Виктор Чернышев. Использование психотехник в деструктивных культах и сектах
Использование психотехник в деструктивных культах и сектах
Виктор Чернышев,
кандидат богословия
Распространение евангелизма на телеэкранах ознаменовало появление гипнотического аспекта в электронной технологии, приступившей к манипулированию самыми сильными человеческими побуждениями.
Вот вы усаживаетесь в удобное кресло и включаете телевизор. На экране возникает харизматический лидер, провозгласивший себя гласом Божиим. Он искусно вызывает у зрителей аудитории измененное состояние сознания, страстно вводя телезрителей в классический гипнотический транс.
«Полноевангельские церкви» в Украине — это лжехаризматические общины, насаждаемые иностранными миссионерами и слепо копирующие лжеучения своих именитых «отцов» и «матерей»: Ульфа Экмана, Бенни Хинна, Кеннета Хейгена, Боба Вайнера, Мфиса Серулло, Чарлза и Френсис Хантеров, Кеннета и Глории Коуплендов, четы Ренеров, еще одной «матери» Кэтрин Кульман и множества других «апостолов», «пророков», «учителей» (-лиц»,-чиц» -ниц»). Эти группы усиленно лезут в политику. Если сравнить программные цели и задачи сектантского общества «Естер» в Украине с любой предвыборной агиткой, то явно просматриваются два лица «главной Естер». Секта сознательно учла «всенародную любовь» своего электората к «христианствующим» шаманам из Африки Аделадже и Мадаве, равно как и к их лакействующим прихлебателям. Эти чернокожие «пастыри» в Украине наилучшим образом олицетворяют собою зловещий союз креста, герба и кошелька. Что касается их «христианства», то они давно уже исповедуют «другого Иисуса» (2 Кор. 11, 4). Легкомысленные сектанты, услышав магические слова «П. Лазаренко, депутат Верховной Рады, покаялся», готовы жизнь свою положить, чтобы продвинуть его во власть. А ловкие пасторы-жонглеры Аделаджа, Мадава, Шушкевич, Ледяев, Иванник, Яковлев, Падун и другие религиозные паяцы умело направляют послушные толпы своих прихожан в губительное русло политических игрищ.
Начнем с того, что подобные шоу показываются в телевизионном эфире с завидной регулярностью. В нем используются ловкие гипнотические техники, как и в рекламах, внушающих покупать только «наши таблетки от диареи».
Продуманный сценарий программы позволяет быстро приблизиться к кульминации. Пристегните ремни, путешественники, когда «шаман» Пат Робертсон страстно сжимает веки, упрямо морщит лоб и потеет от напряжения. Он картинно концентрируется, и это (видно на экране) дается ему нелегко. Понятное дело, ведь парень устанавливает связь с Богом, главным небесным спонсором! Ширли Маклейн называет это ченнелингом. И вот связь установлена. Царь Царей сообщает ему о своем раздражении в связи с последними событиями внутри страны и за рубежом.
Всемогущему Богу «до смерти противно» (любимая фраза бывшего президента США Рональда Рейгана), что Америкой управляют бездари, гомосексуалисты, феминистки, демократы, либералы, атеисты (список можете продолжить сами), и по какой-то неясной причине Бог страшно ненавидит иранцев.
А тем временем ведущий Бен Кинглоу благочестиво вздыхает и громко постанывает: «О, Иисус! О, Иисус!».
Потом Пат Робертсон начинает умолять Господа-мстителя укрепить и вооружить его народ, чтобы одолеть всех врагов. Напряжение возрастает. Пат и Бен вступают в следующую фазу, начиная ритмично покачиваться. Затем камера наезжает на аудиторию и показывает крупным планом, как зрители исступленно сжимают руки и с болезненно искаженными лицами тихо скандируют имя Господа.
Все это вызывает у Вас крайнее изумление, и вдруг становится совершенно понятно, что здесь происходит. Все эти типы испытывают наркотический кайф! Они участвуют в искусно разработанной психоделической шаманской церемонии. Когда человек поддается влиянию всеобщего действия и начинает вести себя вовсе не так, как делал бы это в одиночку, он проявляет групповой конформизм. В результате реального или воображаемого давления группы изменяется его поведение или убеждения.
Роль группового конформизма в изменении мнения человека была показана в знаменитом эксперименте доктора Соломона Эша по исследованию восприятия, в котором участники должны были определить, какой из трех сравниваемых отрезков соответствует эталонному. Этот эксперимент продемонстрировал, что при всей простоте и однозначности ответа люди начинают сомневаться в его правильности и даже переживают самый настоящий «эпистомологический кошмар», когда остальные члены группы (в действительности, экспериментирующие) дают до них неправильный ответ на поставленный вопрос. Сам Эш сказал о результате эксперимента так: «Меня тревожит, что разумные и добросовестные молодые люди готовы назвать белое черным. Это обстоятельство поднимает вопросы о методах образования и ценностях, которые определяют наше поведение».
В пятидесятые годы психологи Леон Фестингер разработал теорию когнитивного диссонанса, суть которой сводится к тому, что человек может выдержать лишь небольшое расхождение между его установками и поведением, между его мыслями, чувствами и действиями. Если Вы сможете заставить человека вести себя иначе, чем он привык, его убеждения, его мысли и чувства изменяются. Если Вы сможете убедить его принять новую установку, его поведение изменится. Это происходит потому, что он должен минимизировать возникающий при этом внутренний диссонанс. Вот почему, допустим, тюрьма никогда не может исправить человека.
Осознавая несовместимость двух мыслей, или двух убеждений (когниций), или несоответствие между нашими установками и поведением, мы ощущаем несогласованность, испытываем напряжение и ощущаем необходимость перемен. И вот, чтобы уменьшить дискомфортное ощущение внутреннего конфликта, мы меняем наши мысли и чувства, чтобы они оправдали наше поведение (эффект самоубеждения). Изменение повлечет за собой изменение и другого, чтобы максимально сгладить противоречие. Когда мысли и чувства меняются, меняется поведение, меняется и вся личность. Если при этом информация, которую получает человек, жестко дозируется или цензурируется, то он лишается возможности анализировать и утрачивает возможность размышлять (многие тоталитарные секты жестко изолированы от «мира»), что стимулирует изменение его сознания.
Стремясь экспериментально проверить справедливость этой теории, в качестве объекта исследования американские психологи выбрали уфологическую тоталитарную секту жесткой эсхатологической направленности в Висконсине, построившую свой культ на идее скорого наступления конца света. Они тщетно прождали всю ночь, но инопланетяне не появились. И вот наступил рассвет. Казалось бы, последователи должны были испытать разочарование и счесть себя обманутыми, но таких «отщепенцев» нашлось немного, и то эти несколько были «неофитами» в секте. Лидер секты утверждал, что находится в телепатическом контакте с пришельцами. Тогда же члены ее продали дома, раздали деньги.
После того как ожидания обманули сектантов, большинство из них еще более укрепились в правильности лжеучения. Лидер возвестил, что пришельцы видели их всенощное бдение и решили пощадить Землю. А члены секты стали еще более преданными лидеру и еще теснее сплотились вокруг него после унижения и публичного осмеяния в прессе . Подобное мы наблюдаем во многих и нетоталитарных сектах, например, у адвентистов Седьмого дня.
Вот как раз теория когнитивного диссонанса объясняет, почему последователи секты еще теснее сплотили ряды. Каждый человек стремится сохранить гармонию и придать своей жизни смысл. Он должен считать, что действует в соответствии со своим мировоззрением и системой ценностей. Если же его поведение по какой-то причине меняется, то его представление о себе и система ценностей тоже меняются, чтобы соответствовать новому стилю поведения.
Деструктивные секты умышленно вызывают у своих последователей такой диссонанс, чтобы психологически их контролировать.
Модификация поведения это использование положительного подкрепления для контроля и изменения личности. В социальной психологии сделано замечательное открытие: в попытке адекватно отреагировать на сложившуюся ситуацию мы иногда реагируем на информацию, которую получили подсознательно. Однажды группа студентов-психологов решила проверить действительность техник модификации поведения на одном из преподавателей. Во время лекций этот профессор обычно расхаживал вдоль кафедры. Когда он двигался к левому окну, студенты улыбались и смотрели на него с явной заинтересованностью. Когда же он подходил к противоположной окну двери студенты скучнели и как бы теряли интерес к нему. Вскоре профессор начал потихоньку смещаться влево, а потом окончательно застрял у окна до конца занятий. Когда студенты рассказали профессору о своем эксперименте, он искренне заявил, что это просто выдумка! Он стыдился и страстно уверял, что стоял у левого окна исключительно из соображений удобства. То есть человек явно не осознавал, что на него активно воздействовали и что его поведение было реакцией на информацию, полученную подсознательно.
Безусловно, в секте к новичкам активно применяются техники модификации поведения. Изменяя их поведение, секта изменяет их установки. Происходит психологическое перепрограммирование человека, реформирование его сознания и, наконец, рождение новой личности.
Контроль поведения. Регламентирует индивидуальную реальность и распространяется на разные сферы этой реальности (выполнение ритуалов, работы, формы одежды, рацион питания, продолжительность сна).
Проявление индивидуальности в секте подавляется. Человека нередко заставляют за какие-то нарушения активно участвовать в осуществлении собственного наказания, и тогда он искренне верит, что действительно его заслуживает.
В каждой группе есть свой характерный набор ритуалов, который способствует сплочению ее рядов. Ритуальной становится лексика, манера выражаться, осанка, выражение лица и даже традиционный способ представления групповых убеждений. Все это позволяет последователям ощущать свою «элитарность».
Контроль мысли. В групповой обстановке людям активно изменяют состояние сознания. Члены группы становятся «глухими» и «слепыми» в том смысле, что в отсутствие альтернативной информации они утрачивают возможность интеллектуального размышления и анализа. Иеговисты, например, отказываются читать что-либо критикующее их учение. Встречаясь с серьезным сопротивлением окружающих, которые откровенно высмеивают сектантское мировоззрение, новички вынуждены яростно отстаивать и доказывать состоятельность своей новой системы убеждений. Это только усиливает их приверженность секте, поскольку необходимость отстаивать некую позицию в споре может заставить человека еще сильнее ее придерживаться, даже когда он занимает эту позицию по просьбе третьего лица. Многие из сектантов признаются, что и неприятные ситуации в период прохождения семинаров только укрепляли их решимость остаться в секте. Например, занимаясь вербовкой, они иногда совершали ошибки и подходили не к тем людям. Когда они представлялись и объясняли, почему к ним подошли, те начинали их грубо отгонять и обзывать. Новоявленных вербовщиков убивала мысль, что эти люди, даже не выслушав, с ненавистью отвергали все, что им хотят сказать. В этот момент они вспоминали слова своего наставника (старейшины, гуру, пастора), который предупреждал о готовности к тому, что их слова вызовут раздражение и гнев окружающих. А это и есть начало пути по следам Бога. Даже еще не понимая смысл этой фразы во всей полноте, новички ощущают, как теплая волна радости буквально разливается по их телу. Им кажется, что они выполняют Божественную миссию под руководством опытных наставников и пророков; у них возникает чувство, что они не одни, и в этот момент они понимают: чтобы ни случилось, их сердце принадлежит секте.
В подобных сектах идеология выдается за «истину» и «единственную, карту» реальности. Доктрина служит не только фильтром для поступающей информации, но и руководством по осмыслению и обработке отфильтрованной информации. Обычно доктрина носит абсолютический характер и разделяет мир на «черное — белое», «добро — зло», «мы — они». Группа и ее лидер — это воплощение добра, весь остальной мир — воплощение зла. Часто в тоталитарных группах утверждают, что их доктрина научно доказана. Она якобы отвечает на все вопросы, способна разрешить все проблемы и указать выход из любой ситуации. Члену секты не нужно ни о чем думать, за него «думает» доктрина. Не нужно ни о чем заботиться, потому что обо всем «позаботится» доктрина.
Как правило, каждая подобная секта вырабатывает собственный «загрузочный язык» с особыми словами и выражениями. Поскольку язык предоставляет нам символы, которыми мы оперируем в процессе мышления, контроль определенных слов позволяет контролировать мысли. Во многих группах все сложные ситуации принято классифицировать и обозначать емкими терминами-ярлыками, что позволяет перевести эти ситуации из реальной плоскости в плоскость сектантских штампов. Каждый такой термин или ярлык, служит вербальным выражением «загрузочного языка» и программирует мышление человека в каждой конкретной ситуации, изначально навязывая стереотипы мышления .
Например, у мунитов любая проблема, связанная с осложнением отношений между членами группы, которые имеют разный статус в группе, автоматически классифицируется как «проблема Каина и Авеля». Этот своеобразный термин-пароль создает априори негативную оценку в глазах сектантов младшего по статусу («Каина»), т.к. старший прав всегда («Авель»). Поэтому именно сектантские клише, как «загрузочный язык», возводят невидимую стену между последователями секты и «чужими». Употребление вербальных штампов приводит к тому, что члены группы начинают чувствовать свою «особенность», элитарность и отделяют себя от окружающего мира. Лидеры настаивают на том, что надо овладевать знанием его с тем, чтобы «понимать» истину. В действительности же, усваивая «загрузочный язык», они обучаются тому, как не думать, а понимание его подразумевает веру.
Если в информации присутствуют критические замечания в адрес лидера группы, доктрины или всей группы, то член секты мгновенно ставит перед собой «экран», т.к. его обучили не доверять критике. Вся критика заранее объясняется происками сатаны, который завладевает умами людей и внушает им ложные представления о группе. Парадокс в том, что критика в адрес группы лишь подтверждает в глазах ее членов правильность критикуемой доктрины.
Эмоциональный контроль. Контроль эмоций подразумевает манипуляцию эмоциями и попытку служения диапазона личных чувств. Вина и страх — вот те необходимые инструменты, которые позволяют держать людей под контролем. Во всем следует видеть только себя; члены секты всегда виноваты в том, что «не сделали», «не справились», «не смогли», «не предусмотрели», «не так подумали».
Манипулируя чувством страха, можно теснее сплотить ряды секты. Например, можно искусственно создать образ врага, который преследует секту и ее членов. Врагом могут быть спецслужбы, внедряющие свою агентуру в организацию, сатана, психиатры, работающие под заказ, члены конкурирующей секты, мир «внешних», антагонистично настроенные родственники, сослуживцы и т.д.
Декларируется мотив счастья через страдание, и единственный способ быть счастливым — страдать за идеалы организации.
К одной из самых эффективных техник, позволяющих контролировать эмоции, относится негативное программирование на основе внушения фобий. При мысли о том, что они могут оказаться изгоями, часто сектанты испытывают животный страх. Им внушают, что без группы они пропадут, останутся один на один с сатаной, сойдут с ума, станут наркоманами, бомжами, самоубийцами. При этом лидеры рассказывают жуткие истории о тех, кто, покинув секту, якобы терял себя как личность и полностью деградировал. Такие привитые фобии лишают человека психологической возможности уйти из секты, даже если он чувствует себя там дискомфортно.
Информационный контроль. Информация — это пища для ума, которая поддерживает наши мозги в состоянии активности и позволяет им нормально работать. И люди становятся заложниками деструктивных культов именно потому, что к ним не поступает критическая информация из внешнего мира. А со временем их внутренние механизмы, позволяющие анализировать такую информацию, уже перестают адекватно функционировать.
Контроль информации осуществляется путем введения разных уровней «правды». Создается внешняя идеология секты, которая опирается на доктрину для «внешнего пользования», и внутренняя идеология для членов секты с доктриной для «внутреннего пользования». Внешний идеологический материал призван успокоить общественность, а внутренние доктрины раскрываются постепенно, по мере приобщения человека к жизни секты.
Рядовой член секты может искренне верить, что «внешняя» доктрина — это не ложь, но лишь другой уровень «правды». Создавая обстановку, в которой сосуществуют различные уровни «правды», руководство сект лишает своих последователей возможности объективно оценивать и анализировать происходящее. Члены секты не способны разобраться в реальной ситуации. Им говорят, что они еще не обрели достаточную зрелость, чтобы знать всю правду, но скоро они все поймут. Чем усерднее они будут работать над собой в организации, тем быстрее заслужат право знать высшие уровни «правды».
Эффективнее и убедительнее кажутся те доктрины, которые нельзя ни оценить, ни проверить. Они могут быть настолько запутаны, что на их распутывание уйдут многие годы. Но к тому времени последователей отвлекут от изучения доктрины и нацелят на выполнение более прозаичной работы, например, в сфере вербовки или сбора денежных средств в фонд секты. Доктрина создается не для того, чтобы ее понимали. Ее нужно принять. В нее нужно поверить. Она должна быть расплывчатой, всеобъемлющей, но в то же время достаточно последовательной, чтобы казаться содержательной. Ее убедительность зависит от того, насколько авторитетно она заявляет, что содержит в себе единственную универсальную истину.
В таком обществе нет места разуму. В тоталитарном обществе тонкость аргументации, проницательность, интуиция, чувствительность, сложность, толерантность при обмене информацией находятся под запретом.
Реформирование сознания. Какой бы чудесной ни казалась группа во главе со своим харизматическим лидером, если она использует технологию реформирования сознания, то это деструктивная секта. Каковы же элементы такой технологии?
1. Коммуникативный контроль.
2. Манипуляция мистическими чувствами.
3. Борьба за чистоту души и рядов.
4. «Научное обоснование» доктрины.
5. Лингвистическое моделирование реальности.
6. Доминирование доктрины над личностью.
7. Право на жизнь и право на смерть.
1. Коммуникативный контроль (контроль социальной среды) подразумевает контроль всех контактов и связей членов секты с внешним миром. Когда контроль становится слишком жестким, он перерастает в попытку контролировать и внутренние диалоги последователей. Каждому члену группы внушается убеждение, что реальность — это собственность, которая находится в исключительном ведении группы. В такой обстановке любое стремление к личной независимости пресекается. Контроль может насаждаться в процессе последовательного чередования таких мероприятий, как семинары, лекции, аудитинг, сбор средств для секты, собеседования и групповые встречи, которые проходят все более и более интенсивно и отрывают человека от привычной жизни.
2. Мистическое манипулирование — это систематический процесс, который тщательно планируется «сверху», хотя внешне может показаться, что он происходит стихийно в рамках данной среды. Здесь важна роль лидера, который провозглашает себя «мессией» и навязывает принципы, «установленные Богом». Все должно на собраниях быть спонтанно: слезы, покаяния, ликование, т.е. все должно восприниматься «внешними» не как «хорошо отрепетированный спектакль», иначе у «зрителей» могут возникнуть сомнения.
Кроме того, мистическая манипуляция оправдывает обман по отношению к «чужим». Ведь если «чужак» не видит Свет, то он пребывает в царстве тьмы и зла, стало быть, его не так грешно обмануть ради «высокой цели». Когда члены некоторых сект занимаются сбором денежных пожертвований, им велят отрицать их принадлежность к секте. («Небесный обман»).
3. Борьба за чистоту души и рядов. Это некая разновидность манихейства, которое призывало к радикальному отделению чистого от нечистого, добра от зла. Здесь происходит манипуляция механизмами индивидуальной вины и стыда для подавления личности. Исповедь у сектантов публичная в небольшой группе и сопровождается критикой в его адрес со стороны членов секты, что делается с определенной целью — способствовать изменению его личности. (Православие не практикует публичную исповедь).
4. «Научное обоснование» доктрины. Чтобы увлечь за собой людей в современном мире, любое «духовное» учение должно быть «научно обосновано». Но нередко выходят совершенно парадоксальные вещи. Так, христианствующий африканский шаман в Киеве Сандей, постоянно внушая прихожанам мнение о собственной значимости, решил подкрепить свои домыслы «научным обоснованием». В частности, он заявил буквально следующее: «Специалист по биополю (!) замерял энергетику, и оказалось, что у меня — 40 единиц, а у одного из экстрасенсов — всего 12. Кстати, замеры энергетического поля Библии показали также 40 единиц». Такой пассаж был высказан в проповеди Аделаджи Сандея, которая записана на пленку. Комментарии, очевидно, излишни.
5. Лингвистическое моделирование реальности. Все наши представления о реальности опосредованы системой устойчивых метафор, интерпретация которых определяется степенью интерпретации в культуру. Таким образом, с помощью языка с его закономерностями в названии объектов реальности (номинациях) можно воспроизвести или заново сознать реальность. Под лингвистическим моделированием следует понимать намеренное использование процессов, которые упрощают представление о реальности. У сайентологов, например, это достигается с помощью искусной лингвистической манипуляции на основе введения обобщений, искажений и игнорирования важных свойств явлений и событий. Язык сводится к набору штампов, а каждой фразе придается статус значимости или божественный смысл. Упрощенная лингвистика таит в себе очарование и способна оказывать значительное нейрологическое воздействие на сознание. А поскольку в секте любую проблему в жизни человека стремятся свести к общему набору внутренне согласованных принципов, то человек считает, что познает и ощущает истину. Ему все ясно и понятно, на все вопросы всегда есть ответы. Это некий «язык безмыслия», поскольку самые трудные вопросы сводятся к готовым штампам и примитивным лозунгам, как в армии. И так во многих деструктивных культах. При этом человек не осознает, каким образом он моделирует реальность, но считает свое восприятие и представление о реальности объективным.
6. Доминирование доктрины над личностью. «Крестные отцы» религиозной мафии: Хейген, Серулло, Экман, Кэтрин, Кульман, Хинн, Лиардон, Лоо, Роберте, Джойнер, Вайнер, Цонги Чо, Медина, Осборны, Хантеры, Коупленды, Ренеры, Стромбеки и их верные «апостолы»-попугаи: Мадава, Аделаджо, Ледяев, Падун, Гашенко, Майба, Балюк, Валуев и др. главным своим оружием считают комплекс вины. Назвав всю эту братию «мафией», я не оговорился, так как пастор Алексей Ледяев сам же буквально и заявил: «Наша церковь — это большая белая мафия, в смысле семья». Говорил Ледяев о своем движении «Новое поколение», но вместе с тем это и всевозможные сектантско-бюрократические структуры с очень претенциозными названиями — «союз», «альянс», «ассамблея», «вселенская», «независимая», «свободная», «полноевангельская» и т.д. «Свои песочницы», как выразился один баптист.
Элемент доминирования доктрины над личностью начинает работать в этих структурах и у этих «пасторов» в тот момент, когда возникает конфликт между тем, что человек ощущает на собственном опыте, и тем, что предписывает ощущать ему доктрина или «церковь». В тоталитарном окружении истинна только догма, выдвигаемая «крестным отцом», поэтому человек должен признать ее и привести собственные ощущения в соответствие с ней. Внутреннее ощущение несоответствия действительных и желаемых ощущений порождает комплекс вины. Ситуация беспроигрышная: если ты не исцелился по молитве секты — виноват ты сам! Причину ищи в себе. Не получил «иного языка» — виноват сам. Не достоин за грехи. И человек начинает чувствовать себя в секте изгоем, комплексует по этому поводу, а сектантские лидеры подогревают это чувство: вот, мол, смотрите, что вас может ожидать в случае сомнений и неуверенности в справедливости нашего учения. Это помогает рядовых членов крепко держать в узде.
7. Право на жизнь и право на смерть. Лидер тоталитарной секты «Народный храм» Джим Джонс, манипулируя социальной мистикой (неоднократно раздавали «отравленный» компот, предупреждая об этом сектантов и готовя к подобному варианту всерьез), которую сделал обязательной частью групповой идеологии, принял наконец решение — отравить всю секту. В Джонтауне около 1000 человек приняли по призыву вождя яд, кто не захотел, был застрелен охраной.
Тоталитарное желание провести четкую границу между теми, кто имеет право жить, и теми, кто такого права не имеет, может стать радикальным (как у фашистов) способом решения фундаментальных проблем человечества.
Некоторых последователей из сект «изгоняют» за то, что они неудобны: они подрывают групповые устои, конфликтуют, не хотят подчинятся или задают слишком много вопросов. Других «выкидывают», потому что они перестали быть «продуктивными». Иногда у них развиваются тяжелые формы физических и психических заболеваний, требующих основательного лечения. Они становятся бременем для секты, и от них избавляются. Такие люди чувствуют, что их отвергла не только организация и лидер, но и господь. Ведь, когда-то примкнув к секте, они передали ей денежные сбережения, часто и жилье. Им внушалось, что их дом и семья — это секта, которая будет заботиться о своих до смерти. Но потом выяснилось, что они «не соответствуют групповым стандартам и должны уйти». Вопрос куда? Эти люди, страдающие такими же фобиями, как и остальные жертвы деструктивных сект, панически боятся встречи с «внешним миром». И вдруг их туда выбрасывают, словно беспомощных котят. Им кажется, что жизнь кончена и, чтобы избавиться от страданий, они тяготеют к суициду.
Ведь когда члену секты постоянно внушают, что уход из организации вызовет необратимые патологические процессы в его организме, которые никто не сможет ни диагностировать, ни вылечить, он «программируется» на такой исход. Оказавшись вне секты, он чувствует, что у него «едет крыша». В психиатрической лечебнице ставят диагноз: «тяжелая форма шизофрении». Это позволяет бывшему члену секты считать такой диагноз доказательством пророческого дара лидера секты.
Есть ряд оккультных сект, где в подсознание людей вводят «программу самоуничтожения», которая должна сработать, если они покидают секту. После выхода из секты такие люди абсолютно убеждены, что их духовное тело распалось, и они постепенно умирают.
С какими же проблемами могут столкнуться бывшие члены сект?
Прежде всего следует определить, что за категория людей туда попадает. Ведь в сущности секта — это бизнес, поэтому туда пытаются вербовать квалифицированных специалистов, которые способны возглавить различные службы, придать организации должную респектабельность и успешно вести дела, не получая денег за свой труд. Проблема «неблагополучных семей», из которых молодые люди уходят в секты, пожалуй, сильно преувеличена. Дело не столько в семье, сколько в уровне мастерства вербовщика, сумевшего проявить талант психолога, дар убеждения и интуицию, т.е. почувствовать, как подойти к человеку и его проблеме. Первая категория вербуемых — это так называемые коллективисты. Попадая в секту, эти люди думают, что получат возможность выразить себя и найти применение способностям, которые не были востребованы в семье или в общественной жизни. Это люди, «которые испытывают непреодолимое желание жить и работать в команде. Когда человек не удовлетворяется существующим положением дел и ищет в отношении с людьми большей глубины и содержательности, он становится более уязвимым, что делает его легкой добычей вербовщика.
Но на практике эти идеалистически настроенные люди редко получают возможность реализовать себя в секте. Ведь жизнь в секте лишь предполагает коллективные действия и потенциальную возможность созидательной деятельности и лишь демонстрирует внешние преимущества «сплоченности», возникающей при интенсивном групповом опыте.
Вторая категория вербуемых — это идеалисты, которые стремятся доказать собственную независимость, проявить индивидуальность и отстоять право на собственное мнение в семье. Восставая против семейных и общественных ценностей, они пытаются самоутвердиться через уход в секту. Но парадокс заключается в том, что эти оппозиционеры-идеалисты лишаются в секте индивидуальности, так как их генетическая семья подменяется суррогатной семьей в лице руководства секты. Он как бы в ней растворяется.
Третья категория вербуемых — это ищущие, те, которые вступают в сектантские ряды в результате поисков собственного пути, завершив искания приемлемого для них вероисповедания. Активный поиск всеобъемлющего туннеля реальности часто свидетельствует о желании человека решить глубокий внутренний конфликт, найти смысл и место в жизни. Эта категория легко из пятидесятников становится сайентологами, затем уходят в неоиндуизм или шаманизм, могут увлечься «системой Иванова» или обратиться к трансцендентальной медитации, стать поклонником Асахары или убежденным мунитом.
При этом для многих искателей выбор секты, в которую они вступают, зависит не столько от особенностей идеологии и доктрин, сколько от случайного стечения обстоятельств. Просто они в нужное время в нужном месте встретили именно этих сектантов или их вербовщиков.
Четвертая категория — поклонники. Эти люди, принимая вероучительную систему секты, прежде всего пытаются отождествить себя с кумиром, знаковой фигурой или идеалом, который разделяет похожие убеждения.
Чаще всего вербовка оказывается удачной в тот момент, когда человек находится в состоянии стресса эмоциональной нестабильности. Стресс стал характерной приметой нашего времени. Люди испытывают стресс на работе и в школе, из-за семейных проблем, проблем со здоровьем, смене местожительства, из-за финансовых неурядиц, хронического безденежья, потери близких и т.п. Обычно наши защитные механизмы помогают нам справляться со стрессом, но бывают периоды особенной уязвимости, когда мы можем подпасть под чье-то влияние. В такие моменты мы способны принять систему убеждений, которая обещает дать нам новый взгляд на мир, придать смысл жизни и поставить перед нами новые цели.
Итак, с какими же проблемами могут столкнуться бывшие члены сект? Из сект уходят по разному: кто-то уходит сам, кого-то изгоняют, кому-то помогают уйти. Но когда человек попадает в реальный мир, он оказывается в начале трудного пути, по которому ему предстоит идти. Он сталкивается со множеством проблем, и в первую очередь с тем, что он не приспособлен жить в реальном мире. Если после выхода из секты он не получает всесторонней информационной поддержки грамотных психологов, то привитые ему в секте фобии, которые никуда не делись и по-прежнему «сидят» у него в подсознании в виде фиксированных установок, могут стать «бомбами замедленного действия». Человеку, который в секте был отрезан от общества и отвык нормально работать, очень трудно вернуться к обычной жизни. Поэтому некоторые люди снова возвращаются в секты в поисках безопасности. Обычно это очень ранимые люди, которые в отсутствие психологического контроля секты ощущают себя брошенными на произвол судьбы.
Если после выхода из секты человек не получает психологической поддержки профессионала или священника и не проходит курс психологической реабилитации, его мучения продлеваются на неопределенно долгое время. С помощью друзей или семьи он склеивает себя по кусочкам и продолжает жить, но пока он не поймет суть технологии реформирования его сознания, не узнает о привитых ему фобиях, он не сможет жить полной жизнью свободного человека.
В первые месяцы после выхода из секты бывшие последователи страдают тяжелыми формами депрессии и видят жизнь в черном свете. Они замечают только плохое и трактуют все события негативно. Психическая травма убивает надежду на счастливое будущее. В этот период им нужно помочь осознать, что при всех негативных обстоятельствах они приобрели в секте пусть суровый, но жизненный опыт. Они стали сильнее, сумели пройти через все испытания, а это укрепило их дух. Теперь наступает этап, когда они должны реализовать себя как личности.
Кроме того, бывшие члены сект крайне зависимы от чужого мнения. Они утратили самостоятельность мышления, у них нет собственного мнения, они ждут руководства. Им нужно, чтобы кто-то их направлял. В секте за них думал лидер, а они были послушными исполнителями чужой воли, отказывались от собственного «я» и не имели своего мнения. Такая зависимость замедляет процесс индивидуального развития и ведет к заниженной самооценке. Человек утрачивает способность самостоятельно принимать решения. Он не только не может решить, где ему теперь учиться или работать, но и какие книги читать, какую одежду носить. Тем, кто привык постоянно спрашивать у руководства разрешения на выполнение обычных дел, над которыми в нормальной жизни мы даже не задумываемся, очень тяжело снова принять на себя личную ответственность за каждое принятое решение. Как и большинство навыков, процесс принятия решений облегчается при частом повторении. С повышением внутренней самооценки и постепенным восстановлением уверенности в себе проблемы зависимости в принятии решений у бывших членов сект, как правило, успешно разрешаются.
Но есть и более тяжелые проблемы. Например, бывшие члены сект часто переживают так называемые «наплывы», во время которых они мысленно уходят в прошлое, в тот период жизни, когда они находились в секте, они рассуждают и воспринимают мир с позиции «сектантов». Подобные «наплывы» часто бывают и у бывших «афганцев», и у солдат, воевавших в Чечне. Это так называемый «посттравматический стресс», которым страдают люди, прошедшие войну. У человека после войны или после жизни в секте могут возникнуть тяжелые психические расстройства.
Некоторые люди не могут слушать музыку, которую слышали в секте. Когда по радио начинает звучать знаковая мелодия, их мысли мгновенно возвращаются в прошлое, «включая» установки, привитые во время индоктринаций. В некоторых сектах используют музыкальные произведения в качестве фона во время массовых сеансов внушения. Музыка как бы создает устойчивую ассоциацию в подсознании, четко фиксируется в памяти и поэтому часто используется для программирования рядовых сектантов.
Бывшие члены деструктивных сект, в которых активно практикуются медитации, групповые мотивы, чтение мантр, глоссолалии на фоне дыхательных и релаксационных техник, долгое время переживают подобные «наплывы», например, техника релаксаций широко используется «Церковью всеобщей и торжествующей», которую создала в США Элизабет Клер Профет. Она же автор книг, «продиктованных» ей «вознесенными владыками из братства Хранителей огня. ( «Вознесенный Мастер Сен-Жермен: курс алхимии или наука самотрансформации», «Наука Изреченного Слова», «Серапис-Бей» переведены на русский язык). Члены секты читают призывы, которые произносят в очень быстром темпе, что позволяет вводить группу в состояние транса и навязывать процесс остановки мыслей.
Вытеснение сектантского лексикона со всеми его установками и замещение его нормальным языком ускоряет процесс «выздоровления». Расставшись с «загрузочным языком» секты, человек перестает смотреть на мир через «сектантские очки». «Загрузочный язык» ставит информационные фильтры, просеивающие сигналы, которые поступают в мозг из внешнего мира. Чем скорее бывший член секты сумеет восстановить в сознании реальное значение употребляемых им слов, тем быстрее «выздоровеет».
У мунитов, например, все отношения между людьми сводятся к «проблеме Каина и Авеля» как классификации отношений в паре, где один праведник, а другой должен ему подчиняться. Как уже говорилось, априори, Авель прав всегда. Бессмысленно стараться не думать и не вспоминать терминологию секты. Наш мозг не знает, как о чем-то не думать. Скажите человеку: «Думай обо всем, кроме вот «этого». О чем теперь будет думать человек? Правильно, как раз об «этом». Поскольку язык организован так, что мы мыслим позитивными ассоциациями, нужно в сознании бывшего сектанта создавать новые ассоциации. Если он не ладит с каким-то человеком, то должен воспринимать это как личный конфликт, а не «проблему Каина и Авеля».
Бывшие члены сект утрачивают способность концентрировать внимание и запоминать информацию. Люди, которые до вступления в секту читали «запоем», а в секте читали только пропагандистские материалы и агитки, после выхода из нее ощущают сильную подавленность и пустоту, апатию к любой литературе. Им трудно читать, так как их внимание рассеивается, мысли разбегаются, и смысл прочитанного ускользает. Часто в тексте встречаются с терминами, смысл которых припомнить не могут.
Иногда во время обычного разговора бывший член секты вдруг может заметить, что его иногда обуревает чувство вины и страха из-за того, что он «предал» лидера и группу. Он перестает здраво рассуждать и интерпретирует окружающий мир уже как сектант. Говорит, что в ночных кошмарах присутствуют темы войны, шторма, погони. Эта фобия его упорно преследует.
Однако многие члены сект крайне негативно относятся к своему сектантскому прошлому и стыдятся этого периода жизни. Эти мучительные воспоминания заставляют человека испытывать чувство вины, стыда и раскаяния, порождая эмоциональные проблемы. Многим людям, втянутым в секту, где доминируется принцип и исцеления верой, пришлось пережить смерть близких, ребенка, друга. Ни в коем случае не надо себя обвинять и заниматься самобичеванием постоянно. Исповедавшись у православного священника и причастившись Св. Христовых Тайн, надо держать сердце в мире с Богом и помнить Его слова: «Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой» (Ис. 38, 17).
Выйдя из секты, человек остро ощущает, что должен быстрее наверстать упущенное. Из-за этого он испытывает сильное внутреннее напряжение и находится в состоянии постоянного стресса. Но возвращение к нормальной жизни требует времени. Надо убедить человека в том, что он ничего не потерял. Его жизнь — это его жизнь. Не нужно сравнивать себя с другими людьми. У каждого человека свой путь в этой жизни и свой отсчет времени. Следует лишь благодарить Бога-Промыслителя, что Он вывел тебя из «вод многих, дошедших до души» (Пс. 68, 2), а осуждающим бывшего сектанта заметить, что если кто «думает, что стоит, бойся упасть» (1 Кор. 10, 12)
Комментарии государственных и политических деятелей
24.05.2004. СИМФЕРОПОЛЬ. Состоялось итоговое собрание членов Общества православных педагогов