Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Александр Андрущенко. Неоконченная война

К 15-летию окончания Афганской войны

16.02.2004. КИЕВ. По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира в храмах УПЦ помянули воинов-афганцев, которые не вернулись домой
По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира во всех храмах Украины были отслужены панихиды о погибших воинах-интернационалистах.
По случаю 15-й годовщины со дня вывода Советских войск из Афганистана в столичной церкви в честь Воскресения Христова состоялась встреча представителей афганских организаций со всех регионов Украины. Встречались не только ветераны, но и вдовы, родители и дети погибших. По окончании панихиды, которую вместе с киевскими священниками отслужил настоятель Свято-Воскресенского храма протоиерей Сергий Крюк, ветераны возложили цветы к памятнику погибшим товарищам по оружию. «Сегодня, как никогда, стало тяжело жить ветеранам Афгана, — сказал отец Сергий. — Государство нередко забывает о них. Поэтому в этот день хочется пожелать всем мужества и терпения. Давайте собираться почаще и не оставаться один на один со своими проблемами. Давайте помогать друг другу и как можно дольше помнить тех ребят, которые не вернулись домой. Пусть Бог всегда будет с вами в трудную минуту».

НЕОКОНЧЕННАЯ ВОЙНА

Александр Андрущенко
В начале 90-х на городских улицах появились люди в военной форме. В народе их называли «афганцами» или «интернационалистами». Им уступали места в общественном транспорте, о них сочиняли стихи, пели песни и снимали фильмы. Они не чувствовали себя героями, им не хотелось славы и денег. Было лишь одно желание — раз и навсегда вычеркнуть из памяти те страшные годы. Многим в то время обрести душевное равновесие помогла Церковь. Ежегодно 15 февраля, по случаю вывода Советских войск из Афганистана, ветераны собираются в киевском храме в честь Воскресения Христова, молятся на заупокойной Литургии и затем торжественно возлагают цветы к мемориалу погибшим товарищам. В этом году Президент Украины Леонид Кучма вместе со спикером парламента Владимиром Литвиным и головой Киевской городской государственной администрации Александром Омельченко почтил память афганцев. А накануне своим Указом утвердил 15 февраля днем чествования воинов-интернационалистов…

На Сретение Господне выпало сразу два знаменательных события: пятнадцатилетие вывода Советских войск из Афганистана и 10-летие киевского мемориала погибшим афганцам. В этот день к Свято-Воскресенскому храму подходили ветераны, вдовы, родители и дети погибших со всех регионов Украины. Как родных встречал их настоятель храма протоиерей Сергий Крюк. С глубоким почтением относились к нему и афганцы. А как же иначе? Кого-то он спас от наркотической зависимости, кому-то помог достать лекарства, некоторых повенчал, окрестил. В храм люди приходят также к Алле Васильевне Шиповой, которая является председателем приходского совета и комитета семей воинов, погибших в Афганистане. После трагической гибели сына она нашла спасение в социальной защите семей погибших. Когда-то в помещении рядом с Воскресенским храмом собиралось несколько матерей и вдов, чтобы хоть как-то поддержать друг друга. Теперь это Всеукраинская организация, которая тесно сотрудничает с подобными структурами в нашем государстве и зарубежных странах. Люди приезжают сюда не только для того, чтобы обменяться соболезнованиями, повстречаться с друзьями. Благодаря комитету, многие вдовы, родители и ветераны получили жилье, работу, оплатили расходы на заграничные операции, приобрели дорогостоящие медицинские препараты и побывали в оздоровительных центрах. Кому-то были назначены материальные пособия и индивидуальное социальное обеспечение.
На Божественной литургии храм не вместил всех присутствующих, так что панихиду служили на улице — у мемориала погибшим афганцам. Во время молитвы в церкви звучали имена украинцев, которые считаются погибшими или пропавшими без вести. Их три тысячи двести восемьдесят человек. По традиции, каждый подходил к памятнику и клал в ноги «бронзовым афганцам» живые цветы.
Когда панихида закончилась и все стали расходиться, один человек так и остался стоять под постаментом, как бы пристально всматриваясь в глаза этим солдатам.
Мы подошли к нему со словами: «Вы смотрите на них, словно хорошо знаете».
«Об этих ребятах мне рассказывал боевой товарищ. Их обоих звали Александрами, и погибли они от пуль пакистанских снайперов практически в одно время. Оказывается, на памятнике изображены два героя — реальные люди — Александр Щерба и Александр Чихирев. Их мам звали Нинами, а любимых девушек — Ленами. Ни одна, ни вторая так и не вышли замуж.
Афганская война кардинально изменила многие судьбы. Некоторых в то атеистическое время она заставила задуматься не только о земном… Так, один ветеран рассказал свою жизненную историю: «Я не верил в Бога. Честно говоря, даже не задумывался о Его существовании. Но Афган заставил меня по-другому посмотреть на жизнь. Однажды наш отряд, возвращаясь с ответственного задания, пробирался по гористой местности, где нужно быть начеку. Духи знают эти районы как свои пять пальцев, так что удар можно ожидать, откуда угодно. Мы напоролись на засаду. Завязалась перестрелка. Нас было больше, так что скоро моджахеды выбились из сил. Не успели мы перевести дыхание, как вдруг в небе появилось несколько вертолетов — нас стали обстреливать. За несколько минут все мои товарищи были убиты. Я же забился комочком под отвес скалы и от испуга не мог придти в себя. Пугала не угроза смерти. Нет! Страшнее всего было от того, что на вертолетах были красные звездочки. Они опустились ниже, словно хотели убедиться, не остался ли кто в живых. Трупы товарищей лежали на видном месте. Еще больше пугало то, что они не улетали, а снова начали массированный артобстрел, но теперь уже просто по скалам. Когда одна пуля просвистела у меня, что называется, «над ухом», я подумал: «Господи, ведь не может же все так закончиться! Если я выживу и вернусь на Родину, сразу пойду в церковь и расскажу о своих грехах». Обстрел продолжался еще несколько минут. Но когда он прекратился, мне стало еще страшнее: как же я вернусь к своим?! Скорее всего, меня уже вычеркнули из всех списков. И действительно, прямо с КПП меня отправили в тюремный барак. Но, оказалось, что «карательным» отрядом командовал лейтенант, которого я когда-то вытянул из-под обломков. Когда я вернулся домой, тут же пошел в храм. С тех пор каждое воскресенье хожу на богослужение».
«Эта войну мало назвать страшной, — говорит Алла Васильевна, — она была жуткой. Больше всего пострадали ребята, побывавшие в плену. Те из них, которые чудом бежали, в молодом возрасте становились седыми, у них дрожали руки, а кто-то так и не перестал бояться темноты. Кто-то, навестив в госпитале изрезанного шомполами товарища, в тот же день сводил счеты с жизнью. Кому-то до сих пор кажется, что его вот-вот начнут пытать, а затем посадят на кол».
В человеке очень трудно заметить внутреннюю травму. Внешне он совершенно здоров — у него есть руки, ноги, он может передвигаться. Медицина не может такому больному помочь. Именно поэтому в порыве отчаяния родители, жены, да и сами афганцы пошли в Церковь.
«Мне давно советовали обратиться к священнику, — рассказывает мама одного солдата, — но мы не успели». Ее единственного сына забрали в Афганистан. У него было техническое образование, он стал сапером. Как потом говорил командир, все задания юноша выполнял с особым мастерством. Более того, в отряде он был самым младшим — его называли «сыном полка». Он очень любил собаку, с которой ходил обезвреживать мины, и перед последней операцией майор сказал ему: «Валик, вижу, ты крепко подружился с Артистом, так что можешь забрать его на Родину». Как правило, во время миноискательных операций собака идет впереди, а по ее следам продвигаются саперы. Внезапно в нескольких метрах от ребят взорвалась мина — Артиста разнесло на мелкие кусочки. С тех пор Валентин стал бояться темноты, а ночью просыпался в холодном поту. Ему постоянно снился взрыв и чудился истошный визг умирающего пса. Намучились родители с ним — возили по больницам, к экстрасенсам и знахарям. Однажды чуть не попали в тоталитарную секту.
Благо, спустя время сын женился. Его супруга была настоящей труженицей, и они жили счастливо. Но потом он стал реже появляться дома, бросил работу, начал выносить из дома ценные вещи. Как мать ни уговаривала его изменить образ жизни, он не хотел слышать об этом. Скорее, наоборот, становился каким-то озлобленным. Вскоре от него ушла жена, и он стал невыносимым, категорически не хотел говорить родителям о своих проблемах.
«У меня будто все оборвалось внутри, — продолжает женщина, вытирая слезы, — когда я увидела у него на руках красные пятна, похожие на следы от уколов шприца. Мой сын стал наркоманом. Нам посоветовали обратиться к священнику. Первая в жизни исповедь и долгие беседы с батюшкой заставили его опомниться. Он начал бороться со своим недугом. Но, к сожалению, старые приятели и страшное зелье в один из моментов отчаяния взяли верх. Он умер от передозировки».
Некоторые матери и супруги спохватились вовремя. Когда они увидели, что их сыновья и кормильцы неадекватно вели себя, стали обращаться за советами к психологам и священникам. По их словам, именно они наиболее помогли в духовной реабилитации бывших воинов. Некоторые ребята ушли в монастырь. Первое время они ни с кем не разговаривали. «Многие ребята были спасены от самоубийств благодаря воцерковлению», — говорит одна из верующих мам.
Приятно наблюдать, как во время встречи афганцы общаются между собой. Складывалось впечатление, что эти люди не виделись несколько десятилетий. К сожалению, здесь не только радуются, но и смахивают слезы (стараясь держаться мужественно), когда узнают, что еще одного товарища не стало, с сочувствием реагируют, когда говорят, что афганская семья находится в тяжелом материальном положении.
У одной плиты стоял человек в военной форме с полковничьими пагонами. Он держал в руке свечку и, было заметно, о чем-то напряженно думал. Все бы ничего, только вот отчетливая седина да страдальческий отпечаток на моложавом лице… Я подошел к нему со словами: «Товарищ полковник, у Вас воск со свечи на мундир капает».
— Да? А я и не заметил, — ответил он с некоторой растерянностью.
— Видите здесь знакомые имена?
— Да, в этом списке значится водитель моего БТРа. Я живу в России, но приезжаю сюда, чтобы положить цветы и поставить в этом храме свечу о его упокоении. За несколько дней до вывода войск ко мне приехала жена с маленькой дочкой. Они побыли некоторое время, и я думал отправить их вместе с солдатами, которые должны были изо дня на день покинуть Афган. Они сели в БТР и поехали. Но не успели скрыться за скалами, как раздался взрыв. Все трое: водитель, жена и дочь погибли на моих глазах. Мне посоветовали заказать в церкви о них панихиду. Заупокойное богослужение произвело на меня сильное впечатление. Я стал православным христианином — молился не только за семью, но и за своих боевых товарищей. Впоследствии меня назначили старостой храма, и я решил вкладывать средства в реабилитацию и социальную защиту ветеранов Афгана.
Окончилась панихида, отдали честь погибшим руководители государства, разъехались высокие военные чины…. Еще несколько часов возле «бронзовых афганцев» стояли люди. Многие преодолели сотни километров, чтобы поставить свечку в храме, прослушать список убиенных, положить цветы на могильную плиту. И, наконец, поговорить со священниками, родителями, вдовами, ветеранами или просто с незнакомыми людьми. «Афганцы не привыкли жаловаться на судьбу, — говорит священник-ветеран, но один раз в год, 15 февраля, они позволяют себе поделиться с кем-то своим горем».
Каждый, наверное, помнит, как празднуется День победы (9-е мая) — торжественным парадом по улицам городов проходят фронтовики, люди поднимают бокалы, ликуя от радости. Ветераны Афгана не чувствуют себя победителями…