Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Павлоградский Ириней: «Я мечтаю трудиться на Днепропетровщине до конца своих дней»

Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней:
«Я мечтаю трудиться на Днепропетровщине до конца своих дней»

— Владыка! Прежде всего, поздравляем Вас с юбилеем, который вы недавно отметили! Скажите, а как должен относиться христианин к юбилейным датам своей жизни?
— Сердечно благодарю за поздравление. Ничего особенного не происходит, время летит быстрее самолета. Христианину следует усердно благодарить прежде всего Подателя всех благ Господа, за милость, за здоровье, за вверенное послушание в жизни. Я искренне благодарю Священноначалие нашей Святой Церкви за то доверие, которое оказано мне — служить Святой Церкви и Отечеству, да еще в таком высоком сане и должности. Думаю, что в этот день собратья епископы, священнослужители и простые верующие помолились о моем недостоинстве, чтобы Сила Божия совершалась в моей немощи.

— 65 лет! Вы прошли большой и жизненный, и архипастырский путь. Что подвигло Вас стать на стезю служения Богу? Как отнеслись к Вашему выбору родители?
— Путь немалый, осталось уже меньше. Хотелось бы подвести итог, что-то вспомнить и выделить особенно, но все некогда. А мечтал я о священстве с малых лет, когда в небольшом селе ходил с мамой в родной храм. Мне особенно нравилась большая икона в нашем храме «Спаситель в саду благословляет детей». Думаю, вот счастливые дети на руках у Спасителя. Итак, видимо, под этим впечатлением мне приснился сон: иду по цветущему саду, вдруг вижу Спаситель, а на руках и вокруг него много детей. Я побежал, но поближе подойти стесняюсь. И вдруг Спаситель на меня посмотрел и простер руки, сказал при этом «Иди ко мне, что ты стоишь». Я в миг оказался у Него на руках, Он прижал меня к груди так, что моя голова касалась его затылка, я стеснялся смотреть Ему в глаза и от всей души прижавшись к его шее, я целовал его, думая, что Он не видит. И вдруг мама будит меня «Вставай, коровку надо пасти». Не стирается из памяти эта встреча, как будто это было вчера. Мне все время хотелось послужить Спасителю, который так нежно воспринял меня.
Второй случай – посещение с дедушкой Свято-Успенской Почаевской Лавры. Мне было 12 лет. Монашеское пение, прикосновение к святыням оказали неизгладимое впечатление и пробудили желание быть в обители, стать монахом. Помню, на галерее старца, который играл с голубями: они садились ему на руки, на плечи, они слушались его. Это был ныне прославленный преподобный Амфилохий.
Закончив среднюю школу, я окончательно решил поступить в духовную семинарию, причем подальше от дома, так как тогда чинились препятствия для поступающих. Родители благословили меня на учебу. Отец предупредительно сказал: «Ты только не забывай, куда ты идешь и зачем идешь!» Это был 1957 год. Я получил вызов на вступительные экзамены. Надо было сделать паспорт, выписаться и к указанному времени ехать на экзамены. В паспортном столе меня старались убедить, что паспорт не выдадут ни при каких обстоятельствах. На мое требование, было сказано, что для получения паспорта необходимо разрешение председателя сельсовета. Председатель в свою очередь ответил, что необходимо согласие председателя нашего колхоза. Итак, я оказался со своим вызовом в кабинете Председателя колхоза. Он строго посмотрел на текст вызова, порвал его на мелкие кусочки и выбросил в урну, а меня приподнял за грудь и с силой вышвырнул в дверь, сказав вслед: «Иди на площадку чистить зерно, у меня уборка хлеба». Я упал, зацепившись за дверную ручку и разбил себе нос. Вымазался весь в крови и говорю: «Теперь в семинарию не поеду, а в тюрьму посадим вас за такой разбой. Сейчас приду домой, поедим с отцом к прокурору и упрячем вас за решетку». Он злостно ответил: «Топай отсюда скорее, пока еще не получил». Так опечаленный я направился домой, а он вышел из кабинета и поехал на легковом автомобиле в другое село. Среди поля на пути домой, он он снова встретил меня я думал будет бить, а он говорит: « Иди к Председателю сельского совета, бери справку на выдачу Паспорта и уезжай на все четыре стороны, но никому не говори о том, что было». Так я получил и справку и затем паспорт и выписку сразу. Если бы не этот случай, я не получил бы Паспорта, а следовательно и не поступил бы в Семинарию. Итак, моя мечта осуществилась, я был счастлив, что учусь в Духовной Семинарии. Для меня это было чудо и милость Божия.

— Санкт-Петербургская духовная академия всегда славилась своим высоким уровнем образования. Вас в священники рукополагал митрополит Никодим (Ротов), из когорты его учеников вышли многие знаменитые архиереи и богословы. Что дала Вам духовная школа тех лет?
— Да, Ленинградская Духовная Семинария, а затем Духовная Академия дали мне и образование, и навыки в послушании. Митрополит Никодим был очень внимательным ко мне, писал мне письма, даже в Армию, когда я служил. Я их храню до сих пор. Незабываемым осталось паломничество в Святую Землю и на Святую гору Афон вместе с ним. Он был как родной отец. Добрый, отзывчивый и строгий. Все надо было сделать точно и во время, особенно когда я был Секретарем Ученого Совета Академии и Семинарии. После паломнических этих путешествий, буквально через неделю-две он приглашает меня к себе и говорит, вот ты ездил со мной, теперь поедешь сам, так что готовься в длительную командировку в Японию. Так началось мое послушание за границей.

— Но ведь до этого была армия. Как Вы, будучи уже студентом 3-го курса Духовной Академии стали призывником? Не жалеете о трех «потерянных» годах армейской службы?
— От службы в армии я не отказывался. Однако меня несколько лет не брали, так как были проблемы с моим позвоночником. С опозданием на пять лет с 3-го курса Духовной Академии я с удовольствием пошел отдавать священный долг и нисколько не сожалею об этом. Это была новая особая школа.

— Каково было в Советской Армии верующему солдату, к тому же завтрашнему священнослужителю?
— Все три года служения в армии я не имел проблем, не было ни единого взыскания, а благодарностей много, даже родителям посылали. По разному относились ко мне мои начальники, большинство из них были порядочные, примерные командиры, которыми можна гордиться. Я с удовольствием тогда молился о них, а сейчас с благодарностью вспоминаю. Как терпеливо и мудро они занимались со мной индивидульно, особенно спортом, чтобы легче мне было на полевых учениях и тренировках. Благодаря их настойчивости и усердию, я отлично сдавал проверки, заслужил отпуск. А провожали меня с выносом боевого знамения нашего полка. Это было незабываемо.

— Что стимулировало вас после долгого перерыва не только успешно защититься, но в дальнейшем заниматься серьезными богословскими исследованиями?
— Самое главное настойчивое желание и молитвенное усердие. Очень хотелось продолжить и закончить желанную учебу. Я горел желанием закончить учебу и стать обычным служителем нашей Святой Церкви в монашеской семье.

— Владыка, Вы приняли монашеский постриг в зрелом возрасте. Как вы считаете, насколько возраст может считаться критерием в вопросе о принятии монашества? Чем должен руководствоваться человек в подобной ситуации?
— У меня было достаточно времени, чтобы утвердиться в своем желании, которое наполняло мое сердце от юности. Я учился, служил в армии и снова учился и это желание никогда не покидало меня. Оно жило в моем сердце и я ожидал исполнения моей мечты. Когда при монашеском постриге впервые прозвучало новое имя «брат наш Ириней» я ощутил себя счастливым и благодарным Богу. Хотелось жить и служить Церкви простым служителем, об архиерействе я и не мечтал.

— Говорят, в те годы, чтобы стать епископом необходимо было обладать большими способностями. Все старшее поколение наших архиереев имеет мощную богословскую и гуманитарную подготовку, как правило, владеют иностранными языками. Вы говорите даже японским…
— Не совсем так, выдающихся способностей у меня никогда не было, японским языком я слабо владею. Однако служение на должности клирика Патриаршего Подворья в Токио было успешным. Я чесно и ответственно исполнял возложенное послушание. Это и оценила наша Церковь и приняла решение быть мне епископом нашей Церкви.

— Особенностью Вашего архиерейского служения было окормление православных епархий за рубежом. Чем отличается верующий человек у нас от «заграничного» верующего?
— Да, действительно, окормление православных епархий в Канаде и США, а еще раньше в Японии, это знаменательные события в моей жизни. Это высочайшее доверие Церкви налагало на меня особую ответственность и я с усердием делал все необходимое, чтобы не только сохранить эту паству, а и приумножить и приукрасить ее. Мы там строили храмы, когда у нас они разрушались. А народ Божий, как и на нашей земле, преисполнен любви и глубокого уважения к духовенству, которое посылалось туда для служения. Верующие люди дорожили своей принадлежностью к Матери Церкви Русской, с благодарностью совершали паломничество к святыням родной Церкви. Вернувшись, они вспоминали, рассказывали, показывали альбомы, видеосюжеты, что особенно впечатляло и помогало в миссионерском делании.

— Вам довелось принимать активное участие во многих международных гуманитарных, богословских, миротворческих конференциях, проходивших во времена «холодной войны» как в СССР так и за рубежом. Сейчас таких форумов проходит еще больше. Однако в последние годы из-за напряженных православно-католических отношений многие ставят под сомнение целесообразность межцерковного диалога. Как Вы относитесь к этой проблеме?
— За годы архипастырского служения в разных странах дальнего зарубежья и регионах бывшего Советского Союза таких встреч было очень много. По вопросу унии в 1990 году я возглавлял делегацию РПЦ на международной конференции в городе Фрайсинге (ФРГ), где участвовал в богословском диалоге всех Православных Церквей и католиков. На этой встрече уния была единогласно осуждена, как модель единства. Но это только на бумаге. На П-м Ватиканском соборе сами католики ее тоже осудили и отвергли, но опять только на бумаге. В конце мая этого года я по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира принимал участие в международном церковно-научном форуме «Православная Византия и Латинский запад», где высокие представители от Папы Римского очень вяло и неуверенно реагировали на тревожные суждения православных по вопросу унии. После этой встречи я просто окончательно разочаровался в искренности католиков. Трудно верить их словам и заверениям, так как они расходятся с делом. А потому диалог с католиками, видимо, пустое дело.

— Владыка за годы архипастырства Вы управляли многими епархиями УПЦ как на западе так и на востоке страны. Известно, что Вы пытались во Львове образумить инициаторов раскола. Как сегодня Вы оцениваете эти события?
— В самом начале, когда я прибыл во Львов в сентябре 1989 года для служения, предпринимались усилия, чтобы вразумить инициаторов раскола УАПЦ, но местные политики были очень далеки от истины, они не знали и не хотели знать правды о каноническом устройстве Православной Церкви. А чуть позже униаты – греко-католики, просто отвергли предложения четырехсторонней комиссии о мирном урегулировании всех проблем и начались насильственные захваты православных храмов. На волне дикого национализма произошел разгром трех православных епархий УПЦ Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской. Никто из обозленных фанатиков не захотели услышать правды от простых верующих людей, что православные с 1946 года жили и рождались в лоне Святого Православия. Теперь многие православные в этих областях насильственно загнаны в подполье и слезно молятся о ниспослании мира и вразумления.

— Сегодня Церковь в Украине живет напряженной жизнью. Какие внутрицерковные процессы представляются Вам благотворными, а какие – вызывают озабоченность? Какие перспективы ожидают украинскую Церковь в будущем?
— Путь Православной Церкви в Украине, как и во всем мире, тернистый и трудный, потому так обильно она украшена святостью. Сонмы мучеников, исповедников, пламенных патриотов защитников Отечества и святого Православия, целые соборы подвижников христианского благочестия – это яркое доказательство истинности и правдивости канонического устроения нашей Церкви. Мы архипастыри, пастыри и простые верующие счастливы тем, что спасаемся в канонической, благодатной православной Церкви, которая способна вести людей по бурному житейскому морю. Самое же главное, что вызывает озабоченность, это сохранение единства в союзе мира со всеми людьми. Если сможем эти устремления закрепить законодательно, привлечь больше единомышленников среди всех слоев нашего общества, это будет светлая перспектива.

— Владыка, более десяти лет вы управляете Днепропетровской епархией. Каково быть архиереем в индустриальном сердце страны, где десятилетиями создавалось самое смертоносное оружие в мире – ракеты «СС-20», окрещенные на Западе «сатаной»? Чем сегодня живет Ваша епархия?
— Быть архиереем на Днепропетровщине это великое счастье и милость Божия. Продолжительные опыты по созданию страшного смертоносного оружия приучили людей к высочайшей ответственности за священный дар жизни. Поэтому создаваемое оружие не применялось в качестве агрессии, оно было неусыпным стражем мира и стабильности. Теперь, эти совершеннейшие технологии позволили запустить проект «Морской страт», опять таки в мирных целях. Поэтому, Днепропетровщина – это порядочные, добрые и ответственные люди. Сегодня Днепропетровщина располагает двумя епархиями – Днепропетровской и Криворожской. Днепропетровская епархия много строит и восстанавливает. Напротив Свято-Троицкого собора уже построен и введен в действие архиерейский дом. Рядом завершается строительство трехэтажного Епархиального здания. В эти дни монтируется крыша, устанавливаются окна, а за ней штукатурка и внешняя отделка. После этого самая кропотливая работа начнется внутри здания. И все-таки мы живем надеждой, что достроим это здание и еще более успешно будет набирать силу миссионерская работа. После окончания реконструкции Свято-Троицкого собора, а она уже завершается, очень хочется реконструировать соборный двор и всю территорию Троицкой площади. Тогда Духовный Кафедральный центр будет еще более привлекательным для всех. Целая сеть Воскресных школ дают возможность детям и школьникам утвердиться в православии. Издательская работа на достойном уровне выполняет свою миссию. У нас на Днепропетровщине много большой и творческой работы. Я мечтаю здесь трудиться по милости Божией до конца своих дней.

Подготовил Василий Анисимов