Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Василий Анисимов. Эпохи, которые нам назначают

ЭПОХИ, КОТОРЫЕ НАМ НАЗНАЧАЮТ

Реплика

Василий АНИСИМОВ

Некоторые электронные СМИ с подачи филаретовских анафемят распространили недостоверную информацию о скандале в Укринформе на презентации книги некого И. Петрива и филаретовца Д. Степовика «Патриарх Филарет», который якобы устроили журналисты пресс-службы УПЦ. Любопытно, что в отчетах о книжке (бездарной и сервилисткой) никто толком не упомянул, зато все написали о появлении руководителя пресс-службы УПЦ, «любящим называть себя заслуженным журналистом (как не стыдно г-ну Рудюку: где, любопытно, я себя так называл?)», который устроил скандал и «погром».
Разумеется, если бы в распространенной накануне информагентствами информации сообщалось, что презентацию будут проводить штатные лизоблюды Филарета — Колодный, Степовик и пр., то на нее никто бы и не явился. Однако в анонсах значилось, что книгу презентуют Филарет и… голова Госкомрелигий В. Бондаренко! Это-то и подвигло многих журналистов появиться в Укринформе.
Кроме того, книга о Михаиле Денисенко (Филарете), будь она действительно честной, могла бы стать бестселлером, заткнуть за пояс все эти популярные истории об Антибиотике, поскольку масштабность филаретовских афер, скандалов и падений имеет немного аналогов. По совокупности церковных преступлений он предан анафеме — высшему церковному наказанию. Светские подвиги не менее впечатляющие: он был разоблачен как агент КГБ, награжденный орденом Красного Знамени, связан с аферами по сокрытию денег партии, незаконному присвоению всей казны и имущества Православной Церкви, окормлению боевиков, организации под крышей своего псевдоцерковного образования коммерческих полукриминальных фирм и даже наемнических структур. Ему приписывают причастность к таинственной гибели своего предшественника — В. Романюка, пытавшегося уволить его и отправить под запрет. В 1997 году 60 парламентариев в письме к Президенту именовали филаретовство просто «мафией». Личная жизнь Филарета, которая стала достоянием публичных скандалов, тоже тянет на несколько крутых индийских телесериалов. Главный «монах» никак не мог объяснить общественности наличие троих детей и соратницы «владычицы Киевской и всея Украины» Евгении Петровны. Журналистам он доказывал, что она — «единоутробная сестра». Однако мать Евгении Петровны наотрез отказывалась признать в Филарете сына и в своих заявлениях в милицию именовала его не иначе, как «сожитель моей дочери Денисенко». Публичные разборки с детьми лишь подлили масла в огонь. Словом, биографический очерк о Филарете обещал быть захватывающим чтивом…
Но, увы! Вместо обещанных В. Бондаренко и Филарета презентацию вели бывший главный атеист Украины Колодный, бывший парторг Степовик, бывший директор львовского музея атеизма Гаюк — мрачные тени богоборческого прошлого, решившие материализоваться в дне сегодняшнем. К ним примкнули управделами УПЦ-КП Рудюк, спонсор издания В. Кожан и И. Петрив, автор книги. Выступления были традиционны: каждый возносил хвалу Филарету и хулил Украинскую Православную Церковь. Сама же книга оказалась банальным панегириком «первосвятительским подвигам» М. Денисенко. Когда же журналист пресс-службы спросил автора, почему главные этапы жизненного пути героя очерка (сотрудничество с КГБ и т. д.) в книгу не попали, собственно говоря, и начался скандал: каждый филаретовец посчитал своим долгом выразить свое возмущение по поводу подобных вопросов и опять же заклеймить УПЦ. Наговорили многое и разное.
Анатолий Колодный, превративший свой Институт религиоведения в идеологический департамент филаретовской секты, вдруг заявил, что он жертва тоталитаризма: оказывается, главный атеист в свое время получил от родной партии партийное взыскание! Так ведь и следователь, убивший на допросе в Лукьяновской тюрьме священномученика митрополита Киевского Константина, был наказан — не то исключен из партии, не то получил строгий выговор. Он что, тоже жертва сталинизма?
Гаюк поделился своими «научными» умозаключениями, согласно которым все иерархи делятся на три категории: те, что верой и правдой служили партии и КГБ (это якобы Святейший Патриарх Алексий, Блаженнейший Митрополит Владимир и т. д.), те, что служили поневоле (М. Денисенко), и те, которые не служили, а потому преследовались (это, разумеется, эсесовские опекуны Шептицкий и Слипый). Ничем свои религиоведческие выкладки он подтвердить не смог, видимо, потому, что клевета — это современный жанр религиоведческих изысканий. Однако самым забавным, был, как водится, Степовик. Он чуть ли не со слезами на глазах рассказал душещипательную историю о скромности и непритязательности Филарета. Оказывается, тот ютится в двух маленьких комнатушках, заваленных книгами, и корпит над своими бессмертными творениями. Может, Степовика, действительно (и справедливо) Филарет дальше лакейской в дом не пускает, раз он никогда не бывал в филаретовских апартаментах? Труды Филарета (доносы о том, где, когда, с кем и при ком встречался, что говорил, и что услышал) мы тоже читали. Тоска смертная — никаких литературных достоинств, серость, как протокол следователя. Правда, красной нитью в них подчеркивается неустанные усилия автора по пропаганде политики советской родины.
Выступающие были особо подобострастны в эпитетах герою книги. «Человек с большой буквы», «личность эпохального значения» и даже «эпоха Филарета»! Помню, в году 1993-м правозащитник Вячеслав Чорновол с грустью говорил: «Мы, борясь за независимость, сидели в тюрьмах, а партийная номенклатура правила. Сейчас независимость, а те, кто нас сажал в тюрьмы, по-прежнему у власти». Я тогда полагал, что власть им была необходима, чтобы побольше и безнаказанно прихватить «общенародного» богатства. Однако, оказывается, им мало денег, они хотят еще и славы, и имиджа героев, пострадавших за Украину, Православную Церковь. Почему эпоха должна именоваться именем престарелого сексота, а не именем Михаила Литвиненко, архиепископа Питирима и многих других православных священнослужителей и мирян, для которых верность вере православной обернулась ГУЛАГом, тюрьмами, скитаниями, сломанными судьбами? «Эпоху Филарета» — эпоху тотального контроля спецслужб и госструктур над Церковью, эпоху сервелизма и морального разложения — Православная Церковь в Украине закрыла на Харьковском Архиерейском Соборе, и кто бы как ни стремился ее возродить, даже под знаменем национализма, их усилия тщетны — глотнувшие глоток свободы в рабство не возвратятся.
Не менее странно звучали и обвинения журналистов УПЦ в антигосударственной деятельности. В первый раз такие обвинения в свой адрес я, например, услышал 25 лет назад от следователя КГБ (тогда к антигосударственной еще добавлялась «антисоветская», а теперь — «антиукраинская»). Пожалуй, многие литераторы и журналисты в те времена познали этот пресс с непременным жупелом подрывной антигосударственной деятельности. И потом я их слышал не единожды, как в советское время, так и во время независимости. Сегодня, казалось бы, что у народа должна уже выработаться аллергия: по доносам и обвинениям именно в антигосударственной деятельности не тысячи, а миллионы людей были отправлены и гибли на Соловках и в Сибири. Но горбатого лишь могила исправит. И сегодня первый аргумент всякого стукача — обвинения в антигосударственной деятельности.
С журналистами, конечно, очень трудно общаться, еще труднее — вешать им лапшу на уши. Мы историю раскола знаем не по книгам Колодного, Степовика и Петрива. Со всеми персонажи мы имели встречи, беседы, сохранились записи. О том, что УАПЦ и Мстислав — это страшнее Страшного суда, они безблагодатны, кощунственны, общение с ними ведет прямо на сковородку в ад, растолковывал мне, например, сам Филарет. Мстислав, в свою очередь, считал Филарета исчадием империи, «бедствием» для Украины. И я ручаюсь за достоверность этого утверждения, ибо лично брал у него интервью.
Поэтому скандалом правильно было бы назвать не вопросы журналистов, а саму презентацию лживой книги. Потому что ложь — это тоже преступление, в данном случае — перед читателем и зрителем. Эту эпоху мы тоже должны найти в себе силы завершить.