Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Юрий Егоров. Христианское воспитание детей и современный спорт

Христианское воспитание детей и современный спорт
Юрий ЕГОРОВ

Воспитание и обучение детей, подготовка их к предстоящей жизни является во все времена одной из главнейших задач организованного общества. Основа этого воспитания закладывается в семье, которая, как известно по определению социологов и педагогов, является ячейкой общества.

Православная Церковь рассматривает семью как малую Церковь, призванную не просто готовить ребенка к общественно-трудовой деятельности в государстве, а прежде всего воспитывать его на основе христианских ценностей с целью достижения, как говорится в Символе веры, «… жизни будущего века».

В результате возрождения Православия в Украине за последнее десятилетие складываются возможности для осуществления христианского воспитания и обучения детей как в семье, так и в системе православных учебных заведений, прежде всего в рамках воскресных школ, а также в создаваемых пока только в единичном количестве общеобразовательных учебных заведений (гимназий, лицеев). Поэтому актуальной является задача разработки системы воспитания и обучения детей в первую очередь для того, чтобы они смогли идти по пути спасения, определенном Православной Церковью, а с другой стороны — могли выполнять возложенные на них государством и обществом профессиональные и общественные функции. Чтобы наши дети смогли на практике применить евангельские слова Иисуса Христа: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21).

По христианской антропологии, человек — это существо духовно-телесное, состоящее из духа, души и тела (трихотомная теория строения человека). Апостол Павел, первым сформировавший основы христианской антропологии, отмечает, что тело человека — «храм… Святаго Духа» (1. Кор. 6, 19). А по воскресении мертвых преображенное тело человека будет также участвовать в Божественном прославлении. Из истории христианской Церкви известно, что еще в первые века христианства один из учителей Церкви Климент Александрийский, проповедуя в Александрийском огласительном училище, говорил о пользе занятий гимнастикой мужчинам, готовящимся к таинству Крещения. Ведь человек нуждается в полноценном и гармоническом развитии, где наряду с безусловно приоритетным духовным возрастанием человека необходимо улучшать и его телесное состояние.

Как известно, физическое воспитание детей является составной частью общего воспитания, готовящего человека к предстоящей жизни в семье и обществе. Задачей физического воспитания детей в православной педагогике должно быть не только формирование необходимого уровня двигательных способностей, физических качеств и телесного здоровья для семейной и общественно-трудовой деятельности, а прежде всего для спасения в христианском его понимании. Причем технизация и компьютеризация нашей жизни, возникающий при этом дефицит двигательной активности с одновременным увеличением психо-эмоциональных нагрузок не только не умаляют значение физической подготовки современного человека, но и предъявляют к ней еще более высокие требования. Поэтому необходимо с малых лет наряду с осуществлением духовного роста ребенка заниматься и его физическим развитием и укреплением здоровья, то есть тем, чем занимается предмет физического воспитания.
Однако при этом необходимо учесть, что те основополагающие принципы, которые выработаны православной педагогикой, должны быть обязательны и для физического воспитания. А именно:
— участие в церковных таинствах;
— приобщение детей к домашней и церковной молитве;
— сохранение и развитие духовных традиций в семье;
— семья как защита от искушений мира сего;
— защита детей от общения с людьми, исповедующими философию безбожия;
— охранение детей от пристрастий мира.
Уместно здесь также руководствоваться наставлениями святого Василия Великого, который поучал: «Излишняя забота о теле служит препятствием для души».
В современном мире спорт занимает значительное место. С одной стороны, он выступает в качестве необходимого средства и метода физического воспитания, с другой — как самостоятельная форма современной общественной культуры. Особенно это касается так называемого большого, профессионального спорта, который прочно вошел в общественную жизнь нынешнего общества. Отмечая положительные стороны спорта (развивает работоспособность, тренирует волю, формирует красоту движений, приучает к дисциплине и порядку и т. п.), необходимо остановиться на его негативных чертах. Сюда относятся и высокие околопредельные психофизические нагрузки спортсмена, изнашивающие организм человека, и крайняя коммерциализация большого спорта, превращающая спортсмена в товар; и частый отрыв профессионального спортсмена от своих семейных обязанностей; и порой высокие гонорары и призовые у спортсменов, содействующие воспитанию сребролюбия; и пребывание в качестве кумиров и подражателей для миллионов болельщиков, что стимулирует развитие тщеславия и гордыни.
Громадные физические нагрузки постоянно требуют от спортсмена полной мобилизации всех сил организма, не оставляя достаточного времени для духовного совершенствования в христианском его понимании. Кроме того, занятия большим спортом чреваты для занимающегося различными телесными травмами, которые могут нести серьезную угрозу здоровья человека. А это недопустимо с точки зрения Церкви, рассматривающей здоровье человека как дар Божий, который недопустимо расточать впустую, на что и указывает евангельская притча о талантах (Мф. 25, 14-30).

Необходимо также остановиться на такой негативной черте современного спорта, как его коммерциализация и зрелищность. Причем это касается не только того, что спортсмены «большого спорта» становятся профессионалами, то есть получают за свою спортивную деятельность зарплату и вынуждены напряженно, на пределе возможностей человеческого организма отрабатывать свои высокие гонорары у хозяев спортивных клубов. Вокруг большого спорта всегда «крутятся» различные финансовые дельцы, создающие всевозможный ажиотаж вокруг такой важнейшей особенности большого спорта, как его зрелищность.
Интерес к зрелищам, в том числе и спортивным, всячески культивируется и используется как для рекламы и продажи товаров, так и для политических целей. Поэтому необходима бдительность со стороны государства и общества, которые должны осуществлять контроль над профессиональным спортом, влияние которого на многочисленные массы людей все больше приобретает политические черты, когда известные спортсмены или команды оказывают политическую поддержку тому или иному общественному деятелю или партии на выборах. Как правило, эта поддержка вынужденная и напрямую связана с финансовыми вознаграждениями.
Политизация спорта — дело не новое. Известно, что во времена благочестивого императора-богослова Юстиниана партии цирка, возникшие вокруг спортивных команд, были таким сильным политическим фактором, что даже пытались путем организации восстания ограничить императорскую власть.
Православная Церковь не поощряет зрелища. Истинную сущность многих явлений можно уяснить через отношение к ним наших православных предков, а оно зачастую легко просматривается через наименование этих явлений на церковнославянском языке. Значимость церковнославянского языка, необходимость его изучения и бережного к нему отношения должны быть темой отдельной работы, а еще лучше — отдельной конференции. В данном случае для нас важно, что на церковнославянском языке зрелище означает «позорище».
Поэтому вполне закономерно, что византийский император Феодосий I —благочестивый христианин — в 394 г. объявил олимпийские игры нечестивыми и запретил их как проявление язычества. И это не случайно, поскольку древние олимпийские игры языческого происхождения, для них обязательным было поклонение языческим богам и приношение им жертвы как перед, так и после состязаний.
Повышение физических возможностей человеческого организма превращается в культ тела, а напряженные при этом физические и психические нагрузки изматывают организм человека, не оставляя места для настоящего его духовного роста, ограничивают его молитвенную и церковно-соборную деятельность. Вот почему известный спортсмен-ватерполист Игорь Росляков, обретший по-настоящему православную веру, оставил занятия спортом и стал насельником монастыря в Оптиной пустыни с именем Василий.

Таким образом, отмечая многие негативные стороны большого спорта, можно сделать вывод о его неполезности в целом и неприемлемости для ведения полноценной христианской жизни. В то же время занятия массовой физкультурой и спортом не имеют таких противопоказаний и могут оказаться очень полезны как с точки зрения физического воспитания, так и христианского воспитания ребенка вообще. Однако для этого необходимо учитывать некоторые условия.
Лучше всего, чтобы в христианской семье физкультурой и спортом занимались с ребенком с малых лет сами родители, которые не должны перекладывать дело воспитания своих детей на других людей.
Родители должны следить, чтобы взрослеющий ребенок занимался в спортивной секции желательно с верующими детьми и под руководством опытного верующего педагога.
До тех пор, пока не появятся спортивные секции при воскресных школах и других православных учебных заведениях, родителям необходимо подумать, надо ли отдавать ребенка в обычную спортивную секцию. Поскольку, как пишет священник Андрей Овчинников, здесь есть опасность того, «что ребенок может оторваться от семьи, а родители от важнейшего дела своей жизни — воспитания». При выборе спортивной секции необходимо избегать таких видов спорта, как восточные единоборства (карате, дзюдо, ушу), имеющих оккультную духовную основу.
Очень осторожно нужно относиться к тем видам спорта, которые могут привести к серьезному травматизму. Необходимо быть особо внимательным, если ребенок имеет склонность к таким контактным видам спорта, как бокс, борьба. Здесь нужно обязательно вместе с хорошим опытным педагогом-наставником — верующим или хотя бы высоконравственным в христианском смысле человеком — следить за тем, чтобы приобретенные умения и физические качества не воспитывали чувства превосходства над другими детьми и не применялись для выяснения отношений со сверстниками. Занятия боксом и другими видами единоборств допустимы лишь для тех подростков, которые собираются посвятить свою жизнь службе в армии или в других силовых государственных структурах.
Необходимо следить также, чтобы занятия спортом не превращались в страсть для ребенка. Особенно это касается таких игровых видов спорта, как футбол, хоккей, баскетбол, теннис, которые легко увлекают занимающихся своей зрелищностью и сюжетом. Также важно, чтобы ребенок попал в коллектив хорошо воспитанных верующих сверстников и педагогов.
Говоря о педагоге, следует указать, что родителям необходимо тщательно следить за процессом занятий в секции, чтобы не допустить того момента, когда тренер может вовлечь ребенка в большой спорт. Родители должны всегда держать ситуацию под своим контролем. А такая ситуация, как подсказывает опыт, всегда имеется, если ваш ребенок имеет хорошие двигательные и физические способности.
Наиболее благоприятный возраст для занятия спортом мальчика, не занятого физическим трудом, — 9-10 лет. Девочкам же необходимо избегать таких видов спорта, которые развивают слишком крепкие мышцы, как, например, спортивная гимнастика, поскольку это может в будущем помешать деторождению. Ни в коем случае не допускать девочек к занятиям спортивными единоборствами (бокс, каратэ, дзюдо, борьба и др.), а также футбол, хоккей, тяжелая атлетика. Эти и некоторые другие виды спорта опасны не только с позиций христианской духовности, но и с точки зрения вредного воздействия на физиологию женского организма. Так, например, большие физические нагрузки вырабатывают мужские гормоны, под воздействием которых девочка может огрубеть и приобрести мужской облик. Есть рекомендации христианских педагогов физическое воспитание детей в сельской местности ограничить физическим трудом, потребность в котором всегда в избытке на сельхозработах или в подсобном хозяйстве.
Таким образом, рассматривая несомненную потребность в занятиях физическим воспитанием детей и подростков с христианских позиций, необходимо подчеркнуть следующее. Полезными могут быть только умеренные занятия физкультурой и спортом, особенно в период развития ребенка. Однако должен осуществляться контроль со стороны верующих родителей или педагогов для того, чтобы избежать негативных воздействий на душу занимающихся спортом детей. Необходимо, чтобы спортивные занятия ребенка проходили в высоконравственной обстановке и служили приобретению необходимых физических качеств и телесного здоровья для успешной подготовки к трудовой, военной и общественной деятельности. При этом, безусловно, главным для ребенка должно оставаться его духовно-нравственное совершенствование и молитвенно-церковное взрастание.

«Русская правда»