Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Юрий Кулибаба, главный редактор газеты «Начало» (Днепропетровск): «Православное издание — это миссионерство и помощь миссионерам»

Юрий Кулибаба, главный редактор газеты «Начало» (Днепропетровск): «Православное издание — это миссионерство и помощь миссионерам»

— Как светскому журналисту пришла в голову идея выпускать православную газету?
— Чтобы такая идея проросла, нужна соответствующая почва, долгое время ее не было. А потом потихонечку все начало меняться, и в стране в целом, и в моей отдельно взятой голове, напичканной атеистическим бредом. Я благодарен родителям, которые в 1962 году за городом, на хуторе крестили меня. Я об этом долго не знал, но ангел-хранитель, как я потом понял, был все время рядом. Подталкивал, когда надо, а случалось – и за руки держал. А пришло время – какая-то неведомая сила потянула меня в храм. Неожиданно для друзей, да и для себя самого, я начал ходить в церковь, причащаться, потихоньку воцерковился. С 1989 года я работал собкором «Комсомольской правды», а с 1992, кажется, еще и директором крупного представительства газеты и редактором региональной вкладки. Писал много, но со временем начал угасать, пока не понял, что не могу печататься в издании, которое дает сексуальные советы и учит супругов изменять друг другу. Но необходимость писать была, а куда? Выяснилось, что некуда. Светские издания, которые я знал, были послабее «Комсомолки», а в остальном такие же. Из православных выходили только дайджесты, перепечатывающие куски из книг. Пришлось создавать свою газету.

— При переходе из светской журналистики в православную существует, вероятно, много проблем?
— Особенно, если учесть, что переходил не один человек, а целая редакция. Многие разбежались сразу, остальных начало «ломать». Из двадцати пяти человек осталась одна женщина. Одно время приходилось самому и писать, и редактировать, и о реализации с храмами договариваться, и даже продукцию развозить. Выходили с трудом раз в два-три месяца. Чтобы не было путей к отступлению, объявил ежемесячную подписку.
Начинать было еще сложнее. Взял благословение у Владыки Иринея, а потом более полугода доводил первый номер. Вроде бы, все уже нормально, и владыке почти нравится, а что-то не так. Ставили материалы, меняли, трудно было уловить нужную тональность.

— В чем именно заключается специфика Вашего издания?
— Православная газета должна быть в первую очередь газетой. С глубокой разработкой тем, с хорошей подачей материалов, написанных легким, доступным для читателей языком. Не вдалбливать истины, а подводить к осознанию их. Должна быть православной по духу, а добиться этого, как оказалось, очень непросто.
Пошли от того, что это должна быть газета для всей семьи: от малышей до бабушек и дедушек, освещающая весь спектр интересующих человека проблем. Православные в этом смысле ничем не отличаются от других людей, а темы, которую нельзя осветить в православной газете, не существует. Нужен только доворот, правильный подход.
А еще нужно не забывать основную заповедь православной журналистики: «Не навреди». Недавно перелистывал православных авторов 19 века. Столько грязи! Тогда можно было так писать, ведь если вся страна была православной, а Православие -– общегосударственной религией. Сейчас Украина в кольце сектантов, мусульман, иудеев. Любой отрицательный факт могут подхватить и раздуть для дискредитации всей Церкви.

— Где же Вы ищете авторов, которые все это осуществляют?
— Это больной вопрос. Сначала по благословению Владыки Иринея сформировалась редколлегия из священников. Часто собирались, обсуждали, что и как нужно. Проверяли на батюшках все неоднозначные материалы. Сложнее оказалось привлечь их к писательству. Многие пишут рефераты, приходится переписывать, дотягивать. Хуже, если батюшка не дает править материал, написанный так, что дочитать его до конца почти невозможно. Постепенно сформировался актив. То одного пробьет, то другого. Есть авторы из других епархий и даже стран. Но обойтись без помощи коллег-журналистов мы бы не смогли. Платить столько, сколько стоит труд этих профессионалов, мы бы не смогли, но важно другое – они не хотят за это никаких денег. Но творческих людей не хватает. Мы ведь развиваемся. Детский разворот дорос до детского журнала «Богдан». Стало тесно – появился журнал «Начало». У нас уже четыре подписных издания, а делает их четыре человека, большую часть времени занимающиеся далеко не творческой работой.

— В Украине выходит более 90 православных изданий, значит, сотрудников найти можно?
— Хорошие православные издания выходят, но их можно пересчитать на пальцах. Остальные похожи друг на друга как две капли воды: одни и те же куски из книг, новости из Интернета, перепечатки из других газет. Журналистика – это профессия, которой нужно владеть. Если нет профессионалов, не стоит переводить бумагу. Вы ведь знаете эту шутку: «Фильмы бывают хорошие, плохие и индийские, газеты – хорошие, плохие и религиозные». Обидно. У нас зам. редактора Любовь Громова закончила Литературный институт им. Горького, ответственный секретарь Валерия Есипова – журфак, а еще нескольких человек найти не можем. Нужны крепкие профессионалы, талантливые журналисты и в то же время православные. Где они? Не думаю, что в других регионах с кадрами лучше.
Еще в начале нашей деятельности прибежал мужик:
- Я услышал, у вас газета открывается?
- Кто вы? Где работали?
Называет газету, первый раз о такой слышу, — и тут же:
- Сколько платите?
- Подождите, вы знаете, о чем нужно писать?
- А мне все равно, я о чем угодно могу.
- Нам не все равно.
А что касается количества – это часто повод для скорби, а не для гордости. Этим количеством мы душим то, что у нас уже есть.

- Считаете, что пяти — десяти православных изданий достаточно? А что делать с остальными, закрывать?
- Я не знаю, сколько достаточно, но догадываюсь, какого уровня. В светской прессе через проблему дайджестов давно прошли. Почти все эти издания, а ведь у некоторых тиражи доходили до 100 тысяч, вымерли. Рынок их вытеснил. В нашей среде подобный финал невозможен. Газета раздается по приходам, за нее тут же возвращают деньги, а вопрос, продалась она или нет, прочиталась ли, часто никого не интересует. И для чего она нужна, для галочки?
Недавно позвонил один батюшка:
- Раньше брал сто газет, теперь возьму двадцать.
- Что, не расходится?
- Да нет, свою в епархии выпустили. Если вашу возьму, наша и за полцены не уйдет, а я за нее уже деньги отдал.
Это экономическая удавка, а бывает административная. Владыка или благочинный говорит: «Да, хорошая газета, но больше чужого брать не будем. Надо свою делать». Это с каких пор соседняя епархия или соседнее благочиние стали чужими? Это что, сектанты, враги какие-то? Уездные княжества до добра не доведут. Нужно учиться друг у друга, помогать соседям, а не отгораживаться заборами. Мы ведь пришли не деньги зарабатывать, а нести слово Божье, что же нам делить?

— То есть, главная задача православной прессы – миссионерство?
— Миссионерство и помощь миссионерам, а на местах хотелось бы всегда находить понимание и поддержку. Как правило, так и происходит. В свое время «Начало» разошлось по стране через Киево – Печерскую и Почаевскую Лавры. Она продавалась во всех киосках. Человек покупал ее, а потом подписывал. И таких примеров тысячи. Но в последнее время приходится иногда слышать от старост или торгующих в лавках страшные слова: «Ваша газета занимает слишком много места, а что мы на ней заработаем? Выгоднее продать одну иконку, чем 10 газет».Мне кажется, что основная задача православных лавок – не заработок, и хотелось бы, чтобы церковная пресса была нашим общим делом.

Интервью вел В.Семко