Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Церков против наркомании и СПИДа

ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ НАРКОМАНИИ И СПИДА

01.12.2003. КИЇВ. У храмі на честь Сорока Севастійських мучеників при міському СНІД-центрі відправлено панахиду за загиблими від СНІДу

Сьогодні, у Всесвітній день боротьби зі СНІДом, у храмі на честь Сорока Севастійських мучеників при міському СНІД-центрі настоятель парафії священик Миколай Беценко відправив панахиду за усіма загиблими від цієї страшенної хвороби. За заупокійною єктенією вын поіменно молився за тих пацієнтів Центру, які вже пішли з життя. «Сьогоднішній день є днем загальної молитви, тому що в Україні наркоманія має найвищі темпи росту в Європі, — сказав священик. — А відомо, що найбільше поширюють цю інфекцію саме наркомани.
За традицією, ми служимо уже кілька років у цей день панахиду, де згадуємо і тих, хто помер уже на наших руках (таких понад шістдесят), і тих, чиї імена приносять їх родичі або їх товариші.
Нам завжди треба пам’ятати, що причини біди виходять із того, що відбувається у суспільстві, адже хвороба — це наслідок гріха. Є багато речей, які штовхають людину до гріха, молоде покоління тисячами йде в кримінальне життя. І щоб зупинити цей потік, Господь подає «дзвінок» у вигляді хвороби. Хвороба тоді є смертельною, коли людина живе аморально, якщо ж вона кається і повертається у лоно Церкви, живе по совісті, то тоді їй не страшний навіть СНІД. Сьогодні є багато людей, які хоча й ВІЛ-інфіковані, але, оскільки живуть із Богом, вони міцні духом і на них не видно наслідків хвороби».

ПАНДЕМИЯ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

«Сегодня точно не рано, и страшно, если уже поздно» — приблизительно так говорят о необходимости борьбы со страшнейшей чумой прошлого и нынешнего веков — эпидемии СПИДа. По распространению эпидемии Украина сейчас вышла на ведущее место в Европе и может оказаться первой.
По данным Украинского центра борьбы со СПИДом, в Украине сегодня официально зарегистрировано 60 тыс. ВИЧ-инфицированных, однако, по мнению специалистов, реальное их количество приблизительно в десять раз большее — до полумиллиона украинцев. Ежедневно у 22 жителей Украины обнаруживают СПИД, ежедневно два человека умирает от этой болезни. Больше всего болезнь распространена на юге страны: в Одесской, Днепропетровской, Николаевской областях, в Крыму, хуже всего положение в Донецкой области.
С этой бедой борются десятки тысяч человек, на ее обуздание тратятся миллионы долларов, в масштабах всей планеты эти показатели во много раз больше, однако «чума ХХ века» продолжает безжалостно попирать несчастного беззащитного человека.
В чем же причина столь малых успехов борьбы, неужели кто-то еще не понимает тех последствий, которые влечет за собой эта эпидемия? Понимают все. Тогда в чем же дело?
Основной недостаток всех программ по борьбе со СПИДом, наверное, в том, что сегодня принято рассматривать человека только в техническо-инстинктивном аспекте. Человек воспринимается исключительно как низкая в нравственном и духовном плане единица, фактически игнорируется его высшее предназначение.
Современные молодежные акции по борьбе со СПИДом зиждутся на пропаганде безопасного секса или безопасного способа принятия наркотиков (наркоманам предлагают бесплатно одноразовые шприцы). Причем если последний человеческий недуг еще хоть как-то порицается, то занятия подростков сексом совершенно никак, скорее наоборот: главное, чтобы это было «безопасно».
Все соцопросы среди молодежи по данному вопросу уже 12-летних детей однозначно включают в разряд потенциальных «пользователей презерватива». Согласно опросу, проведенному Украинским институтом социальных исследований летом 2002 года среди молодежи в возрасте от 12 до 28 лет, 82% опрошенных ответили, что имели половые сношения (среди 14-15-летних таких оказалось 33%, а среди 16-17-летних — 47%).
А ведь любому ясно, что масштабные акции по пропаганде и распространению презервативов в школах и вузах толкнут на грех подростка, ранее, может, и не помышлявшего «об этом».
Так не в том ли проблема, что общество сегодня разучилось воспринимать самое себя как нравственную категорию, «уважая» лишь свои инстинкты? Ведь если копать глубже, то проблема не в том, что кто-то имел определенный контакт без определенной «штучки» или принимал наркотик с помощью «бэушного» шприца. Проблема в том, что кто-то вообще практикует подобные вещи. Поэтому сегодня у молодежи необходимо прежде всего возродить нравственное человеческое начало, напомнить, чей она носит образ.
А как сегодня реагирует Церковь на эту беду? Увы, ее голос редко доходит до тех, кто, ослепленный «духом времени», мчится навстречу мимолетным радостям и утехам жизни. Чаще обращают свои взоры к Церкви люди, уже отмеченные «печатью» вируса, которым уже не особенно радостны дешевые вчерашние утехи. Многие из заразившихся ВИЧ-инфекцией или бывших наркоманов вспоминают о Боге, стают ревностными христианами, стараются оставшийся отрезок земной жизни провести в единении со Христом.
У Церкви за последнее десятилетие уже имеется опыт работы: при некоторых монастырях и приходах организованы специальные реабилитационные центры, дома милосердия.
В других странах давно есть реабилитационные очаги. В Украине подобное движение только зарождается. Так, уже несколько лет функционирует реабилитационный центр в Николаеве при городском СПИД-центре. В Киеве на этом поприще трудится православная община во имя Сорока Севастийских мучеников при Киевском городском центре СПИДа.