Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. Трагические юбилеи Церкви
ТРАГИЧЕСКИЕ ЮБИЛЕИ ЦЕРКВИ
Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней
Сегодняшняя конференция дает нам возможность не только вспомнить историю разделения Церкви и последовавшего за ним IV-го Крестового похода, но и сделать все возможное, чтобы с Божией помощью избежать разрушительных последствий тех трагических событий, и ныне препятствующих церковному единству. Прошли столетия, и мы должны задуматься над тем, что способны сделать сегодня, чтобы внести свой вклад в дело примирения, чистосердечного покаяния и братского единения. Ведь именно этого ожидают верующие. Их сердца всегда преисполнены мира и любви, заповеданных Господом.
Мы слышали вчера из уст высоких гостей из Рима, наших братьев католиков, замечательные слова о единстве, как будто в наших отношениях нет больше проблем. Но, к сожалению, религиозная обстановка на Украине очень напряженная. По указанию кардинала Любомира Гузара униаты хотят создать на Украине Греко-католический патриархат. Неужели папа Римский Иоанн Павел II санкционирует это, или униаты сами провозгласят свой патриархат, создав в Украине еще один раскол. Как это все связать с диалогом и примирением? Так ли надо залечивать раны, нанесенные униатами православным в начале 1990-х?
Святейший Патриарх Алексий заявил кардиналу Вальтеру Касперу: «Римско-Католическая Церковь в полной мере несет ответственность за действия униатов. На волне дикого национализма произошел разгром трех православных епархий Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской». Я — свидетель тех событий. Это происходило на моих глазах, я был тогда архиепископом Львовским и Тернопольским. Мы обращались к папе Иоанну Павлу II, но он так и не осудил тот вандализм. Уния теперь распространяется на Восточную и Центральную Украину, Россию и Казахстан. «Уния — это не путь к единству Церкви», — заявили единодушно во Фрайзенге католики и православные. Они осудили и отвергли ее, почему же теперь в Украине стремятся образовать патриархат? Чтобы обострить отношения до предела? Это же часть Римо-Католической Церкви, а значит, вся тяжесть греховных последствий будет на всех католиках.
Я хочу напомнить достойному собранию точку зрения Православных Церквей по этому вопросу. Вселенский Патриарх Варфоломей I заявляет, что: «Создание украинского униатского патриархата будет считаться крайне враждебным актом для всего Православия, противоречащим решению II Ватиканского собора, на котором указано, что «униатство больше не считается методом достижения единства Церкви». Поэтому униатский патриархат «вызовет серьезнейшую реакцию среди православных», и «все православные сочтут Рим не заслуживающим доверия», — заключает Патриарх Варфоломей I.
Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII называет возможное учреждение униатского патриархата в Украине «всецело безнравственным проектом». Эти действия «находятся в прямом противоречии с решениями, достигнутыми между римо-католиками и православными».
Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV заявляет, что «мы полностью согласны с позицией нашей Сестры — Русской Православной Церкви, которая в пределах своей канонической территории представляет всю Полноту Святой Апостольской Кафолической Церкви».
Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Ириней по этой проблеме заявляет, что «Уния — это совращение православных верующих путем дезинформации о внешнем сходстве с Православием». Выражая всеобщее православное убеждение по унии, он говорит, что «эта изобретенная Римо-Католической Церковью в последние столетия церковная форма, как якобы мост между Востоком и Западом, еще больше увеличила существующую пропасть раскола из-за ее гнилой экклезиологической основы, эксплуатации православных верующих во многих Поместных Православных Церквах и их совращения путем дезинформации о внешнем сходстве унии с Православием. Сохранение униатских Церквей Римско-Католической Церковью и тем более насаждение их в регионах традиционно православных… подрывает экуменический диалог и задерживает стремление к христианскому единству».
Святейший и Блаженнейший Патриарх Грузии Илия II убежден, что «Ватикан не должен допустить действия, обостряющие его отношения с Православными Церквами».
Патриарх Сербский Павел пишет, что сообщение о намерении Римской курии учредить униатский патриархат «глубоко нас огорчило и обеспокоило», «Рим продолжает свою политику прошлых веков, отрицая Православную Церковь Востока». Намерение учредить униатский патриархат «полностью противоречит духу и целям как II Ватиканского собора, так и результатам православно-римско-католического диалога и перспективам его продолжения».
Патриарх Румынский Феоктист по этой проблеме пишет, что «Священный Синод Румынской Православной Церкви разделяет обеспокоенность Московского Патриархата и считает, что «эта проблема является таковой для всей полноты Православной Церкви»… Это реальная угроза ухудшения отношений между Католической Церковью и Поместными Православными Церквами».
Болгарский Патриарх Максим говорит что «намерение Ватикана создать униатский патриархат на украинской земле противоречит принятой Католической церковью резолюции о том, что униатство не может более использоваться как путь и средство достижения церковного единства». «Выражаем надежду на прекращение деятельности Ватикана и успокоение христианского духа в православной Украине».
Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом называет «эти действия антиканонические и достойные осуждения». Это «продвижение прозелитизма во вред Поместной Православной Церкви».
Блаженнейший Архиепископ Элладский Христодул пишет: «Униатский уклон в регионах Украины не может претендовать на какое бы то ни было церковное узаконивание» и расценивает это как «рану для богословского диалога».
Блаженнейший Архиепископ Албанский Анастасий «с великим удивлением и глубокой скорбью» пишет: «Мы присоединяем наш голос к голосу всего православного мира и просим исправить этот оскорбительный для Православия шаг».
Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва пишет: «Учреждение униатского патриархата в Киеве лишает православно-римо-католический диалог смысла».
Высокопреосвященнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Николай со словами протеста пишет: «Если Римско-католическая церковь не отступит от своего намерения, в таком случае надо с нею разорвать все экуменические контакты».
Блаженнейший Митрополит всея Америки и Канады Герман заявляет, что если Римско-Католическая Церковь предпримет шаги по созданию греко-католического патриархата в Украине, «это нанесет ущерб православно католическим отношениям в Украине и многих других регионах на многие годы…. Это породит недоверие и подозрение даже в Северной Америке».
Наконец, наш Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, говорит: «Желание учредить в Украине греко-католический патриархат нельзя расценить иначе как провокацию. Если бы греко-католики представляли собой какую-нибудь околорелигиозную группировку, то никто бы не обращал внимание на наименование. Но УГКЦ — часть Римского патриархата, который связан с Православной Церковью взаимным признанием таинств и прещений друг друга. Поэтому учреждение патриархата одной канонической Церковью на территории другой равносильно отрицанию благодати и спасительной миссии существующей здесь Церкви. В свое время подобные действия привели к взаимным анафемам и расколу Вселенской Церкви на Православную и Католическую. Разумеется, такой поворот событий может отбросить православно-католический диалог на многие времена назад, и о едином христианском мире придется только мечтать. Кроме того, католики учреждали параллельные православным католические патриархаты в государствах, разрушенных войнами и крестовыми походами. Однако Украина как государство, слава Богу, существует, а Украинская Православная Церковь, как бы кому этого не хотелось, уже тысячелетие была и остается самой крупной Церковью на нашей земле».
Итак, в этих кратких выдержках всех православных иерархов мы видим полное единство взглядов по затронутому вопросу.
Дорогие братья-католики, за вами слово! Как важно, учитывая сложную религиозную ситуацию в Украине, католикам, во главе с папой Иоанном Павлом II, поддержать каноническую Украинскую Православную Церковь. Тогда и верующие будут миролюбиво смотреть на католиков, и все лучшее, что достигнуто на богословских встречах, преумножится и приукрасится в союзе мира и братской любви во Христе Иисусе.