Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Оттавский и Канадский Серафим (Сторхейм), Православная Церковь в Америке: «Все меняется, только Бог вчера и сегодня один и тот же»

Епископ Оттавский и Канадский Серафим (Сторхейм), Православная Церковь в Америке: «Все меняется, только Бог вчера и сегодня один и тот же»

– Владыка, в Канаде проживают представители всех Поместных Церквей. Как они взаимодействуют между собой?

– На территории Канады и Северной Америки существуют приходы практически всех поместных православных Церквей: Иерусалимской, Антиохийской, Русской, Сербской, Болгарской и так далее. Священники этих общин стараются жить в мире. И помогает им в этом совместная деятельность по распространению Православия на американском континенте. Несколько раз в году представители всех Поместных Церквей съезжаются в Оттаву на собор. Делегаты решают церковные проблемы и разрабатывают планы совместной деятельности. Как это ни печально, но больше всего этих людей объединяет общая проблема — католическая экспансия.

– Ваше Преосвященство, чем живут общины Православной Церкви в Америке и Канаде?

– На сегодняшний день общины Православной Церкви в Северной Америке и Канаде находятся в весьма стесненных условиях. К сожалению, среди верующих наблюдается ощутимое национальное разделение. В Соединенных Штатах это привело Церковь к тому, что каждая община имеет свои обычаи и традиции. Тем не менее, три раза в год все епископы собираются вместе и проводят собор, на котором решают важнейшие вопросы церковной жизни и вырабатывают программы совместных мероприятий. Сейчас ими ведется работа по оказанию финансовой помощи малоимущим и духовному окормлению бездомных детей.
К сожалению, часто на пути у православных становятся католические ксендзы, которые неустанно окатоличивают канадское население, особенно в бедных селах. Причем методы их «проповеди» говорят о том, что они до сих пор помнят девиз иезуитов: «цель оправдывает средства».

– Владыка, известно, что в Канаде до сих пор нет православного монастыря. Почему?

– История свидетельствует о том, что в прошлом в Канаде были монастыри. Но в результате противоречий между канонической Церковью и раскольничьими группировками эти обители постепенно расформировались. Главной причиной трагических религиозных конфликтов стала революция в России 1917 года. До 1976 года в Северной Америке находилась русская миссия. В то время Американская Православная Церковь, имеющая сегодня статус автокефалии, была одной из епархий Русской Православной Церкви. Миссия старалась обратить в Православие людей всех национальностей, проживавших тогда в Америке. После революции отдельные группы верующих прервали общение с Матерью-Церковью. Отколовшись от Тела Церковного, они послали своих епископов для проповеди с целью привлечения в свои храмы как можно большего числа людей. В этих условиях каноническая Церковь, «дочь» Русской Православной Церкви, всячески старалась выжить. Как раз в это время греки основали два женских монастыря в Канаде, каждый из которых на сегодняшний день имеет по пятнадцать насельниц. Одна обитель находится возле Монреаля, другая — в районе Торонто. В Оттавской епархии в настоящее время нет монастырей, так как нет возможности даже зарегистрировать общину. Причина в том, что Православие в этой стране непопулярно. Но зато там есть четыре небольших скита, и монахи прикладывают максимум усилий к тому, чтобы со временем они стали монастырями.

– Как в Канаде строятся отношения между Церковью и государством?

– Церковь делает все, чтобы пойти навстречу представителям власти, государство же отказывается принимать священников. Иногда чиновники прислушиваются к голосу Церкви, но чаще — игнорируют его. Причина такого отношения в том, что православных верующих в Канаде по сравнению с католиками и протестантами мало, а в последнее время появилось много мусульман и буддистов. Церковно-государственные отношения чаще всего строятся по принципу: «У государства свои проблемы, а у Церкви — свои».
Но Церковь старается сказать свое слово, когда чиновники поступают неправильно. Например, во время бомбежки в Косово священники указывали правительству, что в этой горячей точке погибают невинные люди, среди которых немало христиан. По этому поводу состоялись встречи лидеров Православной и Католической Церквей, а также протестантских деноминаций с членами правительства. Говоря о страшных последствиях, они просили отозвать натовских солдат с войны. Правительство ответило отрицательно. Тогда епископы напомнили чиновникам о том, что когда-то и канадский народ был в таком же положении. Кроме этого, Америка по численности населения в тридцать раз больше, чем Канада. И где гарантия, что эта история не повторится?

– Насколько успешна деятельность Православной Церкви в Америке в образовательной сфере?

– В Соединенных Штатах Америки действуют три духовных семинарии: Свято-Тихоновская, Свято-Владимирская и Свято-Георгиевская. Все три учебных заведения славятся своим преподавательским составом и учебными программами. Также в Северной Америке существует Свято-Андреевская богословская коллегия Украинской Православной Церкви в Канаде, которая находится под юрисдикцией Константинопольского Патриархата. Что касается светского образования, то наш священник имеет возможность преподавать основы христианства лишь в одной школе. Да и та находится в маленьком украинском селе возле Эдмонтона. Это связано с тем, что по канадским законам религиозное образование в светских учебных заведениях запрещено. Но эта норма почему-то распространяется только на наши общины. Католическая Церковь имеет в Канаде расширенную сеть своих школ. Нередко в них вынуждены обучаться многие православные дети. Правда, это касается лишь сельских семей, которые не имеют возможности возить детей в городские школы. Как правило, такие дети, несмотря на статус ученика католической школы, остаются верными Православию.

– Вы часто приезжаете на Украину. Какова цель нынешнего визита?

– На Украину я приезжаю уже не в первый раз, и каждый раз еду сюда с одной единственной целью — совершить паломничество. И в этот раз я приехал, чтобы приложиться к мощам преподобных отцов Печерских, помолиться в киевских святынях и пообщаться со своими собратьями. Также я хотел участвовать в богослужении, посвященном словенским учителям Кириллу и Мефодию, которые много потрудились в деле христианского просвещения славянских народов.
Многие православные христиане Канады и Северной Америки мечтают хотя бы раз в жизни посетить один из уделов Божией Матери — Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру, древнейший храм Киева — Софийский собор, а также приложиться к чудотворной иконе «Призри на смирение» в Свято-Введенском монастыре. Я понимаю этих людей, так как сам когда-то испытывал то же. Поэтому никогда не приезжаю один. Со мной всегда небольшая группа паломников. В основном я стараюсь брать людей, которые когда-то в силу жизненных обстоятельств покинули Украину и поселились на американском континенте. Кроме того, мне нравится встречаться с различными людьми, делиться опытом в тех или иных вопросах и самому спрашивать советы. Тем более что у украинского народа есть чему поучиться.

– Как православные за границей относятся к украинским раскольникам и униатам?

– Филаретовский раскол и унию мы считаем ничем иным, как предательством веры. Американские христиане молятся о том, чтобы Господь послал украинским чиновникам мудрость, которая бы позволила благополучно решить эту проблему. Канадцы не могут оставаться равнодушными к украинскому вопросу еще и потому, что униатская экспансия достигла пределов и американского континента. Так что между православными и греко-католиками складываются очень сложные отношения. Противоречия порой доходят до открытой вражды и конфликтов. Чаще всего нам приходится смиряться, потому что государство игнорирует наши просьбы о защите. Вот и получается, что католических приходов в Канаде намного больше, нежели православных. И это происходит по воле чиновников; простые люди понимают, что уния — это «что-то не то». Просто сделать ничего не могут.

– Владыка, Вы неоднократно бывали в Украине в прошлом и вот приехали сейчас. Что, по Вашему мнению, изменилось в Украинской Православной Церкви за эти годы?

– Во-первых, когда я приехал на Украину впервые, Свято-Успенский собор представлял собой руины, а три года назад я уже служил в нем. Кроме того, с каждым годом Украинская Православная Церковь становится все сильнее и могущественнее. Многие люди, с которыми я встречался здесь несколько лет назад, слабо понимали разницу между священником и епископом, а также не знали, как вести себя в Церкви. Сейчас каждый человек, встречающийся мне на пути, подходит, берет благословение и говорит: «Христос воскресе!» Это не может не радовать. Кроме того, чувствуется значимость того уровня, на который вышла Украинская Православная Церковь в социальном, образовательном и информационном сужениях. Несколько лет назад об этом не могло быть и речи. И еще одна небольшая, но важная, на мой взгляд, деталь. Посещая Украину, я вижу, что с каждым годом православные верующие становятся увереннее в себе, не стесняются проявлять свою веру. А вот епископы, священники, с которыми я встречаюсь в Киеве, увы, стареют. Жизнь идет, мир движется, все меняется. Только Бог вчера и сегодня один и тот же.

Беседовал Александр Андрущенко