Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: «Церковь должна помогать государству решать социальные вопросы»
Архиепископ Львовский и Галицкий Августин:»Церковь должна помогать государству решать социальные вопросы»
— Владыка, предновогодние и предрождественские дни были для ваc особенно напряженными. Вы предприняли целый ряд благотворительных акций. Какие из них можно выделить особо?
— Акции милосердия, инициатором которых выступал Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и другими воинскими формированиями, начались задолго до Рождества, а именно 19 декабря, в праздник Святителя Николая, со встречи с воспитанниками филиала военного лицея им. Ивана Богуна в Боярке. В лицейском храме Святителя Николая я отслужил Божественную литургию. Всем лицеистам вручил подарки и благословенные грамоты лучшим из них. Посещение этого учебного заведения стало уже традиционным. Его директор Николай Гоголь не просто толковый человек, но и твердо стоящий на позициях Святого Православия. Он хорошо чувствует потребности времени и удачно строит педагогическую стратегию, в основе которой — православный взгляд на окружающий мир и процессы, которые в нем происходят. Настоятель лицейского храма отец Валерий — бывший кадровый офицер, что тоже немаловажно. Это не просто хороший священник, но и талантливый педагог. Кстати, военному делу он учился вместе с бывшим министром обороны Украины Александром Кузьмуком.
Продолжением предрождественских акций была встреча в Центральном клиническом госпитале Вооруженных сил Украины, где мы поздравили детей его сотрудников, провели миссионерскую беседу, вручили подарки, устроили для них концерт духовной музыки. Нельзя не упомянуть и посещение исправительно-трудовой колонии в Прилуках.
— Говорят, горбатого могила исправит. Вы ощущали, что Церковь реально помогает заключенным встать на путь исправления?
— Мне часто приходится беседовать с заключенными. Приятно, когда в тюрьме к тебе подходит человек и говорит с тобой церковным языком. Думаешь поначалу: неужели этот человек мог совершить преступление? А потом выясняется, что он воцерковился уже в заключении. Фактически, это уже миссионеры и катехизаторы, с которыми, конечно, нужно работать, но которые, с другой стороны, уже могут сами работать со своими товарищами по несчастью. Понимаете, как это важно?! Какую благодатную роль Церковь может сыграть в жизни человека! Ведь у нас существует проблема рецидивов среди преступников. Частенько они выходит на волю и вскоре вновь возвращается в тюрьму. Воцерковленный же человек вряд ли ступит второй раз на кривую дорожку. Во всяком случае, такое случается реже. А ведь во многих тюрьмах и колониях нет храмов до сих пор. И глубоко ошибаются тот, кто не видит в этом никакой трагедии. Я заметил такую закономерность: для Бога открываются души даже тех людей, у которых с атеистических времен сохранились хотя бы отрывочные, фрагментарные воспоминания о церковном обряде, больших церковных праздниках, пасхальных яйцах и куличах. Пробуждение этих воспоминаний — мощный механизм воцерковления. Эти впечатления западают в подсознание, как доброе зерно, и потом дают добрый плод. Наша задача — взрыхлить заскорузлую, черствую землю сегодняшнего сознания заключенного, обнаружить зерно, которое когда-то было посеяно, и взрастить его. У нас появилась идея сотрудничества с людьми, которые в прошлом были на грани преступления или прошли через места заключения, но которых Господь спас, уберег, а сегодня они имеют влияние (работают во властных структурах, имеют свой бизнес). В знак благодарности Господу они могли бы взять шефство над колониями, опекать их. Важно, чтобы эта опека была связана с духовностью — не просто выделение каких-то средств для колоний и тюрем, а строительство в них часовен, храмов.
— Недавно я ознакомился с красочным настенным календарем для заключенных, который издан Военным отделом…
— На мой взгляд, это очень полезный проект. Календарь подготовлен Военным отделом совместно с Департаментом по исполнению наказаний, с которым мы поддерживаем очень тесные отношения. Это издание говорит о высоком уровне наших отношений. Календарь, по задумке, должен выполнять несколько функций: практическую — как церковный календарь, просветительскую — для тех, кто уже воцерковлен, и миссионерскую — для невоцерковленных.
— Накануне Рождества вы навестили украинских миротворцев в Косово. Расскажите об этой поездке.
— Это была уже пятая моя поездка в Косово. В этот раз мне было грустно наблюдать то, что в связи с войной в Ираке до сих пор дружелюбно воспринимающие миротворческий контингент местные жители негативно относятся к американской миротворческой миссии и ко всем тем, кто ей способствует.
Конечно, они понимают, что миротворцы обеспечивают защиту от экстремистов, но и понимают теперь, кто привел к такой напряженной ситуации.
Хотя должен вспомнить такой символический эпизод. С военного аэродрома мы добирались до расположения наших баз в сопровождении БТР с пулеметами. Проезжая через одно из сел, мы увидели неподалеку от православной церкви группу мужчин. Смотрели они на наш «военизированный» кортеж, мягко говоря, без особого воодушевления. Увидев насупленных людей, я снял военную шапку (ехал в военной форме — все капелланы носят здесь военную форму), надел скуфейку (а она у меня, как у архиепископа, с крестом) и выглянул в окошко. Увидев скуфейку, они сразу изменились: подняли руки в знак приветствия, дружелюбно загалдели. И я понял, что для православных местных жителей очень важно присутствие православных других стран. Становится понятно, что они не одни.
Приятно, что на встрече с украинским миротворческим контингентом присутствовали православные сербские священники. Наши войска находятся на двух базах. Украинские миротворцев, которых в Сербии двести человек, входят в состав украинско-польского батальона. Я встречался здесь с капелланом войска польского, майором, который опекал меня как гостя, показал мне военную церковь. Наши миротворцы, хотя здесь нет нашего постоянного священника, оборудовали на своей территории небольшую церковь. На другой базе также есть часовенка. В каждом храме — церковная литература. Кстати, в этот приезд мы привезли много книг, православных молитвословов, журналов нашего военного отдела, Рождественские послания Блаженнейшего Владимира, благословенные иконки от него. Я общался с миротворцами, выступал перед ними с пастырским словом. Приятно, что принимали меня очень тепло и слушали с большим вниманием. Приятно также, что наше командование убеждается в том, что священник в армии, особенно в таких местах, где нужно ходить в бронежилете, необходим.
— Владыка, мне случалось встречаться с мнением, что наши миротворцы едут в Косово исключительно в погоне за высокой зарплатой. Так ли это?
— Здесь, конечно, есть и материальная сторона. Но в военной области есть два понятия — контрактники и наемники. Наемничество — это когда нет идеи, принципов, и человек воюет на стороне того, кто платит деньги. Миротворцы — это другое. Это люди, которые за определенную награду принимают участие в акциях, оправданных не только с точки зрения политической, но и духовной. Наше участие в миротворческой миссии в Косово, на мой взгляд, политически оправдано. То, что православные сербы не имеют претензий к нашему контингенту и благодаря ему чувствуют себя в безопасности, говорит о целесообразности присутствия миротворцев. Как вы знаете, в этих краях рост мусульманского населения значительно опережает рост православного. Разрушены многие христианские святыни, тогда как мусульманские мечети растут как грибы. Не дай нам Бог пережить такое. Можно дискутировать о пребывании наших миротворцев в Ираке, но что касается Косово, повторяю, тут двух мнений быть не может. Это святое дело. И когда мне приходится выступать перед ними, я всегда подчеркиваю этот момент и призываю служить так, чтобы, возвратившись на Родину, никто не испытывал стыда и прямо смотрел в глаза своим детям. Задача священников — духовно опекать посланцев украинской армии, что мы и стараемся делать в меру своих сил.
— Владыка, с каким настроением вы вступаете в новый год?
— С хорошим. Сделано немало. Но многое сделать еще предстоит. Сегодня в военных коллективах наблюдается беспокойство в связи с реорганизацией, сокращением. Это болезненные процессы. С одной стороны, хорошо, что армия сокращается — больше денег останется на мирное созидание. Другое дело, куда деваться тем, кто оказывается один на один с незнакомой реальностью гражданской жизни. Чем заниматься? Как себя реализовать в новой ситуации, как адаптироваться в ней, как преодолеть разочарование и выстоять в сложной ситуации? Церковь должна помочь государству решать эти и многие другие сложные социальные вопросы.
Беседовал Валерий Полищук