Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

XII Рождественские чтения

XII МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ

26.01.2004. МОСКВА. СОСТОЯЛИСЬ ХІІ МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ
Воскресным богослужением в храме Христа Спасителя и торжественным заседанием в Государственном Кремлевском дворце открылись традиционные Международные Рождественские образовательные чтения. Темой ХІІ чтений стал подвиг новомучеников и исповедников Русской Церкви в ХХ веке и их значение для духовного возрождения. Необходимость изучения житий подвижников благочестия и новомучеников в учебных заведения РФ подчеркнул в своем выступлении Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вслед за Патриархом с обширным докладом «Обновление образования на основе Российской традиции для создания современного
развитого государства на благо будущих поколений» выступил министр образования РФ Владимир Филиппов. Он выразил надежду на продолжение и развитие сотрудничества между Русской Православной Церковью и Министерством образования в деле воспитания новых поколений россиян. Председатель Синодальной комиссии РПЦ по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ознакомил собравшихся с традициями и принципами канонизации святых в Русской Православной Церкви, особо почеркнув необходимость детального исследования всех обстоятельств жизни и кончины предлагаемых для канонизации жертв атеистического режима. «Политическая и юридическая реабилитация еще не являются поводом для канонизации», — подчеркнул митрополит. Завершилось первое заседание докладом председателя Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ архимандрита Иоанна (Экономцева) «Учительное значение подвига новомучеников и исповедников Российских». По традиции, в работе чтений принимают участие и делегации практически всех епархий Украинской Православной Церкви. Епископат нашей Церкви представлен председателем Богословской комиссии УПЦ архиепископом Львовским и Галицким Августином, а также председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации УПЦ епископом Полтавским и Кременчугским Филиппом.

Учительное значение подвига новомучеников и исповедников

Архимандрит Иоанн (Экономцев),
председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Скоро будет четыре года с тех пор, как произошло поистине эпохальное событие — канонизация сонма новомучеников и исповедников Российских. Мы еще далеко не в полной мере оценили важнейшее, воистину основополагающее значение их для нашей жизни и судеб нашего земного Отечества. Многое нам предстоит еще в этом отношении сделать, узнать и понять. Но сейчас становится ясно, что наши представления об истории истекшего столетия нуждаются в существеннейшем пересмотре. И ничуть не удивительно будет, если уже в не столь отдаленном времени двадцатый век откроется нам прежде всего не как век истребительных войн, русской революции, массового геноцида народов и непоправимых культурных потерь, но как век, когда явлено было великое свидетельство о Христе, сопоставимое разве только со свидетельством первых веков христианства. Причем явлено для всего мира.
Прославление сонма новомучеников и исповедников Российских, совершившееся на юбилейном Архиерейском соборе 2000-го года, открывает нам путь к уразумению воли Божией. Именно эта канонизация людей, живших недавно, помогает нам осознать, что и в наши дни еще не иссякла заповеданная миру Христом Искупителем любовь, оскудение которой на земле, по слову Его, знаменует приближение кончины мира (Мф. 24:12–14).
Что может объединить людей, раздробленных и разобщенных, разделившихся на враждующие партии, ни в чем не согласных между собою? Как преодолеть ненавистную рознь мира сего? Можно ли влить в их сердца животворящую силу любви? Не так страшен был бы даже распад империй, если б разрушительное начало не коснулось самих душ человеческих. Не удивительно, что нравственное разложение стало отличительной особенностью нашего времени. Продолжают распадаться семьи, выброшенными на улицу и никому не нужными оказались сотни тысяч детей. А средствам массовой информации дана почти неограниченная свобода пропаганды насилия, жестокости, себялюбия и низменных наслаждений, преподносимых людям в качестве непререкаемых правил жизни. При таких обстоятельствах совершенно недостаточно ограничиваться одними призывами к возврату традиционных ценностей, возмущаться и негодовать. Нужна вера, вера в Того, Кто один в полной мере осуществил в Себе высший идеал человека, Того, Кто с отстоянием веков не становится от людей дальше. Тому неоспоримою порукою сияние Истины, явленное нашими новомучениками и исповедниками в их подвиге не только нашему Отечеству, но и всему миру. Современным людям не обойтись без такого живого свидетельства. Напомним, что само греческое слово «мартис» — «мученик» означает «свидетель».
Не отступая от Христа даже перед угрозой страданий и смерти, мученики воистину следовали Христу, избрав в мире то, что выше и драгоценнее мира. Вспомним слова св. Игнатия Богоносца: «Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком… Пусть измелят меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым». Не служение миру и прихотям века сего, а победа духа над плотью и тлением приносит плоды сторицею.
Недаром сказано преподобным Серафимом Саровским: «Спасись сам, и рядом с тобой спасутся тысячи». Мученик ставится перед непреложным выбором, что ему дороже: Христос или собственное земное существование. И, оставшись со Христом, он в высшей степени исполняет заповедь любви: «Кто хочет душу свою сберечь, то потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25). Со времен древней Церкви мученичество почиталось как достохвальное совершение добродетелей — мужества, мудрости, праведности, смирения и целомудрия. Явленная миру нетленная красота души и делает самого мученика храмом Святаго Духа.
«Всякая сила в жизни, — говорил священномученик Фаддей Успенский, в честь которого названы курсы законоучителей при Отделе церковного образования и катехизации, — заключается в единении со Христом: в этом единении — источник всякого воодушевления, в нем залог плодотворности того дела жизни, к которому вы будете призваны. Узы же, которыми укрепляется единение со Христом, есть любовь Христова».
Подобно мученикам первых веков, таким как св. Игнатий Богоносец, преосвященный Фаддей, не ведая еще своей будущей участи, обращался к учителям: «Как сделать, чтобы жизнь народа, вами просвещаемого, стала истинно христианскою… Христос и Его Церковь, жизнь во Христе под сенью Церкви — вот чем пламенела душа моя… Желаю более всего для вас, чтобы это сокровище духовное видеть распространяемым вами посредством школы. И мне приходилось иногда как бы снедать тот свиток книжный, который исписан был словами: «плач и стон, и горе» (Иез. 2, 10); и быть снедаему огнем ревности при виде того, как унижается слава Церкви Христовой…».
Как важно нам, приобщая детей к Церкви и православной культуре, передать им не только совокупность сведений, не одни только знания, но и дух веры, горение сердца за Христа, без которого никакие знания сами по себе ничего не стоят.
С самых первых времен в Церкви принято было составлять и бережно хранить повествования о жизни и деяниях святых подвижников и исповедников. Начало этому было положено еще евангелистом Лукой в Деяниях Святых Апостолов. Святой апостол Павел в одном из посланий напоминает нам: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаше вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Почитание новомучеников и исповедников ширится, но пока далеко не соответствует всей значимости их подвига. В их честь освящаются новые храмы и престолы, о них издаются книги. Наследие новомучеников и исповедников велико и чрезвычайно значимо сегодня, хотя до сих пор ему не придано достаточного внимания.
На протяжении столетий русские люди воспитывались на Четьях-Минеях. Наши предки с древних времен поучались, находили вразумление и немалое утешение в чтении житий святых и подвижников. Они встречали там непререкаемый образец для подражания и обретали в их лице небесных заступников, к которым обращались с молитвой. Именно через молитву к святым осуществляется неразрывная связь Церкви земной и Небесной.
«В детстве и отрочестве, — писал из камеры смертников священномученик Вениамин Петроградский, — я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те».
Только сегодня нам стали доступны письма священномучеников, заточенных в Соловецком концлагере, удивительные, живые свидетельства непоколебимой веры, твердого упования и неиссякаемой любви. Там, где зачастую в придавленных, истощенных и измученных людях терялся сам образ человеческий, мы видим не падение, а возвышение души, очищение ее от греха, основанное на величайшей требовательности не к другим, а к самому себе.
«Пусть скорбь твоя о злобе мира, — писал из Соловков священномученик Иоанн Стеблин-Каменский, — не попустит тебе запачкаться этой злобой и утеснить ею любовь и в твоем сердце… Пусть каждый, видящий общественные недостатки и непорядки, постарается прежде всего восстановить должный порядок в себе самом. Пусть замолчит в нем все животное, пусть воцарится в нем Дух Кротости, Дух Любви».
В сонме наших святых новомучеников и исповедников мы видим самых разных людей. Не только священнослужители, в жизни во Христе соединились все сословия — от князей и генералов, от помещиков, профессоров и купцов до беднейших крестьян, люди всех возрастов — от убеленных сединами старцев до юношей и подростков. Всех их объединяла прежде всего преданность Христу и благоговение перед живущим в их душах идеалом Святой Руси. Им, несомненно, были присущи ставшие сегодня такими дефицитными доброта, отзывчивость, сердечность, мягкость русской души, напитанной тысячелетней христианской культурой. До своей мученической кончины они жили совсем по-разному, некоторые из них могли показаться стороннему взору слишком простыми и обыкновенными людьми. Но когда перед ними встал выбор: сохранить ли верность Христу и Его Церкви или вступить на путь богоотступничества, они предпочитали смерть жизни без Бога.
Рассматривая подвиг новомучеников в историческом контексте, мы видим, что многие из них стали жертвами так называемых «обновленцев», демонстрировавших свою лояльность к советской власти. Политическое прислужничество «обновленцев» обернулось их вероотступничеством и идейным крахом. Опыт противостояния этому духовному оппортунизму со стороны верных служителей Патриаршей Тихоновской Церкви заслуживает глубокого внимания и изучения. Этот опыт помогает нам и сегодня в сохранении внутренней церковной свободы, в преодолении искушения интеграции с государством.
Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии XI Рождественских чтений подчеркнул, что «без возрождения подлинной культуры, без обращения к духовным первоистокам» нам «не преодолеть тяжкое достояние, оставленное XX веком», что неоценимое значение для понимания прошлого и для устроения будущего имеет Православие.
Святые угодники Божии, по словам св. Иоанна Кронштадтского, самым положительным и достойным общего подражания способом отвечают нам на главный вопрос о цели жизни и способах достижения этой цели: усердным исполнением заповедей Христовых, презрением к здешней суетной жизни, необоримым стремлением к Жизни Вечной.
Одна из конкретных задач, стоящих перед нами сегодня, — создание церковных музеев, посвященных памяти новомучеников. Такие музеи могут дать «второе дыхание» делу возрождения нравственных идеалов у подрастающего поколения.
Отныне каждый из нас может видеть великую славу святых мучеников, приобщиться к нетленной сокровищнице их исповедничества, следуя завету святого апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте, вере их» (Евр. 13, 7). Мы можем теперь обращаться к св. новомученикам с молитвой и находить в ней утешение и помощь.
Некоторым христианам иногда хочется могущественной, по земным меркам, Церкви, вмешивающейся во все обстоятельства жизни, подменяющей собою государственную власть и общественно-культурную жизнь, иные же «просвещенные люди» страшатся непомерно усиливающейся, на их взгляд, роли Церкви и пугают мнимым приходом «клерикализма». Но Церковь Православная воистину всегда остается «для иудеев соблазном, а для еллинов безумием» (1 Кор. 1, 20), являя собою вступление в земной мир качественно иного миропорядка. «Сила моя в немощи совершается» — эти слова Спасителя нашего Господа Иисуса Христа оставались на протяжении истории непонятыми и невоспринятыми. Смирение и милосердие, важнейшие христианские добродетели, прививавшиеся душе, не созидали человека власти, но меняли весь уклад человеческой жизни. Подлинное дело Божие творится невидимо и незаметно.
Людей верующих, живших по заповедям Христовым, во всяком благочестии и чистоте, возлюбивших Бога и ближнего, лживо представляли заговорщиками, контрреволюционерами, обманщиками, врагами народа.
Канонизация святых новомучеников и исповедников несомненно стала величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками.
Подобно святым апостолам они на своем исповедническом пути претерпели все скорби и мученическую за Христа смерть, явив себя «как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, c оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6, 4–7). С любовью и благоговением обращаемся мы сегодня к подвигу новомучеников. Не они нуждаются в нас, это мы нуждаемся в их повседневной помощи и поддержке. Они молитвенно предстательствуют за землю нашу пред Богом. Молите Бога о нас!

VIII Всемирный русский народный Собор

3–4 февраля в столице Российской Федерации работал Всемирный Русский народный Собор.
На этот раз форум по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия был посвящен теме «Россия и православный мир». Торжественное открытие Собора состоялось в актовом зале Московской духовной академии. На форуме присутствовали представители всех Поместных Церквей, которые зачитали послания своих Предстоятелей.
С приветственным словом к его участникам обратился Святейший Патриарх Алексий ІІ. «Ныне пришла пора переосмыслить роль Православия в мировой истории, в начертании судьбы человечества,— сказал, в частности, Святейший Владыка. — Вызовы времени естественным образом заставляют объединяться страны и нации, близкие по культуре, мировоззрению, духовной традиции. Нарастают интеграционные процессы в Европе. Мусульманские государства консолидируют свои усилия на мировой арене. Могут ли в таких условиях оставаться разобщенными страны с многовековой православной культурой?» Далее, заметив, что страны с населением, исповедующим Православие, имеют разную направленность в международной политике, Святейший Патриарх призвал православные народы к братскому служению друг другу. В связи с этим он выразил особую благодарность представителям братских Поместных Православных Церквей, согласившихся принять участие в рассмотрении столь важной темы Собора.
На открытии Собора было оглашено приветствие Президента России Владимира Путина. Непосредственное участие в его работе приняли члены правительства России, депутаты Госдумы, общественные деятели, дипломаты, деятели культуры, иерархи и духовенство Русской Православной Церкви.
С большим интересом было встречено выступление министра иностранных дел России И. Иванова. В выступлении прозвучала мысль о том, что государство не может рассматривать проблемы православного мира вне глобального контекста, в котором решаются сейчас наиболее важные и долгосрочные задачи внешней политики. Сохранение духовной и культурной самобытности В. Иванов назвал одним из крупнейших вызовов ХХІ века. Применительно к внешней политике эта самобытность, по его словам, заключается в том, чтобы она строилась с учетом объективных особенностей геополитического положения государства, его культуры, исторический и духовных корней. Естественно, укрепление отношений со странами православной традиции является одним из главных внешнеполитических приоритетов. В связи с этим он напомнил слова Президента России В. Путина на недавней встрече с епископатом Украинской Православной Церкви в Киеве о том, что «Православие является важной составной частью единства наших народов». Эта же мысль — идеологическая основа укрепления связей с балканскими странами и миротворческой миссии в этом регионе, а также активизации политического диалога с Грецией.
С центральным докладом выступил на форуме председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он дал анализ взаимоотношений Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, отметил, что русский мир — это не этническое понятие. Коснувшись современных интеграционных процессов, докладчик подчеркнул, что участие в них православных стран должно сопровождаться твердым желанием сохранить свою национальную самобытность, ибо культурная унификация, потеря национальной специфики будут означать цивилизационную катастрофу, и избежать этой катастрофы можно лишь одновременными усилиями всех стран православной традиции.
В первый день работы Собора в перерыве между заседаниями
4 февраля Собор продолжил работу в конференц-зале гостиницы «Даниловская». Итоговым документом форума стало «Соборное слово» — обращение ко всем народам православной традиции, призывающее сохранять национальную и культурную самобытность, дать достойный ответ на попытки построить однополярный мир, основанной на господстве лишь одной из цивилизационных моделей, поставить на новый качественный уровень межгосударственное, общественное и экономическое сотрудничество. Вместе с тем в «Соборном слове» предлагается рука дружбы всем другим цивилизациям и создание таких международных отношений, которые бы служили максимальному благу всей общечеловеческой семьи.
Кроме того, Собор принял резолюцию о духовном и религиозном образовании. В ней указывается на необходимость снятия всех бюрократических препон для преподавания в школах на добровольных началах «Основ православной культуры». В резолюции также содержится обращение к законодательной и исполнительной власти о государственной аттестации и аккредитации учебных заведений и включении Московской и Санкт-Петербургской академий в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Комментарий архиепископа Люблинского и Холмского Авеля (Польша):
«Я с великим воодушевлением слушал все выступления и доклады, потому что это сложные вопросы — «славянскости», «русскости». Съехалась вся диаспора славянских народов. Я также считаю себя коренным русским, потому что все мы родом из Киевской Руси. При Православной Церкви в Польше объединяются украинцы, белорусы, русские, поляки, во всех течет славянская кровь. Мы всему сопереживаем. Мы страдаем из-за раскола в Украине. Конечно, молимся о соединении всех наших православных церквей. И особенно было приятно, что состоялось совместное богослужение с представителями Русской Зарубежной Церкви, которое дает возможность надеяться на то, что Русская Церковь будет еще более стабильной».