К 50-летию архиепископа Виссариона
К 50-летию архиепископа Виссариона
05.12.2003. ОВРУЧ. Верующие епархии поздравили своего архипастыря с пятидесятилетием
По случаю 50-летия архиепископа Овручского и Коростенского Виссариона в кафедральном соборе в честь Рождества Христова г. Коростеня состоялась Божественная литургия, в которой приняли участие архиепископ Ровненский и Острожский Варфоломей и архиепископ Львовский и Галицкий Августин. Как сообщили в Овручском епархиальном управлении, в адрес владыки Виссариона пришли поздравительные телеграммы от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира, а также Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Поздравили также владыку губернатор Житомирской области М. Рудченко и голова областного совета народных депутатов А. Войтенко. Руководители органов местного самоуправления передали владыке приветственную телеграмму от Президента Украины Леонида Кучмы.
Архиепископ Овручский и Коростенский Виссарион: «Для спасения человек должен приходить в Церковь со смирением, покаянием и послушанием»
Архиепископ Овручский и Коростенский Виссарион родился 4 декабря 1953 года в селе Поляна Коростенского района Житомирской области. В 1971 году окончил общеобразовательную среднюю школу, а год спустя призван в армию. После увольнения в запас работал водителем в селе Мелени Житомирской области. С 1975 по 1983 год учился в Московских духовных семинарии и академии. 1 апреля 1983 года в Свято-Троицком храме Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество с именем Виссарион. С этого времени по 1986 год служил в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Житомира, а с 1987 года — в Свято-Владимирском соборе Овруча, одновременно исполняя должность благочинного. В 1990 году возведен в сан игумена.
24 августа 1992 года, после возведения в сан архимандрита, в Крестовоздвиженском храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры за Божественной литургией состоялась хиротония архимандрита Виссариона во епископа Коростенского. С 1994 года он епископ, а с 2000 года — архиепископ Овручский и Коростенский…
— Владыка, что повлияло на Ваше решение принять священный сан?
— Я считаю, что в этом проявилась воля Божья. Моя мама прививала мне любовь к храму с самого детства. Она старалась посещать богослужения каждое воскресенье. Правда, отец до ухода на пенсию реже ходил в церковь из-за своей работы водителем. Но он регулярно жертвовал на храм и помогал священнику в хозяйственных делах. В 60-е годы властью ставился вопрос о закрытии храма в нашем приходе. Вместе с прихожанами мама всячески старалась уберечь святыню от поругания. Сплоченность людей привела к успеху, и это меня радовало и вдохновляло.
Я осознанно не вступал в пионерскую и комсомольскую организации. Некоторых школьных преподавателей это «бесило». Когда же одна из учительниц насильно завязала мне на уроке пионерский галстук, я его развязал и снял. С криками она выгнала меня из школы. Через пять дней директор пригласил меня на занятия. Идти на борьбу с Голиафом в то время со своими немощными детскими силами и знаниями было бесполезно. Ведь духовная книга в то время была редкостью для многих людей. На священника я смотрел как на человека, посланного с Неба Богом для служения в храме. Для меня священнослужители всегда были авторитетом и светильниками. Я хотел учиться и стать священнослужителем.
— Вы учились в Московских духовных семинарии и академии в атеистические времена, что Вы сегодня думаете о том периоде Вашей жизни?
— Обучение в Московских духовных школах я всегда вспоминаю с благоговением и благодарностью Богу. Это были трудные, но и золотые годы, по-своему счастливые. Перед профессорско-преподавательским составом во главе с ректором архиепископом Дмитровским Владимиром (ныне Предстоятелем Украинской Православной Церкви) мы всегдашние должники. С годами оцениваешь их труд. Церковное послушание исполнялось ими с великим терпением и любовью
Чувствуя духовный голод, я старался изучать преподаваемые науки и читать много книг. Библиотека в МДА богатейшая. Приятно было очищать свои мозги и сердце святоотеческими поучениями. Некоторые книги мы умудрялись размножать для себя и друзей в одной из московских типографий. Сделать подобное в то время было почти невозможно. Когда мы забирали готовые книги в назначенном месте в определенное время, женщины, передававшие нам сокровище, от страха немели и полушепотом говорили, чтоб мы нигде не попались. Мы хорошо знали, что ждало их и нас в случае провала операции. Но совершалось чудо, от которого дух захватывало. Эти книги (сочинения преподобных Ефрема Сирина, Исаака Сирина и др.) у меня сохранились до сих пор. Трудности в учении, в хоре архимандрита Матфея преодолевались с Божьей помощью, по молитвам преп. Сергия Радонежского. На последнем курсе мне показалось, что я насытился знаниями. Но это был самообман. В Православии есть множество сочинений, для постижения которых нужны десятилетия. Об этом слова пророка и псалмопевца Давида: «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» (Псл. 2).
— Овручская епархия относительно молодая. Как бы Вы могли ее охарактеризовать?
— Все познается в сравнении. В 1993 году, когда образовалась епархия, у нас было 135 приходов. На сегодняшний день их 203. За этот период построен и освящен 41 храм. Воздвигнуты на славу Божию два кафедральных собора: Спасо-Преображенский в Овруче и Рождества Христова в Коростене, которые на нашу радость были освящены Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. В 1993 году богослужения совершали 88 священников, сегодня — 142. За эти годы было издано и распространено в приходах 20 тысяч экземпляров Закона Божия, 140 тыс. экземпляров нашей газеты «Православне слово», 440 тыс. брошюр, 180 тыс. листовок. В районных центрах, в домах культуры проводятся миссионерские акции. Некоторые священники это делают и по организациям. По местному радио ведутся миссионерские беседы, по телевидению показываются видеофильмы (в Овруче один раз в неделю, в Коростене два раза). На приходах работают воскресные школы. Мы опекаем Коростенскую тюрьму. В ней совершаются богослужения, произносится священническая проповедь, раздается духовная литература.
— Насколько, по-вашему, целесообразно разделять уже существующие епархии на две или образовывать новые
-Для решения этой проблемы нужно, по-видимому, учитывать многие факторы: количество приходов, сильны ли благочиния, на каком уровне ведется миссионерская деятельность, поднятие целины, социальное служение, возраст и здоровье правящего архиерея, Например, митрополит Харьковский Никодим почувствовал возрастные недомогания и попросил в помощь викарного епископа, так поступил и покойный Черниговский митрополит Антоний. Нужно учитывать, что люди ждут архиерейской службы в приходе и общения с архиереем. Если епископ один на несколько сотен приходов, то это очень затруднительно. Конечно, окончательное слово должно прозвучать за Священным Синодом во главе с Предстоятелем и Собором епископов.
— Вы сами рукополагаете священников. Какими качествами должен обладать кандидат?
— Прежде всего этот человек должен иметь желание каяться в своих грехах, у него должно быть живое чувство необходимости святой Церкви. Мы смотрим, нет ли канонических препятствий, старается ли ставленник изучить и сдать те предметы, которые ему предлагаем, и имеет ли он любовь к священническому служению. У нас в епархии есть пять священников, которым уже за 70, их ревностное служение — пример молодым.
— А как относятся к Православной Церкви в Овручской епархии представители местных властей?
— Представители местных властей к Церкви относятся положительно, ведь они крещенные в Православии. Власти передали Церкви все здания и закрытые храмы, за исключением одного ветхого священнического дома, от которого местный священник отказался. Глава Овручской райгосадминистрации И.С. Охримчук в 1993 году передал для епархиального управления одно здание. Был случай, когда в городе Малине строящаяся церковь обманным путем была переведена запрещенным священником в раскол. После двух моих миссионерских визитов, собраний в доме культуры и возле храма народ путем голосования определился быть в канонической Церкви. Обман раскольников раскрылся, люди были возмущены. Протокол собрания я передал губернатору, и власти помогли восстановить законность и справедливость. У нас зарегистрировано около 20 раскольнических приходов, большая часть из них существует лишь на бумаге. Мы увещеваем их и напоминаем святоотеческое учение о единстве святой Христовой Церкви, тяжком грехе раскола, грехе, в который толкают их политики. Для спасения человек должен приходить в Церковь со смирением, покаянием и послушанием.
Есть проблемы и с сектантами. Однажды я пошел к сектантам на собрание с целью привести их к покаянию через оставление еретического учения. И когда на основании Библии им было доказано, почему святая Церковь Христова учит почитать святые мощи, иконы, поклоняться ангелам, святым, обращаться к ним с молитвами, то меня сектанты к себе больше не пустили. На радость нам часть людей вернулась с покаянием. Листовки против псевдорелигий, распространенные епархией, несомненно, дают положительные результаты. Но сектанты не спят, стучат в двери домов и квартир. Ведется закулисная борьба со святой Христовой Церковью. Исполняются пророческие слова Христа Спасителя о появлении перед кончиной мира лжеучителей, лжехристов, лжемессии. Победа будет не за ними. Истинная Церковь будет существовать до скончания века. И антихрист со своими слугами и последователями будет ввергнут в преисподнюю Победителем смерти Господом Иисусом Христом.
— 50 лет — это этап в жизни человека. Какие у Вас планы на будущее
—Планы всегда одни и те же: молиться и продолжать, с Божией помощью, трудиться на славу Божию. Постараемся построить в Коростене небольшое здание епархиального управления, завершить строительство многих приходских храмов, развернуть при них миссионерскую, благотворительную, просветительскую деятельность. Православная Церковь с испокон веков одна и та же, и всегда новая, потому что рождаются дети, приходят в мир новые поколения, и каждому нужно помочь найти свою дорогу к Богу и спасению.
Записал Александр Андрущенко
Сергій Баршай. Один праославний відсоток
Олександр Андрущенко, Володимир Свистун. Про “Солодку гору” крішнаїтів