Прот.Виталий Косовский. Влияние дошкольного религиозного воспитания на формирование личности
«Влияние дошкольного религиозного воспитания на формирование личности» *
Протоиерей Виталий Косовский,
Секретарь Киевской Митрополии,
Благочинный храмов Киева, доцент
“Нет никакого высшего искусства
как искусство воспитания.
Мудрый воспитатель создает новый образ,
Смотря на который радуется Бог и люди”.
Свят. Иоанн Златоуст
Все в человеке –– его характер, чувство ответственности, добрые и дурные привычки, умение справляться с трудностями, степень его религиозности –– во многом обусловлено его воспитанием в детстве. Светлые воспоминания детства питают и согревают человека в трудные минуты жизни, и, напротив, люди, не имевшие счастливого детства, ничем не могут восполнить его. Когда встречаем таких людей–сирот, не знавших родительской ласки, пасынков и падчериц с изломанной душой вследствие тяжелой домашней обстановки, незаконнорожденных, брошенных на попечение чужим людям, мы чувствуем на их душе болезненный отпечаток тяжелых ранних впечатлений.
Отсутствие религиозного воспитания в детстве непременно сказывается на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается известная надломленность. Ребенок необычайно восприимчив к религиозным впечатлениям: он инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Отнимите это у ребенка –– и душа его потускнеет, он останется в опустевшем мире с его мелкими будничными интересами. Нечто подобное происходит и с телом: если ребенок живёт в мрачном и сыром помещении, то он вырастает бледным и хилым, без сил и радости в своем недоразвитом теле. В обоих случаях вина в недоразвитости и болезненности (душевной и телесной) ложится на родителей.
С другой стороны, взгляните на биографии прославляемых современниками и потомками лучших общественных деятелей: большинство из них вышло из больших трудовых семей, воспитанных в религиозных традициях.
Случается, что бурная молодость как будто бы разрушает веру в Бога, заложенную в детстве. Человек уходит от религии и от Церкви, по-видимому, без всякой надежды на возвращение. Но Бог не оставляет человека, носящего в себе семена добра, и временами Господь стучится в его сердце. И когда человека постигает какое-нибудь жизненное потрясение, он начинает сознавать свою ограниченность, беспомощность и начинает задумываться над смыслом человеческой жизни. Тогда забытые впечатления детства и духовные наставления оживают с новой силой, и человек возвращается к Богу. Благочестивые воспоминания детских лет помогают человеку обрести в жизни цель и смысл. Вот почему очень важно родителям постоянно прилагать усилия, чтобы заложить в своих детях духовный фундамент. Возмужав, дети оценят родительские старания и всю жизнь будут благодарны им.
Воспитание –– это процесс создания нравственной и духовной основы. Но всякое оторванное от религии воспитание –– будь то семейное или школьное –– преследует временные житейские цели, связанные с нуждами семьи, общества или государства. Так, например, современная американская школа построена на принципе «свободного воспитания», а система воспитания в тоталитарных странах стремится сделать человека послушным орудием государства. И в том, и в другом случае истинное воспитание отсутствует, так как здесь целью воспитания является не сам человек или его высшее благо, а интересы государства или общества. Политическая обстановка меняется, меняются педагогические принципы, а дети оказываются жертвами школьных экспериментов.
Другое дело религиозное воспитание, которое преследует духовное развитие души, основанное на вечных принципах. Здесь цель христианского воспитания не меняется в зависимости от политических или философских веяний, а основывается на Божественном откровении. Поэтому в деле воспитания детей надо руководствоваться не модой, не требованиями государства, а словом Божиим. Века проходят, менталитет людей меняется, а природа человеческой души остается той же.
Христианское воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он смог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни по правильному пути. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но и обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла.
Ответственность за развитие и укрепление в ребенке христианских добродетелей лежит на родителях, родственниках и восприемниках (кумовьях).
Так как человек существо психосоматическое, то ребенок нуждается не только в телесном питании, но и духовном. Если родители ограничиваются только физическим питанием ребенка и пренебрегают духовным, он вырастет «чадом тела», бездуховным рабом своих плотских желаний.
Святой Иоанн Златоуст так говорит об ответственности родителей: «Воспитать сердце детей в добродетели и благочестии –– священный долг, который нельзя преступить, не сделавшись виновным в духовном детоубийстве. Это обязанность общая, как отцов, так и матерей.… Существуют отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям удовольствия как богатым наследникам; а чтобы дети их были христианами –– до этого родителям мало нужды.… Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни наказания. Палачи нужны потому, что отсутствует нравственность».
Душа ребенка подобна чувствительной кинематографической ленте, которая непрерывно фиксирует все ощущения. Ребенок еще лежит в колыбели, а душа его уже накапливает впечатления, улавливает звуки, взгляды, интонации голосов и даже душевное настроение родителей. Изо всех этих впечатлений, помимо его разума, непрерывно формируется подсознание ребенка. И все, что он воспринимает день за днем, становится частью его личности, и тогда уже никакими способами эти впечатления не изгладишь.
Поэтому родители должны помнить, что к первым впечатлениям младенца надо подходить с величайшей бережностью, потому что с момента рождения в нем начинает формироваться не только тело, но и душа.
О том же учит Православие. В Евангелии мы читаем: «Приносили к Иисусу детей, ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:13-16). Обратим внимание на то, что детей к Христу не приводили, а приносили. Значит, они были совсем маленькими и не могли ходить самостоятельно. Ученики не допускали к Христу таких малюток, очевидно думая, подобно многим современным родителям, что младенцы не способны что-либо воспринимать.
Как же отнесся к этому Спаситель? Он вознегодовал на апостолов. А мы знаем, что кроткий Христос негодовал только в тех случаях, когда истина подавлялась заблуждением, например: при лицемерии фарисеев, при осквернении храма торговцами и т. п. И Он сказал ученикам: «Пустите детей … и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Небесное». Другими словами: дети более восприимчивы к добру, к любви и благодати, они инстинктивно стремятся к Богу. Затем Христос обнял и благословил детей.
Из этого примера видно, что религиозное воспитание нужно начинать с самых ранних лет. Собственно, в детские годы формируется нравственный мир человека. Душа ребенка в возрасте до 6-7 лет подобно мягкой глине, из которой можно лепить его будущую личность. После этого возраста главные черты человека уже сформировались, и переделать их почти невозможно.
Так же ошибаются родители, когда смотрят на своего ребенка, как на невинное существо, в котором еще нет никакого зла. Опыт показывает, что ребенок появляется на свет не только с добрыми задатками, но и с дурными. Поэтому воспитание ребенка непременно должно включать и борьбу с его дурными наклонностями. Не научив его бороться с ними, мы оставим его безоружным в борьбе с соблазном. Когда ребенок предоставлен самому себе, то, как бы он не был талантлив, все его добрые качества могут оказаться заглушенными низшими наклонностями.
Православие учит нас, что всякое проявление зла в душе надо преодолевать в самом начале, пока оно не окрепло. Если же мы оставим его без внимания, то от повторения оно превратится в привычку. Горько потом раскаиваются родители, которые по излишней мягкости или неразумной любви к ребенку жалеют и не наказывают его. Потом уже трудно перевоспитать, и ребенок вырастает своевольным и распущенным.
Вот что писал в свое время приснопамятный протоиерей о. Иоанн Кронштадтский: «Родители и воспитатели, со всею заботливостью остерегайте своих детей от капризов. Иначе дети заразят сердце свое злобой, рано утратив святую любовь, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком потворствовали их капризам. Каприз –– зародыш сердечной порчи».
Родители должны с самых малых лет воспитывать детей так, чтобы они чувствовали, что есть дозволенное и недозволенное. Разумные запрещения и легкие наказания совершенно необходимы. Будьте уверены, что даже самый маленький ребенок поймет, что есть вещи дозволенные и недозволенные. Поняв, что недозволенные вещи влекут за собой неприятные последствия, ребенок будет избегать всего запрещенного. Этим путем вы заложите в нем здоровый фундамент для дальнейшего воспитания. Его детская воля, начинающая формироваться, будет уже подготовлена к тому, что в жизни надо подчиняться установленным правилам.
Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества еще в них слабы и нуждаются в развитии и укреплении. По мере того как ребенок растет, родители должны укреплять в ребенке такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые. К счастью, в человеке есть замечательная способность, именуемая совестью. Задача родителей –– развить в ребенке чуткую совесть и приучить его прислушиваться к ее голосу. Надо делать это не теоретически и отвлеченно, а опираясь на религиозную основу: на веру в Бога и на наше отношение к Нему –– на любви, благодарности, ответственности за свои поступки. Без религиозной основы воспитание будет шатким и непрочным.
Для тех, кто сомневается в силе детской религиозности, отметим лишь следующее: вера в Бога не выдумана людьми, а рождается вместе с человеком. Поэтому она доступна и понятна всем людям, независимо от их возраста и умственного развития. Верить в Бога может и самый простой, необразованный человек, и самый великий ученый. Каждый верующий постигает и переживает свою веру в меру своего восприятия, и по мере того как человек развивается, растет и углубляется его представление о Боге.
Родство христианской веры с человеческой душой позволяет развить ее в еще малых детях и строить на ней их воспитание. И можно только удивляться, как легко и глубоко принимают дети веру в Бога, и насколько благотворно она влияет на них. Вера в Бога не только помогает ребенку бороться со своими дурными наклонностями, она помогает ему решить ряд принципиальных вопросов, которые иным способом ему не объяснишь: о добре и зле, о возникновении мира, о цели жизни и т.д. Самое же главное то, что вера в Бога есть ключ к развитию всех положительных качеств в ребенке — благоговения, любви, жалости, стыда, раскаяния и желания стать лучше.
Таким образом, в семье человек получает основы духовности, направление в жизни и сознание своего долга. С первых дней сознательной жизни новый член семьи учится ценить ту повседневную работу, от которой зависит его питание, его здоровье и удобства жизни. Труд, а также некоторая доля суровости жизни –– друзья семьи: они укрепляют характеры, прививают деловитость и трезвый взгляд на жизнь. Семья –– хранительница традиций. Здесь, в родном доме, ребенок получает и первые чистые эстетические впечатления. А при религиозном христианском семейном укладе здесь-то и закладываются начала христианской веры, молитвы и добрых дел.
Педагогическая психология нас учит, что в свои первые годы ребенок получает одну треть понятий о жизни взрослого человека, в первые семь лет детства человек устанавливает канву своей последующей жизни. Иными словами, взрослый человек в течение всей своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. К трем годам появляется у ребенка сознание своей личности, и он начинает говорить «Я». В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание –– начало воспитания.
С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Это надо внушать им не отвлеченно, а опираясь на религиозную основу: на веру в Бога и на наше отношение к Нему –– любовь, благодарность, надежду на Его помощь. Понятие о грехе открывает перед ребенком путь нравственного выбора и сознание ответственности перед Богом. Теперь ребенок сознает, что его недобрые поступки нарушают правила не только папы или мамы, но и порядок, установленный Богом. А Он может наказать непослушного.
Одновременно с наставлениями родители должны показывать личный пример, который благотворно действует как на волю, так и на развитие нравственного сознания. Если же забивать голову ребенка одними правилами, не оживляя их семейной христианской жизнью, то он будет воспринимать эти наставления как сухую и отвлеченную теорию. Добрый пример родителей имеет решающее значение в деле развития ребенка. Для этого супруги должны любить друг друга, совместно молиться, совместно беседовать о Боге, ходить в храм, причащаться, соблюдать посты и церковные обычаи, помогать нуждающимся, одним словом –– гореть духом.
Несомненно, что неудачи родителей в деле воспитания происходят от их неподготовленности, маловерия, от увлечения материальной стороной жизни. Помехой в деле воспитания является раздражение и гнев, в основе которых лежат самолюбие, привязанность к житейским благам и отсутствие внутренней дисциплины.
Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей или жаловаться им друг на друга. Дети должны видеть родителей всегда едиными. Надо оберегать детей от уличной грязи, которая проникает в их души через телевидение и через буйную, сладострастную музыку. Если родители непременно хотят иметь телевизор в доме, то надо, с одной стороны, строго ограничивать время, когда дети смотрят его, а, с другой –– проверять содержание фильмов.
Самое главное, что необходимо понять каждому родителю, –– это то, что истинная нравственность невозможна без религиозной основы, без помощи Церкви, молитвы и святых Таинств. Назначение человека не ограничивается одной земной жизнью, но простирается в вечность. Поэтому и воспитание ребенка должно помочь ему иметь эту главную цель и знать, как достичь ее.
* В сокращении (полный текст на www.orthodox.org.ua)
С.Баршай. Великопісні рекомендації від світських журналістів