Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Свящ. Андрей Дуденко. Православная миссия в Интернете

Православная миссия в Интернете

Священник Андрей Дудченко

Обоснование миссии в глобальной cети
Еще несколько лет назад трудно было представить, что совсем скоро практически любой человек, не выходя из дома или не вставая с рабочего места, сможет запросто узнать свежие новости любого информационного агентства, найти и сохранить нужную книгу или статью, обсудить интересующий вопрос с компетентными собеседниками или поболтать с друзьями из любой точки планеты. Теперь все это становится доступно максимально широкой аудитории: все больше людей получает доступ к компьютеру, а цены на пользование сетью Интернет постоянно снижаются.
На сегодняшний день всемирная компьютерная сеть Интернет представляет собой мощнейший источник информации и коммуникативную среду. Аудитория Интернета — в основном молодые люди с высшим образованием и учащиеся вузов. Это и есть важнейшая миссионерская аудитория Церкви. Среди тысяч украинских посетителей Интернета немало тех, кто недалеко отстоит от церковного порога, ищет ответы на вопросы о вере и Церкви, живо откликается на дискуссии о Православии. Есть и такие, которые считают себя принадлежащими к Церкви, но на самом деле принадлежность эта — формальная, такие люди могут быть равнодушными к вере, часто скатыватся в обрядоверие и практическое язычество, но они также не могут быть исключены из поля зрения миссионера. Как и в реальном обществе, в Интернете есть также те, кто не верует только потому, что ему еще не проповедано Евангелие, есть и те, кто отошел от Церкви.
Что мы имеем сегодня?
Первая православная страничка в русскоязычном Интернете появилась в 1996 году. Это была страничка Нижегородской епархии РПЦ, впоследствии закрытая из-за отсутствия благословения правящего архиерея. Создатель этой страницы — священник Игорь Пчелинцев — должен войти в историю как пионер русскоязычного Интернета. Чуть позже, в 1997 г., сотрудниками ОВЦС был создан официальный сайт Московской Патриархии (CY=2400). С тех пор православный Интернет в России развивается все ускоряющимися темпами. На сегодняшний день поисковая система «Яндекс» по запросу «православие» выдает более 284 тысячи ссылок на документы, в тексте которых встречается это слово (8 месяцев назад их было почти в 3 раза меньше), а согласно каталогу Николая Ардабьевского (www.spasi.ru) количество отдельных православных страниц давно перевалило за тысячу. Если ограничиваться только украинской частью Интернета, масштабы будут гораздо скромнее. Так, поисковая машина «МЕТА-Украина» по запросу «православие | православ’я» выдает только 5335 документов, а количество отдельных православных сайтов в Украине, по моим наблюдениям, едва достигает полусотни. К сожалению, я не имею статистических данных, и поэтому буду рад ошибиться в своей столь низкой оценке.
Из православных украинских сайтов заслуживает внимания официальный сервер УПЦ «Православие в Украине» (CY=800), появившийся в марте 1998 года трудами архиепископа Ионафана и отца Георгия Коваленко. С 2001 года сервер переведен из Херсона в Киев, включен в структуру пресс-службы УПЦ и работает в режиме полноценного информационного агентства. В июле 1999 года появилась моя страничка «Киевская Русь» (kiev-orthodox.com, CY=600). На сегодняшний день два этих украинских православных ресурса входят в первые 50 сайтов по индексу цитирования Яндекса, и в 41 православный сайт, для которых значение индекса цитирования превышает 500. Также недавно появился многообещающий проект «Лествица», созданный группой православных в Днепропетровске, который содержит зеркало самой популярной православной библиотеки «Благовещение» и большую коллекцию аудио- и видеоматериалов. Несколько украинских сайтов созданы протоиереем Андреем Клюшевым, в том числе сайт Киевской духовной академии и Одесской семинарии. Активную миссионерскую деятельность в сети ведет также протоиерей Александр Авдюгин из Луганской епархии.
Возможности и искушения сети
Существует несколько способов использования сети:
1. Работа с электронной почтой — самый доступный, дешевый и быстрый вид связи. Вы можете принимать и отправлять электронную корреспонденцию, вести деловую и личную переписку. Существует также возможность принять участие в той или иной электронной конференции и подписаться на рассылку по интересующей теме. Очень успешный проект в этой области — рассылка «Седмица — православные новости за неделю», электронная версия еженедельного приложения к газете «Одигитрия» (Винницкая и Могилев-Подольская епархия).
2. Поиск и публикация информации. Создатели сайтов выкладывают на своих серверах материалы для чтения/скачивания самого разного жанра; читатели, используя ссылки, рекламу или поисковые сервера, получают доступ к этой информации. Примером здесь можно привести «Православие.ру» — очень неплохой обзор того, как и чем живет наша Церковь. Тут есть и оперативная реакция на события, и серьезный разговор о проблемах. Многое можно узнать о жизни других Поместных Церквей. Еще один ресурс — библиотека православного христианина «Благовещенье», хотя его и нельзя назвать специально миссионерским сайтом. Самое замечательное здесь — продуманная организация материала, а также издание библиотеки на CD, приобрести (точнее, просто бесплатно переписать) которые можно не только в Москве, но и во многих других городах, в том числе в Киеве.
3. Всевозможные виды общения. В сети существует ряд форумов, то есть интернет-площадок, на которых ведутся дискуссии по самым разным вопросам. Форумы, как правило, обрабатываются — удаляется грубость, нецензурные выражения и иные сообщения, нарушающие принятые на данном форуме правила поведения. В чатах или специальных программах для живого общения типа ICQ можно провести время за общением в реальном времени (которое при этом, как правило, улетает с огромной скоростью). Самый популярный православный форум — это форум «Человек и его вера» на сайте диакона Андрея Кураева (CY=1500).
Форум о. А. Кураева, несмотря на порой вопиющее поведение некоторых его участников, является очень удачным миссионерским проектом. Где еще в отдельно взятом пространстве могут увидеть и услышать друг друга собеседники, столь разные по своим взглядам, образованию, духовному возрасту, служению, вере, и т. д.? Для миссионера, для катехизатора, для пастыря это просто потрясающая возможность знакомства со всем человеческим многообразием, замечательная проверка своей терпимости, своей любви к людям. Для многих участников форум стал пространством, которое при их желании способствует большему воцерковлению их жизни. Форум о. Андрея — это и пример того, как миссия в Интернете согласуется с обычной миссией. Если бы о. Андрей не писал книги, не выступал с лекциями, то и форум не имел бы такой известности.
В отличие от несетевых средств массовой информации создание и поддержка интернет-сайта не требует больших капиталовложений. Обилие серверов, предоставляющих услуги бесплатного хостинга, делает создание сайта доступным практически для каждого человека, хотя бы время от времени имеющего доступ к сети. Информация распространяется очень быстро, за считанные минуты, и доступна практически всегда.
Сеть Интернет — это виртуальная проекция реального мира. Отличие ее от мира в том, что здесь свобода практически неограничена. Ничто и никто почти не может помешать человеку изложить свои взгляды и опубликовать то, что ему заблагорассудится. С одной стороны, это хорошо, поскольку ничто не мешает нам свободно и открыто проповедовать христианство, с другой — свободная сеть становится очень часто средством выражения противоречивого и сложного внутреннего мира падшего человека. В результате совсем «рядом», на расстоянии нескольких щелчков «мыши», по другим адресам, одинаково доступным для читателя, находятся неприемлемые для христианина вещи — порнография, оккультистские сайты и т. д.
Один из пионеров православной миссии в Интернете Виктор Судариков (Москва) еще в 1999 году заметил, что «существенной особенностью миссии в Интернете является то, что и один в поле — вполне воин, один активный человек может сделать очень много. И в то же время активный сектант или небольшая раскольническая группа может создать себе неплохую рекламу». Слова эти верны и по сей день. При наличии соответствующей богословской и технической подготовки, а также достаточного количества времени и один человек может создать достаточно популярный сайт. Хороший пример тому — добрая и красивая личная страничка Елены Бормотовой «Немного о Православии» с индексом цитирования 600, созданная вчерашней школьницей Еленой Бормотовой из Канады. Если девушка, прихожанка собора, смогла сама сделать такой популярный сайт, то значит, подобный сайт можно сделать и силами любого городского прихода.
Еще одно искушение, подстерегающее православного христианина в Сети — соблазн анонимности или псевдонимности. Горько бывает узнавать, что за неким «ником» (сетевым именем) скрывается православный священник. На мой взгляд, христианину не приличествует надевать на себя маску даже при виртуальном общении. К тому же подмена реальной личности виртуальной чрезвычайно вредит делу миссии.
Какой должна быть миссия в сети?
Прежде всего хочу поблагодарить прихожанина нашего храма и сотрудника проекта «Открытая Библия» Вячеслава Горшкова за сотрудничество в работе над этим вопросом. На наш взгляд, миссия в сети не должна отделяться от обычной миссионерской деятельности, то есть такой, когда Евангельская весть передается непосредственно от человека к человеку. Это особенно важно, потому что любую полученную информацию о Православии люди будут проверять в общении с реальными, не приукрашенными православными христианами. И здесь успех миссии будет определяться расстоянием между представленной информацией и жизнью. Поэтому, рассказывая о Православии, важно не стремиться «очаровать» человека, чтобы ему потом не пришлось разочаровываться. Нужно быть честным, открытым, дружелюбным и стараться, чтобы эти чувства были естественными, а не наигранными.
Важно определить цель православной миссии. Одно дело — проповедь неверующим и язычникам, другое дело — апология Православия, рассчитанная на христиан других исповеданий, третье – помощь в воцерковлении номинальным христианам.
Проповедь неверующим и помощь в воцерковлении — вещи, в наших условиях довольно похожие. Для успеха миссии в этой области нужно обеспечить свое присутствие на популярных нерелигиозных сайтах. Вряд ли нецерковный человек будет специально искать информацию о том, как ему воцерковиться. И в папке «Избранное» у него вряд ли будут ссылки на христианские сайты. Мы часто сетуем на то, что светские СМИ уделяют Церкви мало внимания и не пускают нас в эфир и на страницы газет. Пожалуй, что на светские веб-страницы нам пробраться будет проще.
Вот несколько примеров.
Сайт для женщин. На таких сайтах собрано изобилие информации о моде, здоровье, кухне, семье, детях и т. п. Часто можно встретить советы врача, психолога, педагога. Почему бы не добавить советы образованной, красивой женщины — прекрасной хозяйки и матери, но по-настоящему православной? Не нужно, чтобы она обличала всех и призывала к покаянию, пусть это будет просто современная рукодельница Тавифа или предпринимательница Лидия. Из своего опыта скажу, что мне приходилось вести сетевую беседу о крещении детей на портале «Няня.ру», и реакция аудитории — молодых мам — была очень живой, вопросы поступали не только о детях, но и вообще о жизни в Церкви.
Сайт новостей. На него можно подавать новости о реакции епископата и всего церковного народа на те или иные события в обществе. На сайте популярной газеты «Зеркало недели» в архиве собрано немало статей на религиозные темы. Каждую статью предлагается обсудить, но отзывов православных христиан не замечено.
Сайт с фотографиями и открытками. Большинство рождественских и пасхальных открыток на таких сайтах сделаны неправославными людьми. Почему бы ни создать серию красивых открыток на все большие церковные праздники? Ведь лучше, чтобы люди отправляли на Пасху открытку с православным сюжетом, а не с западным пасхальным зайцем.
Сайт музея. В большинстве наших музеев, а в особенности тех, что имеют свои сайты, собрано много икон и картин на библейские сюжеты. Если предложить им информацию по их же картинам, но с пояснением православного искусствоведа, не думаю, что все они откажутся.
В общем, нам нужно пробираться на страницы светских Интернет-изданий. Пока получается так, что в Интернете христианам с нехристианами практически негде пересечься. Давайте представим, какие запросы мы даем поисковым машинам, а какие — они, что у нас в папке избранное, а что у них? Если мы будем знать ответ на этот простой вопрос, легче будет встретиться с теми, кому мы хотим проповедовать.
Для успешной миссии в Интернете нам стоит принимать участие в светских баннерообменных сетях, разумеется, в тех, которые не рекламируют непристойные сайты. За пять лет работы в сети я ни разу не видел православного баннера на светском сайте. А это вполне возможно, нужно только создать красивый и запоминающийся баннер и не бояться поставить на свою страницу ссылку на баннерную сеть. Многих смущает, что при этом на нашем сайте будет крутиться реклама других участников этой обменной сети, но ведь зато нашу рекламу увидят те, кто, может быть, раньше никогда и не догадывался о существовании нашего сайта. Мы не должны замыкаться на тех, кто и так уже с нами, нам нужно донести слово до всех, кто может откликнуться на Евангельскую проповедь. Велико искушение ограничить себя приятной, удобной и благодарной православной аудиторией, но это — фактический отказ от миссии.
Касательно участия в форумах — этот вид миссионерского свидетельства доступен для каждого священника, имеющего выход в Интернет. Что на форумах заметно в первую очередь? Много споров и пустых перепалок, но мало разговора по существу. Так получается потому, что главные наши оппоненты на форумах — инославные христиане, в основном протестанты разных толков, а мы, православные, в дискуссиях с ними ведем себя так же, как заезжие иностранные проповедники на просторах нашей страны. И мы, и они пытаемся проповедовать так, как привыкли у себя дома, то есть не учитывая мировоззрение, традицию и культуру тех, кому проповедуем. А ведь сегодня именно протестанты — наши основные, если так можно выразиться, оппоненты. Чтобы понять это, достаточно посмотреть на темпы роста их общин. Не стоит забывать, что Украина самая православная страна из республик бывшего СССР и одновременно — самая протестантская. При этом ни разу за всю историю существования протестантов в Украине со стороны Православной Церкви не было попытки начать с ними серьезный диалог. Как правило, мы нападаем на них, а они — на нас. В какой-то степени наш восточный протестантизм — кривое отражение кривоватого Православия синодального периода (вспоминается замечательная статья «Православие в сектантстве и сектантство в Православии» архиепископа Иоанна (Шаховского)). Давайте хотя бы заговорим на понятном для них богословском языке или дружелюбно предложим изучить наш.
Нужно помнить, что поскольку в сети Интернет все потенциально находятся на виду у всех, каждый православный сайт является миссионерским или антимиссионерским, если вредит делу миссии. К числу последних можно отнести экстремистские и фундаменталистские сайты церковных групп, открыто противящихся Священноначалию, как, например, тех, кто возрождение Православия связывает непременно с возрождением монархии, прославлением Ивана Грозного и Распутина, стращает народ скорым приходом антихриста и «печатью» под видом ИНН или одержим националистической идеей, будь то в русской или украинской форме. Сторонники таких взглядов, как правило, очень активно проповедуют свои идеи и отождествляют их с подлинно православным учением. Корень этой проблемы — богословская необразованность не только многих мирян, но и некоторых священнослужителей. Увы, это невежество возводится у нас порой в ранг добродетели. Нашим миссионерам нужно больше свидетельствовать о кафолической полноте Православия и несовместимости его с той или иной ущербной националистической, изоляционистской идеологией.
Что хотелось бы ожидать в будущем?
Хотелось бы увидеть рост количества и качества украинских православных сайтов, в том числе на украинском языке. Хотелось бы, чтобы у нас появились своего рода «интернет-катехизисы», в которых ясно, просто и красиво рассказывалось бы о Православии и жизни в Церкви. На таких сайтах должны обязательно учитываться особенности восприятия информации в Интернете. Пользователи сети, если не искали специально именно данный документ, то обычно только «пробегают» глазами страницу наискосок в поисках ключевых слов. Поэтому для того, чтобы страница была прочитана, важно соблюдать ряд факторов: простоту и легкость дизайна, подачу информации небольшими порциями, хорошее структурирование, выделение ключевых слов и подзаголовков и т. д. К сожалению, практически нет православных страниц, на которых были бы соблюдены эти требования, то есть пока никто из нас еще не начал писать специально для сети.
Хотелось бы также более активного пастырского присутствия. Если не каждый священник, имеющий доступ к Интернету, может сделать собственный сайт, то каждому по силам участие в форуме, ответы на вопросы по электронной почте.
Еще одна очень важная проблема, о которой не раз уже поднимался вопрос и в Интернете, и на Рождественских чтениях в Москве — это проблема детских сайтов. Православных детских сайтов просто нет, равно как и сайтов для школьников. Можно найти сайт какой-либо западной церкви на английском или немецком языке, где есть информация, понятная для детей возраста лет 7-8. Конечно, сделать серьезный богословский сайт для взрослого значительно проще, и не каждый имеет талант писать для детей. Но это сегодня очень и очень важно.
Нужно признаться себе, что популярность сети среди населения Украины будет неуклонно возрастать независимо от нашего желания. С каждым годом все больше школ оборудуются компьютерными классами с подключением к Интернету, доступнее становятся услуги выхода в сеть. Мы, православные, не вправе отказывать себе от присутствия среди этой миссионерской аудитории.