Прот. Виталий Косовский. О современном миссионерстве
О современном миссионерстве
(выступление на Первом миссионерском съезде)
Протоиерей Виталий Косовский,
секретарь Киевской митрополии.
Говоря о миссионерстве, необходимо определить суть этого понятия. Миссионерство — это миссия .
Господь заповедал Своим апостолам, ученикам и последователям быть Ему свидетелями «даже до края земли» (Деян. 1: 8). Он сказал: «…Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19-20). От времён апостольских это свидетельство является неотъемлемой частью жизни Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и это свидетельство находит путь к сердцам людей.
Миссия Церкви священна. Её внутренняя жизнь основывается на отношениях «Церковь — мир». В этом смысле каждый член Церкви призывается свидетельствовать о Христе, христианин — значит миссионер.
Миссионерство состоит в том, чтобы приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в старый образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения.
Миссия, или свидетельство, присуща природе Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему творению (Мк. 16:15). Православная Церковь именуется апостольской не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании апостолов» (Ефес. 2:20), но и особенно потому, что через нее проповедь апостолов продолжается до сего дня и она постоянно и непрерывно растет как единосущная той Церкви, которая родилась в день Пятидесятницы, когда крестилось «душ около трех тысяч» (Деян. 2:41).
Православное понимание миссии основывается также на тринитарном ее измерении. Источник миссии — в Пресвятой Троице, Которая выражает Себя через послание Иисуса Христа Отцом в Святом Духе (Ин. 20:21-22). Это послание включено в план Домостроительства нашего спасения, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16).
Смысл миссии Православной Церкви заключается в том, что она нацелена не только на передачу интеллектуальных убеждений, нравственных идеалов, но на передачу опыта Богообщения, жизни общины, существующей в Боге. Тринитарное понимание миссии предполагает, что задача миссии состоит в проекции на человеческие отношения отношений, которые существуют внутри Святой Троицы.
Религия сегодня перестает восприниматься как «опиум для народа», но становится музеем-заповедником. Мы сохранили веру во время гонений, но можем потерять ее в «эпоху демократии». Важность христианского свидетельства чрезвычайно возрастает. Этими моментами обусловлены основные задачи, стоящие перед современным миссионером.
Человек должен воспринимать свою веру всерьез, он должен иметь право на то, чтобы его вера определяла его поступки даже в современном далеком от Бога обществе. Миссионер должен четко представлять, что центром его проповеди является новая жизнь во Христе. И это важнее всего.
В обыденном сознании Православие зачастую воспринимается как жесткая система, направленная на безоговорочное и бездумное исполнение заповедей. Миссионер прежде всего должен показать, каковы высокие духовные цели христианина, он призван свидетельствовать о радости и красоте веры.
Девизом миссионера могут служить слова апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22). Язык общения с аудиторией должен быть понятен ей. Аргументация, приводимая в миссионерских материалах, должна быть убедительной именно в глазах той аудитории, к которой обращается автор, а не только в его собственных глазах. Главная проблема здесь — умение найти слова и образы, которые способен воспринять собеседник, но которые при этом не исказили бы смысл того, что миссионер собирается сказать.
Миссионер обязан избегать менторства, позиции «знающего» человека, готового «просветить заблудших». Такая позиция изначально обречена на провал. Интерес и уважение к позиции собеседника, постепенный, без давления и навязывания рассказ о православном взгляде на мир — эти вещи являются аксиомами миссионерского подхода.
Православная миссия должна также учитывать многоликость современного общества, необходимость особого подхода к различным профессиональным и культурным группам, в частности к воинам, рабочим, земледельцам, членам профессиональных движений, различным группам интеллигенции, обездоленным, людям, входящим в социальные группы риска, подследственным и заключённым. Необходимо особо выделить миссионерскую работу с молодёжью, организацию богослужений и религиозных бесед для детей и подростков.
Важной частью миссионерского служения Церкви должен стать её вклад в культуру, искусство, науку и иные области народной жизни. В этой же связи надо рассматривать вклад Церкви в решение проблем экономики, экологии, миротворчества, устроения государственной и общественной жизни, а также участие православных христиан в общечеловеческих усилиях, направленных на разрешение этих проблем.
Православное понимание миссии предполагает, что вселенская миссия является эсхатологическим событием, когда Евангелие будет проповедано «до скончания века» (Мф. 28:20). Именно эта эсхатологическая перспектива определяет правильное взаимоотношение между миссией и национальной культурой, ведь цель миссии в преображении всего космоса — человечества и природы. Об этом говорят слова апостола Павла «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).
Миссионерская проповедь — это проповедь вне храма словом и поступком, реализация подлинно христианского понимания насущных проблем: от хозяйственных и социальных до индивидуально-нравственных. По существу, если христианин остается самим собой и достойно живет по-христиански, он уже свидетельствует свою веру, доносит до окружающих свет евангельской проповеди. Поэтому главная задача миссионера — быть самим собой, быть христианином, быть подлинным свидетелем того, что христианское отношение к жизни помогает преодолевать кризисы и наполняет жизнь смыслом.
Понимание миссии заключается не в том, чтобы вводить что-либо новое, никогда не бывшее в опыте Церкви, но в том, чтобы усвоить весь миссионерский опыт и уметь применять его в новых условиях. Это, разумеется, не исключает появления новых форм проповеди и нового языка благовествования.
Все, что происходит сейчас с Церковью и народом, мы должны воспринять как промыслительный Божий призыв: «Отложить прежний образ жизни… обновиться духом ума вашего… облечься в нового человека» (Еф. 4: 22-25). «Ныне, умерши для Закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7: 6), чтобы ходить нам «в обновленной жизни» (Рим. 6: 4).
И тогда снова, как в былые времена, Православная Церковь и ее миссия в обществе станут определяющим духовным фактором в истории православных народов нашей страны.
Блаженніший Митрополит Володимир: «Афон — це колиска київських святинь»