Канонизация Запорожских новомучеников
24.12.2003. ЗАПОРІЖЖЯ. Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Володимир взяв участь у прославленні місцевошанованих святих
Під час перебування в Запорізькій єпархії Його Блаженство в день пам’яті преп. Никона Сухого, Печерського, відслужив Божественну літургію у Свято-Андріївському кафедральному соборі Запоріжжя. Блаженнішому Митрополиту співслужили митрополит Дніпропетровський і Павлоградський Іриней, архієпископ Запорізький і Мелітопольський Василій, архієпископ Вишгородський Павел, єпископ Криворізький і Нікопольський Єфрем, духовенство єпархії.
Під час Літургії відбулося прославлення місцевошанованих святих новомучеників Запорізької єпархії, рішення про канонізацію яких було прийняте Священним Синодом Української Православної Церкви у 2001 році. Митрополит Дніпропетровський і Павлоградський Іриней з амвону храму оголосив рішення Священного Синоду УПЦ, архієпископ Запорізький і Мелітопольський оголосив житіє сповідників і новомучеників: сповідника ієрея Олексія Усенка, священномученика Матфея Олександрова, сповідника протоієрея Димитрія Ігнатенка, священномученика Михаїла Шафанова та його дружини Софії. Після цього з вівтаря була винесена ікона Собору Запорізьких святих і покладена на середині храму для поклоніння.
Исповедник иерей Алексей Усенко
Жизнь и судьба священника Алексея Дмитриевича Усенко характерна для времени, в которое он жил, — эпохи великих потрясений, не всегда нужного героизма и зачастую лишнего энтузиазма. Но как бы ни было трудно, подлинный христианин всегда находит и держится несомненного и единственного спасительного — Церкви. Так жил и за это был репрессирован священник Алексей Усенко.
Родился он в семье псаломщика в с. Большой Токмак 15 марта 1873 года. Окончив семинарию, был рукоположен и служил в одном из сел нынешней Запорожской области.
Так и прошла бы в трудах и молитвах незаметно для многих жизнь сельского батюшки, если бы не революция и радикальные перемены. Гонения 1920-х и начала 1930-х годов прошли для о. Алексея сравнительно безболезненно.
Но в 1936 г. в с. Тимошовка Михайловского района, где жил о. Алексей с семьей, местная власть закрыла храм. Хотя о. Алексею было в то время 64 года, он был еще полон сил. Пошел работать в колхоз, и проповедовал слово Божие везде, где были люди, готовые его слушать. Он убеждал верующих собрать подписи и ходатайствовать перед властями об открытии храма. За активную проповедь его выслали из Тимошовки, но, вернувшись, он не оскудел в дерзновении.
Проповеди отец Алексей отдавал все свои силы, обличая и увещевая колеблющихся и усомнившихся. Мужество священника находило живой отклик в душах крестьян.
Власти оценили деятельность батюшки по-своему: 30 октября 1937 г. священнику Алексею был выписан орден на арест. В мелитопольской тюрьме тюремный врач осмотрел заключенного и поставил диагноз: «Хронический миокард. Годен к физическому труду средней тяжести». Еще до вынесения приговора медицинская комиссия определяла степень возможной эксплуатации заключенного на невольничьих объектах необъятной Родины.
Погруженный во мрак лагерной жизни далекого и страшного Бамлага, безропотно претерпевая скорби и лишения, с легким сердцем человека, предавшегося на волю Божию, священник Алексей до конца своих дней остался верным служителем Христа и Его Святой Церкви.
К сожалению, ни места, ни дня смерти исповедника не удалось выяснить. По всей вероятности, он умер в Бамлаге и похоронен в одной из лагерных братских могил.
Мученик иерей Матфей Александров
Матфей Иванович Александров родился в 1872 году. Окончил Киевскую Духовную семинарию жил и священствовал в церкви Святителя Николая в селе Верхний Рогачин под Мелитополем. Был благочестивым проповедником, преисполненным христианских добродетелей. Строгий, трезвенный, внимательный к себе отец Матфей неизменно милостив к окружающим его людям. Для каждого у него находились любовь, пастырское назидание. К одному священник был абсолютно нетерпим — к революционным настроениям, проповедующим всеобщее разрушение и воинствующий атеизм.
Видя все недостатки в стране, он не мог не видеть и не понимать грядущие ужасы новых перемен. Но что он мог сделать: уповал на милосердие Божие и изо всех сил укреплял приходскую жизнь.
После революции отец Матфей с еще большей настойчивостью звал к молитве и покаянию. И многие отошедшие от веры возвращались в лоно Матери-Церкви.
Отец Матфей был арестован и провел в Запорожской ЧК в ожидании расстрела с 10 декабря 1920 по 29 августа 1921 года. И только после Успения ненадолго был отпущен. Как и прежде, отец Матфей продолжал истово служить, непрестанно проповедовал, обличая всякую неправду, не вступая в расколы, чем вызвал тревогу у властей. Они решили закрыть храм и конфисковать церковные имущество. На праздник Введения Богородицы во храм произнес проповедь, в которой призывал прихожан спасти храм Святителя Николая от поругания.
Была образована комиссия из заинтересованных лиц, на заседание которой пригласили отца Матфея. Он предложил созвать приходское собрание, чтобы обсудить возможности альтернативы. Но это ему запретили делать. Сразу же, 12 декабря 1921 года, священник был арестован. Ему ставилось в вину: «Злостная и сознательная контрреволюция и антисоветская агитация. Факт преступления считать доказанным».
Через три дня состоялся суд. Скорый и немилостивый. Во всем чувствовалась личная неприязнь и ненависть. Отец Матфей Александров и на допросе, и на суде держался мужественно. Все обвинения он опроверг, но это уже не интересовало гонителей веры.
Во избежание народных волнений он был поспешно расстрелян по постановлению губернской «тройки, сразу после суда 15 декабря 1921 года».
Отец Матфей вошел в огонь сатанинской злобы и устоял, победив добром зло, и получил венец мученика.
Протоиерей Михаил Шафанов с супругой Софией
Протоиерей Михаил Шафанов с супругой Софией имели два сына — Виктора и Даниила и две дочери — Нилу и Надежду. Дом батюшки Михаила находился через дорогу от церкви, в центре села Водяного Запорожской области. До наших дней храм не дожил, его разрушили в 1937 году. А дом священнический стоит, цел и невредим, в нем находятся мастерские сельской школы. Сама школа выстроена на месте, где когда-то располагалась церковь.
Прежний храм был роскошно-величавым. Длина его была 35, а ширина — 15 метров. Роспись была красоты неописуемой, при входе у центральных боковых дверей стояли по четыре грандиозных колонны. Центральный колокол на колокольне был весом 362 пуда (5 тонн 792 килограмма). Звон его был слышен за 30 верст, до самой Великой Белозерки. Жители села до сих пор гордятся таким громовым звоном, во всей округе такого колокола не было.
Старожилы рассказывают, что батюшка Михаил очень славился своей великой духовностью и был замечательным проповедником. В Свято-Покровском храме он прослужил без малого двадцать лет. Из поколения в поколение передается о нем все, что сохранила человеческая память. Однако повествование это преисполнено печали.
После революции начались всевозможные притеснения и оскорбления в адрес как самого священника, так и его семьи. То запрещали служить, то искали, к чему придраться, угрожали смертью.
Но, терпя оскорбления, отец Михаил продолжал служить Богу, Церкви и людям. Сила Господня укрепила дух отца Михаила. А Покров Пресвятой Богородицы был защитой от бед и скорбей.
6 января 1918 года на реке Конке в районе села Водяное заранее вырубили большую полынью. Трое стражников, жителей этого же села, приехали к отцу Михаилу и говорят: «Собирайтесь, поедем». А супруга София спрашивает: «Куда же вы берете батюшку?» Стража отвечала без церемоний: «Куда надо, туда и поедем». София же сказала: «Куда батюшку Михаила, туда и меня». Связали руки батюшке Михаилу и супруге Софии, посадили обоих на воз и повезли. Остановились у полыньи и говорят отцу Михаилу: «Крест на реке погружал в воду, а теперь, давай, сам погружайся».
Связанный священник усердно попросил прежде дать ему помолиться. Для вооруженных людей молитва связанного человека в рясе угрозы не представляла, разрешили. Стал отец Михаил на колени, рядом — супруга София, тоже связанная. Помолились, ждут… Привязали им на шеи камни и говорят: « А теперь прыгайте в полынью!» Батюшка Михаил перекрестился, как смог, со связанными руками. И полетел первым, за ним — София. Лишь весной нашли их тела на берегу. Но людям запрещено было даже приближаться к усопшим, не то что предать их земле. Шло время, обнаженные тела их начали тлеть, а кощунственный запрет не снимался. Тогда жители села Водяное тайком предали мучеников земле. Летом того же года палачей отца Михаила и Софии постигла Божья кара. Они были повешены отрядом белой армии.
Судьбы детей о. Михаила неизвестны.
Исповедник протоиерей Димитрий Игнатенко
Димитрий Феофотович Игнатенко родился 17 июля 1872 года в селе Аготманы Мелитопольского района Запорожской области в семье священника. По окончании Киевской духовной академии в 1898 году был рукоположен в священнический сан.
До 1920 года о. Димитрий — законоучитель в мужской гимназии. После — приходской священник и заведующий епархиальной канцелярией.
В декабре 1922 года протоиерей Димитрий Игнатенко вместе со своим епархиальным архиереем, будущим священномучеником Никодимом (Кротковым), предстал перед пролетарским судом по обвинению в нежелании отдать богослужебные предметы на поругание, а также за два «нелегальных» собрания, первое из которых было посвящено осуждению деятельности обновленцев Таврической епархии, второе — связано с рукоположением во епископа Мелитопольского Сергия (Зверева).
С 5 ноября по 1 декабря 1922 года длился суд. Отец Димитрий виновным себя не признал и был осужден на три года исправительно-трудовых лагерей.
Отбыв срок, он приехал в Симферополь, вновь был обвинен в антисоветской агитации и выслан за пределы Украины. Вернувшись домой, он продолжал проповедовать и защищать интересы Церкви. Аскетичная жизнь, постоянное пребывание в молитве, пламенная вера и безраздельное упование на Промысел Божий даровало ему особое дерзновение в обличении врагов Православия.
В 1926 году его снова арестовывают и по постановлению тройки ОГПУ высылают на три года в Марийскую область. Отбыв ссылку, протоиерей Димитрий поселяется в Мелитополе и через некоторое время получает приход в поселке Кручи Запорожской области.
В начале июля 1935 года отца Димитрия снова арестовывают. Ему предъявили традиционное по тому времени обвинение в антисоветской деятельности. В вину священнику вменялись его проповеди, контрастировавшие с общепринятой идеологией.
На допросах священник не скрывал своих взглядов и религиозных убеждений, а также подчеркнул, что в вопросах религии имеет принципиальные несогласия с Советской властью.
Все это время отец Димитрий находился в симферопольской тюрьме. Ему было 63 года, полные испытаний послереволюционные годы подорвали его здоровье. Следствие подходило к концу, и хотя физические силы священника были исчерпаны, душа его оставалась крепкой и непоколебимой в исповедании Православной веры. 9 сентября его положили в тюремную больницу. На праздник Воздвижения Креста Господня протоиерей Димитрий Игнатенко преставился, донеся свой жизненный крест до конца
Из постановления Священного Синода Украинской Православной Церкви
от 29 августа 2001 года
На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины,
Слушали: рапорт Высокопреосвященнейшего Никодима, Митрополита Харьковского и Богодуховского, председателя комиссии по канонизации святых УПЦ о причислении к лику местночтимых святых новомучеников Запорожской Епархии:
1. Иерея Алексея Усенко (+1937).
2. Протоиерея Михаила Шафанова (+1918)
3. Софию Шафанову (+1918)
4. Протоиерея Димитрия Игнатенко (+1935)
5. Иерея Матфея Александрова (+1921).
Рассмотрев их жизнь и мученическую кончину, какую они приняли за Христа,
Постановили:
1.Причислить к лику местночтимых святых новомучеников Запорожской епархии:
1. Иерея Алексея Усенко (+1937).
2. Протоиерея Михаила Шаф анова (+1918)
3. Софию Шафанову (+1918)
4. Протоиерея Димитрия Игнатенко (+1935)
5. Иерея Матфея Александрова (+1921).
2. День памяти святых новомучеников Запорожской епархии праздновать 1/14 ноября.
3. Службу святым новомученикам Запорожской епархии служить по чинопоследованию службы всем исповедникам и новомученикам Земли Русской.
4. Воздать благодарение Богу, дивному со святых Своих, воздвигнувшему новых молитвенников за народ Божий в лице Святых нашей Земли.