Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

История епархии

История епархии

История Белоцерковской епархии ведёт своё начало со времён организации и становления христианской иерархии на Руси. С крещением Руси в 988 году и созданием епархии со столицей в Киеве в состав последней вошло и Поросье. На протяжении следующих десятилетий митрополиты Киевские вели здесь миссионерскую деятельность, так как нашествия печенегов принудили больших князей Киевских держать границу со степью по Стугне, где святой благоверный князь Владимир Святославич выстроил город Васильев (современный райцентр
Васильков). Во времена великого княжения Ярослава Мудрого (1054) граница со степью устанавливается уже по Роси. В 1032 году великий князь Ярослав Владимирович основывает город Юрьев — исторический предшественник современной Белой Церкви. Через некоторое время в Юрьеве строится Свято-Георгиевский собор, который стал кафедрой епископов Юрьевских. О начальной дате учреждения Юрьевской епархии свидетельств нет. Возможно, это событие состоялось в конце 30-х-начале 40-х годов XI столетия. В середине XI столетия в византийских хрониках среди других епархий она называется «Святой Георгий на Роси». В русских летописях от 1072г. впервые упоминается Юрьевский епископ Михаил.
В 1978, 1980-1983 гг. в центре г. Белая Церковь на городище Замковая гора, где размещался детинец летописного Юрьева, работала экспедиция Института археологии УССР под руководством Р.С. Орлова. Материалы проведенных исследований дали богатый материал о культуре и быте центрального города епархии. Части фундамента кафедрального собора выявлены в северной части детинца. От храма, размером не меньше 18х12м, сохранилось три апсиды. Его строительство датируется ХІІ-нач. ХІІІ ст. Найдены строительные материалы от храма XI ст. В XII ст. на его месте находилось христианское кладбище и епископский двор. Кроме Юрьева, остатки храмов или церковных предметов были найдены и в других городах Поросья — Каневе, Торческу, в городищах сел Буки на Сквирщине и Сахновка на Корсунщине.
Из письменных источников известные такие епископы Юрьевские: преосв. Михаил (?-1072-1073-?), Антоний (?-1089- 1091), Марин (1091-1096-?), Даниил (1114-1122), Демьян (?-1147- 1154-?), Андриян (?-1197-1198-?) и Алексей (до 1225 г.). Архиереи этой епархии, кроме сугубо церковных функций викария митрополита Киевского и миссионера в крае, разноэтничном по своему составу, должны были также быть хорошими дипломатами с воинским опытом для обеспечения надежного контроля за действиями степняков. Если для других городов характерно
сосуществование рядом со светской администрацией епархиального управления, то для Юрьева это правило отсутствовало.
Относительно Михаила, первого из упоминавшихся епископов Юрьева, то, возможно, это был тот самый монах Михаил, привезенный митрополитом Георгием из Византии. Монах Михаил передал одному из основателей Печерского монастыря, преподобному Феодосию, устав монахов Студитского монастыря. Этот устав, по свидетельству летописца, стал основанием для уставов русских монастырей. В 1072 году епископ Михаил принимал участие в церемонии перенесения мощей первые русских святых Бориса и Глеба. В следующем году он вместе с игуменом Печерским преподобным Феодосием принимал участие в церемонии закладки Успенского собора Печерского монастыря, замещая митрополита Георгия, который к тому времени поехал в Константинополь.
Деятельность епископа Марина освещает другую функцию архиереев Поросья. Летом 1095 г. юрьевцы, не выдержав нажима половцев, оставили город и построили новый форпост для борьбы с кочевниками на правом берегу Днепра на Витечевском холме Святополк-град (городище в с. Стайки). Руководил их действиями епископ Марин. Б.О. Рыбаков обращал внимание на то, что епископы Юрьевские при перемене мест кафедры постоянно жили в городах, которые были расположены на первой линии обороны, и потому им необходимо было иметь воинский талант. Талант военачальника имел также епископ Даниил, о деятельности которого сохранился целый ряд свидетельств. По мнению М.М. Карамзина и Б.О. Рыбакова, Даниил в 1106-1107 годах в сане игумена одного из черниговских монастырей ходил в Палестину. О своем путешествии он оставил работу, известную во многих списках как «Хождение игумена Даниила на Святую Землю». Б.О. Рыбаков также выдвинул гипотезу, согласно которой Даниил был переводчиком и толкователем «Слова Григория Богослова о том, как поганцы поклонялись идолам и приносили им жертвы», а, кроме этого, еще и автором летописной повести о Шарукановом походе 1111г. В путешествиях игумена Даниила Е. Голубинский усматривал сугубо религиозно-благочестивые мотивы. М.М. Карамзин, кроме этих мотивов, отметил в подобных путешествиях того времени частное участие русичей в движении крестоносцев. М.Н. Тихомиров считал, что путешествие Даниила имело не только религиозную цель, а, возможно, было использовано и как дипломатическая миссия для установления контактов с Римом через иерусалимского короля Балдуина II. Из повествования Даниила становится понятно, что он был знатным богомольцем родом из Черниговщины, знал греческий язык и до пострижения в Печерском монастыре был крупным землевладельцем. Также заметно, что он человек воинской закалки. Возможно, что его качества воина и дипломата имели большое значение при хиротонии во епископа пограничной с опасной степью епархии. 6 января 1114 года в киевском Софийском соборе состоялась хиротония Даниила, о чем он оставил надпись-граффити на стене этого храма. 2 мая 1115 года преосв. Даниил принимал участие в повторной церемонии перенесения мощей святых князей Бориса и Глеба. Почил преосв. Даниил 9 сентября 1122 года. Следующий епископ Юрьевский — преосв. Дамиан, известный как приверженец прорусской ориентации в вопросе о наследовании митрополичьей кафедры. В 1147 году он принимал участие в церковном соборе под руководством епископа Черниговского преосв. Онуфрия, на котором было поддержано решение великого князя Киевского Изяслава Мстиславовича поставить митрополитом русина Клима Смолятича. Епископ Юрьевский преосв. Демьян всецело поддерживал князя Изяслава Мстиславовича и митрополита Клима. После смерти Изяслава в 1154 году он возглавил киевское посольство к черниговскому князю Изяславу Давыдовичу с просьбой, чтобы тот занял опустелый великокняжий стол. В летописи под 1147 г. преосв. Дамиан обозначен как епископ Юрьевский, а под 1154 г. — как Каневский. В переписи Византийского патриархата православных кафедр «Великой Руси», составленном в середине XII ст., вместо Юрьевской епархии значится Каневская. Возможно, это изменение места кафедры произошло после строительства в Каневе в 1144 г. храма Георгия Победоносца. В 50-е года XII ст. Канев стал центров активных дипломатических переговоров русских князей с половцами. Возможно, что в этих переговорах принимал участие и преосв. Дамиан. Интересным есть предположение Е. Голубинского, что Каневский (по ошибке записанный как Каширский) епископ Дамиан после смерти был канонизирован как местночтимый святой подвижник. В конце ХII-начале XIII ст. Юрьев перестал быть форпостом в борьбе с половцами. Менялось и местонахождение епископской кафедры в эти годы: Канев (1150-1154), Белгород (1197-1198), снова Юрьев (XШ ст.). В это время Юрьевские архиереи занимаются уже исключительно миссионерской деятельностью. С монголо-татарским нашествием 1240 года связывается упадок, а потом и прекращение церковной жизни на Поросье. Оно восстановилось уже намного позднее, во времена Великого княжества Литовского. Документальные упоминании о колонизации Поросья и позднее средневековье появляются с 1552 года, то есть из времен строительства Белоцерковского замка, который должен был охранять Киев. Достоверно, что именно из этих времен Поросье в церковном отношении возвращается под юрисдикцию митрополитов Киевских. Первое известное событие церковной жизни на Поросье в эти времена относится к 1620г., когда иерусалимский патриарх Феофан восстановил иерархию Православной Церкви в Украине, которая не восстанавливалась и исчезала под давлением греко-католиков, поддерживаемых польским правительством. Восстановление православной иерархии состоялось в Киеве и более близких к нему городах с развитием церковной жизни. Среди городов была и Белая Церковь, где состоялась хиротония преосв. Исаакия Борисковича на епархию Луцкую и Острожскую. Позднее, в 40-50-е года XVII ст., упоминаются православные храмы в Белой Церкви — в это время их в городе было семь. Городские ремесленные цеха опекали свои храмы или придел в храме. Из сведений XVIII ст. знаем некоторые такие связи: бондарский цех опекал Свято-Успенский храм, цеха кузнечный, литейный и мельница — Свято-Троицкий храм, белоцерковские казаки — Спасо-Преображенский храм. Благодаря попечению прихожан, при храмах были приходские школы. Таким образом, белоцерковские ремесленные цеха играли роль православных братств.
Еще одно выдающееся церковное событие XVII столетия связано с Белой Церковью. В 1663 году здесь для похода польского короля Яна II Казимира на Левобережье собрался королевский двор и польский генералитет во главе с самим монархом, а также епископат Украинской Православной Церкви. Здесь состоялся знаменитый диспут между иезуитом ксендзом Адрианом Пекарским и киевский ректором Иоаникием Галятовским о церковной иерархии, записанную и выданную позднее последним. Из середины XVII ст. получаем сведения о храмах и монастырях, расположенных на Поросье. Во всех городах и городках обычно было несколько храмов. Из крупных монастырей известные Ржищевский Спасо-Преображенский мужской (первое документальное упоминание достигает 1649 года), основанный раньше, возможно еще в ХV-ХVI ст. Вороничами, а также Лисовичский Свято-Георгиевский женский (первое упоминание достигает 1654 года), неизвестно кем основан, возможно еще белоцерковскими боярами Лисовичами. События Руины должны были тяжело сказаться на церковной жизни Поросья. Из всех населенных мест края лишь Белая Церковь полностью избегла разрушения. Из событий этого времени известно, что в 1665 году белоцерковский протопоп Александр Селнецкий принял монашество и получил игуменство монастыря Трактемировского. В это же время в Белой Церкви оказалась церковная начинка из митрополичьей ризницы, что привело к длинным спорам между польским правительством и казацкими гетманами. С 1552 года и до второй половины XVIII ст. Среднее Поросье было составной частью Киевской митрополии. Из конца ХVII-нач. XVIII при поддержке польского правительства активные действия в крае начинают греко-католики. Располагаем сведениями об основании храмов униатскими деканами Белоцерковским и Паволочским в эти времена. Но значительному развертыванию греко-католичества на Поросье противостоял полковник фастовский Семён Палий. Ему же принадлежит восстановление и закладка нескольких православных храмов, а также пожертвования на ризницы. После восстановления около 1715 года польского контроля над Поросьем снова поднимается проблема взаимоотношений православных и греко-католиков. Православные приходы были частью Киевской митрополии, а также основанного в конце XVII столетий викариата Киевской митрополии в Переяслове, со временем получившего статус отдельной епархии. На протяжении первой половины XVIII ст., благодаря русским войскам, которые занимали Белоцерковское староство и окружающие владения, православные получали поддержку своей церковной жизни. Но с 1737-1739 годов на всех приходах Поросья восседает уния. Прихожане старались хоть как-нибудь предотвратить рукоположения на приход униатских архиереев. Наиболее распространенной формой сопротивлений стали странствия ставленников к молдавскому митрополиту, который после рукоположения выдавал грамоту без указания прихода. Потом священники шли уже к униатскому митрополиту и рукополагались на определенный приход, а прихожане считали, что имеют все же православного настоятеля. В 1761 году по инициативе монахов Мотрёнинского монастыря на Черкасчине и Чигиринщине начинается движение среди священства и прихожан за восстановление Православия на родной земле. За несколько лет было сформировано отдельное благочиние (тогдашней терминологией — правление), которое возглавил игумен Мелхиседек Значко-Яворский. Правление подчинялось консистории Переясловско-Бориспольской епархии. В 1768 году, уже после взрыва Колиивщины православное движение распространилось по Киевскому и Брацлавскому воеводству, чему оказывало содействие появление русских войск, вызванных по просьбе польского правительства для борьбы с повстанцами. На протяжении нескольких месяцев были сформированы правления по всём значительным округам польской Украины. Из территории Поросья наиболее известными стали протопопы белоцерковский Василий Зражевский и богуславский Стефан Левандовский. На протяжении 1766-1771 лет шла отчаянная борьба официальной унии и народного православия. В конце концов в 1772 году в связи с мероприятиями по первому распределению Речи Посполитой подавляющее большинство приходов таки перешли к Православию, хотя политические события совсем не касались польской Украины, но многое сделало расположение духа и ожидание продолжения распределения Польши. В 1773 году удалось большей частью даже формально уже утвердить этот переход. Протопопии на Поросье насчитывали в это время около 50 приходов в своем составе и подчинялись Переясловско-Бориспольской епархии. С 1775 года, когда русское правительство много в чем удовлетворило желания католических слоев Речи Посполитой, православные протопопии на Поросье начали испытывать давление со стороны местной польской администрации и греко-католиков. За год почти вдвое, а иногда и значительно больше была потеря в приходах. Некоторые протопопии целиком исчезали. Встречаются документы о православных приходах 1778 года, но позже их уже не имеем, хотя во многих случаях можно предположить нелегальное существование православных приходов под официальной покорностью унии. Окончательное возвращение края к Православной Церкви состоялось в 1796 году и в одиночных случаях тянулось до 1830. В XIX ст. Поросье остается в составе Киевской митрополии, но иногда дела решал викарий Киевской митрополии епископ Чигиринский. С средины столетия начинается образовательное движение среди священства Киевской митрополии. Один из первых шагов в деле создания церковноприходских школ сделал священник Петр Лебединцев, настоятель Белоцерковской Спасо-Преображенской соборной церкви (1851-1860). Он также был одним из известнейших представителей краеведческого движения, к которому привлеклись широкие круги интеллигенции и священства. Одним из проявлений этого движения стало издание в 1864 году консисторским служащим Леонтием Похилевичем «Сказания в населенных местностях Киевской губернии…». В них были представлены сведения об истории, церковные дела и статистика всех населенных пунктов Киевской епархии. Эти два течения в священстве — образовательная и краеведческая — просуществовали до самого переворота 1917 года и дальше. Иным признаком времени стало создание я Киеве, Белой Церкви, Тараще и других городах и городках края в конце XIX-начале XX ст. православных братств, создание должностей окружных миссионеров и другие меры по борьбе с протестантизмом, который быстро распространялся особенно среди сельского населения. В Белой Церкви были основаны Свято-Николаевское и Свято-Владимирское братства. Они объединяли городское священство и интеллигенцию.
Первая мировая война, переворот 1917 года, частые изменения правительства и гражданская война принесли хаос и резкий рост преступности. Храмы грабили, Церковь находилась в расколе. Установление советского режима хотя и принесло относительный покой, но не принесло ничего доброго для Церкви. В середине 1920-х годов был окончательно закрыт Ржищевский Спасо-Преображенский монастырь (преобразованный в 1854 году в женский). Большие усилий сестер по возрождению монастыря были сведены на нет. Сбылось пророчество, которое было возвещено Святым Духом одной из сестер перед революцией: монастырь разрушен, а сестры должны были пойти по миру. Разрушение храмов продолжалось. Уже после войны, в 1960-е годы, последняя большая волна снесла почти все. Сохранились одинокие каменные здания, которые использовалось для хозяйственных нужд. В это время чуть ли не единственную помощь по сохранению храмов и церковных предметов предоставляли краеведы и работники музеев. Большое количество икон и других вещей из ризниц сохранились именно в музеях. Непоколебимую верность Церкви относительно сохранения церковных ценностей проявило население, особенности в сельской местности. В то же время медленно начинается реставрация Украинским обществом охраны памятников истории и культуры и Управлениями главных архитекторов городов и районов отдельных храмов в качестве памятников архитектуры. Таким образом, например, в Белой Церкви было спасено два храма. Небольшое количество храмов возвратили прихожанам. Ячейкой церковной жизни в Белой Церкви был храм Святой Марии Магдалины на Заречье (построенный в 1843 году). С послаблением, а потом и разрушением коммунистической идеологии церковная жизнь в крае начала возрождаться. Значительным событием стало создание в 1994 году Белоцерковской епархии. На ее кафедру был хиротонисан Преосвященнейший Серафим (Зализницкий). Начатая им широкая деятельность по восстановлению приходов и активизированию церковной жизни уже принесла плоды. В начальный период в состав епархии входило 110 приходов, в клире состояло 47священнослужителей. С 1994 года Преосвященным епископом Серафимом были рукоположены 138 священнослужителей. В настоящее время епархия, территориально охватывающая 10 южных районов Киевской области, включает 12 благочиний (214 приходов, 162 священнослужителя). Ведется строительство приходских храмов. Открыто три монастыря: Ржищевский Спасо-Преображенский женский, Рокитнянский Рождества Христова мужской и Белоцерковский святой равноапостольной Марии Магдалины женский. В них ведется значительная строительная работа. Планируется открыть мужской монастырь в Белой Церкви. Огромное внимание уделяется Спасо-Преображенскому кафедральному собору в Белой Церкви. Византийский стиль икон сооруженного в 1997 году иконостаса может напоминать о духовной связи времен: между Юрьевской епархией великокняжеских времен и ее наследницей конца второго-начала третьего тысячелетия по Рождестве Христовом.