Архиепископ Августин. Чернобыль: чужая ли нам «зона отчуждения»?
Возрождение Чернобыльского храма
02.07.2003. ЧЕРНОБЫЛЬ. МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОДОСИЯ ЧЕРНИГОВСКОГО КРЕСТНЫМ ХОДОМ ОБНЕСЛИ ВОКРУГ ЧАЭС
По инициативе общественной организации «Союз Чернобыль Украины» по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира единственному действующему в зоне отчуждения Свято-Ильинскому храму г. Чернобыля была передана частица мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, который считается покровителем чернобыльцев и исцелителем от лучевой болезни.
Переселенцы из Чернобыльской зоны, живущие в Черниговской области, и духовенство Киевской и Черниговской епархий встретились на мосту через реку Припять, откуда был начат крестный ход к ЧАЭС. Учитывая длительность маршрута и лимит времени, большая часть пути была преодолена на автотранспорте. На площади перед административным корпусом Чернобыльской АЭС у креста, установленного в память о погибших ликвидаторах, была отслужена заупокойная лития. Возглавивший Богослужения архиепископ Львовский и Галицкий Августин благословил иконами паломников и работников АЭС и окропил их святой водой. Далее крестный ход последовал к саркофагу четвертого энергоблока станции. Здесь архиепископ Августин благословил мощами чернобыльскую землю. Объехав ЧАЭС по периметру, верующие отправились в Чернобыль, где прошли крестным ходом от центра города к Свято-Ильинскому храму. Здесь архиепископ Августин отслужил молебен. Ему сослужили настоятель храма протоиерей Николай Якушин и прибывшее духовенство Киевской и Черниговской епархий. В своем слове после молебна владыка выразил надежду, что чернобыльская земля по промыслу Божию будет постепенно возрождаться, как возрождается Свято-Ильинский храм города Чернобыля с помощью благодетелей, среди которых президент «Союза Чернобыль Украины» Юрий Андреев, глава администрации зоны отчуждения Владимир Халоша.
04.07.2003. ЧЕРНОБЫЛЬ. ЖУРНАЛИСТЫ ПРЕСС-СЛУЖБЫ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПОСЕТИЛИ ЧЕРНОБЫЛЬСКУЮ ЗОНУ
Сотрудники пресс-службы УПЦ посетили Чернобыльскую зону, где приняли участие в торжествах, посвященных перенесению в Свято-Ильинский храм Чернобыля частицы мощей святителя Феодосия Черниговского. Журналисты посетили ЧАЭС, имели беседу с главой администрации зоны Владимиром Халошей, президентом «Союза Чернобыль Украины» Юрием Андреевым, которые занимаются реставрацией единственного действующего храма в зоне.
Чернобыль: чужая ли нам «зона отчуждения»?
Комментарий в свете веры
Архиепископ Августин в беседе с корреспондентом «Седмицы.Ru» рассказал о состоявшейся поездке в Чернобыль:
— Владыка, расскажите, как возникла идея совершить крестный ход по окрестностям Чернобыльской АЭС с мощами святителя Феодосия Черниговского?
— Чернобыльская земля после катастрофы 1986 г. стала для всех нас символом скорби и страдания. Церковь – Тело Христово. Она окормляет народ Божий, общество. И когда одна часть тела страждет, то этой части сострадает и все тело. Болезнь преодолевается через сострадание, через соучастие. И, наверное, пришло время искать способы так выразить сострадание Чернобыльской земле, чтобы наконец-то началось возрождение этого измученного края. Наш крестный ход стал первой попыткой, первым шагом на пути к этому. Начинать надо с того, чтобы хоть как-то обратить на Чернобыль внимание и участие одних и поддержать других — тех, кто сейчас находится там.
Думаю, что нужно привлечь специалистов, ученых, которые могли бы более детально изучить нынешнее состояние зараженной зоны вокруг Чернобыльской АЭС. Есть данные о том, что в ряде мест, входящих в эту зону, сегодня уровень радиации значительно снизился, почти до нормального состояния. Значит, можно, наверное, сократить зону отчуждения, вывести из ее ареала какие-то пункты, где уже можно начинать восстанавливать нормальную жизнь. Мне лично кажется, что в самой «Зоне» можно сейчас установить строгий пропускной режим, буквально такой, какой в Советское время существовал на государственной границе, но на наименее зараженных участках, освобожденных от этого режима, можно разрешить селиться людям. Только поселить здесь нужно добровольцев, именно добровольцев — тех, кто хотел бы вернуться в свои родные места, заняться возрождением своей малой родины. Конечно, такой процесс постепенного возрождения этого региона к жизни должен строго контролироваться научно-исследовательскими центрами и специальными комиссиями.
— Что такое Чернобыль сегодня?
— Чернобыль до катастрофы был районным центром Киевской области, в нем проживало 18 тысяч человек. Сейчас там проживает полторы сотни т.н. «самоселов» (возвратившихся), кроме того, около 4 тыс. человек работает в зоне вахтовым методом, среди них также есть проживающие в г. Чернобыле постоянно. Мы провели там целый день, и никакого повышенного уровня радиации наши дозиметры там не зафиксировали. В Киеве сегодня радиационный фон выше на 7 микрорентген в час, чем в центре Чернобыля. Но самое интересное — это то, что в алтаре чернобыльского храма, где мы молились, уровень радиации вообще оказался нулевым.
— Владыка, что собой представляет сегодня православный приход в Чернобыле?
— Свято-Ильинский храм Чернобыля находится на самой окраине города. После аварии богослужения продолжались до Пасхи Христовой включительно, затем людей из города эвакуировали. Прихожане очень уважали своего батюшку — отца Николая Гасицу. Тогда в обстановке паники и хаоса он очень помог властям, успокаивал несчастных людей, которые бегали за ним, как цыплята за курицей. Сразу после аварии, когда всех переселяли в незараженные районы, отец Николай сумел передать священные сосуды и иные предметы богослужебного назначения из своего храма в другие церкви, чем спас святыни от поругания. Этот священник в настоящее время жив, хотя уже очень стар и ослеп. Он проживает в селе Микуличи под Киевом.
Храм долгое время не действовал и, конечно, пришел в запустение. Естественно, сразу после аварии не могло быть и речи о возобновлении в нем богослужений. Но постепенно церковная жизнь вернулась в стены Ильинского храма. В начале 90-х годов в село Толстый Лис, что неподалеку от Чернобыля, вместе с другими его прежними жителями вернулся священник Феодор Ленок. Будучи батюшкой в своем селе, он одновременно стал иногда приезжать в Чернобыль и служить в тамошней церкви. Глава администрации «зоны отчуждения» Халоша Владимир Иванович помог начать богослужения и теперь оказывает большое содействие в восстановлении самого храма. Наверное, это началось уже после перестройки. А два года назад в Ильинскую церковь был назначен постоянный священник — протоиерей Николай Якушин, который и в настоящее время является настоятелем прихода.
Тогда же, два года тому назад, Чернобыль, Ильинский приход и атомную электростанцию посетил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Он побывал и в поселке Славутич. А в прошлом году в чернобыльском храме впервые после аварии совершил Божественную литургию православный архиерей — епископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан, управляющий делами Украинской Православной Церкви. Теперь вот Господь сподобил меня побывать в этом храме-великомученике, как его можно назвать, ведь он пережил не только страшные гонения на Церковь в ХХ в., но и катастрофу 1986 г. Еще совсем недавно храм пребывал в очень плачевном состоянии: мог завалиться верх колокольни. Сейчас, слава Богу, церковь восстановили и даже позолотили ее главы. В этом большую помощь оказал «Союз Чернобыль Украина».
Мы очень надеемся, что с обновления этого храма начнется и возрождение всего Чернобыльского края. Конечно, средств на это пока очень мало. Но ведь как всегда было на Руси: наши князья в старину нередко закладывали и строили храмы, благоукрашали их, а сами в это время могли спать на соломе. С храма все начинается!
— Каковы Ваши впечатления от поездки в Чернобыль?
— Больше всего меня поразило вот что: я служил литию, а потом раздавал иконки молящимся, и вдруг впервые увидел улыбки и радость чернобыльцев, которые до этого момента стояли с очень скорбными лицами. Конечно, эти люди — герои, в полной мере исполнившие Заповедь Христову: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». В особенности это касается уже усопших ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, за которых мы все вместе молились.
— Владыка, Вы действительно считаете, что сегодня, когда Украина находится, мягко говоря, не в самой благоприятной экономической ситуации, возможно возрождение Чернобыльского края?
— Может быть, кто-то сочтет меня странным или скажет, что я просто фантазировал, когда говорил о возрождении этой земли. Но я вижу, что есть люди, которым судьба Чернобыля не безразлична, которые стремятся что-то сделать для возрождения этого края и уже делают. Уже есть реальные результаты.
По пути в Чернобыль я разговаривал с председателем организации «Союз Чернобыль Украина» Юрием Борисовичем Андреевым, бывшим начальником смены на ЧАЭС. Юрий Борисович рассказывал мне, как произошла авария, почему она произошла, как ее можно было предотвратить. Этот человек прилагает огромные усилия, направленные на то, чтобы в этих местах вновь началась нормальная жизнь.
К этой работе подключился и глава администрации «зоны отчуждения», заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Украины Владимир Иванович Халоша, который уже с 1986 года работает в Чернобыльской зоне. Владимир Иванович — простой и скромный труженик, который тащит на себе непомерный воз забот по управлению различными службами зоны. Он по долгу службы с каждого вторника по пятницу находится в зоне и все о ней знает. Я хочу посоветоваться с ним о том, какие меры сегодня реальны в качестве первоочередных для восстановления жизни на этой территории.
— Владыка, в народе ходит немало всяких страшилок о якобы живущих в Чернобыльской зоне зверях-мутантах? Вы ничего подобного там не увидели?
— Конечно, все это байки, не более того. Никаких зверей-уродов мы там не увидели. Хотя в водоотводных каналах у станции водится большая рыба, в том числе огромный сом, который в определенное время приплывает к берегу, сотрудники станции бросают ему буханку хлеба и наблюдают, как он заглатывает ее целиком и уплывает. Никто этого сома, понятное дело, не ловит, потому что он заражен радиацией.
Намного хуже разного рода ужасов про мутантов другое: в зоне действуют мародеры, которые воруют металл. Здесь очень много брошенной техники и прочих конструкций из цветного металла — на этом можно поживиться, потому и крадут. Самое страшное, что неизвестно, куда потом этот металл попадает, а ведь он радиоактивен.
— Владыка, а не вызвала у Вас уныния увиденная картина заброшенной и загаженной земли?
— Я не жалею, что поехал в Чернобыль и провел там целый день. Хотя картина, действительно, удручающая. Представьте: стоит село, а все дома в нем закопаны в землю по самую крышу, как танки, превращенные в дзоты. Сверху виден только знак радиационной опасности. Эта картина как-то особенно ранила душу. Но были и отрадные минуты, которые вселяют большой оптимизм. Меня поразила одна бабушка, подошедшая к нам, когда мы несли мощи св. Феодосия Черниговского. Мы несли частицу мощей, вделанную в гробничку, изготовленную наподобие раки в человеческий рост, и большую икону святителя. Во время крестного хода нас многие приветствовали, даже те, кто далек от Церкви, встречали нас тепло и с радостью. Я окроплял собравшихся святой водой. И вот эта 86-летняя бабушка — Ксения Феодосиевна — подошла к мощам и воскликнула: «Ой, якый же ты молодый!». Я сначала подумал, что она по старости из-за плохого зрения восприняла изображение св. Феодосия за гроб покойника. Конфуз я решил деликатно смягчить: «Дорогесенька, ось мы вам, чорнобыльцям, привезли мощи святителя Феодосия Чернигивського!». Она в ответ: «Та я цэ знаю! Спаси Вас Господи! Я молюся йому!» Видно было, что бабушка очень простая, необразованная, всю жизнь прожила в селе. Но меня поразило, что она не покинула родные места после катастрофы, живет здесь все эти годы, причем в большой бедности, но не ропщет и в свои годы сохранила поразительную человеческую мудрость, ясность суждений и чистоту веры. И никакого маразма — вот вам и зона, и радиация! Господь уберег подвижницу от всех напастей. Хочу похлопотать за нее перед Блаженнейшим: надо бы ей хоть какую-нибудь медальку дать или подарок за ее удивительное стояние!
— Вы приравниваете к подвигу уже само проживание в Чернобыльской зоне?
— Вне всякого сомнения, такая жизнь, как у этой бабушки, — настоящий подвиг во славу Божию. Я думаю, что Чернобыльскую землю можно сравнить с Голгофой. Кто-то вслед за Господом пожертвовал собой ради спасения людей. Кто-то, как разбойник, распятый слева от Христа, ропщет или ворует, наживается на чужом горе, прикрывается лозунгами и пытается уйти от Промысла Божия. А кто-то уподобился благоразумному разбойнику, тому, что был одесную от Христа, и без ропота, с упованием на Господа принял свою участь, как эта бабушка. Она всю жизнь в этих местах прожила и никуда оттуда уже не уедет — она крепкая духом. Так что бабушка Ксения — пример тому, какие чудеса в нашей жизни еще бывают.
— Владыка, а почему именно мощи св. Феодосия Черниговского были принесены в Чернобыль?
— Есть предание, что именно он помогает защищаться от радиации. Хотя мне вообще-то не нравятся рассуждения о какой-то «специализации» святых, как у врачей в поликлинике. Когда жил святитель Феодосий, в XVII веке, люди еще не знали о радиации. Просто Чернобыль исторически находится на Чернигово-Северской земле, где св. Феодосий прославился своим благочестием при жизни, у его икон многие получили исцеления, поэтому и стали считать святого покровителем чернобыльцев.
Хотя слышал одну историю, которая, быть может, объясняет почитание св. Феодосия именно в связи с катастрофой. Говорят, что незадолго до аварии его мощи хотели куда-то перевезти из Чернигова, якобы в какой-то музей. Но всякий раз это не удавалось: то машина поломается, то еще какие-то проблемы. А потом святитель будто бы несколько раз являлся во сне тому партийному начальнику, который все организовывал, и запретил вывозить свои мощи из Чернигова, предупредив, что в противном случае город постигнет большая беда. Мощи св. Феодосия вскоре после этого вернули Православной Церкви. А Чернигов радиоактивные осадки почти не затронули. Вот такую историю рассказывают. Но здесь, конечно, многое надо бы перепроверить, прежде чем признать все это за настоящее чудо.
— Владыка, ведь Вы и сами пережили Чернобыльскую катастрофу…
— Да, я тогда, в 1986 г., проходил пастырское служение в Коростене. О случившейся на АЭС аварии узнал рано утром 26 апреля, когда коростенские пожарные были вызваны на станцию для тушения пожара. Я тогда молился о них, хотя ни они, ни я еще не представляли себе страшных последствий этой аварии. Коростень относится к третьей зоне (всего их — четыре), к так называемой «зоне гарантированного отселения»: кто из коростенцев захотел, тот получил квартиру в любом другом городе Украины. У меня после аварии были проблемы со здоровьем, и все меня убеждали уехать из Коростеня, но я говорил, что капитан с корабля уходит последним. Покинул Коростень только в 1992 г. после назначения епископом на Львовскую кафедру.
09.07.2003. ОДЕССА. МИТРОПОЛИТ ОДЕССКИЙ И ИЗМАИЛЬСКИЙ АГАФАНГЕЛ НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ “ЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ КРЕСТ”
Высокой награды общественной организации “Союз Чернобыль Украины” владыка удостоен за постоянную опеку пострадавших и ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Награждение состоялось во время презентации в Одессе политической партии “Союз. Чернобыль. Украина”. Орден вручил президент “СЧУ” Юрий Андреев. На вручении присутствовали губернатор Одесской области Сергей Гриневецкий, мэр Одессы Руслан Боделан. Орден “Чернобыльский крест” за заслуги перед чернобыльским движением был также вручен известному певцу, народному артисту СССР Иосифу Кобзону.
Речь Высокопреосвященного митрополита Одесского и Измаильского АГАФАНГЕЛА на церемонии награждения его орденом «Чернобыльский крест».
Дорогие друзья!
Уважаемые Юрий Борисович, Руслан Борисович, Сергей Рафаилович и Иосиф Давидович!
От лица духовенства и верующих Одесской митрополии Украинской Православной Церкви я рад сегодня приветствовать всех находящихся в этом зале, членов руководства города и области, членов партии «Союз — Чернобыль Украина»!
Все мы вспоминаем тот страшный день 26 апреля 1986 года, когда печальная весть охватила не только Украину, но и народы всей нашей земли, всего нашего земного отечества, тогда единого. Прошло 17 лет и человеческая боль не утихает, потому что для всех нас и для верующих людей, прежде всего, чужого горя не бывает.
Чернобыльская беда, чернобыльская полынь горькая коснулась многих человеческих душ и сердец. Она унесла жизни многих близких, родных, которые в этот день стали жертвой и которые в последующие годы защищали нашу землю, защищали нашу человеческую жизнь. Боль и быль, как говорилось сегодня, это наши спутники земного бытия и все мы и до ныне переживаем эту страшную беду, которая коснулась народов Киевской Руси прежде всего — колыбели трех братских народов, трех славянских культур. Опаленные земли и сожженные души Украины, России и Белоруссии стали единым связующим звеном того лиха, той беды, которая многие поколения будет напоминать нам о страшном.
Сегодняшний день, когда Церковь празднует день иконы Тихвинской Божией Матери во всех городских храмах и в храме Андреевского подворья, где я совершал Богослужение, мы молились о упокоении душ всех, кто погиб вследствие страшной Чернобыльской катастрофы. Мы верим, что у Бога нет мертвых — все живы и всех тех, которых нет с нами, которые своей жизнью, своим телом защитили каждого из нас, землю нашу, они заслуживают внимания и им необходима молитва, вечная память для того, чтобы хранить его имена навсегда не только в книге, но и в жизни каждого из нас, в наших сердцах и в наших душах. Мы верим, что Господь упокоил их души в селениях праведных . Мы вспоминаем сегодня всех, кто остался в живых, кто страдает от страшных болезней, кто мучается ночами и кто стал тоже скорбью для близких, для родных, для всех тех, которые помогают ныне всем пострадавшим, но оставшимся в живых, продолжать бороться за свою жизнь, сохранять ее как священный дар, данный Богом каждому человеку.
Я хочу пожелать всем вам мира и согласия, чтобы благословение Божие всегда пребывало над нашей родной украинской землей, над Россией и Белоруссией. И прекрасно, что сегодня все собрались в этот день Года России в Украине. Это действительно не только наше историческое прошлое, но и настоящее. Все мы в долгу друг у друга, все мы не раз оставались в беде и все мы не один раз побеждали сообща всякое человеческое горе и беду. Свидетельством этого является приближение 60-летия со для окончания Великой Отечественной Войны и нашей победы, которая досталась на всех одна. Дай Боже здравия, спасения живым. Я хочу, чтобы вечная память сегодня была пропета в этом зале всем, кто погиб, защищая Украину, Россию, Белоруссию, защищая каждого из нас, нашу святую землю, нашу Православную Церковь и нашу веру.
По окончании речи Владыки митрополичий хор Свято-Успенского кафедрального Собора исполнил «Вечную память» по душам усопших, погибших от Чернобыльской катастрофы.
После этого руководитель новой Всеукраинской социально-экологической партии
«Союз — Чернобыль Украины» вручил на сцене театра Владыке Митрополиту орден «Чернобыльский крест»
Епископ Мукачевский и Ужгородский Агапит: «Ад хотя царствует, но не вечнует»