Андрей Деркач. Православие и геополитика Украины
Православие и геополитика Украины
Андрей ДЕРКАЧ,
народный депутат Украины
Непонятый ни современниками, ни потомками выдающийся отечественный историк, философ и геополитик Вячеслав Липинский, вся деятельность которого была направлена на преодоление в украинской государственнической идее мифов примитивного этнонационализма, свое исследование периода Хмельниччины символически назвал «Украина на переломе». Философия истории Константина Леонтьева четко определяла наличие в историческом развитии государства переломных геополитических моментов, определяющих его будущее на стратегическую перспективу. Нынешний период, отмеченный ростом политической напряженности и серьезными проблемами на международной арене, является не менее переломным, чем время национально-освободительной войны под руководством гетмана Богдана Хмельницкого.
Ушла в прошлое эпоха, когда классовую борьбу пытались превратить в новую религию. Две мировые войны показали всю античеловечность идеологии национального превосходства, основанного на самых низменных человеческих инстинктах. Уроки последних лет доказали тупиковость антихристианского нигилизма, какими бы звучными терминами он не назывался. И весь опыт прошедшего времени убедительно продемонстрировал, что только традиционные, основанные на сакральной религиозной основе, морально- нравственные ценности могут стать основой развития государства. Это сейчас вопрос не только духовной сферы, но и практического государственного строительства и выстраивания геополитического курса. Ведь совершенно прав философ Александр Панарин, что православный культурный тип воплотил то, что содержалось как заявка, но так и не получило полной реализации на почве западной культуры ценностную рациональность, без которой невозможна успешная ориентация как во внутренней, так и во внешней политике.
Когда говорится о прагматизме и рациональности внешней политики, то воспринимать данные понятия следует не линейно, а с учетом всех глубинных духовных факторов. Недооценка этого чревата глобальными катастрофическими последствиями. Вспомним, как рушились сильнейшие государства, находившиеся в зените своего внешнего могущества. Великий Рим, диктовавший свою волю на огромных пространствах, рухнул не из-за натиска орд варваров — главной причиной стала утрата внутренней духовной консолидации в изменившемся мире. Российская империя в феврале 1917 года имела блестящие военные и геополитические перспективы, крупнейшим успехом стратегического характера было достижение соглашения с союзниками о передаче ей Босфора и Дарданелл. Прошло несколько месяцев, и никого уже не интересовал выход в Средиземное море, государство с разложившейся корневой системой ментальных ценностей не имело достаточных сил для внутренней консолидации и перестало существовать.
Сегодня мы явственно видим, что Украине, используя методы геополитического диктата и тотальной информационной агрессии, навязывают чужие морально-этические ценностные ориентиры. Ценности, приняв которые, она перестанет быть Украиной, суверенным государством, твердыней Православия на Востоке Европы. И от того, какую дальнейшую модель развития и позиционирования на международной арене — собственную, отвечающую национальным интересам, или навязываемую извне глобалистскую — мы выберем, зависит, станет ли Украина стабильным демократическим государством или безвозвратно утвердится в качестве серой зоны континента.
К сожалению, в современном мире слишком многое, даже в сфере духовной, определяется скоропреходящей модой. Естественной реакцией на десятилетия насильственного государственного атеизма стала своеобразная мода на православие. Мода потому, что это увлечение ограничивалось, в основном, обрядовой стороной.
С годами новизна восприятия религии ушла, оставив разве что обязательный церковный церемониал во время торжественных официальных мероприятий. А отечественный политический истеблишмент, в своем большинстве, и не пытался вникнуть в духовную глубину Православия, осознать его роль в истории Украины и в современном государственном строительстве, в том числе в определении геополитического места Украины во внешнем мире. Но без веры, как необходимой ментальной основы государственного и общественного бытия, в принципе, невозможно построить новое общество, создать сильное, пользующееся влиянием на международной арене, государство.
Идеологические фантомы
Корневую, ментальную связь народа Украины с Православной Церковью не смогли разорвать никакие исторические потрясения. Тотальная 70-летняя атеистическая пропаганда и современное нашествие манипуляторов сознанием, являющихся, зачастую, сознательно внедряемым извне элементом разложения общества и, следовательно, государства, оказались одинаково бессильными. Многие, даже пока неверующие люди, ищут в глубине души пути возвращения к вере поколений своих предков, а совершаемые нарушения заповедей воспринимаются ими именно как грех перед Богом и людьми, а не как общепринятая (хотя и активно пропагандируемая многими масс-медиа) норма поведения. Необходимо поддерживать это народное восприятие православия, что является задачей подлинной национальной политической, интеллектуальной и управленческой элиты.
Но существующие на сегодняшний день элиты, несущие на себе все родовые признаки неукорененности и скороспелости, увлечены различными, по точному выражению Липинского, «магиями», выбираемыми в зависимости от идеологических предпочтений, иногда напрямую замкнутых на личных материальных интересах. Таким образом, насущный вопрос создания, объединяющей все регионы и общественные группы, общенациональной консолидирующей идеологии (и, соответственно, внешнего позиционирования на международной арене) на основе традиционной христианских ценностей и народной ментальности остается нерешенным.
Что касается новой геополитической доктрины, то следует осознать, что ее неотъемлемой частью должна стать последовательная ориентация на укрепление на континенте начал традиционализма, основанных на христианской ментальности. Именно традиционалистские европейские основы являются главным фактором противостояния всесмешению изначально принципиально бездуховного мондиалистского евроатлантизма . И именно под этим знаком следует проводить процесс евроинтеграции Украины, фундаментом которого должна стать геостратегическая ось континентальной стабильности Берлин — Киев — Москва. Именно Германия, Украина и Россия являются наиболее последовательным воплощением традиционных религиозно-моральных ценностей европейской христианской мега-цивилизации.
Если бы подобное понимание доминировало среди национальных элит европейских государств в начале ХХ века, то удалось бы избежать катастрофической по своим геополитическим последствиям Первой мировой войны. Хотя подобные голоса и раздавались достаточно громко, но лидеры как центральных держав, так и Антанты не сумели выйти из плена тактических представлений, начисто лишивших их видения геополитической перспективы.
Как пример можно привести секретную докладную записку бывшего министра внутренних дел России Петра Дурново, поданную им императору Николаю II за полгода до начала войны. На мой взгляд, этот документ является наиболее блестящим образцом высокопрофессионального геополитического анализа, в котором прогнозируется с абсолютной точностью развитие внутри- и внешнеполитической ситуации. Предостерегая против втягивания России в войну, Дурново до деталей предсказывает связанные с этим внутренние потрясения и предлагает конфигурацию континентальной стабильности, основанную на ценностях общеевропейского единства.
Не могу не процитировать отрывки из этого документа, по сравнению с которым все лишенные практической основы рассуждения ведущих евроатлантических идеологов выглядят простыми упражнениями в риторике: «Тройственное соглашение комбинация искусственная, не имеющая под собой общих интересов, и будущее принадлежит не ей, а несравненно более жизненному тесному сближению России, Германии, примиренной с последней Франции и связанной с Россией строго охранительным союзом Японии. Такая, лишенная всякой агрессивности, по отношению к прочим государствам, политическая комбинация на долгие годы обеспечит мирное сожительство культурных наций»
Дурново и его единомышленников в противостоящих европейских государствах ожидала судьба Кассандры: тревожные слова мало кто мог понять в обстановке упорно нагнетаемой националистической истерии. Это делает их пример еще более трагическим и предостерегающим для современной Европы.
Вера как основа европейской интеграции
Роль православия в консолидации нации отчетливо понимало большинство властителей Руси-Украины, имевших, как правило, здоровое государственническое восприятие действительности. Святой равноапостольный князь Владимир выбрал православие не только из-за его величайшей духовной красоты и истинности вероучения. Он понимал необходимость принятия государствообразующей религии, способной из пестрой мешанины племен и народностей создать единую политическую нацию и, следовательно, государство, способное выступать на международной арене в весомом субъектном качестве. История полностью подтвердила правильность духовного прозрения киевского князя. Во времена потери государственной независимости православие стало залогом будущего возрождения, позволило Украине сохранить геополитическую перспективу.
Сейчас этот вопрос вновь поставлен в повестку дня государственного строительства, но определенные политические силы жестко блокируют принятие решений, определяющих новую модель государственно-церковных отношений.
Под фальшивым прикрытием конституционной нормы об отделении Церкви от государства проходит легализация совершенно иной схемы отделения государства от традиционной православной духовности и традиций, что выводит его за рамки европейской ориентации. Даже тот факт, что в большинстве европейских стран законодательно закреплен особый статус традиционных религий, тщательно замалчивается и усердно пропагандируется именно американская концепция отношений конфессий и государства. Тема, конечно, сложная и неоднозначна, но одно не подлежит сомнению: государство, лишенное духовных, в первую очередь религиозных, традиций, не защищающее их всеми возможностями аппарата управления, автоматически ставит себя в проигрышные позиции на международной арене.
Однако даже в иллюзорном пока варианте осознание всем государственно-политическим истэблишментом необходимости возвращения православию его истинной роли государствообразующей и общественно консолидирующей религии не может решиться одними административными мерами. Вопрос уже не стоит в плоскости только чьей-то политической воли, необходимо религиозно-нравственное оздоровление общества в целом, невозможное без выстраивания церковно-государственных отношений на новой основе.
Решение многих проблем заключается во внутреннем понимании силы православия для последовательного реформирования Украины в экономически и политически стабильную страну с действующими демократическими институтами. И если говорить о стратегии интеграции в евроструктуры, то этот процесс представляется совершенно невозможным без построения новой экономики на основе христианских ценностей, на позиционировании в целом Украины на международной арене именно в качестве христианского государства, одной из важнейших составляющих мировой православной ойкумены.
Выдающийся богослов отец Сергий Булгаков в своем исследовании о роли православия в хозяйственном развитии утверждал, что новейшие эффективно действующие экономические модели являются естественным порождением духа христианства, освободившим человечество от языческих оков, вследствие чего он осознал возможности своей свободной воли. Хозяйственный деятель в христианстве определяется его верою, изнутри это бремя должно приниматься для высокого служения, а не для эгоистических целей. И этой этики труда не могут заменить ни западнолиберальные, ни леворадикальные лозунги. Свободная нравственная личность рождается только в христианстве, свободный хозяин появляется только благодаря христианству. Христианство освобождает хозяйственную энергию и одновременно ее этически связывает и регулирует, и свободный хозяйственный труд, вместе с его дисциплиной, дается лишь христианством.
Ущербность заимствования
Не в этом ли кроется суть неудачи «реформаторов» и «прогрессистов», особенно неуемных активистов так называемой евроатлантической интеграции, в непонимании абсурдности преобразования экономики и построения гражданского общества одними «переведенными» с иностранных образцов схемами, не учитывающими национальные духовно-ментальные традиции? Программа, не основывающаяся в своем содержании на нравственно-религиозном начале, изначально ущербна, а поэтому и неэффективна…
В частности, украинская экономическая модель должна быть не только рыночной и свободной, но и учитывающей вековой опыт развития православного предпринимательства. Аналогично и внешняя политика будет заведомо неэффективна, если в ее основу не положено понимание позиционирования Украины именно в качестве государства, основанного на фундаменте православной ментальности и традиции.
На наших глазах происходит процесс возрождения православия во всех регионах Украины, все большее число соотечественников приходит к вере. Нельзя недооценивать огромного внутреннего потенциала веры, и в этом свете поставленная задача не выглядит иллюзорной. В значительно более тяжелые периоды истории у украинского православия хватало сил, чтобы не только самому восстать из пепла, но и спасти Украину, возможности самостоятельного участия которой в мировой геополитике тогда считались навсегда утраченными.
В главном православном празднике — Святой Пасхе — заключен не только религиозный, но и глубокий государственный смысл. Украина, как государственный организм, уже неоднократно умирала и воскресала, и в начале третьего тысячелетия вновь должно случиться чудо ее воскресения в новом качестве. Православное народное самосознание, при поддержке политиков новой политической формации, должно возродить христианскую мораль общественной жизни и необходимую внешнюю самоидентификацию. Без этого невозможно развитие Украинской державы — равной среди равных европейских христианских государств.