Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

М.В. Реуцкий. Тоталитарные секты: механизм рекрутирования

ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ: МЕХАНИЗМ РЕКРУТИРОВАНИЯ
М.В. Реуцкий

Институт непрерывного специального образования
Приднепровской государственной
академии строительства и архитектуры

«У меня есть для вас потрясающая новость — Бог вас любит!» Приблизительно таким (или похожим) заявлением начинает своё знакомство с вами уличный проповедник либо стоящий в дверях вашего дома распространитель духовной литературы (в профессиональном понимании — рекрутёр). Изначально задумайтесь: что могло привлечь его внимание именно к вам? Дело в том, что у животных и у людей, интеллект которых низок или нивелирован внушением либо гипнотическими установками, развивается эмпатия — способность чувствовать и сопереживать чужие эмоциональные состояния (вспомните, как ощущают ваше настроение собака, кошка). Такие люди определённым образом «настроены» на ваши психологические травмы, комплексы, которые невербально проявляются через осанку, рассеянный после напряжённого трудового дня взгляд, испорченное служебным скандалом настроение. Легковнушаемым людям психологи рекомендуют: проходя через оживлённое место — рынок, привокзальную площадь, оживлённую парковую аллею, формировать перед собой точку сосредоточения внимания (подобно танцору во время вращения), максимально исправляйте осанку и приподнимайте подбородок. Походка должна быть как максимально уверенной, так и демонстрировать целеустремлённость и конкретное направление движения.
Сейчас рекрутёры чаще работают в парах (одно- и разнополых), и это объясняется тем, что национальная безоружность против тактики вежливости прошла ещё во времена торговых представителей «канадских компаний». Психологическая обработка начинается по такой схеме: один из вербовщиков стоит перед человеком и настойчиво рассказывает что-то «о боге», а другой, находясь сзади или сбоку, невербально преграждает путь к отступлению. Поле зрения блокировано человеком, стоящим перед рекрутируемым (визуальный блок), слух перегружается словесным потоком (аудиальный блок), кожно-мышечное чувство (кинестетический блок) говорит о дискомфорте (оба рекрутёра находятся в вашей интимной зоне 30 — 45 см.). Как следствие, возникает состояние дискомфорта, именуемое в нейролингвистическом программировании конфузионным трансом. Мозг даёт команду — сделать что угодно, чтоб прекратилось «зависание» мышления вследствие перегрузки основных систем восприятия — автоматически берётся листовка, сообщается имя, адрес, телефон и т.д.
Допустим, случайно сделана первая ошибка — взята листовка и названо своё имя и адрес. Если всё происходило в дверях квартиры — через некоторое время рекрутёры придут с новой литературой, а если потенциального адепта не будет дома, то другим членам семьи любезно сообщат, что данная печатная продукция предназначена именно ему, не упустив возможность провести и с ними вступительную агитационную беседу.
Шаблонную, запрограммированную речь можно легко сбить вопросами типа «Как работается?», «Что вы думаете обо всём этом?» или применить принцип «лучшая защита — нападение»: сделать шаг навстречу, войдя в интимную зону говорящего, всмотреться в его глаза и сказать: «Я вас внимательно слушаю» — рекрутёры изначально запрограммированы на сопротивление объекта, а когда их «атака» проваливается в пустоту или сталкивается с контратакой (по принципу психологического айкидо М. Литвака), они переживают сильнейшую фрустрацию.
Того же, кто всё-таки пришёл на молитвенное собрание, тут же окружают вниманием и заботой (как смертельно больного «грехом»), готовностью выполнять любой каприз, подчёркивать все достоинства и таланты (даже если их нет, довольно просто убедить в наличии таковых!). Главный смысл разыгрывающегося действа — убедить предполагаемого члена общины в том, что «Бог есть любовь, а любовь — это мы, следовательно, бог — это мы!». А личность с «больным самолюбием» (низкой самооценкой) убедить в этом несложно. Состояние заниженной самооценки (в основном, в связи с социально-экономическими факторами) объективно переживается сейчас всеми слоями населения, в особенности подростками и людьми пенсионного возраста, творческими людьми, а также одинокими женщинами в постклимактерическом периоде и мужчинами с проблемами в интимной сфере.
В конце собрания потенциального адепта просят как бы невзначай перезвонить (лучше зайти) к «брату» или «сестре», которые сегодня не явились по непонятной причине — это проверка уровня развития чувства ответственности, необходимого в дальнейшем для безоговорочного подчинения и выполнения указаний пастора. Последний, обратимый момент в этом процессе — проигнорировать это поручение.
После обряда инициации (вхождения в общину, посвящения) новые братья и сестры становятся постоянными гостями в доме новообращённого единоверца с целью совместных молений, изучения Библии, пения псалмов и т.д. Они постоянно «контролируют» жизнь собрата, ограждая его от родственников и знакомых, в ком им видятся искусители только что обратившегося «истинной» вере. Со временем «оберегаемые» от соблазнов «мирской» жизни сами вскоре отворачиваются от родни и близких — им становятся чужды люди, пытающиеся отвлечь их от истины и бога ( «…от людей, с которыми мне хорошо» — Прим. авт.).
Далее, с продвижением по социальной лестнице тоталитарной религиозной формации, возникает вопрос благотворительных пожертвований на нужды церкви (общины, братства, коммуны), которые в некоторых случаях составляют от 10 до 50 и 100% бюджета семьи члена секты. Разумеется, на некоторое время возможно уменьшение суммы ежемесячных взносов, но с учётом привлечения в общину новых членов — таким образом, наименее состоятельные члены секты, пребывая в состоянии «зависимости от коллектива», переходят в разряд рекрутёров.
Шанс вырваться на этом этапе остаётся только у подростков и людей среднего возраста — здесь очень важна роль родителей, во власти которых принимать и прощать. Для людей более старших прогнозы на ресоциализацию выглядят намного хуже: вряд ли получится восстановить утраченные профессиональные, дружеские и родственные связи, преодолеть социальные установки в общении. Остаётся один выход — самоубийство, к чему и прибегает большинство «отлучённых» или добровольно покинувших секту.
Как мы видим, тоталитарная секта — это своего рода иллюзорная модель адаптации индивида в закрытой социальной группе, существование которой обеспечивается постоянным притоком новых членов, рекрутируемых людьми, находящимися в стадии экзистенциального тупика — «альтруизм наоборот», когда на борт тонущего корабля приглашаются всё новые и новые пассажиры.