Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Игуменья Серафима: «Без милосердия и благотворительности жизнь христианина немыслима»

Игуменья Серафима: «Без милосердия и благотворительности жизнь христианина немыслима»

Для кого Святки — только праздники, а для кого-то это еще и колоссальный труд. Больницы, детские дома, интернаты, тюрьмы — далеко не полный список мест, в которых люди с нетерпением ждут этого сказочного времени. И везде должны успеть насельницы Одесского Свято-Михайловского женского монастыря, которые уже много лет активно занимаются благотворительностью.
Что же стоит за красивыми словами «милосердие» и «благотворительность»? С какими проблемами приходится сталкиваться людям, ставшим на поприще служения ближнему? Своими размышлениями по этому поводу делится настоятельница Одесской Свято-Михайловской обители игуменья Серафима.

— Матушка Серафима, можно ли сказать, что период со дня памяти святителя Николая Чудотворца до Рождественских святок считается наиболее подходящим временем для благотворительности?

— Нет специального времени, которое можно было бы отвести для милосердия. Каждую минуту мы должны быть готовы придти на помощь человеку, оказавшемуся в беде. Но, как свидетельствуют наши глубочайшие традиции, со дня памяти святителя Николая начинается проведение грандиозных благотворительных мероприятий. И это не случайно, так как этот угодник Божий больше, чем кто-либо, покровительствует как тем, кто нуждается в помощи, так и тем, кто ее оказывает.
В Украине издавна очень почитают святителя Николая. Как правило, дни его памяти сопровождаются не только дарением подарков детям, но и оказанием посильной помощи нуждающимся. Божий архиерей своими подвигами во имя людей призывает нас пристальнее осмотреться вокруг и не только увидеть чужое горе, но и суметь погасить его. Это долг не только священников, но и каждого отдельного верующего.
В своем послании святой апостол Павел писал: «Горе мне, если не благовествую» (1 Кор. 9; 16). Перефразировав эти слова, можно сказать: «Горе мне, если не помогаю ближнему своему».

— Стало быть, мы можем назвать дела милосердия проповедью Евангелия?

— Нет, на мой взгляд, это не проповедь, а образ жизни — императив нашего христианского служения. Мы не то, чтобы не можем, но даже не имеем права жить без этого.

— Многие архивные документы свидетельствуют о том, что Одесский Свято-Михайловский женский монастырь издавна славился благотворительностью…

— В Одесской епархии традиции милосердия имеют глубокие корни. Сколько существует Одесса, столько она славится своей благотворительностью. По количеству богоугодных заведений этот город занимал третье место в Российской империи после Петербурга и Москвы. Здесь всегда было много приютов, школ и гимназий для малоимущих.
На территории Свято-Михайловского монастыря распоряжением Святейшего Правительствующего Синода было открыто училище для девиц-сирот духовного звания. Таким образом, наша обитель задумывалась не только как церковно-монашеская община, но и как благотворительное учреждение, где должны быть больница и трапезная для нуждающихся.
Сегодня мы лишь продолжаем древние традиции, и для нас очень важно сохранить преемственность. При обители функционирует дом милосердия, в нем находится около восьмидесяти одиноких людей, которые волей судьбы оказались на обочине жизни.
То, что им некуда деться, — жутко и печально, так что мы, по мере своих сил, стараемся их накормить, обогреть и приютить. Как правило, зимой у нас больше всего проблем. С наступлением лета некоторые потихоньку уходят в город, не все могут привыкнуть к ограниченным условиям жизни в нашей обители. И неудивительно, ведь здесь они не имеют возможности потакать своим вредным привычкам: курению, пьянству и попрошайничеству, вот и идут на вокзалы и рынки, где им, видимо, в это время лучше.
Некоторые подопечные несколько раз уходили, а затем снова возвращались. И мы все равно их принимали.

— Не могли бы вы привести конкретные примеры?

— В нашем доме милосердия живет женщина без ног, которая уже много лет, как говорится, «горько пьет». Она неоднократно уходила от нас в поисках дармовой выпивки, а с наступлением холодов снова просилась к нам. Мы ее принимали, и она жила у нас несколько месяцев. Более того, создавала нам немало проблем тем, что просила людей приносить ей тайком сигареты и спиртное. Как можем, стараемся с этим бороться, ведь монастырь все-таки святое место. Хотя такие люди доставляют много хлопот, мы ни в коем случае не оставляем их в беде.

— Матушка, вы только что упомянули об алкоголе и курении. Это серьезные зависимости. Как вы думаете, пытаясь сразу оградить людей от этого, не обрекаете ли вы их тем самым на мучения?

— Никак нет. Наоборот, благодаря строгим ограждениям многие были спасены от верной гибели. Некоторым, так сказать, до «победного конца» оставалось выпить всего каких-то пятьдесят граммов спиртного. Как бы строго все это не выглядело, мы не мучаем этих людей. Напротив, мы их лечим, определяем в больницы за свой счет (ценой неимоверных усилий), а также подыскиваем для них лекарства. И очень обидно, когда они снова уходят. Ну что поделаешь, такова жизнь.

— Во всех епархиях Украинской Православной Церкви в это время проводятся благотворительные мероприятия для социально обделенных людей. Все это освещается как в церковных, так и в светских СМИ. Не противоречит ли это евангельскому предписанию творить добрые дела так, чтобы правая рука не знала, что делает левая?

— О добрых делах возвещать похвально. К тому же мы не трубим об этом, как в свое время делали книжники и фарисеи, а просто констатируем факт. Например, когда проводятся благотворительные марафоны и детские утренники, мы обязательно даем анонсы этих событий во все СМИ. Так организаторы приобщают к этому население. Это необходимо, особенно если учесть, что средства от этих мероприятий идут на обеспечение малоимущих. Можно сказать, мы пытаемся сделать соучастниками этих событий как можно больше людей, обращаясь к их совести именно через СМИ.
Раньше в среде верующих бытовало предубеждение против телевидения и прессы. Поэтому вначале на нас даже искоса смотрели, что мы так активно сотрудничаем с журналистами. Церковь — это не замкнутая община, она должна идти в мир, возвещая Истину. Здесь, конечно, присутствует элемент миссионерства, но наша задача состоит не в том, чтобы утвердить в обществе основы православной веры, а достучаться до человеческих сердец и возжечь в них искру добра. Именно поэтому мы так активно взаимодействуем со СМИ.

— Скажите, пожалуйста, подарки, концерты и утренники — это то, ради чего верующие (как священники, так и миряне) идут к обездоленным, или за этими делами стоит что-то более высокое?

— Сейчас в связи с рождественскими праздниками по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела в нашей епархии предпринята благотворительная программа «В третье тысячелетие — с верой, надеждой и любовью». Благодаря тому, что она широко обнародуется, участниками мероприятия становятся практически все одесситы.
Дети, желающие поучаствовать в конкурсах, приносят свои художественные работы, за которые получают дипломы и ценные призы. Мы активно сотрудничаем с Союзом художников Украины. Детские работы оценивают профессионалами. Если бы вы знали, с каким трепетом дети ждут рождественских конкурсов и как внимательны к этим мероприятиям! Они по полгода готовятся, чтобы к Рождеству Христову представить свои рисунки.
В течение пяти лет из года в год мы также проводим несколько программ, посвященных детскому творчеству: «Дети рисуют мир», «Пасхальное сияние», «Рождественский дар детям», «Вифлеемская звезда».
По ходу этой деятельности в наш круг вовлекается множество общественных организаций и государственных структур. В первую очередь это профсоюзы — самая массовая организация, которая объединяет людей труда, ассоциации женских общественных объединений, областной совет мира и так далее. Для нас очень важно осознавать, что мы работаем вместе, мы в социуме, среди людей, мы не одни и не замкнуты.
Благодаря этому воплощается в жизнь принцип, который был заложен еще в древние времена Христианства: «Церковь с обществом, но не вне его».

— Вы активно занимаетесь благотворительностью в двух как бы полярных сферах: домах для престарелых (куда люди приходят, чтобы спокойно умереть) и в детских приютах (где посеянное зерно жизни призвано дать всходы). Очевидно, здесь нужно применять различные подходы?

— Есть государственные приюты, есть детские дома семейного типа, существует также немало интернатов, работающих на общественных началах. И в каждом отдельном случае следует учитывать специфику заведения. Например, мы неоднократно посещали приюты, где содержатся дети, больные церебральным параличом. Это ужасная картина, так что трудно смотреть на эти мучения без слез. Несмотря на то что они находятся на полном государственном обеспечении, им нужна помощь со стороны. Этих детей нужно чем-то согреть, возжечь в них какую-то искорку тепла, уделив им частичку своего внимания.
Тем же приютам, которые работают на общественных началах, нужно помогать материально. И мы, несмотря на большую скудость средств, пытаемся хоть как-то помочь.
Если говорить о стариках, к ним, конечно же, нужен другой подход. Чтобы каким-то образом несколько скрасить их жизнь, у нас практикуется помощь детей. Кроме того, что дети посещают наш монастырский дом милосердия, они еще постоянно рисуют поздравительные открытки и изготавливают всевозможные поделки. Это очень трогательно и имеет огромное воспитательное значение, ведь таким образом мы помогаем и душам этих детей. На мой взгляд, весьма полезно, что с раннего детства им приходится задумываться над истоками человеческого горя.

— А не рано ли?

— Нет. Чем раньше это произойдет, тем лучше. Приучать ребенка к добру следует, как говорится, с пеленок. Пусть даже детская душа будет где-то травмирована при виде горя, но в нужный момент это обязательно пробудит в ребенке добрые чувства к человеку, которому плохо. Если же ребенок воспитывается в чрезмерном благодушии, из него в будущем может получиться монстр. Если мы с самого детства окружим его изобилием, потом трудно будет достучаться до взрослеющих сердец.

— Говоря о приютах для одиноких, хочется спросить, а как вы относитесь к тому, что сотни стариков по всей стране умирают от холода и голода, так как лишены возможности устроиться в дом для престарелых?

— Лично я отношусь к этому с большой скорбью и с Божьей помощью стараюсь делать все, чтобы что-то предпринять. Несмотря на то что дом милосердия Одесского Свято-Михайловского монастыря переполнен, любые просьбы о том, чтобы забрать откуда-то старика, мы выполняем незамедлительно.

— Матушка Серафима, какими качествами должен обладать человек, чтобы с пользой приходить к обездоленным? Ведь часто свои проблемы мешают увидеть горе других.

— Человек, который решил посвятить себя благотворительности, должен иметь крепкую веру. Он должен быть христианином не только по званию, но и по душе. Для нас очень важны слова Господа: «Возлюби ближнего, как самого себя» (Мф. 22; 39). Когда служение ближнему становится потребностью, человек чувствует себя по-настоящему счастливым, потому что таким образом он выполняет свое предназначение перед Богом.

— Сейчас благотворительностью активно занялись власть имущие. Как вы думаете, с чем это связано?

— Быть может, в большинстве случаев это связано с побуждениями, далекими от Христианства. Хотя становится очевидным, что верить во Христа стали многие. Даже если дела милосердия вызваны не христианскими чувствами, мы все равно их поддерживаем. Сегодня, как никогда, важно, чтобы чиновники повернулись лицом к народу, прислушались к голосу людей и не удалялись от них.
Священное Писание говорит: «…нет власти не от Бога» (Рим. 13; 1). По-моему, сегодня украинские политики стоят на верных позициях. Президент Украины на одной из пресс-конференций удачно подметил: «Лодку нужно не раскачивать, а стараться удержать в равновесии». Видя, как в других странах это раскачивание приводит к катаклизмам, мы все больше понимаем, что этого нельзя допустить в Украине.
Похвально, что в это сложное время власть пытается сохранить стабильность. Хочется, чтобы мы работали вместе во благо людей. Более того, мы должны это делать, чтобы народу жилось легче.

— Матушка, ведь не пойдешь к нуждающимся с пустыми руками. Где вы берете средства на благотворительность?

— В этом направлении мы работаем со многими людьми. Не побоюсь даже сказать, что со всей Одессой. Так, например, в строительстве нашего дома милосердия принимали участие около трехсот общественных организаций. Очень помогает то, что мы принимаем от человека добро, чем бы он не руководствовался в своих действиях. Это искреннее принятие позиции ближнего, когда он чувствует благодарность и поддержку, укрепляет в нем желание и дальше следовать этим путем.
Конечно, можно дать понять человеку, что он конъюнктурщик и делает это из меркантильных соображений, но к чему это приведет? Наоборот, мы стараемся каждого сделать своим единомышленником. Благодаря этому вокруг нашей обители сформировался большой круг друзей. Они тоже недоверчивы. Многие их них не доверяют благотворительным фондам, организациям и религиозным общинам. Сейчас бизнесмен несколько раз подумает перед тем, как что-то кому-то отдать. Обманы случаются часто. Речь идет о нецерковных организациях, хотя и нам они доверяют не сразу. Лишь с годами меценаты понимают, что каждая копейка, полученная Православной Церковью, идет во благо. Это и располагает их к нам. Кстати, ответное доверие дарителя очень важно для благотворительных организаций.
Мы рады, что нам удалось сплотить вокруг благой цели бизнесменов и крупных хозяйственников, которые в этом хаосе еще пытаются нечто создать. Часто эти люди нуждаются в духовной поддержке. Стоит им ощутить, что их благородные поступки вызывают ответное уважение, они сразу воодушевляются и, отдавая Церкви копейку, заработанную титаническим трудом, получают моральное удовлетворение.
К сожалению, сегодня многие думают, что бизнесмены, которые ездят по стране на шикарных джипах, бездушные люди. Я бы так не сказала. Ведь им этот бизнес дается таким трудом, ценой таких стрессов, что нужно хотя бы попытаться понять их мотивацию. Я сейчас обращаюсь к тем, кто занимается благотворительностью профессионально: «Контакт с дарителем должен быть четким и прочным». Нужно внимательно относиться к таким людям. Если бизнесмен свои деньги куда-то вкладывает, потом он не один раз проверит, дошли ли они по назначению. Если же встречает обман, теряет веру.

— По традиции, все священники в праздничные дни должны идти к людям и нести благую весть о рождении Спасителя. Но ведь приходы по социальному статусу неодинаковы, не у всех священнослужителей есть спонсоры. И тем не менее нужно что-то делать. Что бы вы посоветовали в таком случае?

— Я часто вспоминаю своего духовного отца протоиерея Мирослава, который был когда-то настоятелем Свято-Успенского храма в городе Умань Черкасской области. Еще ребенком в советское время я ходила к нему в церковь. Это был настоящий пастырь, который в атеистические брежневские времена смог создать сплоченную христианскую общину. Примечательно, что он понимал абсолютно всех прихожан: и сельских жителей, и горожан. Для каждого он находил нужные слова.
Тогда запрещалось проводить благотворительные мероприятия. Священник же должен был быть лишь требоисполнителем. Меня всегда удивляло, как этот добрый пастырь строил социальную работу на своем приходе.
Например, когда на Рождество мы собирались в храме, он обязательно пел с людьми колядки. В те моменты в храме чувствовалось какое-то одухотворение. В своих проповедях, которые произносились со слезами, он призывал людей творить добро в любых обстоятельствах. Главным для него было разбудить в людях желание служить ближним. А уж они-то потом найдут, кому и как помочь. Когда в душе возникает стихия добра, человек обязательно станет распространять его на всех окружающих. Опыт этого священника для меня очень ценен именно сейчас. По мере своих сил я, с Божьей помощью, стараюсь заветы моего духовного отца воплотить в жизнь. Это для меня свято.
Если сельские священники будут поддерживать огонь добра и милосердия в своих общинах во исполнение слов апостола Павла: «Духом пламенейте» (Рим 12; 11), то, думаю, что в самые лютые рождественские морозы этот огонь сможет согреть многих людей.

— Говорят, обездоленные люди считают день памяти святителя Николая и Рождество Христово своими праздниками. Как вы думаете, с чем это связано?

— Сейчас появилось много суетных праздников. Люди постоянно ищут развлечений. Может быть, жизнь стала такой беспросветной, что человек пытается найти отдушину именно в праздниках. В данном случае говорю о светской жизни. Иногда это выходит за рамки элементарного приличия.
Например, совсем недавно, когда отмечали 70-ую годовщину Голодомора, меня больно резануло по сердцу, что все наши телеканалы в это время показывали какие-то юмористические шоу и комедии.
Поводов к веселью в человеческой жизни хватает. Конечно же, праздники нужны. Так, Новый год отмечается всенародно. Думаю, что Рождество Христово тоже скоро войдет в наши гены. Очень важно, чтобы этот праздник стал всенародным, чтобы его отмечали все, в том числе неверующие. Главное, чтобы он стал своим для каждого человека.
Я думаю, что особенно праздники важны для тех, чью жизнь праздником не назовешь. И мы, православные христиане, должны помочь создать им хорошее настроение не в светском, а в духовном понимании. Праздник души — это добро, которое потом будет поддерживать человека на протяжении какого-то времени и, может быть, удержит от каких-то безысходных мыслей, заставит поверить в собственные силы и станет духовной опорой в трудную минуту.
В такие праздники, как Пасха, Рождество Христово и Святая Троица, ставшие государственными, Православная Церковь, как никогда, должна служить народу.

— Всегда ли вам удается успокоить обездоленных людей праздничными программами и подарками?

— Как-то меня до глубины души поразил один случай. По благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела в актовом зале епархиального управления проходил детский утренник. В конце, как это всегда принято, мы раздавали детишкам сладкие подарки. Но детей оказалось так много, что конфет хватило не всем. Вдруг ко мне подходит молодая, дорого одетая мама с ребенком. Узнав, что подарки закончились, она просто разрыдалась. Меня это очень удивило, и я поняла, что даже для таких состоятельных людей такие подарки очень важны.
И еще. Несколько лет назад в Одесский комплекс «Молодая гвардия» приехали дети из Закарпатья — всего их было около тысячи. И мы вместе с администрацией этого лагеря организовали для гостей рождественский концерт. Некоторое время дети пребывали в каком-то стрессовом состоянии из-за разлуки с родителями, да и шумный город Одесса вначале действовал на них угнетающе. Поэтому нам очень хотелось сделать им какой-то подарок. И вот на сцене огромного актового зала, переполненного детьми, насельницы Свято-Михайловского монастыря поют колядки. Вдруг по залу прошел какой-то шумок. Оказывается, дети стали нам подпевать. Отрадно, что все эти песнопения они тоже знали, ведь в западных регионах Украины исполнение колядок — это неотъемлемая часть празднования Рождества Христова.
Когда я вспоминаю об этом, у меня сердце начинает биться чаще. Тогда я поняла, какое большее дело мы делаем. Мы тогда не привезли им подарков, а просто приехали с колядками, да и пели мы где-то минут двадцать, не больше. Этот случай заставил меня сделать некоторые выводы. Я бы сказала, что благотворительность — это источник духовного возрастания. Она обогащает христианина и дает ему большую духовную радость, заставляя многое пересмотреть в своей душе. Благотворительность учит, возвышает, предостерегает и главное — ведет человека ко спасению.

— Поздравляя близких с зимними праздниками, люди желают друг другу, чтобы все плохое осталось в ушедшем году, а Новый год начался с чистой страницы. Но есть люди, которым эта замечательная пора почему-то не приносит радости…

— Сложно сказать. Я, например, никогда в своей жизни не отделяла плохое от хорошего. Радости и печали — это все мое, это «свое» для человека. За отрицательное нужно нести ответственность, а положительное следует преумножать. От багажа, который у нас за плечами, никуда не денешься. Он, как говорится, человека и на дне морском найдет.
Есть люди, которые зацикливаются на своих проблемах, так что этот негатив затягивает их в свой водоворот. И их нужно понимать, потому что из круга неприятностей порой очень трудно вырваться.
Православная Церковь предлагает человеку универсальные средства для борьбы с подобными трудностями —это вера, надежда и любовь.
Так, крепкая вера позволяет многое переносить более спокойно. Она формирует правильный взгляд на вещи, благодаря чему человек начинает отличать светлое от темного, делать правильные выводы. Благодаря крепкой вере удары судьбы не кажутся такими сокрушительными.
Надежда удерживает нас на плаву, так что ее действительно можно назвать якорем спасения. Нужно надеяться, несмотря ни на что. Жизнь сегодня настолько трудна и безотрадна, что без надежды на лучшее просто невозможно существовать. Болезнь родных, семейные неурядицы, проблемы на работе, постоянная нехватка средств к существованию… Все это большим снежным комом сваливается на человека. Как здесь без надежды? Я заметила, что даже светские люди часто учат нас этому. «Все уладится!», » Все будет хорошо!» Человек, быть может, слепо, но все же старается поддерживать в себе огонек надежды. И смотришь, чудом выкарабкивается из житейских неурядиц.
Что касается любви, то это великое чувство, способное творить чудеса. Так что в эти трудные времена для всех нас очень важны именно эти три добродетели.

— Если говорить в целом, на каком, по-вашему, уровне находится благотворительность в Одесской епархии?

— Большую роль здесь играет то, что благотворительная деятельность в Одесской епархии поставлена на профессиональную основу. Что-то будет получается, что-то дается с трудом. Это естественно. Но несмотря ни на что по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела в епархии создана четкая структура, которая постоянно занимается благотворительностью.
Мы, например, также работаем с женской колонией, Свято-Иверский монастырь сотрудничает с мужской тюрьмой, а также с детскими исправительными учреждениями. Слава Богу, в Одессе появились церковные детские приюты и дома милосердия.
Одним словом, благотворительная деятельность в нашем регионе поставлена на правильную основу, вокруг которой все и строится.

— Матушка, и, наконец, поздравляя всех людей (маленьких и взрослых, богатых и бедных) с Рождеством, что бы вы им хотели пожелать?

— Хотелось, чтобы люди не теряли надежду на то, что Господь их спасет. Спасет он и нашу страну, ведь это великая православная держава, имеющая глубокие христианские корни. Хотелось, чтобы вера, надежда и любовь стали опорой в нашей жизни. Я не думаю, что сегодня есть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества.
Многое сегодня мир предлагает человеку. Как говорится в Евангелии, появились ложные учения и лжепророки, которые пытаются манипулировать другими, наживаясь на человеческом горе и трудностях. Они безбоязненно обманывают народ, сулят им какие-то дешевые победы, легкие решения трудных вопросов, что опасно само по себе.
В жизни нет мелочей, все в мире взаимосвязано. Вот, например, в нынешнем году население нашего региона столкнулось с неурожаем зерновых. Это больно ударило и по нашей обители, ведь мы уже долгое время ежедневно раздаем нуждающимся сто пятьдесят булок хлеба. Сейчас нам сложнее делать это.
К тому же недавно мы начали кормить еще и пациентов Одесской городской психиатрической больницы, где на пропитание одного человека выделяется двадцать пять копеек в день. Они настолько страшно там живут, что это не поддается описанию. Каждый день привозим туда горячие обеды. Но мы столкнулись с проблемой: спонсор, который регулярно помогал нам в течение двух лет, нас оставил. А ведь там в нескольких отделениях содержится четыреста пятьдесят пациентов. Что делать? Насельницы Свято-Михайловского монастыря единогласно решили продолжать это благое дело. И Господь нас не оставил. Мы нашли других спонсоров. Это лишний раз подтверждает, что безнадежных ситуаций не бывает. Так что мы счастливы, что занимаемся благотворительностью с благословения священноначалия. Опыт показывает, что если за дело взяться по благословению, все идет намного легче. Это очень важный фактор — ощущать, что ты что-то делаешь по благословению Божию. Так что я бы пожелала всем, быть может, не имея на это право, благословения, а все остальное приложится.

Беседу вел Александр Андрущенко