18.05.2004.- 12.06.2004.
Нарушения прав верующих
18.05.2004. СИМФЕРОПОЛЬ. Древний Свято-Успенский монастырь находится под угрозой закрытия
За последнее время крымскими татарами совершено несколько нападений на православную обитель, а местные бизнесмены планируют построить над ней канатную дорогу. На протяжении многих веков Свято-Успенский монастырь был форпостом Православной веры в Крыму. Удивительно: обитель находилась в черте Бахчисарая — столицы мусульманского ханства крымских татар. Однако даже после турецкого вторжения в Крым, когда другие монастыри пришли в упадок, Свято-Успенский остался центром христианства.
Сами татары почитали икону Пресвятой Богородицы, хранящуюся в монастыре, который они называли «Мерьем-Анай», что переводится как «Матушка Мария». Известно, что крымский хан Ачи-Гирей просил у Богородицы помощи и воздавал почести образу, возвратившись с победой.
Во время Крымской войны на территории Успенского скита размещался госпиталь. Здесь же хоронили русских солдат. Кладбище сохранилось до наших дней.
Не так давно весть о Свято-Успенском монастыре разошлась за пределы Украины: в 2001 году татарские национал-экстремисты смогли натравить мусульманское население на монахов. Обстановка была настолько напряженной, что российские турфирмы просили туристов воздержаться от поездок в Бахчисарай. В марте 2004 года произошло очередное нападение на монастырь, организованное активистами крымско-татарского меджлиса. Группа боевиков, вооружившись ломами и монтировками, принялась крушить временные навесы для отдыха паломников, установленные братией монастыря на земле обители. Подъехавшие сотрудники милиции не вмешивались, а фиксировали на видеокамеру происходящий погром, в результате которого монастырю был причинен значительный материальный ущерб. Боевики-экстремисты после учиненного свободно расхаживали по территории монастыря, тем самым оскорбляя религиозные чувства православных христиан. Звучали призывы сломать поклонный крест на въезде в обитель.
Как рассказал наместник Свято-Успенского монастыря архимандрит Силуан, на том месте, где ранее стояли разгромленные навесы, татары при поддержке местных властей установили торговые палатки. Пользуясь тем, что ежедневно монастырь посещает до трех тысяч туристов, татары развернули торговлю сувенирами прямо на территории обители.
«Монастырь находится на территории Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Поэтому нам приходится добиваться разрешения даже для того, чтобы побелить стену. Таким образом, нас в собственном доме ставят на место быстрее, чем крымских татар», — говорит архимандрит Силуан.
Между тем сегодня главной опасностью для Свято-Успенского монастыря, выдержавшего долгие века татарского ига, являются не мусульманские экстремисты, а местные бизнесмены, которые планируют построить канатную дорогу прямо над территорией обители.
По мнению директора фирмы «Интер ЛТД» Владимира Локанова, в этом нет ничего зазорного: «Крым должен развиваться как туристический центр, а не в интересах узкого круга людей», — поясняет он. «К тому же монастырь незаконно прихватил себе эти земли», — подытоживает бизнесмен.
Последняя ремарка Локанова очень опасна: такую же идею проповедовали татарские националисты три года назад. Если бизнесмены решат использовать ее и в дальнейшем, в Бахчисарае не избежать возобновления противостояния между мусульманами и православными.
Монахи очень болезненно реагируют на известие о строительстве дороги. В свое время эти люди приняли решение удалиться от мирской жизни. Теперь же их заставляют играть роль выставочных экспонатов.
«Сейчас многие хотят преподнести монастыри, служение Богу как что-нибудь экзотическое. Власти должны понять: утвердив этот проект, они добьются того, что монахи уйдут из обители. И тогда священный монастырь превратится в обычный музей. Но мы будем бороться всеми конституционными методами. Что же касается мусульман: не думаю, что у нас могут быть какие-то разногласия на почве веры. Нам легче решать вопросы с крымскими татарами, чем с власть предержащими», — говорит иеромонах Иоаким.
Православие. РУ
19.05.2004. ВІННИЦЯ. Греко-католики у «найкращих» традиціях своєї церкви захопили територію православного храму, на якій знаходяться могили місцевих священиків
У селі Жежелів Козятинського району греко-католицька громада зайняла територію, де колись стояла православна церква.
До 1961 року на цьому місці височів православний храм, зруйнований у часи хрущовських гонінь на Церкву. Збереглися лише його фундаменти і могили православних священнослужителів. Мешканці села розшукали архівні документи від 1897 року, які засвідчують відведення земельної ділянки православній громаді.
Проте три роки тому у селі з’явився греко-католицький священик, який шляхом обману узяв це місце в оренду, очевидно для того, щоб перешкодити відродженню православного храму. Зараз, коли віднайдені архівні документи і доведено, що ця територія є власністю православної громади, місцева селищна рада прийняла рішення про передачу її історичним власникам.
Та греко-католицький священик не погоджується звільнити святе для православних місце. Більше того, після прийняття селищною радою цього рішення він активізував будівельні роботи. Роботи не були припинені навіть після візиту районного інспектора з землекористування, який заборонив будівництво.
Греко-католицька громада нахабно ігнорує рішення влади. Крім того, окремі її члени погрожують фізичною розправою настоятелю громади, яка вимушена відправляти богослужіння у підвальному приміщенні дитячого садка.
Незважаючи на очевидність прав православних на земельну ділянку, де знаходяться залишки їхнього храму та могили священиків, справа досі розглядається у суді. Православні віруючі села Жежелів сподіваються і моляться про справедливе вирішення питання і торжество історичної справедливості.
31.05.2004. СИМФЕРОПОЛЬ. Власти Бахчисарайского района запретили православным провести крестный ход в память о преподобном Кассиане
Прихожанам храма Рождества Христова села Красный Мак Бахчисарайского района местный сельсовет не разрешил проводить крестный ход в память преп. Кассиана Угличского (в миру князя Мангупского Константина). 2 июня, в день памяти святого, верующие намеревались с хоругвями и иконами подняться на плато Мангуп, на котором в средние века находилась столица Мангупского княжества, и отслужить молебен у разрушенной соборной базилики.
Сельсовет аргументировал отказ отсутствием письменного согласия районной госавтоинспекции и руководства Бахчисарайского историко-культурного заповедника на совершение православного обряда. По мнению священнослужителей Бахчисарайского благочиния, власти побоялись вступить в конфликт с крымскими татарами, проживающими в расположенном у подножия Мангупа селе. Они препятствуют проведению всех православных акций на этом плато, ставшем последним оплотом Христианства в Крыму в период захвата его турками. Татары даже напали на монахов, приехавших на Мангуп из Оптиной пустыни, избили их, а затем пожаловались в райотдел милиции на незаконное пребывание «посторонних» на плато. Священникам пришлось давать объяснение. Препятствует отправлению службы в местных православных пещерных храмах и руководство историко-культурного заповедника. За вход в них, в нарушение Указа Президента Украины по восстановлению прав церквей и религиозных организаций, со священнослужителей и прихожан взимается плата как с туристов.
Святой Кассиан, вынужденный покинуть оказавшийся под мусульманским игом Крым, в конце ХV столетия прибыл в Россию, где был пострижен в монахи и под Угличем основал обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный прославился многими чудотворениями. Нынешней осенью исполнится 500 лет со дня его кончины. Православные крымчане опасаются, что под давлением татар власти воспрепятствуют и проведению обрядов в память об этой дате.
ИТАР-ТАСС.
03.06.2004. Православные граждане Украины протестуют против идентификационных номеров
Около двух тысяч православных граждан Украины пикетировали сегодня Верховную Раду, протестуя против рассмотрения законопроектов о регистрации физических лиц в Украине и о едином реестре персональных данных. Пафос акции красноречиво проявился в лозунгах, которые держали ее участники: «Мы не хотим жить в электронном концлагере», «Новые паспорта с кодами — путь к утрате независимости Украины!», «Бог дал человеку имя, а не номер!».
В обращении к депутатам, которое распространялось в ходе акции, утверждается, что эти законопроекты противоречат Конституции Украины, так как «не только сужают, но вообще лишают прав и свобод граждан жить и платить налоги без идентификационных номеров».
Участники акции требовали не допустить внедрения на Украине электронных паспортов-карточек, упразднить пожизненные личные идентификационные номера, систему купли-продажи по электронным карточкам с отменой хождения наличных денег, так как все эти меры, по мнению участников акции, создадут систему тотального электронного контроля над людьми.
Участники акции просили также поддержать принятие законопроекта о внесении изменений в закон о государственном реестре физических лиц — налогоплательщиков, который защищает права и свободы верующих православных христиан и предоставляет им право уплаты налогов и проживания без идентификационного номера.
По материалам сайта Forum
03.06.2004. РОВНО. Верующие пикетировали Ровненскую облгосадминистрацию с требованием вернуть Украинской Православной Церкви занятый раскольниками Воскресенский собор
Более 500 верующих Украинской Православной Церкви пикетировали 2 июня Ровненскую облгосадминистрацию с требованием передать им Свято-Воскресенский кафедральный собор в Ровно и помещение бывшего епархиального управления.
Как передает PIСУ со ссылкой на УНИАН, на митинге выступил правящий архиерей Ровненской и Острожской епархии архиепископ Варфоломей, который обратил внимание собравшихся на то, что, согласно судебным решениям 1995-97 годов, помещение епархиального управления должно принадлежать Украинской Православной Церкви, однако выполнить эти решения не удалось, поскольку там размещены епархиальная канцелярия и семинария раскольников из т. н. Киевского патриархата.
В принятом на митинге обращении к главе облгосадминистрации Николаю Сороке говорится, что в случае невыполнения требований верующие организуют акцию неповиновения, включая многодневные пикетирования облгосадминистрации и голодовки. Они также намерены обратиться к Президенту Украины Леониду Кучме и информировать Священноначалие Православных Церквей других стран.
Претензии Украинской Православной Церкви на верхнюю (основную) часть Свято-Воскресенского храма целиком обоснованы: храм построен в дореволюционное время, в годы перестройки он был возвращен Московскому Патриархату и лишь позднее был насильственно захвачен раскольниками-филаретовцами. Кроме того, по словам архиепископа Варфоломея, община Киевского патриархата с помощью власти уже построила в городе огромный Свято-Покровский собор, поэтому в настоящее время в Свято-Воскресенский собор ходит мало сторонников раскола, и храм практически пустует.
Глава облгосадминистрации пообещал рассмотреть требования и предложил пикетчикам провести переговоры с представителями Киевского патриархата, а себя предложил в качестве посредника на этих переговорах.
12.06.2004. ЛУЦЬК. Вихованців Волинської духовної семінарії не допустили на козацькі могили
У Волинській духовній семінарії існує добра традиція — в перший день Петрового посту учні ВДС на чолі зі священиком вирушають пішки у паломницьку подорож до Почаєва. Прямуючи до стародавньої Волинської святині, прочани завжди заходять у м. Берестечко, щоб помолитись за упокій душ козаків, які, захищаючи православну віру, полягли в знаменитій Берестецькій битві. Храм, під яким знаходяться останки козаків, був захоплений розкольницькою УПЦ-КП. У минулі роки семінаристи ВДС могли вільного доступитись до місця козацького поховання, проте на цей раз «духовенство» УПЦ-КП їм у доступі відмовило, мотивуючи своє рішення приналежністю учнів ВДС до „Московського Патріархату”. Волинська єпархія Української Православної Церкви висловлює обурення з приводу дій розкольників.
Прес-служба Волинської єпархії