Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Блаженнейший Митрополит Герман: «Основу православных приходов в Америке составляют украинцы»

Блаженнейший Митрополит Герман: «Основу православных приходов в Америке составляют украинцы»
Интервью с Предстоятелем Православной Церкви в Америке

Ваше Блаженство, у Вас за плечами многолетний стаж пастырского служения. Как Вы приняли решение стать на этот путь?

Меня всегда привлекало церковное богослужение, так что желание стать священнослужителем появилось еще в детстве. Причем мне было все равно, кем быть — священником, диаконом или просто церковником. Единственное, чего мне хотелось, это принимать активное участие в жизни Православной Церкви. По окончании средней школы я служил в армии, затем в 1959 году поступил в Свято-Тихоновскую богословскую семинарию. К поступлению в семинарию меня «подтолкнул» настоятель храма, в котором я нес послушание церковника. По его мнению, я вполне мог быть полезным Православной Церкви. В годы учебы я постоянно участвовал в церковно-приходской жизни, подготавливая себя к тому, чтобы стать священником.

Иногда под словом архиерей понимают практичного администратора, у которого все расписано по минутам. Но ведь есть же какая-то личная жизнь, какие-то увлечения?

Деятельность архиерея — это не только священническое служение, но и огромная работа с паствой. Епископ — это обыкновенный человек, с присущими ему положительными и отрицательными чертами, у которого также возникают какие-то личные проблемы. Но во время общения с посетителями все это должно уходить на задний план.
Ежедневно в митрополии в Вашингтоне собираются огромные очереди людей. Всех нужно принять и не только выслушать, но и помочь. На это уходит очень много времени и энергии. Что касается личной жизни, то у меня, как и у большинства епископов, ее нет.
Раньше я увлекался чтением художественной литературы, но это уже в прошлом. И совсем не потому, что пропало желание. Просто со вступлением на архиерейскую кафедру появилось бесчисленное количество дел, которые обязательно нужно доводить до конца. Причем, как правило, в списке «что делать» нет чего-то незначительного. Это внешне архиереи, быть может, кажутся людьми, особо «не напрягающимися». На самом же деле все иначе. Жизнь епископа сопряжена с огромной ответственностью, строгой дисциплиной, постоянной усталостью и катастрофической нехваткой времени. Так что порой не успеваешь сделать что-то важное, не говоря уже об увлечениях.

Владыка, Вы уже не первый раз посещаете Украину. Скажите, пожалуйста, что связывает Вас с этой страной?

Сегодня я посещаю Украину уже пятый раз, но впервые я приезжаю в эту страну, как глава Автокефальной Православной Церкви. Если говорить о Православии, то между Соединенными Штатами и Украиной существует тесная связь. Ведь большинство тех людей, которые являются сегодня прихожанами православных храмов в Америке, в свое время приехали из Украины. Наша юрисдикция пребывает в тесном евхаристическом единстве с Украинской Православной Церковью, которая находится под омофором Блаженнейшего Митрополита Владимира. Кроме всего этого, мои предки являются выходцами из Закарпатья — из небольшого селения в нескольких часах езды от Ужгорода. В нашей семье было десятеро детей. Я — второй после старшего брата. Мои родители не смогли найти в Украине такую работу, которая могла бы прокормить нашу большую семью. Поэтому они эмигрировали в Соединенные Штаты и всю жизнь много трудились. Так, например, мой отец сорок пять лет проработал шахтером. Лишь два года назад я впервые за все эти годы посетил свою этническую Родину. Там, в маленьком западно-украинском селе, живет моя двоюродная сестра.

Что означает Ваш нынешний визит в Украину?

Как новоизбранный Предстоятель Американской Православной Церкви, я посещаю все канонические православные юрисдикции. В знак наших дружеских отношений с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром я прибыл в Украину и считаю, что этот визит очень важен для взаимных отношений между нашими Церквами.

Нередко Соединенные Штаты посещает анафематствованный Филарет Денисенко, пытаясь создать там структуры Киевского Патриархата. Как реагируют на него представители канонических православных общин?

Мы нередко слышим о визитах Филарета в США. Более того, он пытается осуществлять там какую-то деятельность. Но я хочу сказать, что Американская Православная Церковь не состоит с ним в каноническом и евхаристическом общении. Поэтому не может быть и речи о каких-то контактах или встречах. Для православных юрисдикций он не более чем анафематствованный мирянин, который некогда был Митрополитом Киевским.
Единственное, с кем он еще как-то может контактировать, это с представителями американских «группировок», которые стараются казаться православными, но на самом деле таковыми не являются. Вообще разделение в Церкви — это грустное и болезненное явление. К сожалению, всегда существовали, существуют и, наверное, будут существовать люди, которые вносят раздор и разделение в церковную ограду. Православные христиане Америки не равнодушны к тем испытаниям, которые пережил и по сей день переживает Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир, епископат, священство и народ Божий в связи с филаретовским расколом. Нам остается лишь молиться, чтобы Господь вразумил тех людей, которые отошли от истинной Церкви.

Владыка, какие Вы видите пути преодоления филаретовского раскола на Украине?

Контролировать свободную волю человека никто не может. Поэтому люди никогда не перестанут творить зло. Наше же дело молиться, чтобы Господь вразумил тех, кто время от времени сбивается с истинного пути. Мне кажется, что преодолеть разделения мы сможем лишь в том случае, если сами будем твердо стоять в правде, свидетельствуя об истинности Православия.

Ваше Блаженство, в течение недели Вы совершали паломничество по святыням Украинской Православной Церкви. Что Вам наиболее запомнилось во время этого визита?

Весь этот визит произвел на меня огромное впечатление, ведь мы посетили немало украинских храмов и монастырей. Наиболее меня обрадовало то, что большое количество людей разных слоев общества и возрастных групп посещают православные храмы. Впечатляет то, что в основном эти люди стоят на богослужении не просто для того, чтобы отбыть очередь, а для того, чтобы помолиться, излить Богу свою душу, попросить помощи на жизненном пути, подумать о своем прошлом, настоящем и будущем. Ведь именно для этого предназначен храм Божий. Очень приятно было заметить, как сегодня возрождаются, строятся и реставрируются храмы монастыри.

А как Вы смотрите на то, что сегодня многие наши уникальные святыни принадлежат раскольникам?

Как и каждый член единой соборной и апостольской Церкви, я не могу не переживать по этому поводу. То, что сегодня самозванцы оскверняют своими псевдобогослужениями наши храмы, можно назвать плачевным результатом сатанинской гордыни, которая на протяжении всей истории мироздания мешает человечеству нормально жить. Мы молимся о том, чтобы в Православной Украине водворился мир между людьми. Более того, я просто уверен, что именно так оно и будет, потому что «Бог поругаем не бывает». Он не позволит «своре» самозванцев вести себя так по отношению к Церкви. Рано или поздно придет конец этим беззакониям. Ведь недаром же говорят в народе, что все происходит «до поры до времени».

Владыка, насколько свободно может чувствовать себя православный христианин в современной Америке?

К счастью, сегодня в Соединенных Штатах существуют достаточно благоприятные условия для того, чтобы мы могли проповедовать Слово Божие и учить своих детей основам христианской нравственности. Поэтому верующие Американской Православной Церкви, как и других канонических юрисдикций, чувствуют себя свободно на Американском континенте. Тем более что сегодня, как никогда, Церковь имеет значительный авторитет в обществе.

За долгие годы пастырского служения Вам приходилось общаться со многими людьми разных национальностей. Как бы основные отличия между православным американцем и украинцем Вы определили?

Само по себе Православие едино. Просто иногда в ходе исторического процесса оно приобретает черты, присущие отдельным регионам. Так, например, греческие священники не носят митр, в то время как, скажем, украинские, польские или болгарские носят. Одним словом, есть разница в каких-то частностях. Но в целом, мы служим одному Богу и прославляем Его одинаково. Единственное, о чем я могу сказать, сопоставляя православных американцев и украинцев, это о разнице в религиозном менталитете. Это связано с тем, что Христианская вера коснулась сердец славянских народов раньше, чем латиноамериканских.

В Соединенных Штатах существуют юрисдикции практически всех Поместных Православных Церквей. Как они взаимодействуют между собой?

Между представителями канонических православных юрисдикций, действующими в Соединенных Штатах, не возникает никаких противоречий. Более того, мы даже занимаемся совместной деятельностью. Мы регулярно бываем на престольных праздниках в храмах своих собратьев. Время от времени проводятся совместные встречи, на которых решаются проблемы, возникающие в церковной ограде, общими усилиями организовываются различные мероприятия и акции. И, несмотря на то что все мы относимся к разным патриархатам, между нами, как правило, не возникает никаких трений.
Если говорить об идеале, то нам бы очень хотелось, чтобы в Соединенных Штатах Америки существовала одна Церковь. Только все церковно-административные реформы следует проводить каноническим путем.

Владыка, как Предстоятель Поместной Церкви, скажите, пожалуйста, что представляет собой Американская Православная Церковь сегодня?

На сегодняшний день Американская Автокефальная Православная Церковь имеет в своей юрисдикции шестьсот приходов и столько же священников. Принимая во внимание все православные юрисдикции в Соединенных Штатах, следует сказать, что всего на Американском континенте около трех миллионов человек, исповедующих Православие. В данном случае речь идет как о духовенстве, так и о мирянах. Причем Православие наиболее развито в Восточных регионах Соединенных Штатов, таких как Нью-Йорк, Пенсильвания, Калифорния и Чикаго. Им уступают Южные штаты, так как на этой территории сосредоточилось большое количество протестантских деноминаций. Эти районы являются для нас основным полем для миссионерской деятельности. Тем не менее, мне кажется, что сегодня в Соединенных Штатах значительно увеличивается количество православных верующих. В основном это происходит за счет того, что многие переходят к нам из других конфессий. Для того чтобы принять всех, нам приходится строить новые храмы и открывать духовные семинарии.

Какие слои населения составляют на сегодняшний день православные общины в США?

Как и в любой другой стране, в Америке люди посещают православные храмы семьями. То есть зачастую на богослужениях присутствуют бабушки и дедушки, мамы и папы, а также дети и внуки. В американском обществе ярко выражено деление людей на богатых и бедных. Но в храме Божием все они становятся равными: одинаково стоят перед алтарем, ставят свечи, исповедуются, причащаются, посещают занятия в воскресных школах и участвуют в крестных ходах. Если где-то в повседневной жизни некоторые люди дают знать другим о своем «первенстве», то в Церкви «на равных» общаются рабочие, шахтеры, фермеры, учителя, врачи, сенаторы, дипломаты и многие другие люди. Вот мы привыкли почему-то думать, что так называемые «крутые» очень жестоки и бессердечны. Очень часто кто-то из мирян приходит в храм с тем, чтобы попросить финансовую помощь будь-то на лечение или еще на что-нибудь. И очень умиляет, как живо многие из этих «сильных мира сего» откликаются на чужое горе и спешат помочь.

Беседовали Александр Андрущенко и Сергей Баршай
(Перевод с английского: архимандрит Закхей (Вуд) и Андрей Романов)