Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Юрий кулибаба: «Заблуждается тот, кто считает, что Православной Церкви не нужны информационные структуры»

РЕДАКТОР ГАЗЕТЫ «НАЧАЛО» ЮРИЙ КУЛИБАБА: «Заблуждается тот, кто считает, что Православной Церкви не нужны информационные структуры».

Сегодня, в эру информации и коммуникации, средства массовой информации занимают исключительно важное положение во всех сферах деятельности современного общества. И Церковь не является тут исключением. За последнее десятилетие в области церковной журналистики произошел значительный рост: открылись десятки периодических изданий, Церковь вышла в Интернет, сформирована соответствующая читательская аудитория, возникло понятие православных СМИ.
Однако все относительные успехи на этом поприще открывают перед нами и массу проблем, для решения которых необходимы не только чьи-то идеи, но еще и средства, и подготовленные кадры, и многое другое. И ни для кого не секрет, что сегодняшней православной периодике всего этого не хватает.
Благодаря самоотверженному труду отдельных подвижников слова, у нас появились издания, которые достигли определенного уровня и в профессиональном смысле, и в духовном. С руководителем одного такого православного издания редактором газеты «Начало» (Днепропетровская епархия) Юрием Кулибабой мы побеседовали о сегодняшних проблемах православной журналистики в Украине.

— Юрий Николаевич, вы редактируете газету, которая, издаваясь по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, не является епархиальной. В ней печатается немало светских журналистов, и их порой больше, нежели православных. Насколько, по-вашему, целесообразно делать такие издания?

— Нужно называть вещи своими именами. Православная газета должна быть газетой, журнал — журналом, и делать их нужно профессионально. Эти издания приносят пользу лишь в том случае, если соответствуют своему предназначению: работают во благо Церкви, а не сеют смуту в умах прихожан. Православные журналисты — это прежде всего миссионеры, призванные помогать воцерковляться одним и укрепляться в вере другим. Нас читают не только священнослужители, но и люди, которые только собираются переступить порог храма. Поэтому материалы должны быть глубокими, насыщенными и доступными для понимания. Газетная статья — не реферат, поэтому россыпи цитат ее не украшают. Другое дело — катехизаторское издание или научный труд. Газета «Начало» не хуже и не лучше — она совсем другое. Но это не означает, что делать ее легко. Первый номер мы готовили почти полгода, так как долго не могли попасть в нужную тональность. Все было вроде неплохо, но чего-то чуть-чуть все-таки не хватало. И над этим «чуть-чуть» люди мучились несколько месяцев. Кстати, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней принимал действенное участие в этих «мучениях». По его благословению к нам на помощь пришли многие грамотные священники. Вначале редколлегия собиралась часто, сейчас в этом нет необходимости. Если возникают вопросы, мне есть к кому обратиться за советом. С нами сотрудничают священники и даже архиереи из многих епархий Украины, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

— И светские журналисты тоже?

— Если человек работает в «Известиях» или «Собеседнике», это не значит, что он не православный. Как сказал учитель Церкви Тертуллиан: «Душа по природе христианка». Порядочный журналист, пишущий на морально-этическую тематику в соответствии с церковным учением, уже православный, даже если он стал посещать храм совсем недавно. И такой материал может быть напечатан в нашей газете. Пусть с комментарием священника, но может. Нет в мире социального явления, которое нельзя осветить с позиции Православной Церкви. А подбирал я авторов из светских изданий очень просто. Вспомнил, кто из бывших коллег оставил в моем сердце самые приятные воспоминания, и ни разу интуиция не подвела. Все откликнулись и согласились сотрудничать. Большинство из них даже оказались воцерковленными людьми.

— Что бы кто ни говорил, но церковная журналистика по развитию значительно отстает от светской. Какие недостатки православных СМИ вы бы выделили?

— Нам со своим бы разобраться. О чужих говорить сложнее. Но бросается в глаза большое количество «реклейных» изданий (название происходит от словосочетания «резать-клеить»). Они похожи, как братья-близнецы: интернетовские полосы, перепечатка из книг и периодических изданий. Естественно, такие издания, сделанные профессионально, тоже полезны. Но нужно писать честно: «дайджест украинских газет», или «дайджест периодических изданий и новых книг». Дайджестов же одного издания быть не должно.

— А вы такие знаете?

— К сожалению, знаю. Как-то мне на глаза попалась такая «газета». Четыре страницы, и все наши, кроме нескольких писем, в которых читатели благодарят редакцию за эти самые полосы. О ссылках на первоисточник и говорить не приходится. В светской журналистике за подобную самодеятельность подают в суд, в Церкви почему-то никто на это не обращает внимание. Мы посмеялись: спасибо, что хоть так донесли людям наши труды. Но о том, как на это отреагирует только воцерковляющийся думающий человек, если ему попадут в руки обе газеты, можно лишь догадываться.

— Как Вы думаете, с чем связано «отставание» церковной журналистики от светской?

— В начале 1990-х один человек предложил мне редактировать газету. Я отказался, так как не видел необходимого количества профессионалов, с которыми можно было бы ее делать. Он ответил: «Наберем с улицы мальчиков и девочек, которые будут писать». И набрал. Причем так делал не он один. И где сейчас эти издания? К сожалению, общий уровень церковной прессы остается низким. Есть, конечно, крепкие издания, но их немного. В общем, то, что светская журналистика давно пережила, для нас еще впереди. В обществе несостоявшиеся информационные проекты вытеснил рынок. В Церкви его нет. Часто издают слабую газету, которую продают в приходы по разнарядке, а там ее даже бесплатно читать не хотят. Плохо, что качество издания не всегда влияет на решение о необходимости его выпуска. А чтобы не с чем было сравнивать, в некоторых регионах возводятся «трехметровые заборы» вокруг приходов, благочиний и даже епархий. Предписывается ничего чужого не брать. Нередко под чужим подразумевается не филаретовское или сектантское, а соседское, сделанное православными братьями и сестрами, живущими по ту сторону ограды.

— Что, по-вашему, необходимо сделать, чтобы поднять православные СМИ на должный уровень?

— Для того чтобы православные СМИ по профессиональному уровню хотя бы приблизились к светским изданиям, нужно работать не покладая рук. При этом ни в коем случае нельзя игнорировать опыт, который имеют светские СМИ. Для того чтобы учредить издание приходской газеты, иногда священнику просто необходимо проконсультироваться в какой-нибудь региональной редакции. И этого не нужно бояться. Да, священнослужители несколько лет учатся в духовных школах, благодаря чему имеют немалый багаж знаний. Но ведь эти знания нужно еще уметь преподать. Только тогда они будут иметь какую-то ценность.

— Анализируя церковную прессу, видишь, что в одних епархиях газеты более солидные, а в других — еле дышат. От чего это зависит?

— Такое положение вещей еще раз свидетельствует о том, что кадры решают все. Хорошо, если в епархии действует духовное учебное заведение, молодежное братство или миссионерский отдел, а среди прихожан есть люди с дипломами журналистских или филологических факультетов. А что, если, скажем, в каком-то регионе мало того, что епархиальное управление находится в помещение бывшей школы, а богослужение проходит в приспособленных помещениях, так еще и местные власти лоббируют интересы раскольников, униатов или сектантов? Если не с кем делать СМИ, то выше головы не прыгнешь.

— На соборе православной молодежи в Казантипе один преподаватель Киевской духовной академии сказал: «Легче православного человека обучить основам журналистики, чем журналиста сделать православным». Как вы думаете, соответствует ли это действительности?

— По-моему, вряд ли. Раньше у нас считали, что кухарки могут управлять государством. Бытует также мнение, что для воспитания детей необязательно иметь соответствующие знания. Хотя бывают исключения. То же с творческими профессиями, к которым, безусловно, относится и журналистика. Я не смогу рисовать, как Шилов, и даже, как наши художники, иллюстрирующие детский журнал «Богдан». Какие бы условия мне ни создали, отсутствие способностей не даст мне даже приблизиться к этому уровню. Вот я и не рисую напоказ.
Что касается воцерковления журналистов, нужно учитывать, что сама профессия способствует проявлению некоторых негативных качеств, с которыми Православная Церковь заповедует бороться (я не говорю обо всех). К тому же многим людям умственного труда непросто преодолеть комплекс «неверующего Фомы». И все же я в последнее время вижу в храмах многих коллег по светской журналистике. Мне кажется, что если светский журналист готов работать во благо Церкви (что встречается крайне редко), нужно помочь ему в этом, а не отталкивать, считая чужим.

— Как вы думаете, готова ли сегодня Православная Церковь к тому, чтобы преподавать основы журналистики в духовных школах?

— Готова, если есть кому преподавать. К сожалению, немногим студентам духовных школ это нужно. Часто случается так, что семинарист за годы своей учебы подготовит разве что парочку курсовых сочинений объемом в несколько страниц. Совсем немногие пишут дипломные работы, а еще меньше — защищают диссертации. Причем нередко научная работа в сто двадцать страниц является чуть ли не единственной публикацией выпускника на данную тематику. А в светских вузах аспиранта не допускают к защите, если он не имеет нескольких статей по своей теме. Так что если в духовных семинариях есть студенты, не боящиеся пера, ради них нужно вводить в программу факультативный курс по основам журналистики. Сказать, что это лишнее, не позволяет реальность. Ведь многим вчерашним семинаристам приходится готовить приходские газеты, а также выступать с публикациями на церковную тематику в светских изданиях. Я уже не говорю о защите Православного учения от нападок со стороны безбожной прессы, в которой нуждается Церковь. Также хотелось бы сказать, что журналистом человека делает не университетский диплом или членский билет «Союза журналистики». Все зависит от того, как он живет и чем занимается. Поэтому волей судьбы многие становятся хорошими специалистами, не заканчивая никакого заведения по этому профилю.

— Говорят, что студенты духовных учебных заведений не умеют писать на должном уровне, так как ничего не читают. Нормально ли то, что сегодня в этих учебных заведениях не преподается отечественная и зарубежная литература?

— Эти предметы обязательно нужно вводить. Священник должен быть всесторонне развит, даже если он не мечтает получить «Золотое перо». Не нужно забывать о том, что сегодня в православные храмы приходят не только старенькие бабушки. Среди прихожан немало интеллигентов, людей самых разных профессий. Поэтому священник, знающий лишь текст «Библии», но «плавающий» в произведениях отечественной и зарубежной литературы, которая изучается в общеобразовательной школе, вряд ли станет авторитетом для преподавателя, доктора или инженера. К тому же впечатляет, когда пастырь во время проповеди цитирует таких выдающихся писателей, как Ф. Достоевский, А Чехов, Г. Сенкевич и других. Известно, например, что выдающиеся церковные учителя, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, блаженный Августин имели блестящее светское образование, что помогало им отвечать на вызовы безбожного мира. Так что преподавание в духовных школах литературы не только не помешает, но и принесет неоцененную пользу.

— Если говорить в общем (обо всех епархиальных информационных структурах), по-вашему, может ли сегодня Украинская Православная Церковь иметь свой Союз журналистов?

— Наверное, может, хотя я не знаю, насколько это нам нужно. Ведь пишущих на православную тематику сейчас гораздо меньше, чем церковных изданий. Зачем выпускать столько газет? Разве что «для галочки», чтобы было не меньше, чем у соседей. Если есть восемь наименований, это еще не повод гордиться цифрой. Может, лучше семь закрыть, сэкономив деньги и силы и оставить одно, но сделать его на должном уровне.

— Можно ли сказать, что времена жесткой информационной блокады уже позади, а молодое поколение православных журналистов «держит ситуацию под контролем»?

— На это остается только надеяться. Сегодня в светской журналистике нет никакой цензуры, но без нее никак нельзя. Иначе православные журналисты скоро перестанут успевать отвечать на все выпады атеистов-безбожников, взявших в руки перо. Но цензура должна быть и в церковной прессе. Таким образом нам удастся избежать перепечаток из книг, а также добиться того, чтобы статьи отдельных авторов не противоречили официальной позиции Украинской Православной Церкви в таких вопросах, как, например, целесообразность введения в обиход идентификационных кодов или о последних временах.

— И, наконец, что бы Вы хотели сказать вашим братьям по перу — православным журналистам?

— В первую очередь, помощи Божьей в их нелегких трудах. Также среди православных христиан сегодня наблюдается некоторая церковная безграмотность. Здесь речь идет не о знании катехизиса, богослужебного устава или смысла библейских повествований. Все это входит в компетенцию воскресных школ или просветительских курсов. Я имею в виду тот факт, что многие, к сожалению, ничего не знают о сегодняшних церковно-государственных отношениях, о том, как следует относиться к проблемам современности, избегая крайностей, от каких деструктивных и сектантских группировок страдают люди, какие политические силы поддерживают Церковь, а какие выступают против нее. В последнее время в светских СМИ стало больше публикаций на церковную тематику. Но готовят их, в основном, не церковные люди, поэтому и допускают немало ошибок. Им, например, ничего не стоит перепутать «патриархаты» или назвать епископа священником. Было бы очень хорошо, если бы православные журналисты вышли во всеобщее информационное пространство и вывели в него свои издания.

Записал Александр Андрущенко