Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Игумения Серафима. О монашеском послушании

О монашеском послушании

Игумения Серафима,
настоятельница Одесского Свято-Михайловского женского монастыря

Монашество в истории христианской Церкви имело чрезвычайно большое значение. Оно всегда выдвигало из своей среды высокие образцы христианских добродетелей и тем оказывало сильное нравственное влияние на народ, со всех сторон стекавшийся посмотреть на дивную жизнь отшельников.
Высокая жизнь монахов производила большое впечатление на язычников и нередко приводила их к признанию христианского Бога. Большую услугу Церкви оказало монашество и во время борьбы с ересями.
Кроме того, пустыни воспитывали великих церковных деятелей, которые выносили из нее в мир железную энергию и духовную опытность. Такие столпы Церкви, как Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, достигли духовной зрелости именно в пустынном уединении.
Основателями монашества были два великих подвижника: Антоний и Пахомий. Первый положил начало монашеству отшельническому, второй — общежительному.
Древние преподобные иноки называли монашеское жительство евангельским жительством. Святый Иоанн Лествичник определяет монаха так: «Монах — тот, кто во всяком месте и деле, во всякое время руководствуется единственно Божиими заповеданиями и Божиим словом». А святой Феодор Студит сказал: «Монах есть тот, кто на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается.» Но чтобы насадить в себя разум Божий, волю Божию и правду Божию, преподаваемые нам в Святом Евангелии Самим Богом, нужно отречься и постоянно отрекаться от собственных разумений, от собственной воли, от собственной правды, то есть непрестанно пребывать в послушании, что так важно для спасения души и что в отличие от древнего монашества не дано нашему времени.
Да! Велика добродетель — послушание, и именно на этой добродетели хотелось бы остановиться. Самый величественный образ послушания оставил нам Подвигоположник Господь наш Иисус Христос! Он, ради послушания Богу Отцу, рождается от Девы в уничиженном виде, в яслях, обрезается и живет в послушании у мнимого отца Своего Иосифа и Матери Своей. Он, Богочеловек, повиновался просто человекам…
Но главным образом Спаситель обнаружил Свое послушание во вкушении крестных страданий и смерти. «Не якоже Аз хощу, Отче, но якоже Ты, — говорил Он пред вступлением в тяжкий крестный подвиг, — не Моя воля, но Твоя да будет!» Таким образом, Христос, зрак раба приим, был послушлив Отцу до смерти, смерти же крестныя, и был наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека. Так возвеличен и превознесен Спаситель за послушание.
С тех пор святое послушание возвеличено. Оно даже стало основанием всей монашеской жизни. «Сие убо Божественное послушание, насажденное от Самого Христа Господа во Святых Его ученицех, прииде во евятый ангельский монашеский чин, в нем же мнози во святом послушании, яко солнце просияша и совершение Богу угодиша, и весь монашеский чин на святом послушании основан есть», — говорил святой Паисий Величковский.
1. Святое послушание столь велико, что превышает другие иноческие добродетели. Хотя высока добродетель монашеская — нестяжание, властвующая над вещами, еще выше ея — целомудрие, властвующая
над плотию; но обоих выше — послушание, как властвующее над духом. У святых отцов говориться, что из трех подвигов: поста, чистоты и послушания, первый доводит до половины пути к Богу, вторая приводит
ко входу, а последнее поставляет пред лицо Самого Бога.
2. Послушание превосходит другие виды подвижничества. Один великий старец, рассказывал Ааве Руф, видел на небе четыре чина. В первом стоял
человек, который болен и благодарит Бога; во втором чине — человек, который с любовью принимает странных и с терпением служит им; в третьем — отшельник, который живет в пустыне и никого не видит; в четвертом — человек, живущий в послушании духовному отцу своему и повинующийся ему ради Господа. Сей последний за послушание свое носил золотую цепь и щит, и имел большую славу в сравнении с другими.
На вопрос старца: почему этот меньший имеет большую пред другими славу, путеводитель отвечал: страннолюбивый все делает по своей воле; кто живет в пустыне, удалился туда также по своей воле; сей, живущий в послушании, отказывается от всех своих желаний и во всем зависит от Бога и Отца своего. Потому он и получил большую славу в сравнении с
другими.
3. Послушание равняется мученичеству. Преподобный Феодор Студит говорит: «Справедливо свидетельствуют многие Святые Отцы, прежде же всех свидетельствует святой Василий Великий, что состояние послушания есть настоящее мученичество. Мы сподобились вступить в настоящий подвиг высокого жительства в послушании и подъемлем мученичество иным образом: вместо отсечения членов отсекаем свою волю; вместо излияния крови — извергаем греховные помыслы и пожелания; вместо тиранических мук терпим нападения бесов и неприязни со стороны мира; почему не суетною надеждою надеемся в будущем веке получить часть вместе со святыми мучениками,»
Из сказанного видно, сколь высоко нравственное достоинство послушания и сколь необходимо его иметь каждому, живущему в монастыре.
Кто хочет скоро достигнуть совершенства, тот не должен быть сам себе учителем, ни повиноваться своей воле, хотя бы правым казалось свое желание, но, по заповеди Спасителя, каждый прежде всего должен отречься от себя самого, отказаться от своей воли. Произвольные труды, совершаемые по самомнению или прихоти, особенно с отвержением покорности, как бы ни были велики, не только не приносят никакого духовного плода, но, напротив того, будучи сами последствием самомнения и гордости, чрезвычайно усиливают эти страсти в иноке, совершенно отчуждают его от христианского благодатного образа мыслей, то есть от евангельского смиренномудрия. Египетские великие Отцы утверждают, что монах будет не в силах обуздать самых похотей вожделения, если прежде не обучиться умерщвлению своих волей посредством послушания. Они решительно свидетельствуют, что тот, кто не научился прежде побеждать свои воли, никак не возможет погасить ни гнева, ни печали, не возможет стяжать ни истинного сердечного смирения, ни всегдашнего единения с братьями, ни даже пребыть долго в общежитии.
Истинному иноку следует непременно соблюдать такие добродетели:
1. Прежде всего иметь чистую и нелестную веру к своему наставнику, до такой степени, что видеть в нем самого Христа и повиноваться ему,
как говорит Господь Иисус: «Слушаяй вас, Мене слушает; и отметаяйся вас, Мене отметается: отмеаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя…»
2. Вторую добродетель — истину: то есть быть пред ним истинным в деле и слове, и совершенном исповедании помыслов, по написанному: начало
словес твоих истина…
3. Третью добродетель — не исполнять своей воли.
4. Четвертую добродетель — отнюдь не прекословить и не спорить, ибо прекословие и спорливость не есть дело благочестивых.
5. Пятая добродетель есть совершенное и чистое исповедание дел и помыслов отцу духовному.
Таким образом, многотруден этот подвиг, но зато этот путь есть самый верный ко спасению. Премудро и разумно сохраняющий эти добродетели да знает несомненно, что он еще здесь, как бы по обручению, получит блаженство праведных.