Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Павел Сердюк. О парнях нашей «Бригады»

О парнях нашей «Бригады»

Павел Сердюк

Телесериалы прочно заняли позиции в эфире и сердцах большой части телезрителей. Сериалы — незаменимый материал для современного телевидения: ими можно занять солидную часть эфирного времени и при этом доходы, полученные от рекламы, на порядок превышают затраты на съемку фильма. Каждый телезритель может найти что-то для себя. Есть сериалы детские и взрослые, юмористические и мелодраматические. Латиноамериканские и отечественные. Немного разные и поразительно похожие. Смотри — не хочу.
Индустрия создания телесериалов в России сейчас переживает стремительный подъем. Сериалы становятся лучше, расширяется спектр тем, но на протяжении последних пяти-шести лет по популярности с огромным отрывом лидируют криминальные «саги».
Полбеды, если весь этот криминал — всего лишь фон, злая сила, плохие парни, с котороми борются честные «менты» или умная Каменская. Люди, преданные своей работе, не получающие от нее ничего, кроме мизерной зарплаты, нагоняев от начальства, почетных грамот и чувства выполненного долга. Приятно людям смотреть такие сериалы и осознавать, что наша милиция нас по-прежнему бережет.

Но вот вышел фильм-сериал «Бригада», в котором главные герои — бандиты. Причем не мелкие хулиганы, которые к концу фильма исправятся и станут честными людьми, не несчастные, ворующие чтобы выжить, а рэкетиры, становящиеся настоящими мафиози (даже депутатом Госдумы). Они убивают, воруют в особо крупных размерах, терроризируют торговцев и бизнесменов и вымогают у них деньги. Кто же снимал этот сериал, ставший «телесобытием» года? Какую цель преследовал? Может, таким образом окончательно подрывают моральные устои в обществе или просто дают телеаудитории требуемые ею самою «зрелища»?
«Искусство не должно отвечать на вопросы, оно должно их ставить», — писал Антон Павлович Чехов. Кино — это искусство, наиболее популярное и доступное для современного человека. Оно своей целью ставит поиски если не потерянного после грехопадения общения с Богом, то хотя бы каких-то «вечных истин», «смысла жизни», «нравственных законов», «понятий добра и зла», «справедливости» и, в конце концов, — Бога. Хорошее кино показывает зрителю личности и ситуации, показывает мотивы и последствия их поступков, но не делает четких выводов. Их зритель должен делать сам, и чем дольше он будет думать о затронутых в фильме вопросах, тем лучше фильм. Какие же выводы может сделать зритель, посмотрев «Бригаду»?
Фильм рассказывает о судьбе четырех друзей — обычных московских парней, выросших в одном дворе. Каждый из них хочет достичь в жизни чего-то своего. Дембель-пограничник Саша Белов мечтает поступить в горный институт и стать вулканологом. Самый старший из друзей Валерий Филатов — о карьере спортсмена-боксера. Сын известного профессора Космос Юрьевич Холмогоров, уже в двадцать лет имевший пистолет и иномарку, хочет что-то доказать отцу. Витя Пчелкин, сын простых тружеников, все еще верящих в коммунизм, стремиться достичь чего-то большего, чем его родители. Это «парни с нашего двора».
Они собираются возле своей беседки в парке и строят планы на будущее. На заднем плане дымятся трубы большого завода, а на переднем плане — их настоящая жизнь и начало криминального пути, увлекательного и опасного, перспективного и тупикового. После участия в драке и обвинения Белова в убийстве вернуть жизнь в мирное русло становится все труднее и труднее. Ввязавшись в криминальную жизнь, в какой-то момент друзья уже не могут отступить назад и вынуждены прокладывать себе дорогу в криминальном мире. Их объединяет простая и крепкая дружба. Ради друга герои готовы на все, что угодно, готовы пожертвовать жизнью, причем не только чужой, но и своей.
За что же зрители «полюбили» четырех бандитов? Наверное, за удачливость. Евгений Леонов в фильме «Джентльмены удачи», объясняя Феде, расстроенному после встречи с другом детства, прелести бандитской жизни, говорит: «Он кто? Инженеришка рядовой, и все? Ну что у него за жизнь? Утром — на работу, вечером — с работы, дома жена, дети сопливые. Ну в театрик сходит, ну летом в санаторий съездит. В Ялту. Тоска смертная. А ты — ты вор, джентльмен удачи. Украл, выпил — в тюрьму. Украл, выпил — в тюрьму. Романтика. А ты говоришь… Конечно, завидует.» Бригада стоит «выше» обыденной серой жизни. Киногерои «красиво» живут, красиво любят и красиво дружат. Они рискуют, «срывают бабки», красиво одеваются, красиво отдыхают, ездят на красивых машинах. Они вроде богаты и свободны. И зритель становится причастным к этой жизни.
По закону жанра, если есть хорошая, то должна быть и плохая сторона. В «Бригаде» на роль отрицательной силы как нельзя лучше подходит государственная власть, в частности милиция и служба госбезопасности, как в целом, так и в лице своих отдельных сотрудников. В фильме они показаны не меньшими преступниками, чем «бригада»: они паразитируют на данной им обществом власти, игнорируют законы, используют власть для наживы и борьбы с неугодными. Правда, игнорирует законы и «бригада», но у той есть хоть свои бандитские понятия.
В любом обществе всегда есть люди, несогласные с действующей властью, с общепринятой нормой поведения. Есть политическая оппозиция, несогласная с действующим руководством, есть воры, не видящие смысла в труде, есть прогрессивная молодежь, не согласная с «взрослыми» нормами поведения, есть люди, недовольные системой…. И есть мафия — альтернативная власть со своей особенной моралью и своими законами, не согласующимися с общепринятыми юридическими и этическими нормами. Человеку, которого хотя бы раз обидела государственная система, а таких в нашей стране немало, близки образы бандитов-протестантов…..
Создатели фильма приложили все усилия для того, чтобы бригада Белого стала нам симпатичной. В отличие от среднестатистических бандитов, образы которых показаны в фильме и распространены в реальной жизни, они образованны и культурны, имеют кодекс чести и чувство юмора. Очень симпатичные ребята. В фильме нет жестоких и кровавых сцен в исполнении любимцев. Они не хотят ничего плохого — хотят любить, дружить, зарабатывать деньги и тратить их, держать на уровне свой авторитет и совсем немножко управлять другими людьми. Они никого не режут и не мучают, а только «гуманно» отстреливаются от нападающих на них конкурентов.
Однако при всей симпатии к героям уже с первых серий в образе жизни и поступках героев появляются черты, неприемлемые для «положительного персонажа». Постепенно приходит осознание того, что выбранный ими путь тупиковый, но ничего уже поделать нельзя. Оставаясь внешне свободными, герои оказываются втянутыми в смертельную игру, в которой ставки постоянно возрастают. На кон ставится все, что дорого, — дружба, любовь, родные и близкие.
За большие деньги и авторитет главный герой платит смертью матери, сердце которой не выдержало переживаний после очередного покушения на сына. Смертельному риску подвергается семейная жизнь. Жена и ребенок живут в постоянной опасности умереть или стать заложниками. Из-за денег и власти, казалось бы, неразлучные друзья начинают конфликтовать и подозревать друг друга, а ставки все возрастают.
Но главное, что теряют герои, — свободу. На протяжении пятнадцати серий веселые и беззаботные друзья постепенно превращаются в жестоких бандитов. Они не могут остановиться, не могут развернуться и уйти, не могут проступить по-другому. В какой-то момент они оказываются инструментами грязной работы у «министерства добрых дел»: вынуждены продавать наркотики на Запад и оружие чеченским боевикам, вынуждены сотрудничать с давними врагами и предавать друзей. От свободы не остается и следа. Есть только грязная и ненавистная работа.
Подобно греху человека затягивает преступная жизнь, являющая сама, по сути, грехом: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 19-20). Преступник со временем все дальше уходит от возможности возвращения и покаяния, и до конца жизни он борется с частностями, не замечая главного врага — преступного образа жизни.
В конце фильма герои погибают. Убивает трех друзей Белова телохранитель и друг семьи Макс. К этому моменту Фил уже несколько лет лежит в коме. Космос окончательно обезумел от наркотиков. Единственный оставшийся в живых Белов, понимая, что рано или поздно тоже будет убит, инсценирует собственную смерть. Это дает ему время для того, чтобы спасти жену и ребенка. Он успевает отомстить за друзей, но охота на него уже идет, и в финале, когда на стоп-кадре замерло лицо Белого, слышен выстрел. Пуля настигла героя.
Во время премьерного показа рейтинг сериала достиг невиданного уровня — 22 %. Но многим не понравилась последняя серия, развязка, в которой любимцы гибнут. Гибнут, достигнув денег и власти и потеряв все в одно мгновение.
«Бригаду» обвиняют в эстетизации преступников, и для этого есть все основания. Романтизировать современных бандитов намного опаснее, чем карибских пиратов, Робин Гуда или мошенников вроде Остапа Бендера. Но авторы ставили целью показать жизнь криминального мира изнутри, саму проблему преступности, а не проблему борьбы с ней. Если преступность притягивает, значит, в ней есть нечто завораживающее. Разоблачить ее и попытались создатели «Бригады».