Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Василий Анисимов. О «положительном образе» филаретовского патриархата

О «положительном образе» филаретовского патриархата

Руководитель пресс-службы УПЦ Василий Анисимов по просьбе информагентства «Интерфакс» дал подробный комментарий заявлению «пресс-службы Киевской патриархии», которое именовалось «Информационное агентство «Интерфакс» использует недостоверные сведения для создания отрицательного образа Киевского патриархата».
В нем приводился весь традиционный набор лжи о «законности», «поместности» и т.д. и т.п. так называемой «УПЦ-Киевский патриархат».

«Объективного «положительного образа» непризнанного в православном мире и возглавляемого отлученным от Церкви Михаилом Денисенко околорелигиозного объединения «УПЦ-Киевский патриархат» просто не существует. С первого дня своего существования за ним тянется шлейф громких политических и криминальных скандалов от сокрытия денег партии до вербовки наемников в горячие точки СНГ. В 1997 году после незаконной передачи правительством Лазаренко древнего Выдубицкого монастыря УПЦ-КП 70 парламентариев Украины в открытом письме Президенту охарактеризовали эту структура мафиозной. Да что там говорить, если в 1995 году, незадолго до своей загадочной гибели, тогдашний руководитель УПЦ-КП «патриарх Киевский и всея Руси-Украины» Владимир Романюк обращался в столичное Управление по борьбе с оргпреступностью с просьбой защитить его от подчиненных — Филарета и присных, поскольку начал поиск церковной казны, которую Филарет спрятал за рубежом, и боялся за свою жизнь. Ему временно выделили круглосуточную охрану, но уберечь, как известно, так и не смогли.
Именоваться «пресс-службой» при такой структуре — дело не из легких. Поэтому она постоянно попадает в глупое положение. Скажем, когда Филарета «избрали патриархом УПЦ-КП», она выступила с заявлением о том, что Филарет никогда не был агентом КГБ. А тот возьми да и признайся, причем публично, что сотрудничал и трудился на КГБ, мол, «такие были времена». Недаром же он награжден орденом Трудового Красного знамени.
Нынешнее заявление из того же разряда. Как известно, УПЦ-КП была создана в июне 1992 году волевым решением друга Филарета Президента Леонида Кравчука (он долгое время курировал атеистическую работу в ЦК КПУ; Филарет в свою очередь не только агитировал за Кравчука на президентских выборах, но и организовал фонд в его поддержку, перечислив в него сотни тысяч рублей). Создатель раскольничьей группировки «митрополит УАПЦ» Антоний Масендич подробно рассказал журналистам историю (она опубликована) этой аферы. После смещения Филарета с поста Предстоятеля УПЦ и запрещения в священнослужении за церковные преступления (что произошло 27 мая 1992 года на Архиерейском Харьковском Соборе УПЦ) власть делала все, чтобы помешать выполнению решений Собора: нанятые Филаретом боевики УНА-УНСО забаррикадировались во Владимирском кафедральном соборе и в здании митрополии на Пушкинской и, угрожая оружием, не пустили комиссию, назначенную Архиерейскими Собором, принимать дела, они же провели неудавшийся штурм Киево-Печерской Лавры и погром в ней (было арестовано более 100 штурмовиков во главе с Корчинским). Новый Предстоятель УПЦ Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины назначил на 27 июня Собор в Киеве, чтобы продемонстрировать властям, что Православная Церковь едина, все архиереи, епархии, монастыри, приходы остаются под омофором Предстоятеля, и ничего, кроме законного, легитимного переизбрания Митрополита Киевского не произошло.
Здесь-то и вспомнили о «церкви украинской диаспоры» — УАПЦ, руководимой проживающим в США «патриархом Мстиславом» (его в Украине замещал Антоний Масендич), для которой Филарет был злейшим врагом, исчадием КГБ и коммунизма. По свидетельству Масендича, 23 июня к нему в киевский офис нагрянули приближенные к Кравчуку депутаты Верховной Рады, а также сотрудники Службы безопасности в Украине (бывшей КГБ) и в ультимативной форме потребовали выполнить указание Президента — созвать «собор» УАПЦ и принять Филарета вместе с церковной кассой (4 млрд. крб.), Владимирским собором и зданием митрополии, иначе, мол, через три дня, после Собора УПЦ, все это отойдет «москалям». Масендич не поверил собственным ушам: ведь УАПЦ в Украине состояла из запрещенных Филаретом или ненавидящих его священников и общин. Легче было Лаврентия Берия принять в правозащитный «Мемориал», чем Филарета в «автокефалию». К тому же Масендич не имел никаких полномочий созывать «собор», это было прерогативой «патриарха УАПЦ» Мстислава. Понимая, в какую аферу его пытаются втянуть, Масендич пытался бежать из Киева, но был остановлен. Угрозами и шантажом его заставили обзвонить епископов УАПЦ и пригласить в Киев, не сообщая о цели приезда. Епископы приехали к Масендичу 26 июня, туда же подтянулись депутаты и эсбэушники, а когда было объявлено о цели собрания, грянул скандал. Трое из семи «епископов УАПЦ», несмотря на угрозы, покинули собрание. Остальных, после долгой перепалки, потянули к Филарету, где в предбаннике его кабинета эта горстка людей (сохранились видеоматериалы этого действа), которых никто не избирал, не уполномочивал ни на проведение церковного собрания, ни на решение судьбы Православных Церквей Украины, постановила распустить существующие в стране Православные Церкви (УПЦ и УАПЦ), себя же объявила новой «объединенной» церковью (УПЦ-КП), которой отныне принадлежит все имущество (храмы, монастыри и т.д.), расчетные счета в отечественных и зарубежных банках двух «упраздненных» церквей. Депутаты, вчерашние коммунисты, которые и перекреститься-то не умели, вошли в руководство этой «церкви». Обладая статусом неприкосновенности, они стали надежным прикрытием аферы. «Патриархом» новой структуры постановлено было «считать» Мстислава, замом — Филарета, управделами — Масендича. В тот же день (!), не дождавшись даже официальной регистрации (что произошло лишь через месяц), вице-премьер Олег Слепичев, курировавший внешнеэкономическую деятельность, подписывает указание администрациям и банкам «принять к сведению» «решения» этого собрания, что означало сохранение за Филаретом контроля над всеми расчетными счетами УПЦ. Для чего, собственно говоря, и городился весь огород.
Мстислав лишь через неделю узнал о ликвидации своей Церкви, прилетел в Украину, наотрез отказался считать себя «патриархом УПЦ-КП», за «сговор с Филаретом» отлучил от своей церкви Масендича и Романюка, пытался убедить власти в недопустимости такого произвола, наконец, выступил с обращением к Президенту, премьер-министру и Генеральному прокурору с требованием привлечь к уголовной ответственности создателей УПЦ-КП.
В свою очередь Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир заявил, что под пропагандистскую трескотню об «объединении православия» произошло незаконное присвоение одним человеком всех средств Украинской Церкви. Этого же мнения придерживался и тогдашний председатель Совета по делам религий Н. Колесник, который в докладной Президенту Кравчуку указывал: «Постановление так называемого Всеукраинского православного собора о создании «УПЦ-Киевский патриархат» принято без участия и против воли народа и епископата УПЦ. Оно декларирует идею, но не отражает истинное положение вещей. Провозглашение новосозданной церкви собственницей финансов и имущества, ранее принадлежавшего УПЦ и УАПЦ, не соответствует установленному законом порядку решения этих вопросов и игнорирует существование УПЦ со своими структурами, имеющими законное право на принадлежащие им финансы и имущество».
Кравчук ответил репрессиями. Колесник был уволен, начались штурмы и захваты УНСО и боевиками-казачками нардепов Червония и Поровского церковных структур — епархиальных управлений, кафедральных соборов в Херсоне, Виннице, Тернополе. Особенно жестоким насилие было на родине Кравчука — Ровенской и Волынской областях. Там были захвачены епархиальные управления, кафедральные соборы в Ровно и Луцке, разгромлена Луцкая духовная семинария, библиотеку которой вынесли на улицу и публично сожгли. Кстати, до сих пор не выполнены решения высших судебных инстанций Украины о возвращении законному владельцу кафедральных соборов в Ровно и Луцке, а также других храмов.
Насилие не достигло своей цели, оно повсеместно встречало отчаянное сопротивление, было трудно «растолковать» людям, почему их вековая, выжившая в атеистические времена Церковь — это очень плохо, а «церковь», создаваемая главным атеистом Украины, комсомольскими работниками Червонием и Поровским, поэтами-коммунистами Павлычко, Драчом, Мовчаном, — это очень хорошо. Поэтому УПЦ не только выстояла, но и более чем в три раза увеличила количество своих общин, была и остается крупнейшей религиозной организацией страны.
В феврале 1993 года народный депутат Украины, руководитель краевой организации Руха и будущий министр юстиции Сергей Головатый собрал пресс-конференцию для украинских и зарубежных журналистов, на которой заявил о тотальном нарушении прав православных верующих в результате незаконного создания УПЦ-КП. Он дал сугубо правовой анализ этого действа. Одно перечисление нарушений статей Конституции, действующего законодательства Украины, международных правовых актов заняло целый разворот парламентской газеты «Голос Украины» (за 5 марта 1993 года). С. Головатый направил соответствующий запрос в Генеральную прокуратуру Украины. 18 июня Генпрокурор Украины Виктор Шишкин заявил, что документы изучены и выявлены нарушения действующего законодательство. 20 августа 1993 года Генеральная прокуратура вынесла протест, приостанавливающий деятельность УПЦ-КП как незаконно созданной организации. Протест предполагал его удовлетворение Советом по делам религий (снятие УПЦ-КП с регистрации), а в случае отклонения — решение должен был вынести суд. Действия Генеральной прокуратуры переполошили всех покровителей раскола, поскольку не только открывали перспективу возвращения УПЦ и УАПЦ награбленного, но и уголовного преследования высших сановников державы за произвол, содеянный в отношении Церкви.
Совет по делам религий (ставший просто структурным подразделением УПЦ-КП и плодящий параллельные бумажные приходы) не стал изображать из себя унтер-офицерскую вдову и отклонил протест. До суда же дело не дошло, поскольку Генеральный прокурор в спешном порядке был снят с должности, а заодно была разогнана вся коллегия Генпрокуратуры. Нардепы-руководители УПЦ-КП торжествовали, один из них на пресс-конференции заявил: Генпрокурор, поднявший руку на филаретовцев, полетел в тартарары, а «киевский патриархат есть и будет»! В конце 1993 года УПЦ-КП покинули пять «епископов-основателей» этой структуры во главе с ее создателем Антонием Масендичем. Они заявили, что их использовали для прикрытия сугубо финансовых и политических афер, все они с покаянием простыми священниками вернулись в УПЦ.
В декабре 1993 года раскольничье и униатское лобби в парламенте смогло протянуть поправки в религиозное законодательство о возможности «поочередных богослужений». Это вызвало новую храмовую войну. Однако время Кравчука неуклонно двигалось к закату. Страна находилась в состоянии разорения, массового обнищания, экономического коллапса. В 1994 году Кравчук вынужден был признать себя побежденным. Поста спикера парламента лишился Иван Плющ, не были переизбраны и многие депутаты-филаретовцы: Павлычко, Скорик и др.
Новый Президент первым делом упразднил Совет по делам религий и заявил, что в Украине наступило время торжества законности. Кучма не скрывал, что собирается выгнать Филарета поганой метлой, «чтобы не позорил Украину», но в том жутком наследстве, оставленном ему Кравчуком, не считал это задачей приоритетной или первостепенной. Филарет понимал, что его «ссудный день» не за горами, поэтому стал активно подгребать под себя все радикально-политическое воинство, стараясь прослыть чуть ли не духовным лидером оппозиции. 18 июля 1995 года Филарет с Кравчуком дали «генеральное сражение» властям на Софийской площади, которое вошло в историю под названием «черного вторника». Под прикрытием похорон умершего «патриарха» УПЦ-КП Владимира Романюка они вывели боевиков, депутатов и оппозиционеров, с гробом в руках прорвали кордоны милиции и пытались захватить храм Св. Софии. ОМОН применил слезоточивый газ и разогнал демонстрацию. Пострадали депутаты, Кравчук, послы иностранных держав. Это был международный скандал, сильно подпортивший имидж Украины. И хотя Кучма грозно заявил, что открыты уголовные дела и все организаторы провокации предстанут перед судом, власть была напугана и пошла на компромисс (уголовные дела до сих пор приостановлены). Филаретовцы доказали, что они могут дестабилизировать общественно-политическую обстановку в стране, и не раз угрожали власти организацией очередного «черного вторника». 9 марта 2001 года они были в первых рядах оппозиции, устроившей многочисленные драки с милицией. Поэтому к УПЦ-КП и относятся как к политической структуре. Не годится молиться — годится горшки накрывать.
7 февраля 2002 года 65 депутатов шести фракций выступили с обращением к Генеральному прокурору по поводу опять-таки незаконной регистрации УПЦ-КП как правопреемницы имущества и финансов УПЦ. Инициатором на сей раз выступили не руховцы, а коммунисты. Они всегда считали УПЦ-КП мафиозной структурой, поддерживаемой униатами, националистами и западным империализмом. Осенью 2001 года коммунисты весьма болезненно восприняли обращение к православным верующим партии «Яблуко», в котором указывалось, что коммунисты лишь заигрывают с верующими, но как были воинствующими атеистами, такими и остались, и ничего для Православной Церкви не делают. Лидер КПУ Петр Симоненко выступил с официальным заявлением, в котором не только бичевалось олигархическое «Яблуко», но и от имени КПУ были принесены извинения всем верующим, пострадавшим в годы репрессий. Он предложил выступить с такими же покаянными заявлениями Л. Кравчуку, Л. Кучме, лидерам националистических и прочих крупных парламентских партий (все они оказались бывшими коммунистами), а также заверил, что коммунисты не словом, а делом будут бороться против всех беззаконий, творимых против Церкви. Резолюцию о покаянии, осуждении практики воинствующего атеизма, а также о сотрудничестве с традиционными историческими конфессиями Украины принял и состоявшийся в конце года Пленум ЦК КПУ. Во исполнение ее коммунисты и инициировали обращение в Генпрокуратуру. 5 марта 2002 года, изучив документы, заместитель Генерального прокурора Украины Алексей Баганец вынес протест Госкомрелигий на акт регистрации УПЦ-КП, осуществленный этим ведомством в 1992 году, и приостановил его действие. Филаретовцы опять оказались вне закона и, как водится, снова пригрозили властям «черным вторником». Для Президента Украины протест оказался полной неожиданностью, и он не скрывал своего крайнего раздражения действиями Генеральной прокуратуры в канун парламентских выборов. Госкомрелигий снова отклонил протест, причем на весьма любопытных основаниях. По его утверждениям, никакой объединенной УПЦ-КП, правопреемницы имущества и финансов УПЦ, не существует (Совет по делам религий не имел права, да и не регистрировал ее в качестве правопреемницы существующей Церкви). Это — пропагандистский фантом, придуманный Филаретом и не закрепленный юридически. Мол, 26 июня 1992 года УАПЦ просто приняла в свои ряды человека с очень большой суммой денег и имуществом и поменяла свое название на УПЦ-КП. Исследовать происхождение этих финансов и преследовать Филарета за хищение в особо крупных размерах должны органы следствия, а не Госкомрелигий (у него нет таких полномочий), который всего лишь зарегистрировал незначительные изменения в уставе УАПЦ и якобы имел на то законные основания. Кроме того, комментируя отклонение протеста, заместитель Госкомитета по делам религий Николай Маломуж заявил, что обоснованные претензии могли возникнуть к названию переименованной организации, но о нем в протесте ничего не говорится.
Генеральная прокуратура не сомневалась (думаю, и не сомневается) в том, что отстоит свой протест в суде. Но помешали парламентские выборы, смена Генпрокурора. Однако особо радоваться филаретовцам не стоит. Генеральная прокуратура не ограничена в сроках подачи протеста в суд, поэтому судьба филаретовской лжецеркви по-прежнему висит на волоске.
УПЦ-КП — безблагодатное сообщество пародистов на Православие, куда стягивается все беглое, лживое, запрещенное в священнослужении. Их священнодействия кощунственны и безблагодатны, что подтверждено Предстоятелями всех Поместных Церквей Мирового Православия. Это же мнение разделяет и Римско-Католическая Церковь. Сам Филарет отлучен от Церкви, ему запрещено переступать порог храма во всех православных странах. Такие же его сподвижники. Скажем, Адриан Старина — бывший священник из подмосковного Ногинска. За аморальное поведение был запрещен в священнослужении и изгнан из трех юрисдикций, пока не прибился в УПЦ-КП в качестве «митрополита Днепропетровского». Иван Боднарчук «рукоположен» в епископы известным уголовником и аферистом из Москвы Викентием Чекалиным, который был объявлен в международный розыск Интерполом за похищение юноши. С такой «благодатью» он является «митрополитом Тернопольским». «Биографию» подобного рода имеют едва ли не все «епископы УПЦ-КП».
Характерная ситуация с приведенным в заявлении храмом в пгт Калининское Херсонской области. Там от священника ушла супруга. По канонам Церкви, пастырь не может быть разведенным или сожительствовать с иной женщиной. Понимая, что ему придется либо расстаться с приходом, либо попасть под запрет, он тайно оформляет перерегистрацию прихода под филаретовский, где принимают всех — и разведенных, и многовенчанных, и лжемонашествующих. Когда обман раскрылся, начался скандал, возмутились жители села и благотворители — они собирали деньги на строительство православного храма, а не филаретовского капища. Сторону беглого священника заняли 20-30 жителей, а против — почти две тысячи. Суд решил дело в пользу «священника»-обманщика, однако заместитель Генерального прокурора Украины Ольга Колинько уже опротестовала это решение (о чем филаретовская пресс-служба умалчивает). Вероятно, против священника будет открыто уголовное дело по факту мошенничества. Это свидетельство того, как филаретовство морально разлагает верующих, подталкивая даже священнослужителей на путь лжи.
В Полтаве другая ситуация. Там древний и аварийный храм незаконно передали в пользование филаретовской общине. Незаконно — потому что УПЦ-КП не является репрессированной церковью и не имеет никаких прав на имущество УПЦ. Вскоре эта община во главе с настоятелем с покаянием вернулась в каноническую Церковь (таких случаев много), оформили документы, однако филаретовские депутаты устроили переполох, и суд опять занял сторону раскольников. Храм давно закрыт, разрушается, филаретовцам надо создавать новую общину. Вряд ли в православной Полтаве найдется много желающих возносить в храме имя отлученного от Церкви человека. Ведь это сатанизм. Судебные тяжбы продолжаются, храм должен быть возвращен законному владельцу.
Наконец, что касается «поместности УПЦ-КП» и статистики. Она такая же «поместная», как и созданная в Киеве на Кловском спуске «вселенская православная церковь» во главе со «вселенским патриархом» Абатаром I (Тараненко). В ней тоже заправляют депутаты, много пыли и звона. О парадоксе религиозной статистики в Украине не писал только ленивый. Известно, что бумажные раскольничьи общины УАПЦ и УПЦ-КП плодились для «нагона статистики» коррумпированным чиновничеством по прямым указаниям политических партий. Председатель Союза православных братств Украины Валентин Лукияник на пресс-конференции привел поразительный факт регистрации на квартире одного руховского деятеля 24 раскольничьих общин. Это неудивительно. В Минском районе Киева налоговая однажды обнаружила ЖЕК (комнатушка, стол, стул, шкаф), по адресу которого было зарегистрировано около 500 коммерческих фирм-фантомов. В столице, пожалуй, нет православных храмов, на которых бы не висела пара-тройка бумажных раскольничьих общин, которые никто в глаза не видел. Например, два года назад УАПЦ сделала ревизию своего хозяйства и обнародовала статистику, согласно которой у нее в Украине 500 общин. Госкомрелигий приводит цифру в 1154 общины. И сколько УАПЦ не доказывает, что нет у нее такого количества приходов, Госкомитет стоит на своем. Оказывается, по закону, снять общину с регистрации может лишь сама община или суд по представлению правоохранительных органов. А если община никогда не существовала, ничего, естественно, не нарушала, то кто же ее будет снимать с регистрации? Так и «висят» мертвыми душами в статистике раскольничьи общины.
По мнению специалистов, в УПЦ-КП едва ли наберется полторы тысячи реальных не бумажных общин. И это прекрасно знают сами филаретовцы, в том числе и юные «анафемята» «пресс-службы Киевской патриархии», однако врожденная «поместная» правдивость заставляет их все это скрывать».