Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Наместник Свято-Успенского Святогорского монастыря архимандрит Арсений: «Плененный Божьей Благодатью, побывавший в Святогорье человек снова рвется сюда сердцем и душой»

Наместник Свято-Успенского Святогорского монастыря архимандрит Арсений: «Плененный Божьей Благодатью, побывавший в Святогорье человек снова рвется сюда сердцем и душой».

Ваше преподобие! Известно, что Святогорская обитель является духовной наследницей Глинской пустыни. Сохранились ли эти традиции?
С Глинской пустынью у нас самая прямая связь. При игумене Филарете Глинском, с чьим именем связано возрождение монастыря, обитель расцвела не только внешне, но и в духовном плане. Он пришел на проваленный гнилой деревянный пол, катапитасма на царских вратах была сшита из трех платков. После себя же игумен Филарет оставил благоустроенную обитель со строжайшим уставом. Его преемник, игумен Евстратий, несколько стал послаблять уставы Глинской пустыни, что вызвало искреннее негодование ближайших чад игумена. Они задумали создать монастырь, где бы могли сохранить уставы своего духовника. По предложению Татьяны Борисовны Потемкиной и Романа Хуарсении, духовного чада старца Филарета, было решено возобновить после Екатерининского закрытия упраздненную Святогорскую пустынь. Двенадцать человек, ближайшие чада Филарета, возродили Глинский устав, и Святогорская пустынь царской России стала второй по строгости монастырских порядков после Софрониевой. И таковой она была до своего закрытия в 1922 году.

Говорят, монастырь подвергся жестоким репрессия, часть его насельников была расстреляна, часть сослана на Соловки?
В дневниках архидьякон Авраамий, умерший в 60-тые годы, свидетельствует о погромах и закрытии монастыря. Он рассказывает, что в помещении обители было убито 17 человек: некоторых зарубили шашками, послушнику Тимолаю отрубили пальцы рук.… Существуют акты о злодеянии большевиков в Святогорской обители. После хозяйничаний казачества и Красной Армии на данной территории было проведено расследование и составлены вышеупомянутые документы, где подробно описано кощунственное отношение большевиков к храму, его святыням, издевательства над монашествующими. У нас стоят две гробницы подвижников благочестия — схиархимандрита Михаила и игумена Иоанна, оба отбыли по 10 лет каторги после закрытия Святогорской обители. Таких мучеников в истории нашей обители очень много. Ныне в монастыре 105 человек братии, около 70-ти находятся в постриге. Во время летних каникул и великих праздников в обители можно увидеть большое количество учащихся школ, институтов, которые вместе с братией несут послушание. Потому летом братия у нас возрастает до 130-140 человек.

Какой вы видите роль монастыря в духовном возрождении родного края?
Донбасс — регион очень сложный. Если брать центральные области Украины, то население там в большинстве оседлое и имеет устоявшиеся духовные традиции. В Донецкой же области, куда в годы индустриализации десятки тысяч людей приезжали на заработки, спасались от голода, глубоких верований нет. Так же обстояли дела и в дореволюционное время, когда обитель числилась за Харьковской губернией. Святогорский монастырь был и остается оплотом охранения чистоты Православия, духовных и нравственных ценностей в этом регионе.

Вы подняли вопрос о возвращении городу Славяногорску его исторического названия?
Такого города, как Славяногорск, никогда не было. Была станция Святогорская, расположенная в 7 километрах от обители, а на месте городка было село Банды. Необходимо город Славяногорск назвать Святогорском. Этот вопрос возник лишь после открытия Святогорской обители, когда сюда начали ехать люди. Желание было полностью народным, что подтвердил референдум, проведенный год назад. 92% процента проголосовали за название «Святогорск».

Прошло 11 лет со дня восстановления монастыря, что сделано и какие проблемы стоят сегодня перед вами?
В 1992 году, когда святая обитель возродилась, были созданы условия поступательного возвращения храму святынь обители. В настоящее время отданы все храмы Святогорского монастыря — три наземных и три пещерных храма. В отношении корпусов вопрос решается сложнее. Дело в том, что профсоюзы и санаторий «Святые горы» имеют большую финансовую заинтересованность в упомянутых объектах. В настоящее время лечебная база в основном свернута и перенесена в санаторий «Солнечный». А отдыхающих, проживающих в здешних корпусах, для процедур возят в санаторий «Солнечный» на автобусе.

Санаторий «Святые горы» уже не функционирует?
Водолечебница закрыта и все оборудование перенесено в санаторий «Солнечный». Но загвоздка в другом. Обитель посещает большое количество паломников, а у монастыря нет гостиничного комплекса. В праздники Святогорской иконы Божией Матери и преподобного Иоанна Затворника, не говоря уже о Рождестве и Пасхе, бывает до 10 тысяч паломников. Люди вынуждены ночевать под открытым небом или в храме вповалку. Монастырь может обеспечить ночлегом только 60-80 человек. В то же время санаторий «Святые горы» сдает паломникам бывшие монастырские кельи за определенную плату — от 15 до 30 гривен за ночь. Сума варьируется в зависимости от значимости праздников и количества посетителей. Санаторий имеет хороший доход, и держатся за корпуса. Таким образом, вопрос о передаче этих помещений монастырю затягивается. Даже в газетах прошла информация о возвращении храму территории и всего, что на ней находится. Однако дальше словесных решений дело не пошло. Как говорится, а воз и ныне там.

Сколько же корпусов используется не по назначению?
Санаторская столовая, трехэтажное здание, построенное на фундаменте церкви Рождества Христового. Не передан до сих пор настоятельский корпус, находящийся у нас во временном пользовании. Пустует здание водолечебницы, пребывающее в удручающем состоянии: вынесено оборудование, отключено отопление, разбиты перегородки внутри комнат. Документов по данному объекту нет. До сих пор монастырь платит 700 гривен в месяц за аренду котельной, в которой собственноручно сделал капитальный ремонт. В шестом корпусе действует клуб с открытой танцплощадкой, расположенной буквально в ста метрах от алтаря Успенского собора. Такое соседство кощунственно, но культурную программу, включающую дискотеку обязательным пунктом, санаторий пересматривать не собирается. Не возвращен также девятый корпус, а десятый, построенный в начале ХХ века, вообще пустует, ибо представляет собой деревянное, полуразваленное, покрытое так называемой «шубой» здание. Среди невозвращенных помещений и корпус, где размещается администрация санаторских общежитий. Сюда еще приплюсуйте возведенный в дореволюционное время четырнадцатый корпус, комнаты которого сдаются богомольцам во время праздников. Итого — девять зданий.

А как с возвращением земель монастырю? Очевидно, благодаря обители был сохранен и удивительный по красоте уголок земли. Вы находитесь на территории Национального парка?
Монастырь входит в территорию этого парка. С теперешним директором заповедника у нас прекрасные отношения, ибо мы преследуем одну и ту же цель: сохранение того, что дожило до нашего времени. Дореволюционную красоту природы не возобновишь. Много было вырублено лесов, война и неразумное хозяйство тоже сделали свое дело. Что же касается земли, то пахотной и сада в общей сложности наберется 20 гектаров. Этого для монастыря достаточно. Но, учитывая благотворительную деятельность обители, хотелось бы иметь земли больше.

В свое время Киево-Печерская Лавра стала основательницей многих монастырей. Как крупнейшая в регионе обитель, вы делаете какие-то шаги в этом направлении?
У нас такая традиция тоже прижилась. В Донецкой епархии под Макеевкой, в Киселевке, есть женский Касперовский монастырь. Его насельницы говорят, что именно после посещения Святогорской обители в качестве паломниц они поняли свое предназначение и стали монашками. Кроме того, в селе Богородичи, которое находится в 5-ти километрах от обители, есть храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»и нижний храм в честь преподобного Сергия Радонежского, двухэтажное здание, построенное за два года. Так вот, при этом храме планируется создание женской общины. У братии нашего монастыря есть матери и сестры, которые хотели бы посвятить жизнь монашеству и быть недалеко от Святогорской обители, где подвизаются их сыновья или братья. На Всесвятском хуторе, где находится наша пасека, посажено 70 плодовых деревьев, есть пахотная земля и поливные огороды, монастырь отстраивает скит во имя Всех святых, в земле Русской просиявших.

Вы заготавливаете продукты питания только для монастыря?
И для монастыря, и для паломников. Кроме того, мы полностью обеспечиваем продуктами питания детскую школу-интернат в Славяногорске, для Богородичанской средней школы собираем подарки к праздникам, опекаем несколько домов-интернатов и постоянно поставляем им продукты питания и одежду. Только в прошлом году в больницы Славяногорска и Славянска с монастырского огорода было завезено более 500 ведер помидоров. В детских пионерских лагерях, открывающихся летом в округе, стараемся служить водосвятные молебны, знакомим ребят с богатой монастырской видеотекой, организовываем экскурсии в монастырь. Монастырем издаются также «Святогорские листки», где можно узнать мнение Церкви по различным проблемам духовной жизни.

Во времена расцвета в обители было 700 монашествующих, она имела 7 скитов. Предполагается ли возродить ее в былом величии?
Когда в 1844 году монастырь возобновился, то через десять лет в нем было 90 человек. Наша обитель после аналогичного срока существования насчитывает уже 104 человека. В будни монастырь посещают более трех тысяч паломников, а в праздники — до 15 тысяч. Если Господь благодатью своей нас не оставит, то Святогорская обитель возродится. Божий Промысел вижу даже в том, что люди, приезжающие в качестве туристов, в следующий раз посещают святое место уже как богомольцы. Есть такое выражение «Иерусалимская болезнь»: это когда человек один раз побывал в святом месте, и ему еще и еще хочется посетить его. Так вот, существует и «Святогорская болезнь». Плененный Божьей Благодатью, побывавший в Святогорье человек снова рвется сюда сердцем и душой.

Беседовал Василий Анисимов