Протоиерей Николай Макар. Терроризм как Богоборчество
ТЕРРОРИЗМ КАК БОГОБОРЧЕСТВО
Прот. Николай Макар
Терроризм, по определению энциклопедий и энциклопедических словарей, — это совершение террора или систематическое проведение террористических актов террористами, которые являются участниками террористических организаций. Слово «террор» латинского происхождения и имеет два значения: terror — 1) страх, ужас, испуг; 2) предмет страха, ужасающее обстоятельство, которое в свою очередь производится от глагола terreo — 1) пугать, устрашать; 2) распугивать, прогонять; 3) отпугивать, (страхом) удерживать, отклонять. А отсюда и терминологическое содержание слова «террор» — это «политика устрашения классовых и политических противников, осуществляемая путем применения насильственных мер подавления» (Советский энциклопедический словарь. М., 1985, С. 1319).
Но если во второй половине прошлого века террористический акт формулировался как «посягательство на жизнь или иная форма насилия над государственными или общественными деятелями, совершаемые из политических убеждений» (Большая Советская энциклопедия, 42 том (1956), С. 360), то уже в наши дни терроризм определяется как систематическое применение насилия, чтобы создать общую атмосферу страха в народе и этим добиться какой-то политической цели. Естественно, что международное и уголовное право большинства государств рассматривает террористический акт как одно из наиболее опасных государственных преступлений и устанавливает за него строгие меры наказания.
Однако, несмотря на такое жесткое отношение к террористическим актам современного права и международного сообщества, терроризм не только не изживается и не искореняется, а наоборот, возрастает и распространяется. Поэтому, современное человечество, претерпевая ужаснейшие последствия от современных терактов, требует еще более жесткой борьбы с этим человеконенавистническим явлением.
Современные террористы перешли от борьбы с политическими противниками к расправам с мирным, незащищенным населением. Они громят не офисы правоохранительных органов, посольства и миссии разных организаций, а уничтожают и калечат сотни и тысячи невинных граждан в метро, электричках, на рынках, площадях и других местах массового скопления населения. Террористы хорошо знают, что здесь находятся не только местные жители, но и приезжие из других городов и стран. Таким образом, боль наносится сразу же всей стране и даже другим государствам, ибо страждут одновременно тысячи семей и десятки тысяч родственников, оплакивая в клочья разнесенную или до неузнаваемости искалеченную мать, отца, дедушку, бабушку, детей, внучку…
Характеризуя терроризм как крайне разрушительное для общества явление, Православная Церковь прежде всего обращает внимание на причины его появления, возрастания и распространения, на ненависть террористов людям.
Терроризм появляется и возрастает вследствие сильного и неудержимого возгорания в душах людей греха гордости и своеволия. Ибо террорист — это человек, который не смиряется с положением вещей, не подчиняется воли Божией, а наоборот, жаждет только своего, совершения всего на своей злой воле и желании. Вообще, надо сказать, что грех человека, основываясь на эгоизме или самолюбии, питает его страсти и прежде всего гордость. Поэтому гордость есть самый первый и самый значительный грех. Св. Иоанн Златоуст прямо говорит: «Гордость — начало греха. С нее начинается всякий грех, и в ней он находит свою опору». (Св. Иоанн Златоуст, Творения. Т.11, СПб. 1905, С. 575). К тому же гордость называется грехом диавола (1 Тим. 3, 6), ибо он, возгордившись, ниспал с Неба в преисподнюю, заразив часть бесплотных сил, а затем, после искушения Адама, грех гордости вошел и в человечество. Гордость настолько сильный грех, что целиком охватывает человека и полностью отводит его от Бога. Поэтому Святые Отцы называют гордость самым мерзким, самым злейшим, самым коварным грехом. Как диавола грех гордости сделал постоянным противником Богу, так и человек охваченный этим грехом, во всем начинает противиться своему Творцу, преступая Его волю и творя свою волю по страстям и хотению. Он восстает против всего, что ему не нравится, стремится изменить все на свой лад, не хочет ничего терпеть, принимать и соглашаться, а старается все подчинить себе, всем властвовать, всем управлять. Именно такая страсть гордости охватывает террориста, который, желая своего и не находя возможности все совершить, как ему хочется, прилагает все усилия, чтобы изменить ситуацию в свою пользу, и поэтому прибегает к террористическим актам. А в сегодняшнем мире, если ему не удается непосредственно терроризировать власть имущих, он не брезгует самым святым и зверски убивает невинных людей, чтобы, держа в страхе общество, добиться исполнения своих желаний.
Это горделивое настроение полностью отбрасывает террориста от возможности остановиться, раскаяться, смириться, ибо это два противоположных начала. Гордость разрушает, а смирение созидает. Поэтому Священное Писание напоминает нам: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Исх. 4, 6; ср. Причт. 3, 34). В связи с этим Св. Отцы формулируют следующее изречение: «Гордость, если бы и приблизилась к небу, низвергается даже до ада. Так, напротив, смирение, если бы низошло до ада, — оттуда возводится даже до неба» (Отечник, собран. еп. Игнатием (Брянчаниновым). СПб. 1903, С. 401). Таков коварный грех гордости. Он уничтожает в человеке, если полностью властвует им, всякую добродетель и ведет все к большему и большему разложению его души.
Но если христианина, чувствующего свою нищету духа, смирение ведет ко все более совершенной любви, то гордость ведет человека к еще большей отчужденности от Бога, ко все более глубокому невосприятию ближнего, к ненависти к нему и ко все возрастающей любви к себе и к земному миру.
Христос Спаситель заповедует нам возненавидеть душу свою в мире сем, чтобы сохранить ее в жизнь вечную (Ин. 12, 35), а гордый человек наоборот, любит ее в мире сем и поэтому губит ее. Св. Иоанн Златоуст, изъясняя эту заповедь Спасителя, говорит: «Почему ты не хочешь возненавидеть душу свою? Потому что любишь ее? Но поэтому самому и возненавидь; и тогда всего более принесешь ей пользы и докажешь, что ты любишь ее». В такой борьбе с самим собой и в стремлении любви к Богу и к людям христианин отвергает все временное, тленное, земное и стремится к благам вечным, непреходящим, небесным. А гордый, самолюбивый человек наоборот, не только не пренебрегает земным и преходящим, а все более прилепляется к внешнему, материальному и тленному, видит только себя одного со своими земными целями и интересами, которые любит и служит им, отвергая все духовное и вечное. Такой человек любит только то, что ему нравится, и служит ему, и борется со всем, что противостоит его исполнению его злых желаний и намерений. Он все более и более погружается в противостояние всему доброму и Божественному, не любит его и питает только ненависть к нему.
Горделивый человек пребывает только во тьме и любит ее, и не любит свет, который открывает его злую сущность и поэтому борется против него. Иисус Христос, обличая таких людей, прямо говорит о них: «Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3, 19-20). И прежде всего это касается отношения такого гордеца к людям, ибо если он ненавидит свет, он будет и ненавидеть человека, особенно того, в котором есть свет. Апостол Иоанн Богослов говорит прямо: «Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2, 11).
Естественно, что все возрастающая ненависть к ближнему не может ограничиваться только невосприятием и простым противостоянием и борьбой с ним, она влечет этого гордеца к более радикальным действиям, к уничтожению человека, не только моральному, но и физическому. Апостол Иоанн Богослов, говоря о таких людях, напоминает: «Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» ( 1 Ин. 3, 14-15).
И действительно, как только человек захватывается страстью ненависти к ближнему, его грех тянет к непримиримой борьбе с ним, конец которой, если человек не останавливается и не раскаивается, нанесение ближнему самого сокрушительного удара — смерть.
Поэтому Господь Спаситель гневающегося на ближнего осуждает как убийцу (Мф. 5, 21-22). Чтобы проиллюстрировать глубину падения человека ненавидящего своего ближнего, апостол Иоанн Богослов приводит пример первого убийства в человеческом роде и напоминает, не будьте такими, как Каин, который был от лукавого, «убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны? (1 Ин. 3, 12).
Уже в Ветхом Завете было строгое деление убийств на неумышленные и умышленные. За неумышленное убийство человек искал пощады, но за умышленное убийца не мог найти никакой пощады. Как свидетельствует Священное Писание: «Если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то от жертвенника Моего бери его на смерть» (Исх. 21, 14).
Но, став на путь ненависти, которая борется с ближними и ведет к уничтожению, человек становится еще нетерпимее и непримиримее, он становится все более жестоким и коварным. Он начинает не просто бороться с ближним, но употреблять такое насилие, которое не только уничтожает человека, но и приносит ему телесное и невыносимое мучение. Упав так низко, человек не только не ищет возвращения и отвращения от греха, а наоборот, погрязая в нем, испытывает удовлетворение. И чем больше такой страшный грешник испытывает удовлетворения, тем больше его тянет к этому — не только к кровопролитию, а к издевательству над жертвой и услаждению ее мучениями.
Это уже действительно полное подчинение и уподобление человека своему наибольшему врагу — диаволу. Такой ненавистник, жестокий мучитель полностью повторяет действия и дела диавола и вместе с ним борется с Богом и Его творением, убивая людей, образ Божий. Иисус Христос, обличая иудеев, которые пренебрегали человеком и служили лишь своим желаниям, напоминает им об их единстве с диаволом и исполнителями его коварной воли: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда он говорит ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44).
Уподобившись диаволу во всех его злых желаниях и действиях, следуя ему в ненависти, насилии и человекоубийстве, человек становится по внутренней своей природе злым и диавольским. Христос Спаситель, обличая таких людей, сравнивает их с добрыми, и указывает на их злую природу: «Порождения ехидины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф. 12, 34-35). А евангелист Лука добавляет, что сокровищем зла в человеке является его испорченное сердце: «Злой человек из злого сокровища сердца своего выносит зло» (Лк. 6, 45). Такие люди, сделав сердце свое сокровищем зла и беззакония, погружаются в разрушительное диавольское начало. Апостол Тимофей по этому поводу прямо напоминает своему ученику Тимофею: «Злые люди будут преуспевать во зле» (1 Тим. 3, 13).
И действительно, человек предавший свою душу греху, злу и диаволу, становится исчадием ада, разрушающим Богом созданный мир и прежде всего человека. Такой по своей природе сегодняшний терроризм, несущий с собой весь арсенал методов, способов и средств борьбы и преуспевающий в совершении человеконенавистнических терактов. Указывая на черную сущность, злую и адскую природу террористов, Православная Церковь с особенным усердием просит Бога защитить невинных людей от этого звериного насилия. Перед лицом страшной опасности, богоборческого терроризма все люди должны сплотиться в т противостояния этому разрушительному для человечества и земли явлению. Пусть Господь поможет всем людям до глубины осознать мерзкую и злую сущность терроризма и приложить все усилия к преодолению его и искоренению из человеческой среды.