Епископ Полтавский и Кременчугский Филипп:
ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИИ — ЗАЛОГ ДОБРОГО БУДУЩЕГО
Доклад епископа Полтавского и Кременчугского Филиппа на II Всеукраинском съезде православной молодежи
Киев, 29–30 апреля 2004 г.
Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство!
Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
С чувством особенной пасхальной радости приветствую вас, досточтимые участники Всеукраинского молодежного форума! Радостно видеть тех, кому Господь судил жить в третьем тысячелетии, творить будущее, тех, кто сам является будущим.
Сейчас усилия православной молодежи направлены на донесение до сверстников Благой Вести, на воцерковление молодых людей, привлечение их к Церкви, в Церковь. Позвольте мне, по роду послушания постоянно общающемуся с молодежью, внести свой посильный вклад в названную благую работу.
Невольник — не богомольник, и «заставить» молодого человека прийти в храм — задача нереальная. А уж если в роли «заставляющего» (или, во всяком случае, «настоятельно рекомендующего») выступает сверстник, такой же молодой человек, можно быть уверенным в гарантированном отрицательном результате. Действительно, зачем человеку, прекрасно и комфортно живущему без Бога, Церкви и всего связанного с этим, идти в храм? К Богу? Что это ему даст?
Каждый из нас должен уметь дать ответ на такие вопросы. И, заметьте, не просто ответить в плане всем известной цитаты Соборного Послания Апостола Петра: «[будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (I Пет. 3, 15), не вообще сухо изложить основы веры, главные пункты Никее-Цареградского исповедания. Тут нужно еще и показать (подчеркну, показать, а не рассказать), что дало христианство тебе лично.
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16), — слова, о которых многие из нас, хотя и помнят, но которые не торопятся выполнять. Почему?
Да потому, что просто агитировать, призывать, обличать и тому подобное невероятно легко. На это многие делают ставку. У нас есть прекраснейшие молодые полемисты, толковейшие молодые богословы, талантливейшие молодые проповедники, умнейшие молодые философы, гениальнейшие молодые веб-мастера… Но мало мы видим истинно благочестивых молодых людей! Просто благочестивых, без превосходной степени…
И, как результат: усилия в проповеди среди молодежи дают эффект намного меньший, чем могли бы. Почему? Да потому, что и не читавшие Нового Завета юноша или девушка резонно потребуют от зовущего их в Православие почти словами апостола Иакова: «Покажи веру твою от дел твоих» (см. Иак. 2, 18).
На этот вопрос, увы, не всем есть, что ответить…
Что толку в высоте полемики, если полемист не любит церковного богослужения? Какая польза в богословствовании, если в жизни «богослов» ничем не лучше иного язычника? Что даст самая прекрасная проповедь, если сам проповедник, например, гневлив, или невоздержан, или нецеломудрен? Для чего мудрствование философа, если за его возвышенными словами о трансцендентальном или имманентном, о Платоне и Плотине, об антропологии или эсхатологии стоит гордыня или жадность?
«Или вовсе не учи, или учи доброю жизнью. Иначе будешь одною рукою притягивать, а другою отталкивать», — свидетельствует святитель Григорий Богослов. «И если ты не имеешь дел, то… лучше бы молчать», — утверждает святитель Иоанн Златоуст. «Слово без жизни, несмотря на сильное и блестящее изложение его, служит только в отягощение слышащим», — говорит авва Исидор Пелусиот.
Итак, что же: оставить полемику и богословствование, проповедь и философию? Нет, конечно же! Только в обязательном порядке рассуждения и слова подтверждать собственным примером жизни.
И ведь нам есть что показать молодому человеку, только приходящему в храм. У нас есть опыт, о котором не стыдно рассказать. А главное — мы должны показать юноше или девушке Христа, Который уже «изобразился» в нас (см. Гал. 4, 19). Если же нет — то именно наше собственное совершенствование и должно стать главной заботой, ведь какая нам польза, если мы, заботясь об обращении всего мира, не приобретем ничего для души своей (см. Лк. 9, 25)? Еще раз подчеркну: юноша или девушка, приходящие в Церковь, должны не только найти друзей и подруг — в первую очередь они должны найти Христа!
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Мф. 13, 35), — утверждает Спаситель. И именно стяжание духовных даров, высший из которых — любовь, должно стать самым важным деланием для всякого молодого человека.
Большинство уже успело убедиться на примерах нашего недавнего прошлого, что грозные обличения инакомыслящих и громогласные проклятия в адрес атеистов малоэффективны. А слово, срастворенное любовью, действует чудесным образом, привлекая ко Христу значительно быстрее, чем даже можно представить.
Молодые люди не боятся идти к своим нецерковным сверстникам — идти к представителям различных молодежных направлений и движений, идти, чтобы говорить им о Христе, нести им ту любовь, которую дает Христос.
Но и здесь диавол успел всеять свои семена. И наряду с добрыми всходами в молодежном движении видны и плевелы. Надо сказать и о них.
Самой горькой ошибкой является стремление многих молодых людей проповедовать обособленно, в одиночку, не так, как другие, чуть ли не вопреки всем. Путешествуя по Интернету, читая православные электронные рассылки, я с болью вижу, что многие из молодых — хороших, добрых и верующих! — проповедников подчеркивают: «Я-де работаю не так, как другие! Я не принадлежу ко всяким там официальным организациям! Мне епископы да священники не указ! Я сам по себе!»
И сразу заметно, что в проповеди такого молодого христианина звучит лейтмотив: Вот какой я умный, начитанный, богослов, миссионер! А все остальные — так себе, серая масса. Заметьте, не Христос красной нитью проходит сквозь проповедь, а именно личность проповедника.
Да, многие официальные организации существуют только на бумаге. Да, есть священники, не привыкшие к работе с молодежью. Да, ошибки допускаются разными структурами. Но…
Но именно свидетельство любовью действенно. И, познакомившись с проповедником-революционером, человек многое узнает о Христе, при этом усвоив, что Церковь представляет собой совокупность группировок, немирных между собой, конкурирующих в области стяжания себе славы и создания себе имиджа и «имени», изолированных полусект. И неофит примет внешность церковную, внутри сразу став на позицию судьи всех и вся, грозного обличителя «теплохладных епископов» или «косных протоиереев».
Позиция судьи опасна, и опасна весьма! Любой представитель молодежного движения, строго судящий остальных за действительные или мнимые провинности, не занимает ли место Самого Бога, Который только Один и есть праведный Судия? И, по слову Писания, «кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14, 4). И тот же Апостол добавляет в ином месте: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (I Кор. 10, 12).
Главная наша беда — в разобщенности усилий, в горделивом стремлении некоторых (даже дерзну сказать, довольно многих) прославиться, свести все миссионерство или весь опыт молодежного служения только к своему опыту — порой и узкому, и во многом ошибочному.
Потому призываю вас отвергнув гордыню и славолюбие, найти в себе волю к теснейшему сотрудничеству в молодежном движении, ведь все мы делаем одно дело. Пусть по-разному, но ведь каждый старается идти дорогой Христовой! Пусть разными методами и в разных формах, но все стремятся донести Благую Весть до наших братьев и сестер, которые еще не узнали Христа. Так что же нам делить?
Я уверен: выход состоит только в сознательном объединении усилий. Нужно забыть о своей исключительности (часто, увы, мнимой) и с любовью прийти к единству действий.
Тем более это важно, что и проблемы, стоящие перед нами, могут быть решены не одиночками, не выскочками, но объединенным и целенаправленным деланием разных людей и организаций.
И одной из таких проблем я бы хотел назвать защиту жизни. Сейчас в Украине медленно, но уверенно набирает обороты страшная машина пропаганды «свободы любви» со всеми следствиями такой свободы.
Школьники получают специфическое «образование», которое, по мнению многих ученых, «расширяет кругозор» детей и подростков до такой степени, что они утрачивают присущие юному возрасту стыд и целомудрие, рано узнают горечь греха и потому живут с изуродованной душой и глубокими ранами на сердце.
Вот — поле для нашей проповеди! Вот — место приложения сил молодежного движения! Вот — возможность действовать тем, кто жалуется на нереализованность гениальных планов и грандиозных проектов!
Мы должны приложить все усилия, чтобы найти формы проповеди чистоты и целомудрия в молодежной среде. И я предлагаю участникам форума подумать, как это лучше сделать. И первым действием должен стать личный пример. Мы должны суметь показать молодежи образцы чистого и непорочного жительства, верности в супружестве, избегания повода к греху и т. п. Иначе, боюсь, Украину ждет катастрофа. Ведь развращенный и распутный народ ничего доброго построить не сможет.
Другое важное направление молодежного служения, как мне кажется, — это воспитание уважения к церковной традиции.
Многие любят цитировать слова Апостола Павла: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобресть чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (I Кор. 9, 20–22), — причем на последнее ставится ударение. Один из современных комментаторов замечает: «Павел был готов принять их стиль жизни, но признает, что никогда не был свободен от повиновения Богу» (Новая Женевская Учебная Библия). Другой же комментатор (протестант!) утверждает: «мы должны помнить, что речь здесь идет о культурных различиях, а не о доктринах или морали» (В. Макдональд). И каждый из нас, хотя и может посильно подражать Апостолу в том, чтобы для всех быть всем, не должен оставлять повиновения Богу и следования наставлениям Матери-Церкви.
В противном случае расцветут пышным цветом уже появившиеся кое-где ростки псевдоправославной духовности, найдут почву для деятельности и встретят благодарных почитателей лжестарцы, «чудотворцы» и «пророки последних времен».
Смирение — великая добродетель. А смирение перед мудростью Церкви — добродетель сугубая, и каждый из нас должен не просто воспитать ее в себе, но и постараться привить молодым людям, которые только приходят к Церкви.
Да, для молодого человека очень, как кажется, естественно протестовать и делать по-своему. Но это только кажется! На самом деле благоразумный сын или благочестивая дочь послушны плотским родителям. Благочестивые же и благоразумные чада Церкви послушны ей. А непослушание и следование своей воле еще никого не привели к доброму окончанию пути.
Страшно, когда внешне принадлежа Церкви, некоторые живут, мыслят вопреки ей, более того — выдают это за признак истинно духовной жизни, меру «свободы во Христе». И великая задача молодежного движения — воспитывать в юношах и девушках мудрость послушания Церкви, следования её традиции — Преданию, внимательного изучения святоотеческого наследия, и не только буквы его, но духа. Это не признак косности ума или лености души делать все самостоятельно, это — одно из проявлений подражания Христу, Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти» (Флп. 2, 8).
Возлюбленные о Господе владыки, отцы, братья и сестры! В светлые и светоносные дни Воскресения Христова от всей души поздравляю вас, собравшихся здесь во имя Господне, и молю Бога, чтобы Он даровал всем нам мир и единомыслие, друг ко другу любовь, послушание Святой Церкви и ревностное общее делание на общее благо!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Митрополит Вінницький і Могилів-Подільський Макарій: «Без віри не може бути порядної людини»