Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Ольга Янушкявичене: «Православная культура имеет так много ценностей, что рассуждать над тем, нужно ли все это, вообще странно»

ОЛЬГА ЯНУШКЯВИЧЕНЕ: «Православная культура имеет так много ценностей, что рассуждать над тем, нужно ли все это, вообще странно»

Ольга Леонидовна Янушкявичене родилась в 1955 году в Красноярске. Окончила в 1977 году Московский физико-технический институт, кандидат физико-технических наук. Живет в Вильнюсе. В 2000 г. окончила Православный Свято-Тихоновский богословский институт.
Сегодня она является ведущим специалистом по вопросам православной педагогики в СНД, а также председателем Литовского православного просветительского общества, руководителем воскресной школы, организатором летних православных лагерей и преподавателем христианской этики и Закона Божьего в светской школе. Ольга Янушкявичене — автор программ по преподаванию Закона Божьего маленьким детям, учебников «Древо доброе» и «Основы нравственности», которые стали одними из первых православных педагогических пособий в странах постсоветского пространства.

— Ольга Леонидовна, у нас в Украине очень остро стоит вопрос о введении «Основ православной культуры» в общеобразовательных заведениях. Расскажите об опыте введения этих предметов в Литве?
— Предмет «Нравственное воспитание» введен в Литве около двенадцати лет назад и является обязательным в общеобразовательной школе с первого по двенадцатый класс. Для этих уроков дети делятся на две группы. Часть учащихся, в зависимости от желания родителей, изучает этику, а остальные — религию.
В русских школах часть учеников — поляки, поэтому там преподают как католическую, так и православную религию, а в литовских в основном изучают католичество. В принципе, если бы в литовских школах активно изъявляли желание изучать православное вероучение, то это было бы возможным.
Во время урока как по православной культуре, так и по этике преподаватели стараются дать ребенку представление о вечных истинах. Безусловно, опираясь на православную культуру, это делать намного проще, чем опираясь на какую-то абстрактную этику, которая, в общем-то, непонятно на чем основана.
Могу сказать, что эти уроки оправдали себя. Во-первых, идет проповедь христианства. Ведь в советское время людей насильственно отторгали от Церкви, и родители мало что могут рассказать детям о своей вере.
На уроках воспитанники знакомятся с основами православной веры. Хотя речь идет не просто о вере. Ведь Православие не просто какое-то учение, это способ жизни. Если человек живет так, как должен жить православный христианин, это уже другой человек, на которого во всех отношениях можно положиться, он максимально направлен на то, чтобы делать добро другим, и обществу в том числе. Если уроки глубоко восприняты учениками, а такое часто бывает, это кардинально меняет жизнь и дает положительный заряд на будущее.
Кроме этого, при кафедральном Вильнюсском соборе постоянно действует воскресная школа. Она рассчитана на три возрастных уровня и ежегодно выпускает немало воспитанников. Многие из них сегодня уже закончили университеты или еще учатся в высших учебных заведениях. Некоторые успели пожениться и воспитывают своих чад. Мы с ними не расстаемся и постоянно поддерживаем хорошие отношения, а то и общаемся в аудитории.
Работа с этими ребятами, особенно со старшими, — мое живое творчество. Это довольно трудно, поскольку нужно всегда искать какой-то новый подход, чтобы слушателям было интересно.

— Какие плоды принесло преподавание религиозных предметов в вашей стране?
— Система ценностей сейчас абсолютно сломана. Единственной ценностью для многих остался доллар, рубль или гривна. Этим самым человек страшно унижен, сведен до положения какого-то животного, для которого главное в жизни — вкусно поесть. На самом деле «человек — вещь более глубокая», и то, что его глубина не востребована в современной прагматической жизни, толкает его на различные преступления. Существование, направленное на материальную выгоду, мертвое. Уроки по религиоведению заставляют сказать о чем-то, что выше денег, что действительно сущностно необходимо каждому человеку. Благая Весть, исходящая из вышнего мира, как родник, орошает душу каждого человека, и дети действительно становятся совсем другими.
Возможно, в будущем они и не станут так уж праведно жить, но, по крайней мере, они будут помнить о том, что существует и другая жизнь, где никто друг у друга не «выгрызает этот рубль», но почитает совсем иные, высокие ценности. Возможно, благодаря и этим урокам, общество когда-то к такой жизни вернется.
С другой стороны, если молодым людям было сказано о Боге, то им было сказано о том, что существует грех, поведано о том, что существуют какие-то барьеры, через которые не так-то просто перейти. Есть также молодежь, которая о грехе никогда не слышала и знать не хочет. Считаю, что воздействие подобного знания сильно. Посмотрите на традиции семейного воспитания, которые существуют в православной культуре, традиции православного брака не «пробного», который сейчас ценится на Западе, а настоящего, где присуща тайна общения мужа и жены. Православная культура имеет так много ценностей, что рассуждать над тем, нужна ли она, вообще странно.

— Какое должно быть минимальное количество детей, чтобы организовать преподавание религиозной этики?
— Согласно государственному законодательству, минимальное количество желающих изучать православные предметы должно составлять девять человек. Но если родители настойчивы, то преподавание подобных предметов можно организовать даже для двух. Недавно у нас был такой случай. Одна родительница, узнав, что в гимназии, где учится ее сын, нет преподавания православной религии, написала жалобу в Министерство образования Литвы. Дирекция школы получила предписание организовать группу для двух человек. Потом эта группа быстро разрослась, уже есть 7 человек и имеют намерение вступить еще больше. В этом плане государство идет нам навстречу.

— Известно, что в Литве сегодня нет ни одного высшего православного заведения, готовящего кадры. Откуда они набираются?
— В Литве существует проблема с подготовкой кадров, поскольку нет учебных заведений для подготовки учителей православной религии. По благословению владыки Хризостома у нас в 1995 году был организован филиал Московского Свято-Тихоновского богословского института. Первый выпуск получился небольшим, хотя позже появилось много желающих учиться в этом учебном заведении.
После получения образования в филиале Свято-Тихоновского богословского института и получения дипломов мы прошли дальше. Нас экзаменовали, институт получил аккредитацию в Литве. Теперь на законодательном уровне зафиксировано, что у нас есть высшее богословское образование и право преподавать в школах с соответствующими правами, социальной защитой и т.д.

— У вас существует проблема с внедрением деструктивных и сектантских культов в школы?
— В начале 1990-х был ряд неприятных инцидентов. Но у нас, чтобы человек имел право преподавать религиозные предметы в школе, он должен принадлежать к одной из традиционных конфессий. В нашем законодательстве закреплено положение о 8 традиционных религиях в стране. Вошли те религиозные организации, которые имеют глубокие исторические корни. Это католичество, православие, иудаизм, мусульманство (религия местных татар), кальвинизм, лютеранство, — словом те конфессии, которые существуют в нашей стране уже много веков. Все современные секты не попадают в эти рамки, и они находятся вне школы. Их адепты не могут вести уроков, а также заниматься в стране открытым прозелитизмом и пропагандой своих учений.
У нас был ряд случаев, когда сектанты хотели проникнуть в школу, используя неграмотность директоров. Старые руководители, будучи воспитанными на атеистических началах, часто попадались на всякие сектантские уловки. Многие директора поплатились за свою необразованность занимаемой должностью. На государственном уровне был введен вышеупомянутый закон о преподавании религиозных предметов в средней и высшей школе.
С другой стороны, каждый педагог должен получить личное благословение от церковных властей — православных, католических епископов, либо руководителей других традиционных конфессий, в зависимости от соответствующей группы учеников в той или иной школе.
У нас существует благословленная нашим епископом аттестационная комиссия, которую возглавляет настоятель Пречистинского кафедрального собора протоиерей Дионисий Лукошявичюс. Все работы, которые мы проводим, лицензируются священнослужителями, обсуждаются ими и получают богословскую оценку. Для православных обязательным требованием является то, чтобы человек был воцерковленным. Он действительно должен пребывать в Церкви, чтобы иметь право рассказывать о ней другим. Что касается православных педагогов, то их не так уж много, мы знаем друг друга в лицо.
В Литве также функционирует межконфессиональная аттестационная комиссия, которая финансируется государством, и я являюсь ее членом. Человек, желающий получить возможность работать в школе, должен с этой комиссией пройти серьезное собеседование. Поэтому сектантам путь к нашим детям отрезан полностью.

— Как вы считаете, насколько желательным является присутствие в светских школах священнослужителей?
— Священник, безусловно, очень нужен в школе, хорошо, что он иногда там появляется. Но если священник становится обычным педагогом, тут работают совсем другие законы, главным их которых выступает эффект «привыкания». К священнику все-таки должно быть благоговейное отношение, поскольку он, когда совершает Литургию, является образом Христа. Я считаю, что основы религии должны преподавать светские люди с высшим педагогическим или богословским образованием, а священнослужителей лучше приглашать для особо важных бесед, чтобы они оставались в сознании воспитанников на высоком пьедестале.

— Какое количество православных педагогов преподает ныне в Литве?
— В стране насчитывается около 50 педагогов, но в пропорциональном отношении католиков намного больше. Православными городами можно назвать Клайпеду и Каунас, в них проживает много русских.
В Вильнюсе преподает около десяти учителей. В столице мало православных, потому что здесь живет очень много литовцев, а русских около 10 процентов. Я имею в виду тех, которые отдают своих детей в русскоязычные школы — русских, украинцев, белорусов. Это население составляет основу наших прихожан, но и среди них не все православные. У нас небольшая потребность в кадрах. Более того, русские школы сокращаются в связи с тем, что в высшие учебные заведения легче поступить, будучи выпускником литовских школ, поэтому родители часто отдают детей в «иностранные» школы.

— Ольга Леонидовна, вы являетесь автором первых учебников для преподавания религиозной этики на территории постсоветского пространства. «Основы нравственности» выдержали успешные издания в Литве, России, о них знают и в Украине. Что побудило вас написать этот учебник?
— Когда в наших школах ввели курс «Основы нравственного воспитания», получилось так, что те учителя, которые с сокращением русских школ оказывались без работы, начали преподавать этику. Но ведь сокращали часто не самых лучших. Поэтому случалось, что на уроках этики, чтобы чем-то «солененьким» привлечь внимание детей, затрагивались темы, совсем не связанные с религией, например, касающиеся половой ориентации и тому подобное. Была полнейшая неразбериха.
Когда такие тенденции начали усиливаться, мы с мужем решили, что надо создать какое-то пособие и постарались создать учебник по этике, который бы опирался на основы православной культуры. Ведь вне культуры невозможно преподавать этику. Человек на протяжении эпох знал, что существует Бог, поэтому и христианские общества выработали такие высокие нравственные ценности. И если мы не будем опираться на эти ценности, то все наши этические утверждения будут голословными и совсем неубедительными.
Мы использовали очень много различной литературы, в том числе и инославной. Должна сказать, что среди католических работ нам не попадались такие, которые мы бы хотели туда включить. Например, у традиционных протестантов есть много наработок в плане философии, отношения к разносторонним научным исследованиям и т. д. В работу были включены и некоторые наработки западных философов, но основу составило наше вековое православное культурно-этическое и религиозное наследие.
Естественно, как и любое произведение, моя книга несовершенна. Так как многие годы по ней ведется преподавание в нескольких странах, на мой учебник поступали различные отзывы. В процессе работы с ребятами я понимаю, что сегодняшнее время поставило очень много новых вопросов. Мною была переработана эта книга, но она еще не издана. Вышло более совершенное методическое пособие, а также книга по основам возрастной педагогики и психологии.
Что касается методических пособий, наши местные педагоги разработали и выпустили одну книгу, а также много программ с 12-детним циклом обучения для литовской школы и с 11-летним для русской, которую мы создали совместно с авторским коллективом в РФ.

— Ольга Леонидовна, вы имеете возможность приезжать в Украину. Как вы считаете, имеет ли Украина потенциал для введения в общеобразовательные заведения «Основ православной культуры»
— Моя мама живет в восточной Украине, и я часто приезжаю к ней в гости. Там отстроили замечательный храм. В нем произносятся проповеди достаточно грамотные и с богословской, и риторической точки зрения. Когда священник необразован, это очень большая проблема, потому что к нему никогда не пойдет интеллигенция.
Что касается жизни вообще, то в Украине низкое социальное обеспечение.
Я думаю, что Православная Церковь в Украине имеет достаточный потенциал, чтобы занять достойные позиции в общеобразовательном процессе и нравственном воспитании подрастающего поколения, потому что те проявления, которые я видела со стороны украинского духовенства и мирян в последнее время, ярко свидетельствуют об этом.

— Государственная власть в Литве одобряет преподавание христианских предметов в школе. Но все же, с какими проблемами приходится вам сталкиваться сегодня?
— В самом начале наибольше проблемой было то, что эти предметы пришли преподавать люди, которые не были к этому склонны, но они очень быстро учились, потому что у них горели сердца, они очень переживали из-за того, что ученики их не хотели слушать.
Наибольшей проблемой для православных педагогов сегодня является то, что у нас не существует православного богословского заведения и наши преподаватели в Литве не могут получить высшего богословия. Существует также много административных вопросов, которые касаются налаживания отношений с руководством школ и другими педагогическими обществами. Все это в настоящее время нами решается, но я считаю, что те люди, которые выбрали этот путь, своего рода подвижники.

— В Украине много православных педагогов пользуются вашими книгами и наработками. Что бы вы пожелали для православных верующих нашей страны?
— Украина страдала за веру Православную много десятилетий, и могу сказать, что эти страдания не прошли даром. Когда начались гонения на Церковь в Украине, украинцы много церквей отстояли, их трудно было заставить отказаться от веры. Я бы пожелала своим современникам сохранять веру так же крепко, как и их предки.

Беседовал Владимир Свистун