Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Священник Владимир Катречко:

СВЯЩ ВЛАДИМИР КАТРЕЧКО: «Я могу утверждать, что христианская жизнь, многих заключенных заставляет серьезно задуматься над вечными ценностями»

Отец Владимир на семинаре представлял хозяев мероприятия. Более восьми лет он имеет дело с пастырским окормлением мест лишения свободы на Слобожанщине. Сегодня священник опекает кроме «гражданского» прихода два храма в мужской и женской колонии. В Качановской женской колонии отбывают срок заключенные, совершившие преступление, как правило, в состоянии наркотического опьянения, либо связанные с наркотиками. Это один из самых первых приходов в Харьковской области, существующий с 1991-го года. О проблемах в окормлении спецконтингента и перспективах развития пастырского делания в Украине отец Владимир рассказал в интервью.

— Ваше Преподобие, многим тюрьма ассоциируется в основном с заключенными мужского пола. Вы опекаете одну из двенадцати женских колоний Украины. Какая особенность в окормлении спецконтингента такой тюрьмы?

— Особенности моей работы связаны с женской психикой и религиозным восприятием вообще. Говорят у женщин все без меры. Они любят без меры, они ненавидят без меры, они верят без меры. Они также без меры уходят от веры. Там трудно описать что-либо логикой. У мужчин это более сложно происходит, но в тоже время они меняют свои убеждения гораздо сложнее.
Есть еще один немаловажный момент. Сегодня мы были в мужской колонии. И если там, возле комнаты свиданий можно кого-то увидеть, то у женщин посетителей мужчин практически нет. Вот так вот, мы мужчины устроены – предаем слабую часть человечества, которая попадает в сложное положение. У заключенных женщин очень часто разрываются брачные узы и дружеские связи.
Любой священник, который служит на приходе, прекрасно знает, как духовно окормлять женщин. Поэтому проблем практически не возникает, а если возникают, то только те, которые связаны с окормлением заключенных вообще. Я не припоминаю, чтобы меня за все время были какие-то непреодолимые проблемы в отношениях с контингентом и в отношениях с администрацией.

— Большинство женщин, заключенных Качановской колонии попали сюда за наркотики. Вы часто работаете с наркозависимыми. Удается ли с помощью религии отвернуть человека от плохих привычек?

— У нас отбывают наказание женщины, совершившие преступление впервые среди них большинство совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, либо связанные с наркотиками.
В тюрьме очень часто говорят, что наркотик умеет ждать. Если подходить с медицинской точки зрения, то следует понять, что нет исцелившихся от алкоголизма и наркомании. Есть временно не употребляющие наркотики либо алкоголь. Но как долго продлится это время, зависит от внешней среды и
духовной помощи. Поэтому человек, который находит эту духовную помощь, приобретает веру, которая помогает преодолеть привычку. Бесспорно с меньшей вероятностью он вернется к своим вредным навыкам. Мне вспоминаются слова Амвросия Оптинского: «Он один, а вас – двое». Он имел ввиду: «Сатана один, а вы с Богом». К счастью, у меня есть примеры, когда люди, с Божьей помощью побеждали свои пристрастия.

— Можно ли сказать, что люди, в результате посещений тюремных храмов меняли свою жизнь?

— Я могу утверждать, что христианская жизнь многих людей заставляет серьезно задуматься над вечными ценностями. Я опекаю две колонии – мужскую и женскую. В обоих церковь помогает людям измениться. При посещении богослужения включается аскетика и вырабатывается привычка отказывать себе в чем-то. Потом вера помогает человеку и за забором. Даже тогда, когда мне потом говорят: «Он освободился и забыл о храме и больше никогда не подходил к нему». Я рад, что у человека был такой период, о котором он может сказать: «Вот, я ходил в церковь…» Когда уже есть опыт Богообщения, то возродить его будет гораздо легче.

— В опекаемой вами женской колонии, которую посетили тюремные пастыри — участники семинара строится храм, по проекту, сделанному самим начальством и возводится руками женщин…

— К счастью, мы живем в том регионе, где православие является историческим вероисповеданием, и как бы люди в свое время не отрицали духовные корни, все равно в каждом было нечто, что теперь произрастает. В местах лишения свободы, как среди сотрудников так и у большинства заключенных, бытует много суеверий и присуще искаженное восприятие нашей веры. Но, тем не менее, очень легко работать, ведь все люди постоянно сталкиваются с тем, что все от Всевышнего. Всем необходима Божия помощь. Чем сложней, а сегодня нелегко как начальству так и контингенту, тем больше они склонны к восприятию духовности. Я сразу нашел полное понимание и сочувствие и в мужской, и в женской тюрьме. У нас полная «симфония». Теперь в тюрьмах построены часовня и храм. В Качановской колонии строительство продвигается медленнее обычного, поскольку все возводится руками женщин. Но уже вскоре здесь будут воздвигнуты купола, и мы сможем совершать регулярные богослужения в храме построенном своими руками.
К сожалению, приходится слышать, что не во всех регионах такие отношения. На Западе мы часто видим либо засилье католицизма, либо засилье раскольников, которые процветают благодаря политическим веяниям. Там ущемляются права православных верующих

— Многие пастыри по-разному начинают свое тюремное служение. Как было в вашем личном случае?

— В моем личном случае получилось вообще интересно. Почти сразу после рукоположения обратился к руководству 18-й колонии с просьбой начать регулярные богослужения. Потом в другом месте встречался сначала с администрацией, потом с контингентом. Позже начал постоянную опеку в мужской и женской тюрьме. Хотя в то время я был очень занят, но настоял, чтобы эти встречи не были эпизодическими, а проводились постоянно. Слава Богу, они у нас проходят семь лет. Моей глубокой уверенностью является то, что человек, избирающий путь тюремного служения, должен сделать это исключительно сам. К этому нужно придти самому. Потому что назначить священника на это место – значит, навредить.

— Какими качествами должен обладать тюремный духовник?

— Мне кажется, что первым делом священнику нужно открыть книгу Гашека о «бравом» солдате Швейке и прочитать то место, где солдаты ждали фельд-курата как клоуна, который придет и развлечет их. Нам нельзя оказаться этими клоунами. Хотя в храм заключенные зачастую приходят для развлечения, а потом либо уйдут из него, либо начнут по настоящему молиться. Нам нужно бояться попрания той веры, которую мы несем. Результатов можно достичь только с помощью совместной молитвы. Сегодня у меня очень много людей, которые искренне хотят помочь.
В мужской колонии пойти в храм – это серьезный шаг. Могут тыкать пальцами и крутить ими у виска. На такой шаг способны те, кто может взять на себя ответственность за свой выбор. Священнику всегда надо с уважением относиться к таким людям, особенно к тем, кто приходит в тюремный храм впервые. Я всегда при их виде радуюсь и надеюсь, что Господь откроет им Истину. Со временем у человека начинает выстраиваться понятие христианской жизни, появляется духовный опыт и заключенный начинает смотреть на многие вещи с других позиций.
В работе мне также помогает гражданский опыт. Я достаточно долго работал и с трудными детьми, поэтому мне понятны их желания.

— Существуют ли какие-то общие точки соприкосновения в работе пастыря с заключенными? В первую очередь смотрят, что вы с собой принесли…

— Вряд ли можно вывести какие-то закономерности. Конечно, очень многие приходят за чем-то. Здесь важно не выработать рефлекс, как у собак Павлова.
«Церковь – крестик, крестик – пачка чая», «Библия – тонкая папиросная бумага». К сожалению, это тоже присутствует. Очень важно дать понять, что в храм мы приходим все-таки помолиться. Мало того, в тюрьмы сейчас устремилась целая масса представителей харизматических сект. Они как правило скупают себе последователей гуманитарной помощью. Предположим, что если мы завтра занесем блок сигарет, то послезавтра пол зоны будет стоять, ожидая следующего блока. Приходящим впервые в храм приходиться объяснять, что здесь папирос не раздают.
У меня на Рождество в женской колонии был случай. Сектанты пришли под праздник в зону, с барабанами и прочими клоунскими принадлежностями. Люди знали, что там будет гуманитарка. У меня на богослужение собралось гораздо больше людей, чем обычно. Поэтому я обратился к девчатам: «Если кто-то пришел только за пакетами, это не сюда. Сейчас можно, пока мы не начали служить, пойти к ним». Надо отдать должное моим прихожанкам, никто не ушел. Было очень радостно служить – люди действительно пришли помолиться.
Считаю, что за сектами не будет большого будущего в наших тюрьмах. Когда я приехал в колонию, меня поразило обилие сектантов. Потом выяснилось, что это наши православные люди, которые, в силу своей невоцерковленности, понятия не имели, что они посещают сектантское собрание, а не Православное
Богослужение. Через некоторое время подавляющее большинство стало нашими прихожанами.

— Отец Владимир, вы имеете многолетний опыт пастырской опеки над заключенными, не один год окормляете две тюрьмы. Насколько изменилось пастырское делание в местах лишения свободы за последние годы? В чем вы видите будущее?

— К сожалению, нужно констатировать, что перспективы никак не вырисовываются в светлых тонах. С каждым годом ухудшается интеллектуальный багаж спецконтингента. Все чаще можно увидеть людей, которые не умеют ни читать, ни писать, или малограмотны. Отсюда начинаются трудности. Люди просто не привыкли себя нагружать, не научились в свое время заставлять что-либо делать. Колония почувствовала людей, которые не научились себе ни в чем отказывать, что их и сюда привело. Им трудно даже представить как себя нужно заставить помолиться, вспомнить и утром встать на богослужение.

Тем не менее, надо расширять формы общения с теми, кто хочет слышать. В Качановке масса заключенных, которые постоянно заняты на работе и не могут приходить в храм. Я стараюсь пообщаться с этими женщинами до или после обеда, появиться на этапе, приходить в отряд, когда они отдыхают. Такие формы проповеди также приносят свои плоды.
Недавно я извинялся перед девчатами. Как-то в этапе после лекции две девчонки сказали, что обязательно ко мне придут на богослужение. В сердцах я подумал: «Все так говорят, но…». А они, как только их распределили по отрядам, первыми появились в храме.
Практически во всех колониях Харьковской области проведено кабельное телевидение. Мы проводим телепередачи с прямой связью. Заключенные теперь прямо из отряда могут позвонить и задать мне вопрос. С чем чаще всего обращаются? Начиная от типичных: «в чем главные различия Православия от
раскола, католичества или протестантизма?», заканчивая самыми глубокими богословским проблемами. Я даже не могу сейчас сказать, о чем меня не спросили. Конечно, отвечать в прямом эфире – дело нелегкое. Поскольку есть масса вопросов, которые кого-то могут искушать и даже обижать, но мы как-то
стараемся регулировать этот процесс. Благодаря кабельному телевидению появилась возможность показывать православные фильмы.
Полезным делом в пастырском окормлении является возможность чтения заключенными духовной литературы. Сначала все книги, которые поступали на зону, я выкладывал на стол, но, они расходились «как вода в песок». Теперь мы назначили ответственную за библиотеку, которая будет контролировать движение литературы. Особой помощи требуют находящиеся в санчасти. Сам Господь, посещая, вразумляет их. Итак, формы пастырского служения самые различные.

— А какие проблемы присущи пастырскому деланию в современности?

— Большое сожаление, лично у меня, вызывает невозможность служения в воскресные и праздничные дни. В этом году на Пасху до тюрьмы я смог добраться только к третьему дню. В то время, когда заключенные выходят на работу, и им совсем не до праздника. У всех нас есть гражданские приходы, а
у меня еще и храмы в двух колониях.
Честно говоря, с этим надо что-то делать. Я прекрасно понимаю, что с современным законодательством возрождение каппеланства, состоящего на государственном содержании, невозможно. Если сегодня в тюрьмы пойдем мы, то завтра потребуют такой же возможности какие-нибудь дзен-буддисты и т.п.
Надо, в первую очередь что-то сделать со стороны Церкви. Ведь намного полезнее будет служение священника, который будет настоятелем только тюремного прихода. Мы часто говорим о недостаточности финансирования, но чем больше мы думаем о материальном, тем меньше у нас успехов в пастырском делании. Все мы верующие люди, и тех, кто занимается окормлением заключенных, Господь сподобит поддержки жертвователей и меценатов. Хотя, конечно, ктиторов храмов в колонии искать гораздо сложнее.

— Ваше Преподобие, как можно активизировать пастырское движение в Украине?

— Считаю, очень полезным проведение данного семинара. Здесь многие впервые увидели друг друга, имели возможность не только посмотреть как проходит пастырское служение на Слобожанщине, поразмышлять над многими проблемами, поделиться опытом и завязать контакты. Я рассказал коллегам о своих наработках и много интересного услышал от них. Каждый из нас порой зацикливается на своем, а потом удивляется: «Оказывается, есть иные формы окормления, и можно что-то сделать по-другому». Необходимо обобщить этот опыт. Я был приятно удивлен, что большинство батюшек с дивной сердечностью
относятся к тому, что происходит. Вчера во время концерта в моей Качановской колонии у некоторых участников семинара были на глазах слезы. Вы знаете, что каждому из нас просто так их вызвать невозможно, это было искреннее состояние. И когда батюшки запели «Многая лета», то расплакались все девчонки. Это первое, что меня поразило и порадовало – искренне отношение к своему долгу и понимание проблем. И если есть такое отношение, то будет крепкой совместная молитва. Я более чем убежден, что с сегодняшнего дня тюремные отцы начали молиться за коллег, которых до этого не знали. Это очень важное дело. Организационные моменты конечно важны, но молитвенное общение это неоспоримая основа положительных результатов нашего движения.
Вообще же, что же касается мест лишения свободы, то нужно туда прийти, и если есть искреннее желание, то бесспорно, Господь все расставит по свом местам.

Беседовал Владимир СВИСТУН