Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Иннокентий: «Когда человек забывает о Боге и о правде Божией, он по сути, неуправляем»

Епископ Иннокентий: «Когда человек забывает о Боге и о правде Божией, он по сути, неуправляем»

Епископ Конотопский и Глуховский Иннокентий (Василий Никифорович Шестопаль) родился 8 января 1945 года в городе Горловке Донецкой области в семье рабочего. После окончания семилетней школы с 1959 по 1961 год учился в профессионально-техническом училище, получил специальность столяра. В 1967 году закончил 10 классов в школе рабочей молодежи. С 1964 по 1967 годы проходил военную службу в рядах Советской Армии. После демобилизации в 1968 году поступил в Московскую духовную семинарию, а в 1972 году — в Московскую духовную академию. Работал референтом в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. Закончил академию в 1976 году с ученой степенью кандидата богословских наук за работу «Александрийская богословская школа». С 1976 по 1977 год учился в аспирантуре при МДА. 21 октября 1977 года назначен преподавателем Одесской духовной семинарии и секретарем Правления. Будущий владыка 21 ноября 1977 года принял сан диакона, а 4 декабря — сан священника. 25 марта 1979 года иерей Василий принял монашеский постриг с именем на честь святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского. Монах Иннокентий 23 марта 1980 года был возведен в сан игумена. Решением священного Синода Украинской Православной Церкви 5 октября 1994 года состоялась его хиротония во епископа Тульчинского и Брацлавского. 30 мая 1999 года преосвященный Иннокентий был назначен на Конотопскую кафедру. Награжден орденами преподобного Сергия Радонежского III степени, святого равноапостольного великого князя Владимира III и II степени.

— Ваше Пресвященство, какие мысли посетили Вас накануне юбилея? Человеку свойственно оглядываться на прожитый путь на рубеже круглых дат.
— Естественно, пройден значительный жизненный путь, и тщательно анализируя его, согласен с пророком Давидом, что человек суете уподобися. Печалюсь, что нет подвига в жизни моей, угодного Богу. Жизнь действительно очень скоротечна. Прожито много, а сделано, к сожалению, очень мало. Хватит ли этого для спасения?
Жизнь — дар Божий, это талант, врученный каждому живущему на земле. И от того, что мы приобрели на этот талант — другие таланты или закопали его — зависит будущее, вечная участь. Поэтому трепещу и страшусь страшного суда Господня, надеясь на Его милосердие, хотя беспристрастен Всевышний и беспристрастна Божественная Правда. Како буду? Не вем! Горе мне!

— Ваша биография до момента поступления в Московскую семинарию очень похожа на биографии, как раньше говорили, миллионов советских парней. Но не может быть, чтобы решение посвятить себя церковному служению пришло внезапно. Как Вы шли к нему?
— Хороший вопрос. Хотя я и принадлежал к миллионам советских парней того времени, но, однако, воспитывался в глубоко верующей православной семье. Я рос среди этих парней, но советским в полном смысле этого слова не был. Советский указывает на партийность. А я даже не был комсомольцем. Я жил среди них, но не был их человеком.
Родители мои были благочестивыми верующими людьми. Царство им Небесное, вечный покой и сыновня благодарность им от меня, что воспитали меня верующим человеком. Они строго соблюдали уставы Церкви, особенно мама. С детства с ними ходил в Церковь, посещал святые места, что формировало мои убеждения в противовес атеистическому обществу. Родители с благоговением относились к священническому сану, почитали священника как священное лицо.

— Кроме родительского, были и другие влияния?
— Читал религиозную литературу, это также способствовало моему выбору. Хотя этот выбор не обошелся без внутренней борьбы. Плыть против течения всегда нелегко. Однако старец Троице-Сергиевой Лавры, мой духовник, благословил поступать в Московскуго Духовную Семинарию, что я и сделал после службы в армии. Конечно, я немного страшился этого выбора, так как хрущевский период был очень сложным для Церкви. Закрывались храмы, монастыри, хорошие священники преследовались. Боялся, смогу ли я быть настоящим, достойным священником в грозный период ее истории. Веть абы быть — меня не прельщало.

— Владыко, Вы не спешили принимать священнический сан и сделали это после длительной учебы: сначала в семинарии, затем в академии и аспирантуре, достигнув к тому же степени кандидата богословских наук. Вы любили учиться или считали учебу необходимой базой для будущей пастырской работы?
— И то и другое. Учится в Московских Духовных Школах было очень интересно. Широкий круг лекций, которые довольно умно вели профессора и преподаватели, большая разнотемность дисциплин, встречи в актовом зале с видными общественными деятелями, дипломатами, учеными, посещение Святой Лавры и Академии советскими и Американскими космонавтами, экскурсии по историческим и Святым местам — все это давало почву для радости, что ты питомец Московской Духовной Школы, ученик аввы Сергия Великого, хотя и. недостойный. Безусловно, учеба была и как база для будущей пастырской работы.
Недаром Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» перебрал все сословия Царской России и сделал безошибочный вывод, что если кому-то хорошо жить на Руси — это семинаристу. Этот тезис убежденно и я подтверждаю. Это был золотой период в моей жизни.
С любовью вспоминаю и Лавру и Московские Духовные Школы, ее Ректоров, профессоров и старцев обители и благодарю от сердца и от души за их нелегкий, титанический и педагогический труд, за их преданность Православию и Святой нашей Матери Церкви в период репрессий. Спаси их, Господи, и Храни, Матерь Божия.

— Епархия, которой вы управляете, располагается на земле с богатой православной историей. Чем пополнилась она с того времени, как вы были назначены на Конотопскую кафедру? Развивается ли епархия, стоятся ли новые храмы, растет ли количество верующих? Стремится ли в Церковь молодежь? Какие проблемы в жизни епархии Вас беспокоят?
— Конотопско-Глуховская Епархия действительно богата Православной историей. Древний Глухов является родиной знаменитых церковных композиторов с мировым именем — Бортнянского и Березовского. Глухов не просто город – в прошлом это знаменитая гетманская столица и оплот Православия. Отсюда козаческие войска выступали на защиту прав Православных против поработителей Польской шляхты, пресекали иезуитскую экспансию и униатскую пропаганду. Глухов является родиной знаменитых меценатов — целого родства Терещенко, которые строили не только храмы, но и богадельни, медицинские учреждения, сахарные заводы, фабрики как в Глухове, так и в Киеве и в других местах. Их потомки ежегодно приезжают в настоящее время из разных стран Западной Европы на родину своих предков, могилы которых находятся в Кафедральном Свято-Анастасиевском Соборе, отстроенном их пращурами.
Воссоединение Украины с Россией связано также с гетманской столицей. В Свято-Николаевском городском соборе в присутствии Петра Великого, который пребывал там и то время, была впервые оглашена анафема предателю Мазепе.
Знаменитая Глинская Пустынь была славна духовными старцами. Край был славен великими людьми, подвижниками Церкви Христовой, монастырями и храмами. Но, к сожалению, в самом начале прихода к власти безбожников территория моей епархии подверглась самым страшным преследованиям. К примеру — только в одном городе Конотопе до 1918 года было 16 величественных Храмов и Соборов, а к 1961 году осталось только два. Православие уничтожалось с внешней и внутренней сторон самим жестоким образом. Поэтому по прибытии на Конотопскую кафедру сразу обнаружилось, что религиозность и духовность находятся в самой ранней стадии возрождения. К примеру, Свято-Вознесенский кафедральный собор, находился в плачевном состоянии, нуждался в самом необходимом, прихожан было мало, не было священнического облачения.
При мне Церкви передана Молченская Софрониева мужская Пустынь. Она была в прямом смысле грудой развалин, и первые насельники жили в пещерах или подвалах. С этого приходилось начинать. Сейчас она возрождается. Блаженнейшим Митрополитом Владимиром уже освящен Храм в честь пророка Илии. Воссоздан Покровский Собор, строится Трапезная вместе с храмом.
В женском Путивльском монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы восстаисвлен Храм в честь Богоматери, который был освящен опять-таки Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, восстанавливается игуменский корпус, реставрировано трапезное помещение, строится монастырская гостиница, обитель имеет уже монастырскую ограду со святыми вратами. Перед входом в обитель на площадке воздвигнут величественный монументальный Святой Крест в честь 2000-летия Рождества Христова.
Как только я прибыл в епархию, было много приходов, которые находились в стадии регистрации. По истечении 5-ти лет, с момента моего назначения на Конотопскую кафедру ситуация в корне изменилась. Свято-Вознесенский Кафедральный собор капитально отремонтирован и прекрасно расписан, газифицирован, налажено отопление, территория собора заасфальтирована и окультурена, в нем ежедневно стали проводиться Богослужения.
За эти годы построены и освящены прекрасные храмы — в г.Шостка в честь Рождества Христова, новый храм в с.Береза Глуховского благочиния, новая колокольня возле Преображенского Храма г.Кролевец. Отстроен и освящен Храм в с.Мутин Кролевецкого района, новый храм честь Святых Кирилла и Мефодия в с.Волынцево Путивльского благочиния, также с участием Блаженнейшего Митрополита Владимира; в декабре прошлого года мною освящен также новый храм в с.Дубовичи Кролевецкого района, а совсем недавно, 12 января этого года, —
новый Храм в честь Святаго Архистратига Божия Михаила в с.Козацкое Конотопского района. Немного раньше —с участием Первосвятителя Украинской Православной Церкви — новый храм в честь Преображения Господня г.Ямполе.Количество верующих в епархии заметно увеличивается, но не скажу, что значительно. Религиозность возрождается все же с потугами, что надо сказать ради объективности. Народ был долго отлучен от церковкой жизни. Во многих местах Конотопской епархии церквей не было по 80 лет. Ведь Сумская кафедра, куда раньше входила Конотопская епархия, готовилась советами к ликвидации. Поэтому твердо говорить о значительном возрождении пока не приходится. Но, тем не менее, выше приведенные факты — реальный показатель развития. Если народ строит церкви и отстраиваются монастыри, то с помощью Божьей наступит и возрождение. Добавлю, что сейчас в Конотопе рядом с Епархиальным Управлением. строится новый Храм в честь Всех Святых.
Итак, за шесть лет моего архиерейского служения на территории моей Епархии выстроена колокольня, открыто 9 новых церквей из них 6 освящено с участием Предстоятеля нашей Церкви, возрождаются 2 монастыря, строятся новые храмы, есть воскресные школы. Последние, к сожалению, не в большом количестве. Надо учитывать, что в последнее время жизнь стала сложной и тяжелой — людям крайне необходима молитвенная поддержка и духовное руководство. И моя задача заключается в том, чтобы она была.
Помимо успехов, существует и немало проблем, прежде всего, духовных: в епархию стремятся проникнуть филаретовские раскольники, сектанты,
наблюдается католическая экспансия, особенно после посещения Украины Папой Римским. Хотя исторически ни в Конотопе, ни в районном округе не было римских костелов. Теперь он строится в Конотопе, не смотря на многотысячные протесты жителей города, рабочих предприятий, различных учреждений, верующих и духовенства . Причем протесты с многотысячными подписями подавались мной и Президенту страны, и в Госкомитет по делам религий, и губернатору области, и местным городским властям и уполномоченным. Получали в ответ только отписки. Вот вам, пожалуйста, проблемы, которые волнуют нас.

— Ваше преосвященство, Церковь не может жить изолированно от общества. Об этом говорит и «Социальная концепция УПЦ». Насколько плотно священство вашей епархии сотрудничает с властями, общественными организациями, учебными заведениями, музеями, предприятиями и т.д.?
— Естественно, клир моей Епархии, как и вся полнота нашей Церкви, лечит греховные раны нашего секулярного общества. Мы опекаем две тюрьмы — в Гамалеевке Шосткинского района, и в самом Конотопе. По мере возможности снабжаем заключенных продуктами питания, религиозную литературой, проводим с ними духовно-воспитательную работу. В Гамалеевской тюрьме каждую пятницу совершаются Богослужения в храме, где наши подопечные могут исповедоваться, креститься, причащаться и участвовать в службах. В Конотопской тюрьме с помощью епархиальных средств строится храм. Такая же работа среди заключенных проводится и там. Заключены договоры сотрудничества с силовыми структурами, армейскими формированиями, милицейскими подразделениями, проводим для них лекции, совершаем экскурсии, снабжаем церковной .литературой и т.д.
Моя епархия занимается благотворительной деятельностью. В Средино-Буде при Свято-Николаевском храме устроена богадельня для престарелых на тридцать человек. В Будище Глуховского района мой клир опекает больных с психическими расстройствами. В пгт. Воронеж духовенство курирует инвалидный дом. Конотопская Центральная районная больница частично снабжается епархией продуктами питания, овощами, канцелярскими и пишущими принадлежностями. Музей этой больницы пополнили наши экспонаты. Духовенство епархии участвует в общественных мероприятиях, посвященных историческим и юбилейным событиям как области, в праздновании Дня города, встречаемся с властями местного, районного и областного уровня.
Дважды принимал Президента Украины Л.Д.Кучму, который посещал монастыри епархии Печерский Софрониевый и Молченскую обители. Эти святыни навещал и Виктор Янукович, будучи Премьер-министром Украины.
Встречаемся с руководителями различных городских предприятий, участвуем в мероприятиях, посвященных их профессиональным праздникам, причем присутствуем на торжественных, митингах и выступаем, где бы они ни проходили — в кинотеатрах, на стадионах или в рабочих цехах. Награждаем тех руководителей, которые внесли свой вклад в развитие церковной жизни. Совершаем общественные панихиды на мемориалах, посвященных памяти жертвам Великой Отечественной войны, Чернобольцам и погибшим от голодомора. Наши
священники преподают в некоторых гимназиях и школах.

— Вы родились на востоке Украины, в Донбассе, учились в Москве, несли послушание на юге страны — в Одессе, в центральной ее части — на Тульчинской кафедре, теперь управляете северной епархией. До какого-то времени народ, который окружал Вас, по преимуществу православный, был единым. В чем причина сегодняшних нестроений в Церкви и обществе?
— Безусловно, причиной сегодняшних нестроений в Церкви и в обществе является грех. Люди забыла страх Божий. Гордость овладела человеком, сделала его самоуверенным. Псевдодемократия расхолаживает нравственность человека. Евангелские заповеди подменяются другими ценностями. Хотя, на самом деле, это не ценности, а пороки. Когда человек забывает о Боге и о правде Божией, он по сути, неуправляем. Отсюда греховная вседозволенность, которая порождает нестроения.

— Каковы, на Ваш взгляд, сегодняшние приоритетные задачи Церкви?
— Прежде всего — духовно-нравственные. Просвещение и воцерковление молодежи, работа с детьми. Это очень важно. Немаловажно также противодействие сектантским течениям, как новомодным, так и прошлых лет.

— Что Вы можете пожелать молодому поколению священников с высоты своего возраста и опыта?
— Любите, мои дорогие собратья-служители у Святого Престола, свое призвание и благодарите Бога день и ночь, что Он удостоил нас высокой чести быть Его Священнослужителями. Со страхом Божиим и с любовью совершайте свое служение, то служение, в которое желают проникнуть ангелы, желают и не могут, как об этом говорит Священное Писание.
Тут лучше Апостола Петра не скажешь. Он пишет в своем первом послании так: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет, Которому подобает от нас честь и слава во веки веков».
Помоги нам всем, Господи, выполнять то, что мы читаем в священнических молитвах.

Беседовал Валерий Полищук