Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Филипп: «Привести ко Христу

«ПРИВЕСТИ КО ХРИСТУ…»

Епископ Полтавский и Кременчугский ФИЛИПП,

Председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви

Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства!
Всечестные отцы, братья и сестры! Дорогие участники и гости Учредительного съезда!
Разрешите от всей души приветствовать всех вас, прибывших для участия в этом форуме. Приступая к работе, хотелось бы наметить ряд проблем, решению кото-рых следовало бы, по нашему мнению, посвятить время, от-веденное нам.
1. О православности педагогики и педагогов
Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является злоупотребление сло-восочетаниями «православный педагог» и «православная педагогика». Между тем далеко не каждый педагогический метод, использующий православную терминологию или ссылающийся на церковный авторитет, будет действительно православным.
Православность педагогики и педагога измеряется, на наш взгляд, степе-нью их церковности, согласия с живым опытом Церкви, соразмерности с Церковным Преданием, единства в Духе Истины.
На практике же, повторюсь, не всегда так.
Сейчас развернулась дискуссия о православности некоторых педаго-гических школ, например, училища священника Анатолия Гармаева.
, Прошу уважаемых участников съезда быть крайне осмотрительными и рассудительными в суждениях.
Ведь объявить свою методику православной, значит облечь ее ав-торитетом, для многих непререкаемым. А там, где есть непререкаемый автори-тет, может быть и возможность власти над пребывающими под давлением этого авторитета. Это уже опасно. А если еще возникает ощущение, что «только мы — православные педагоги», а остальные «утратили чистоту», тут недалеко и до образования некоей секты, прикрывающейся именем «православной».
Не будем спешить. Следует хорошо подумать, чтобы случайно не повредить душам, приходящим ко Христу.
Призываю участников съезда внимательно обсудить наиболее сложные вопросы методик, называющихся православными, но вызывающих споры и не-однозначные трактовки. Думаю, коллегиальное мнение съезда может быть представлено священноначалию с тем, чтобы начать выработку общецер-ковной точки зрения на определенные вопросы.
2. Что преподавать в школах?
До сих пор не умолкают жаркие дискуссии на тему: преподавать или не преподавать Православие в школе, а если преподавать, то в каком именно виде: Закона ли Божия, основ православной морали, или православной культуры. Для меня, православного епископа, не представляет затруднений поиск ответа на указанные вопросы. Да и сами вопросы кажутся несколько надуманными.
Разумеется, в системе светского образования учащиеся должны получать основательную подготовку, и не только в области естественных или гумани-тарных наук. Растущий человек не может быть лишен знаний о Православии хотя бы потому, что именно благодаря Православию мы сформировались как народ. В мире есть опыт секулярных образовательных систем, ко-торые предполагают подробное изложение как истории, так и вероучения ос-новных конфессий страны. И потому малоубедительны ссылки на «европейские
подходы», доказывающие недопустимость даже знакомства с православной
нравственностью.
Между тем сторонники изучения в системе среднего образования право-славной морали, кажется, ратуют за освобождение малоизвестной силы. Ведь сама по себе нравственность, проповедуемая Православием, очень неудобна для слушателя: молиться за проклинающих (Мф. 5, 44)? подставлять бьющему другую щеку (Мф. 5, 39)? умирать радостно (Деян. 21, 13)? Кроме того, все это совсем не вяжется с логикой современного мира, где правее тот, кто сильнее, где добиваются сохранения своей жизни ценой жизни другого.
Если допустить, что в школах будет изучаема православная нравствен-ность, мы пожнем, не побоюсь сказать, ужасные плоды. Ведь лишенная Христа «христианская нравственность» не имеет ценности. И дети, подростки, юноши и девушки смогут разве что посмеяться над «устаревшими» и «ненор-мальными» представлениями «этих христиан».
Ввести очищенную от конфессиональности «нравственность» в образо-вание — лучший и наиболее изощренный способ борьбы с христианством. Кстати, подобные попытки уже в истории были…
Разумеется, лучше пробовать вводить в школу преподавание православ-ной культуры. Ведь именно знакомство с культурой, рожденной Православием, должно побудить с уважением относиться к самому Православию. И мы не должны бояться признать, что в основе нашей родной украинской культуры лежит именно Православие. Но и преподавание культуры имеет свои минусы.
Так, есть серьезная опасность воспитания в юных душах «музейного» от-ношения к духовным феноменам: Православие — это ископаемое, реликтовое явление, которое было когда-то давно, и, хотя породило такие шедевры, как София Киевская и Вышгородская (Владимирская) икона, но находится «вне сегодня». Между тем именно вечная новость Православия всегда привлекала к
нему. Потому и опасно преподавание основ православной
культуры, что оно способно создать превратное представление о Православии как у педагогов, так и у воспитанников.
Мне кажется, нужно серьезно подумать над тем, чтобы в школах ввести предмет «основы Православия» — интегрированный курс, включающий в себя как основы вероучения, так и моральные принципы (они неразрывны), как изложение ис-тории, знакомство с наследием прошлого, так и соприкосновение с живой жиз-нью Церкви.
Мы имеем право думать так не просто потому, что Православие исто-рическая основа и фундамент государственности, но и потому, что нам небез-различно наше будущее.
Преподавание основ Православия полезно и в условиях фактической многоконфессиональности Украины. С одной стороны, Православие, как, на-верное, самая толерантная из религий, способно угасить потенциальные кон-фликты на религиозной почве. С другой — Православие является противояди-ем от псевдорелигий с их странными, а порой и страшными учениями.
Традиционность и динамичность, историчность и перспективность, толе-рантность и принципиальность — вот те черты, которые присущи как Право-славию вообще, так и каждому из православных в частности. Такое удивитель-ное сочетание дает мне основание говорить о безусловной полезности препо-давания «основ Православия» в Украине.
Хорошо говорить о Православии, достойно похвалы стремление выяс-нить его роль в истории и культуре. Но вдвойне похвальным будет знакомство с Православием наших детей — тех, кто завтра займет наши места на амвоне и за станком, на парламентской трибуне и университетской кафедре, в поле и на границе. Лишив их возможности пить из животворящего источника, устроенно-го Самим Богом, или подав юному поколению плохую духовную пищу, не окажемся ли мы виновными перед Творцом, сказавшим о великом грехе соблазна даже для «одного из малых сих»? (Мк. 9, 42).
3. Опыт и опыты
Очень важным представляется нам отделять личное обаяние педагога от его наработок. Следует помнить, что педагог — детоводитель, притом «водитель» именно ко Христу. Перед личностью Христа всякая другая человеческая личность меркнет. Это касается и личности педагога. Напротив, именно во Христе человек является личностью. И если педагог сможет
отойти в сторону, не заслонить собою Христа, но подвести воспитанника к Богу,
значит, это хороший педагог. Если же ученик видит только личность учите-
ля, обожает наставника, такой педагог далек от имени педагога православного.
Поэтому мы, похваляя достижения того или иного педагога, рассматрива-ем их все же через призму ведения ко Христу.
Церковность личного опыта должна стать критерием его приемлемости для других. И потому, обсуждая на форуме те или иные наработки, тот или иной опыт, будем подходить к нему с единственно правильным мерилом.
4. Репринт и милая старина
Слава Богу, что во времена гонений уцелели бесценные церковные книги. Они сослужили добрую службу, когда начали открываться храмы, по ним зна-комились с Православием простецы и интеллектуалы.
И сейчас много переиздается старинных книг, в том числе и тех, которые служат основой для современной православной педагогики. Это, безусловно, полезно.
Правда, возникает соблазн взять и использовать наработки полуторавеко-вой давности в чистом виде: по ним ведь учились еще наши деды-прадеды, а они были благочестивее нас! И это правда, только жили эти самые «благочестивые деды-прадеды» в другое время и, скажем правду, в другой стране. И то, что действовало с пользой для педагога и воспитанника двести или сто лет на-зад, сейчас зачастую не просто «неполезно», но и откровенно вредно.
Сравните творения святых разных эпох: Климента Александрийского, Феофана Затворника и Фаддея Успенского. При полном единстве духа они гово-рят по-разному. Это неудивительно, они ведь обращаются к людям разных ве-ков. И гениальные педагогические находки современности, будь они высказаны в древности современным языком, наверняка принесли бы соблазн.
Потому мы, черпая из бездонной духовной сокровищницы древней и со-временной нам мудрости, должны искать формы, понятные и доступные совре-менности.
Нет, мы не призываем к «модерн-православию». Но мы должны быть мудры и говорить о Христе, свидетельствовать Христа миру языком, который был бы понятен современному человеку.
Одной из задач съезда и является, как нам представляется, выработка критериев современности форм и методов преподавания при сохранении, и это безусловно, святоотеческого, Церковного духа.
5. Нам есть что сказать!
У нас есть богатейший опыт преподавания. Мы имеем бесценные творе-ния святых педагогов. У нас есть талантливейшая молодежь, которая в условиях пре-рванной духовной традиции возрождает православную педагогику. У нас много хорошего, и только один маленький недостаток, который стоит порой дороже всех достоинств: мы разобщены.
Многие коллективы варятся в собственном соку и порой годами тратят время на изобретение велосипеда, и это происходит при том, что в соседней области проблема уже решена. Бывает наоборот, у талантливого преподавателя Закона Божия уже есть гениальные наработки, но он даже не предполагает, что они кого-то могут заинтересовать.
Поэтому радует то, что наконец будет налажена всеукраинская координа-ция усилий. Даст Бог, все участники форума проникнутся пониманием, что «мы» все же сильнее, чем отдельные «я».
Я призываю вас, уважаемые коллеги, забыть на время о столь почитае-мых в светской науке «авторских правах» и «копирайтах». Прошу вас подумать о пользе церковной и потому не утаивать те сокровища духовные, которые есть в вашем распоряжении. Тем более что богатства вручены вам Богом — Сокро-вищем благих и самой Жизни Подателем.
Не скрывайте накопленного, делитесь опытом, обменивайтесь программами — словом, помните, что, отдавая, вы обогащаетесь.
Не замыкайтесь в «авторских коллективах», открывайтесь навстречу друзьям и даже идейным противникам. Отточенная в спорах, ваша собствен-ная методика будет совершенней.
Пусть создание Всеукраинского православного педагогического общест-ва станет важным этапом для преодоления разобщенности наших усилий и ша-гом для общего делания на единой ниве.
6. Личность педагога
Очень много уже говорено о значении личности педагога в воспитании. Я позволю себе еще раз сказать то, что уже звучало: пра-ведный и духовный православный педагог только и является по-настоящему достойным звания педагога — детоводителя ко Христу.
Не нужно лукавить: множество проблем как свет-ской, так и церковной современной школы связаны именно с личностью педагога. Как легко объяснимы взрывы ненависти учеников школ, в которых (даже неудобно назвать их учителями) «шкрабы» оскорбляют своих воспитанников чуть ли не последними словами. Как просто понять неэффективность воспитательного процесса в школе, где светская дама, далекая от христианской морали, вещает слушателям о высоких истинах духовности. Как естественны неблагочестивые воспитанники церковных школ, научаемые не столько словами, сколько неблаговидными делами священника — вот уж воистину, «каков поп…».
Да, можно изобретать прекрасные программы для воскресных школ и ме-тодические пособия для преподавания основ Православия в школах светских, но если мы не возрастим достойных педагогов, наши усилия ни к чему.
Детоводитель вряд ли сможет довести дитя до цели, если сам не имеет представления не только о том, куда, но и как идти! И теоретизирование, возможно, допустимое в высшей математике, в вопросах духовности просто не пройдет. Воспитанник сразу увидит фальшь и никогда не пойдет вместе со лжецом-детоводителем. А когда подрастет, наверняка произнесет почти евангельское: «Учитель, исцелись сам»!
7. Вести ко Христу
Мы призваны к великой миссии — вести ко Христу. На этом пути воз-можны трудности и проблемы, противоречия и разногласия. Это естественно. Но все это не может отвратить нас от исполнения возложенного на нас послу-шания.
Пока мы пребываем в Церкви, веруем, что Дух Святый пребывает с нами. И покуда мы живем этим Духом, «живем и движемся и существуем» (Де-ян. 17, 28), до тех пор мы можем надеяться на успех нашего детоводительства. Отрешаясь от мира, возносясь над суетой, имея сердца «горе», мы стано-вимся ближе не только к Богу, но и друг ко другу. И по мере приближения ко Христу мы лучше понимаем и своих воспитанников — тех, кого ведем.

Однако вести ко Христу, значит, преображать не только души ведо-мых, но и весь мир привлекать к присному бытию в Боге. Вос-принимая через Церковные Таинства освящение, мы возвращаемся в мир, неся свет Христов и соль Его учения.
Это движение из мира к Богу и в мир с Богом и является глубинным со-держанием педагогики — изведения, исхода из мира и откровения миру сынов Божиих (Рим. 8, 19).
«Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Хри-сте Иисусе, Сам … да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непо-колебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (I Петр. 5, 10-11).