедший в прошлое межсоборный период поставил перед нами ряд проблем, разрешение которых должно стать основным направлением церковной деятельности.
В отношении внешней стороны жизни нашей Церкви первоочередной задачей является укрепление межправославных связей и особенно преодоление церковного разделения, являющегося трагическим следствием революции и гражданской войны. Мы надеемся, что достигнутые в этом направлении результаты послужат добрым основанием для дальнейшего сближения с нашими православными соотечественниками, проживающими вне пределов своей исторической родины.
Огромную важность для нашей Церкви в последующие за Собором годы будет иметь дело внутренней миссии. Нужно стремиться к подлинному воцерковлению нашего общества, к тому, чтобы Православие стало нормой жизни наших сограждан. Каждый православный христианин должен проникнуться сознанием того, что от его активной жизненной позиции зависит судьба нашего отечества, что он разделяет с остальными членами Церкви ответственность за ее будущее.
Мы должны направить свои усилия не только на строительство храмов, но на преображение внутренней жизни христиан, что невозможно без созидания духовно здоровых православных общин, без устроения взаимоотношений между всеми членами Церкви на началах братской любви и взаимной заботы.
Мы надеемся на уврачевание тех губительных расколов, которые продолжают существовать на нашей канонической территории, омрачая радость соборного единства Церкви Божией. Исполняя слова Спасителя: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лк. 17, 3), мы с надеждой на примирение ожидаем покаяния тех православных христиан, которые не смогли преодолеть искушения разделением и были отторгнуты от церковного единства.
Необходимо преодолеть определенную разобщенность, отрицательно сказывающуюся на работе церковных структур начиная с общецерковного уровня и заканчивая жизнью приходов. Всемерное укрепление внутрицерковных связей должно стать нашей первоочередной задачей.
Нужно более активно взаимодействовать со средствами массовой информации, используя их потенциал для положительного изменения нравственного состояния общества.
Если попытаться выразить основную задачу нашей Церкви на будущее, то, думается, правильным было бы сказать, что мы должны достичь максимально возможной координации деятельности всех частей церковного организма, дабы на нас сбылись слова Апостола, призывающего христиан «единодушно, едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15, 6).