Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Приветствие Блаженнейшего Митрополита Владимира


Международная конференция “Пути просвещения и свидетели Правды: Личность. Семья. Общество”.


 


Приветственное слово Митрополита Киевского и всея Украины Блаженнейшего Владимира на открытии конференции


 


 Досточтимые участники конференции! Отрадно, что проведение конференций в стенах Великой Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры становится хорошей традицией. Радует, что конференция, являющаяся церковно-светской, сплотила усилия Церкви и воцерковленной интеллигенции в обсуждении важнейших проблем совместной духовной и культурной жизни, в центре которой человек: человек как личность, семья как родственный союз личностей и общество как национально-политический союз личностей. Это одна сторона измерения человеческой личности (личностная, семейная и общественная), вторая — богочеловеческая — “нас ради и нашего ради спасения” Бог стал человеком. Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом, как поется в каноне на Преображение: “Яко да Вышний Бог явишься, стоя посреде богов апостол на Фаворе”. Без учета второй составляющей человеческой личности (богочеловеческой) тщетны все усилия решить проблематику человеческой личности как в семейном, так и общественном аспектах. Все усилия “осчастливить” человека, не говоря уже о спасении, политическими, экономическими или какими-либо иными средствами обречены на тщетность вне решения проблемы духовного просвещения, или, если сказать по-другому, проблемы воцерковления. В связи с этим очень важным есть правильное понимание Православия не просто как религии, а как Церкви. Все общества, даже так называемые атеистические или секулярные, по своей природе религиозны, но только Церковь является богочеловеческим организмом — Телом Христовым, вне которого невозможно спасение человеческой личности. Поэтому при всем различии путей просвещения необходимо всегда помнить, что только Свет Христов, которым мы просвещаемся, становясь “удами Тела Христова”, “просвещает всякого человека приходящего в мир” (Ин. 1, 9).


Необходимо также помнить о невозможности понимания человеческой личности и различных личностных союзов вне православной триадологии и христологии. В современное богословие прочно вошло понятие “Другого”. Используя его, можно сказать, что пути просвещения определяются правильным формированием в сознании образа Другого. Свидетели Правды — это те, которые преуспели в подражании Христу, вся жизнь Которого — в служении Другому: от абсолютного послушания своему Небесному Отцу до самоуничижения на Крестном Древе ради спасения последнего грешника. Идеальное же общество является обществом тех, для которых Другой стал продолжением собственной личности, а любовь — единственным содержанием взаимоотношений с Другим. Такое общество представляет собой образ Пресвятой Троицы и есть Небесная Церковь — Царство Божие.


Открывая конференцию в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры — духовном центре Украинской Православной Церкви, призовем в помощь молитвенное предстательство Божией Матери и Святых угодников Печерских — свидетелей Правды, пребывающей во веки.