Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Прот. Всеволод Чаплин. Евросоюз отрекается от Бога

ЕВРОСОЮЗ ОТРЕКАЕТСЯ ОТ БОГА


Христианские Церкви борются за упоминание религиозных ценностей в Конституции ЕС


Протоиерей Всеволод Чаплин,


заместитель председателя ОВЦС МП


Структуры Европейского союза завершают работу над проектом нового Конституционного договора, который многие уже называют практически официально общеевропейской Конституцией. Этот документ, чье принятие в середине года практически предопределено, вскоре станет основой деятельности институций ЕС и верховной нормой права для каждой входящей в него страны. К сожалению, в России процесс разработки Евроконституции не привлек большого внимания –– нам, мол, до вступления в Евросоюз далеко.


Однако эта проблема имеет прямое отношение к Русской Православной Церкви, имеющей сотни приходов и миллионы верующих в странах, уже являющихся членами ЕС или ожидающих принятия туда в 2004 году (прежде всего речь идет о Латвии, Литве, Эстонии). Наша Церковь неоднократно делала официальные заявления по вопросам законодательства Евросоюза. В частности, она наряду с Ватиканом, Элладской Православной Церковью, многими другими религиозными общинами Европы подвергла критике отказ включить упоминание религиозных ценностей в Хартию фундаментальных прав, принятую ЕС в 2000 году.


Разработка Конституционного договора вызвала новый всплеск активности Церквей. 18 декабря прошлого года в Конвент, которому поручено составление проекта Евроконституции, было направлено письмо, отражающее взгляд практически всех Церквей Европы –– Православных, Католической и протестантских. Их совместная позиция была выражена через Комиссию «Церковь и общество» конференции Европейских Церквей и Комиссию католических епископских конференций стран ЕС.


Среди прочего документ призвал закрепить в Евроконституции «уважение к внутригосударственному правовому статусу Церквей, религиозных общин и неконфессиональных организаций» в соответствии с Декларацией № 11, прилагаемой к Амстердамскому договору 1997 года. Подобное положение давало бы надежную защиту многообразию моделей церковно-государственных отношений в Европе, в частности статусу государственных и национальных Церквей, что особенно актуально для католиков, лютеран, англикан и значительной части православных. В развитие этого положения была предложена и следующая формулировка: «Союз будет с уважением относиться к национальной самобытности своих государств-членов, включая помимо прочего их основополагающие структуры и существенные функции, в особенности их политический и конституционный строй, юридический статус Церквей, религиозных общин и неконфессиональных организаций». Помимо этого к властным институтам ЕС обращался призыв поддерживать структурный диалог с Церквами и религиозными общинами. Наконец, в осторожной форме предлагалось зафиксировать в преамбуле Евроконституции уважение к ценностям религиозного наследия (наравне с гуманистическими), а также ответственность человека перед Богом (наряду с другими источниками человеческой ответственности).


В самостоятельных заявлениях многие Церкви заняли еще более решительную позицию. Так, Ватикан многократно призывал упомянуть в Евроконституции ссылку на Бога (подобные ссылки, кстати, наличествуют в конституциях Германии, Польши и многих других стран континента).


23 января этого года Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул направил письмо президенту Греции Костасу Симитису (Греция сейчас председательствует в ЕС). В письме говорилось: «Мы считаем, что европейская культура была сформирована и утверждена с прибытием святого апостола Павла в Македонию –– событием, которое, как мы считаем, стало первым плодом современной европейской цивилизации. Культурная идентичность Европы, с одной стороны, выражена общими культурными корнями и духовными началами ее народов, а с другой — уважением к уникальности и идентичности каждого государства и каждого народа. Европейская цивилизация и культура — это греко-римский дух и христианский этнос».


14 февраля, в момент, когда началось обсуждение проекта первых 16 статей Конституционного договора, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, направил председателю Конвента Валери Жискар д»Эстену открытое письмо, в котором говорилось: «Европа, отрекающаяся от религии… не сможет стать Отечеством для многих населяющих ее людей. Мало того, она будет вызывать у них отторжение. Тем более что никто пока не постарался внятно объяснить, что служит причиной активного нежелания допустить даже символическое присутствие христианских ценностей в договоре. Конечно, ценности, закрепляемые в проекте договора, — человеческое достоинство, свобода, верховенство закона, терпимость, справедливость, солидарность — не чужды христианской нравственности. Впрочем… история знает, как часто эти ценности эксплуатировались для утверждения тирании, для манипуляции человеческим сознанием, для оправдания различных пороков и так далее… Перечень ценностей, включенных в проект Конституционного договора, создает дисбаланс в сторону ценностей антропоцентрического гуманизма по отношению к ценностям религиозным и национально-культурным.


Вера… культурно-национальная самоидентификация личности и понятие Отечества для многих людей значат не меньше, чем житейское благополучие… и сама земная жизнь. Вот почему религиозные и культурно-национальные ценности, особенно в случаях различных конфликтов, должны защищаться законом не меньше, чем ценности жизни, свободы, человеческого достоинства и тем более ценности материального, экономического порядка».


В опубликованных к сему моменту 33 статьях проекта Конституционного договора не содержится ни ссылок на религиозные ценности, ни намерения уважать особый статус религиозных объединений в разных странах. Значительное число членов Конвента, в основном депутаты, представляющие там национальные парламенты, внесли поправки, созвучные позиции европейских Церквей.


В ответ на это некоторые другие члены Конвента начали вносить поправки, требующие утвердить в Евроконституции принцип отделения Церкви от государства (пока он в проект не включен). Более того, 26 февраля 2003 года три участника Конвента и 163 члена Европейского парламента (главным образом социал-демократы) подписали жесткое обращение, которое обвиняет Ватикан в «проведении кампании» и призывает исключить упоминание какой-либо религии или веры в тексте Евроконституции. Подписанты настаивают на светскости государственного устройства.


Исход борьбы за «религиозные поправки» пока неясен. Проект Евроконституции в июне этого года должен поступить на рассмотрение глав государств-членов ЕС, которые и дадут единому Основному закону путевку в жизнь. Нетрудно предположить, что на этом этапе Франция жестко потребует «убрать религию» под угрозой блокирования всего процесса. Именно это произошло в период разработки и принятия Хартии фундаментальных прав, когда позицию Парижа не смогли переломить даже ближайшие партнеры –– немцы. Зная это, руководители Конвента наверняка попытаются найти компромисс.


Одним из его вариантов, по мнению вице-президента Конвента Джулиано Амато, может стать подчеркнутое исключение вопросов регулирования церковно-государственных отношений из компетенции Евросоюза. Однако в этом случае сохранится опасность вмешательства во внутренние дела государств и религиозных организаций под видом, например, борьбы с дискриминацией: будь то недопуск женщин на Афон или отказ принимать на работу в приход мужчину, «женатого» на другом мужчине.


В любом случае споры вокруг места религии в общеевропейском законодательстве вряд ли будут легкими. И если одна сторона –– верующие люди –– приводят в своих обращениях массу разнородной аргументации, то сторонники laicite (светскости) обычно ограничиваются идеологическими клише 60-х годов, а иногда и просто безапелляционным «нет». Столь жесткий подход сторонников плюрализма и свободы личности ставит под вопрос демократический характер новой «общеевропейской» политики.