Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Иеромонах Киприан (Ященко): «Опыт внедрения православной педагогики в России»

«Опыт внедрения православной педагогики в России»

Иеромонах Киприан (Ященко), кандидат педагогических наук, декан педагогического факультета православного Свято-Тихоновского богословского института

Дорогие участники съезда!
Рад вас поздравить с праздником образования, который проходит в Киеве. Не скрою, я очень рад, что у вас появился глава церковного движения в сане епископа, и, как ни странно, из Полтавы. Ну, видимо, все хорошее в педагогическом плане идет из Полтавы: Сухомлинский, Макаренко, а теперь и епископ Филипп.
Я хочу кратко рассказать вам, что у нас сейчас происходит в России в данной сфере и в чем нам видится наше сотрудничество и взаимопомощь. Всем известно, что сейчас весь мир поглощен в некие процессы глобальной интеграции. Интеграции в экономике, в правовых нормах, религиях, культуре… И эта идея интеграции не только носится, но и реализуется в разных странах, в частности европейских, и противиться этому мы уже не в состоянии.
Но возникает вопрос: на основе чего интегрироваться? Нам недавно пришлось быть в Салониках на конгрессе профессионалов из европейских стран. Там была выдвинута идея о том, что действительно православие, православное мировоззрение может быть серьезным фундаментом для интеграции российских народов. Думаю, это очень хорошее основание и на нем мы могли бы выстраивать действительно интегративные процессы.
Второй момент, который нас, конечно, привлекает, — исследования ученых Большой Академии наук и Института этнографии. Все они однозначно говорят, что идеал наших славянских народов целиком совпадает с идеалом православным, поэтому здесь нет расхождений и противоречий.
Почему говорят «Святая Русь»? Потому что был идеал святости, и что такое хорошо, что такое плохо для всякого человека на Руси было понятно и сейчас остается ясным благодаря законам совести.
Следующий аспект: для того чтобы интегрироваться, нам нужно иметь свое ядро. Вот это ядро мы видим в некой образовательной области, которую условно можно назвать православной культурой. Сейчас все мы обеспокоены духовно-нравственным состоянием подрастающего поколения. Но наша образовательная система веками была основана на традиционном православии, и в нее вместо Закона Божия был насильственно введен атеизм. Правда, сейчас его нет.
В России с 1994-го года действуют указы Министерства образования об отмене всех постановлений, связанных с атеистическим воспитанием и образованием, но не указано, какая мировоззренческая парадигма его заменит. Сейчас много говорят о том, что в самой образовательной системе отсутствует главный компонент — компонент духовности. Без духовности всуе весь труд — к этому пришли главные разработчики стратегии развития нашего образования. Пока не будет в государственной системе такого камня духовности, никакие единые экзамены, никакая компьютерная техника, никакие различные педагогические технологии ничего не изменят принципиально в духовно-нравственном состоянии школьников.
Что у нас происходит? 10 лет назад в России дела с православным образованием, наверное, были в таком же состоянии, как сейчас в Украине, и даже хуже. И мне, как председателю православного педагогического общества России, пришлось года два упорно обивать пороги Министерства образования, в результате чего нам удалось заключить протокол о намерениях. Протокол о том, что министерство не против сотрудничать с Церковью в области духовно-нравственного воспитания. И с этого документа, который был заключен 10 лет назад, началось движение, начали проводиться Рождественские чтения. Первые Рождественские чтения были малочисленны, собралось меньше ста человек.
Тогда все пребывали в неком сомнении: как можно начинать вести дело, когда нет никакого взаимного отклика? Помню, я даже воскликнул: «Ну что вы так пессимистично смотрите на все, мы еще в Кремлевском дворце съездов будем проводить Рождественские чтения!» Был хохот во всем зале. А сейчас уже никто не смеется, потому что уже четвертый год в Кремлевском дворце съездов шесть тысяч человек собираются во главе с нашим правительством, вместе с нашим министром, Патриархом, президентом Российской академии образования, и мы понимаем друг друга. Действительно, нет таких заборов, которые невозможно было бы сейчас преодолеть.
Рождественские чтения проводятся в виде различных направлений, секций, примерно по шестидесяти направлениям, и сами работники министерства признают, что это самый большой в стране образовательный форум года. Даже министерство не в силах собирать целый Кремлевский дворец на шесть тысяч человек и по шестидесяти направлениям целую неделю заседать. Такого образовательного форума — и по количеству, и по качеству, и по глубине, — в общем-то, государство не в силах организовать. А у Церкви получается.
Что родилось в результате этих мероприятий? Четыре года назад РПЦ заключила соглашение о сотрудничестве с Министерством образования. Но это не просто соглашение. Под него по благословению Святейшего Патриарха был создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования и РПЦ. И после этого у нас началась систематическая работа, мы начали периодически собираться: один раз в министерстве, другой раз — либо на церковной территории, либо в Троице-Сергиевой Лавре, либо в резиденции Святейшего Патриарха.
И в результате всех обсуждений был утвержден стандарт социологии для вузов, в котором три четверти объема занимает именно конфессиональный компонент. Возник и был разработан этот православный компонент по стандарту социологии.
Сейчас у нас уже в десятке вузов страны открыты и открываются теологические факультеты, которые позволяют готовить кадры уже с помощью государства, вместе с государством и давать не только диплом, но уже и квалификацию, и защищаться по православной теологии.
Год назад после многочисленных разработок мы утвердили стандарт по православной культуре. Он был учрежден министерством, и министр образования разослал его во все регионы. На основании этого стандарта начались разработки учебников и учебных программ. Конечно, был такой, как у нас говорят сейчас, черный пиар, много было крика, шума. Конечно, не понравилось и «хозяевам» из-за океана и нашим некоторым демократам, что РПЦ так тесно работает с государственной системой образования. Много было передергиваний, искажений, нашли пятьдесят аргументов против того, чтобы вводить православную культуру в государственные школы. Однако все эти аргументы несерьезные, например, о том, что мы якобы ведем речь об обязательном изучении православной культуры во всех школах и что ее обязательно должны преподавать священники.
Хотя вопрос стоит совершенно не так. Вопрос в том, что мы действительно должны знать свое отечество и культуру, и это должно быть необходимым компонентом нашего образования. Разработанная сейчас нормативно-правовая база — плод двухлетнего исследования Центра педагогических исследований. Мы здесь собрали все лучшие теоретически разработанные концепции, лучшие программы с первого по одиннадцатый класс, которые оправдали себя, мы собрали и внедрили лучшую библиографию.
У нас тоже был искус, как и у вас, сделать конкурс на учебники, но учебники надо делать под какую-то программу. Поэтому мы устроили конкурс на лучшую разработку программы. Я думаю, что в этом конкурсе могли бы участвовать ученые из Украины, это общее дело. Если оно будет хорошим, то и Церковь, и государство, и сами педагоги воспримут все положительно.
Дано около трехсот тем, по которым можно бы было разрабатывать беседы и уроки. Призы для победителей этого конкурса большие и маленькие: от нескольких тысяч рублей до поездок в Грецию, Италию, на Афон, в Иерусалим. Конкурс как бы предлагает посоревноваться и выяснить, кто уже нашел тот царский путь, по которому сейчас нужно идти, кто эти талантливые люди, и помочь им, чтобы они могли и дальше плодотворно работать в этой области.
Сейчас мы разработали благотворительный проект под названием «Знать свою отечественную культуру». В чем его суть? За два года нами разработан ряд учебных пособий, например, «Я иду на урок в начальную школу» — сборник уроков для начальной школы по православной культуре. Сейчас мы перешли к выпуску на каждый месяц 30-страничных сборников уроков по календарному принципу. С ними уже можно идти и преподавать.
Константин Скурат написал «Православные основы культуры в памятниках литературы древней Руси». Это уникальная книга, написанная на основе интереснейших архивных материалов. В ней сделан интересный путь, отходящий от обычного изучения Закона Божьего, путь нестандартный. Учебник Бородиной тоже вышел большим тиражом. Когда мы его показали в Греции, там очень заинтересовались и посчитали, что надо его перевести.
Я как священник могу свидетельствовать о том, что сейчас многие дети поражены тяжкими смертными грехами. И когда у них спрашивают, откуда они это узнали, они отвечают, что прочитали в книгах, которые взяли в школьной библиотеке. Вот такая проблема. Поэтому надо бороться не только с таким насыщением школьных библиотек, но и наполнить их теми книгами, которые с пользой могли бы почитать и дети и педагоги. Понятно, что нет средств на комплектование библиотек недостаточно, но надо попробовать: привлекать благотворителей, самим сделать благотворительный шаг.
Есть у нас еще один важный проект — подготовка кадров для преподавания. Сейчас у нас зарегистрирован Институт повышения квалификации для подготовки православных педагогов. В настоящее время в Москве на первом курсе этого института обучается около четырехсот преподавателей. Мы проводим дважды в год сессию: летом и зимой. Собираем преподавателей православной культуры и по десять часов десять дней «мучаем». Для этого приглашаем лучших профессоров Московской духовной академии, лучших культурологов, лучших методистов, лучших педагогов.
Сейчас мы разрабатываем федеральный эксперимент: у нас готовится заседание президиума Российской академии образования в области православной культуры. Суть этого заседания в том, чтобы разработать федеральный экстерн, который бы обобщил, апробировал и внедрил лучший опыт преподавания православной культуры. Хорошо было бы, чтобы из Украинской академии педагогических наук кто-то присутствовал на нем и рассказал бы о своем опыте.
Мы бы хотели объединить усилия с украинскими специалистами в разработке единого диагностического комплекса, чтобы проанализировать, какие наблюдаются последствия после введения православной культуры, что изменилось, какие происходят изменения в личности воспитанников?
Ведь есть разные системы измерения, а если бы мы сделали единую линейку, единый диагностический комплекс, который удовлетворял бы и ученых, и Церковь, и политиков, то мы бы поняли, какие плоды приносит преподавание православной культуры.
Уже сейчас есть прекрасный опыт, например, в Белгороде, где с начальных классов во всех школах без исключения изучают православную культуру. Также хорошие результаты в Смоленске, в Курске. В Твери разработана специализация преподавателей православной культуры, утвержденная в Министерстве образования. Этот опыт заслуживает внимания.
Какие же, собственно, плоды преподавания православной культуры? Первый плод — это, как ни странно, падение преступности.
В Самаре в 54-й школе несколько лет назад ввели предмет «Основы православной культуры». Рядом с этой школой, буквально через забор, расположена другая, в которой этот предмет не читается. В ней еженедельно бывает несколько приводов в милицию за разбой, хулиганство и т.д. А в школе №54 уже несколько лет такого не случается, милиция подтверждает: ни одного случая. С точки зрения милиции —это феномен.
Однако, согласно социологическим исследованиям, проведенным Санкт-Петербургским институтом конкретных социологических исследований, в результате обучения православной культуре у учащихся изменяется мировоззрение, у них возникает стремление к целомудрию, трудолюбию и воздержанию. Изменяется отношение к родителям, возникает ориентация на семью — на ее создание, а не растление».
По Ногинскому району Московской области у нас есть данные о том, что 95-98% местных учеников, родителей и педагогов считают, что православная культура — это главный предмет в образовательной системе. Этот предмет явился хорошей духовной прививкой против наркомании, алкоголизма и разврата.
С чего начиналось введение в Ногинске православной культуры? Приблизительно так, как в Киеве начиналась Православная Русь во время князя Владимира. На собрании в Ногинской райадминистрации ее глава Владимир Лапшин поднимался на трибуну и, стуча кулаком, сказал: «Сколько я буду бороться со всякими последствиями? Развели наркоманию, разврат, мы тратим огромные деньги на их ликвидацию и никакого толку! Давайте во всех школах введем православную культуру». На этом собрании присутствовали все директора школ района и руководители образования. Он так грозно на всех посмотрел и говорит: «Поднимите руку, кто против введения православной культуры?» Никто не рискнул поднимать руку, такой властный был руководитель района.
И вот так, с молчаливого согласия, он, как князь Владимир, как бы подтолкнул это дело своим авторитетом. А дальше уже деваться некуда было, коль начальник сказал, надо было приспосабливаться. Правда, мы в тот год еще не ввели курс, а полтора года готовили педагогов, подбирали какие-то учебные пособия. Сейчас уже во всех школах района курс преподается, и мы слышим от родителей и учеников только слова благодарности. За все время не было ни одного тяжелого последствия, не пострадал ни один мусульманский мальчик, ни одна еврейская девочка.
Действительно, у нас сейчас время, когда нужно уже собирать камни, а не разбрасывать, православным педагогам сейчас необходимо объединяться, ведь на самом деле у нас сил не так много, а дел — огромное количество. У нас целая федеральная программа, собрание дел, которые нужно сейчас проделать, чтобы вывести на хорошую орбиту.
Недавно у нас состоялся круглый стол с немцами-лютеранами. Они нам тоже рассказывали, как у них вводили христианскую этику. Но им нас не понять, они говорят «вы каким-то совкозакидательством занимаетесь. Мы десять лет готовили педагогов, 5 или 7 лет готовили пособия, и потом уже начали дело, а вы без всякой подготовки «в войну ввязываетесь», ведь так же можно и проиграть».
Чтобы не проиграть, нам нужно очень серьезно и ответственно отнестись к поставленным задачам, нужно подобрать лучших людей, которые бы не дискредитировали эту идею православного воспитания, — а дискредитировать ее очень легко. И мы призываем вас всех потрудиться на этой ниве совместно с нами, а мы же во всех делах готовы вам всячески содействовать.