Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

10-летие возрожденния Мгарского монастыря

16.05.2003. ПОЛТАВА. ДРЕВНІЙ МГАРСЬКИЙ МОНАСТИР ВІДСВЯТКУВАВ 10-РІЧЧЯ СВОГО ВІДРОДЖЕННЯ

У четвер, коли Православна Церква вшановувала пам’ять святителя Афанасія, патріарха Цареградського, Лубенського чудотворця, 10-річчя з дня відродження відзначив древній Мгарський монастир на Полтавщині, насельників якого у ХІІ столітті знищували татари, а у ХХ-му — розстрілювали атеїсти-богоборці. У 1993 році за ігуменства архімандрита Филипа (нині єпископа Полтавського і Кременчуцького) знову запалилася лампада чернечого життя обителі.

Обитель над Сулою

“Куда ни обратись душа человеческая, ждут ее скорби. Обратись она к Тебе, Господи – узрит прекрасное.”
блаж. Августин.

Бывает не только в духовной жизни, но даже и в самых простых моментах человеческой жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, что хотелось бы, что бы время, жизнь на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы. Такие моменты наступают тогда, когда душа человеческая соприкоснется с вечностью, когда душа человеческая поймет, что она не одинока в этом холодном мире, что есть еще уголки на земле, в которых теплится неугасимая лампада – этот маленький, вроде бы совсем хрупкий, вроде бы вот-вот готовый погаснуть, но в то же время удивительно крепкий и надежный огонек, через который устанавливается удивительно живая, состоящая из тысяч сердечных и душевных нитей связь, связь между хрупкой, страждущей человеческой душой и Творцом и Создателем мира, Его Пречистой Матерью и святыми угодниками Божиими.
… Раннее осеннее утро. Еще совсем темно. Видно только, как бегут в небе тучи, то открывая, то заслоняя звезды. Над березами высятся очертания Преображенского собора. На колокольне ударили к полунощнице. Слышно тихое пошаркиванье сапог о каменную дорожку. Иноки, все в черном медленно тянутся к церкви.
Небольшая церквушка святителя Афанасия. В открытых дверях видны редкие огоньки свечей. В пустынном храме слышен проникновенный возглас служащего иеромонаха: “Услыши ны, Боже Спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в море далече… И милостив, милостив буди, Владыко…”
Мерцает сонно неугасимая лампада у иконы святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского и всея Руси чудотворца. Старенький, едва двигающийся монах ставит перед ней обеими руками дрожащую в них свечку. Мягкий свет лампадок, слабо мерцающих перед иконостасом вырывает из таинственного полумрака детали незатейливого убранства маленького храма. В темной глубине алтаря цветными огоньками теплится седьмисвечник.
Густая тишина, обволакивающая неземным покоем. И в этой густой тишине наступает момент, когда вдруг замираешь перед бездонной тайной бытия. Мысли и чувства исчезают. Неумолимое время прекращает свой бег. Отверзаются врата блаженной вечности и начинаешь понимать, что сотворенное человеком – видимое – сгорает, сотворенное Богом – невидимое и живет. Оно вечно.
Предание возводит возникновение монастыря еще в 13 веке, до монголо-татарского нашествия, когда первые отшельники селились на высокой горе, рыли здесь пещеры, в которых устраивали церкви и келии и таким образом было положено начало пещерному монастырю.
А в 1619 году монастырь основала Раина Могилянка Вишневецкая. Она принадлежала богатому княжескому польскому роду и известна тем, что кроме нашего монастыря основала на Украине еще два монастыря. Этот же монастырь она открыла после того, как однажды, по преданию, во сне она оказалась в раю и два ангела вернули ее на землю и сказали, если ты откроешь церковь на берегу речки Сулы и указали место, где она должна была это сделать, то на веки вечные поселишься в раю. И после этого Раина Вишневецкая дарит свои земли будущему мужскому монастырю. А первым игуменом и строителем монастыря был Исаия Копинский, основавший здесь в 1622 г. православное братство, защищавшее чистоту веры от нападок католиков и протестантов.
В конце 17 века начинается каменное строительство в монастыре. В 1692 году, на месте деревянной церкви, на средства гетьмана И.Самойловича был выстроен каменный Спасо-Преображенский собор, возведенный по проекту известного архитектора Иоганна Баптиста.
В 1785 году на месте, где любил уединяться святитель Афанасий, патриарх Цареградский, была построена колокольня. Тогда же был основан скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы.
До 1936 года в монастыре находились мощи святителя Афанасия (Пателария), патриарха Цареградского, который почил здесь, возвращаясь из Москвы в Константинополь. В 1662 году его мощи были обретены нетленными, он был причислен к лику святых и с того времени рака с его мощами стала источником чудес и исцелений всех, с верою прибегающих к этому дивному угоднику Божию.
С 1737 года игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря был будущий святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский, Святые мощи которого находятся в Преображенском соборе города Белгорода).
В 1663 году под монашеским именем Гедеон в монастыре пребывал сын Богдана Хмельницкого, Юрий.
На территории монастыря похоронены Константинопольский Патриарх Серафим (Анин), Киевский митрополит, выдающийся церковный деятель Иосиф (Нелюбович-Тукальский), архиепископы Тобольский Амвросий (Келембет) и Полтавский, а затем Псковский, Мефодий (Писнячевский).
В 17-18 вв. в здесь была создана летопись, содержащая документы по истории монастыря и Украины.
Святую обитель посещали практически все гетманы Украины, общественные, политические и литературные деятели Украины. Здесь бывали Петр Первый, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Т.Г. Шевченко, Леся Украинка и др.
Монастырь сыграл важную роль в духовном становлении святого блаженного старца Паисия Киево-Печерского, уроженца г. Лубны. Он еще мальчиком посещал эту тихую пристань усталых душ, весь уклад жизни которой повлиял на его желание стать монахом.
Одна из самых трагических страниц истории монастыря связана с 1919 годом, когда 6 августа была расстреляна большевиками группа монахов во главе с игуменом Амвросием. С 1937 года на территории монастыря находился дисциплинарный батальон, с 1946 – военные склады, и, наконец, в 1985 году монастырские сооружения передали под пионерский лагерь.
Годы попрания святынь и гонений на Церковь не пощадили шедевр древней архитектуры и привели в запустение когда-то цветущую обитель. Из множества сооружений монастыря сохранились: разграбленный Преображенский собор; колокольня (в ужасающем виде); Благовещенская (теплая) церковь, превращенная в кухню; странно-приимица (в руинах), кельи 17 века (почти не сохранились). В скиту сохранилась Афанасиевская (ныне Благовещенская) церковь и часть каменного забора.
Казалось бы, как давно это было и как быстротечен век. 15 мая 1993 года – первая Литургия в день памяти святителя Афанасия. 2 февраля 1994 года – впервые зазвонил колокол на монастырской колокольне. 13 февраля 1994 года – первый постриг и первые монахи за 70-летнее поругание народной святыни. Казалось бы только вчера игумен Филипп (Осадченко) назначен наместником Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, а уже сегодня Владыка Филипп – епископ Полтавский и Кременчугский – священноархимандрит нашей обители. Сколько сделано, а сколько еще предстоит. Почти восстановлена колокольня, реставрируется Преображенский собор, построен новый братский корпус, строится монастырская стена. На очереди реставрация Благовещенской церкви в скиту, настоятельского дома, строительство странноприимицы и многое другое. В настоящее время число братии вместе с послушниками и трудниками составляет 50 человек. Монастырь имеет 240 га. земли, обширное животноводческое хозяйство. Он поставляет сельскохозяйственную продукцию в духовное училище города Комсомольска, в котором учатся некоторые из иноков. Три года назад недалеко от г. Комсомольска близ села Потоки открыт скит Антония и Феодосия Печерских, в котором живут и трудятся 15 человек братии.
Но главное то, что в монастыре – этом дивном острове молитвенного созерцания, слияния духа временного, человеческого с Духом вечным, Господним возжена неугасимая лампада, как символ нашей верности и любви к Богу. И притекают к ней в монастырь люди земные, отягченные злобой, грехом, изъязвленные, смрадные, покрытые гноем и струпьями в душах своих, сбрасывают здесь они тяготу грехов своих, бремя земной юдоли, омываются покаянными слезами, и многие в жажде светлого преображения трудятся во имя Божие, кто год, кто три, кто пять. А иные остаются здесь навсегда. Светлого Преображения Духа ищут здесь люди, вот и главный собор воздвигнут во имя Преображения Господня.
Возженная неугасимая лампада – это вопль человеческой души к Богу проявить свое милосердие и снисхождение и спасти погибающего где-то человека. Свет этого маленького, одиноко мерцающего огонька освещает и обогревает много, очень много вокруг себя – всякую растительность и всякую тварь живую, воздух и землю и всякого человека, и есть в ней какая-то неизъяснимая теплота и умиротворение, и теплее и добрее делается человеческое сердце. Неугасимая лампада. Она зажигается и горит внутри каждого инока, согревая и оживляя вокруг всех и вся. Свет этой лампады не позволяет людям ожесточить свои души и сердца. И как радостно бывает, что в сумеречное наше время, в надвинувшуюся “ночь мира” к этим огонькам притекают люди и в перетлевшем пепле человеческой суеты, лжи и слепоты, вспыхивают искры вечной и пресветлой жизни.