Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Зарубежное обозрение

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ

(за февраль 2003 года)

23 февраля объявлено всемирным днем молитвы христиан за урегулирование иракской проблемы. Христиан Америки и всего мира просят объединиться в молитве. «Молитва –– это и наша обязанность, и наша привилегия, –– заявила организатор акции Сьюзан Хаммонд, –– Церковь должна искать воли Божьей и руководства в кризисе, который окажет воздействие не только на США, но и на весь мир «. В письме к президенту Бушу, информирующем его о молитвенном движении, сказано: «Мы со смирением предстаем перед Господом, прося Его о милости и защите, объединяясь друг с другом и с Вами в поиске Его воли в это критическое время». Примечательно, что в мире мало кто остался безразличным к этим призывам. Так, например, тысячи венгерских христиан собрались в Будапеште для того, чтобы молиться за мир в связи с вероятностью вторжения США в Ирак. Эта молитвенная инициатива усилилась после того, как в ходе опроса общественного мнения выяснилось, что более 80% венгров против войны. «Те, кто призывает к войне, говорят, что она будет короткой и обойдется без больших жертв. Но так не бывает», –– сказал лютеранский епископ Бела Хармати во время экуменической молитвы в базилике святого Стефана, главного храма Будапешта. А в это время премьер-министр Венгрии стал одним из восьми европейских лидеров, подписавших декларацию в поддержку политики США по отношению к Ираку. По его словам, Венгрия, как участница НАТО, не имеет другого выбора, как только поддержать Америку. Опровергая это мнение, епископ Хармати сказал, что «дыхание войны» рано или поздно может коснуться и Венгрии.
Поддержал общемировое антивоенное движение и Католикос Грузинской Православной Церкви Илия II. В своем обращении к общественности он призвал предотвратить войну в Ираке: «Грузинская Православная Церковь призывает всех, кто имеет возможность, повлиять на события, связанные с Ираком, а также проявить больше благоразумия, чтобы предотвратить войну». В заявлении подчеркивается, что военный конфликт может вызвать непредсказуемую цепную реакцию и создать угрозу для всего мира. «Сегодня на нашей планете время холодного мира, который в ближайшем будущем может стать серьезной угрозой для тысяч и миллионов ни в чем не повинных людей,–– отмечает Святейший Патриарх.–– Происходящие процессы обязывают нас с ответственностью отнестись к создавшейся ситуации». Против развязывания войны в Ираке категорически выступила Элладская Православная Церковь. На заседании Священного Синода было принято заявление, в котором говорится: «Священный Синод Элладской Православной Церкви, чувствуя пастырскую ответственность и сознавая свои обязанности перед Богом и Христоименитой паствой, с беспокойством следит за ситуацией, связанной с угрозой войны, нависшей над человечеством. Элладская Церковь сочувствует всем, кто переживает испытание войной и приветствует усилия тех, кто борется против насилия. Пусть Господь благословит этих людей».
Ранее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV выступили с осуждением планов развязывания войны в Ираке и призвали к мирному решению данной проблемы. О своем категорическом непринятии военного решения иракской проблемы заявила также Сербская Православная Церковь.
В то время пока Соединенные Штаты подтягивали воинский контингент к Иракской границе, вице-премьер правительства Ирака встретился с главой Ватикана. Папа Римский открыто высказался против военной операции в Ираке, называя ее «поражением человечества». По оценке Ватикана, односторонние шаги США против Багдада вызовут резкий рост антихристианских настроений в мусульманском мире. Чем закончатся эти предвоенные акции протеста и чем увенчаются американские наступательные операции –– время покажет.
Не менее важным на сегодняшний день является вопрос о диалоге между православными и католиками. Время от времени Ватикан декларирует сближения Церквей-Сестер. И всякий раз, когда это происходит, весь православный мир настораживается. Ведь еще ни разу в истории Церкви контакты с католиками не приводили к добру. Опыт показывает, что «приближение» Ватикана к Православной Церкви оканчивается либо захватами храмов, либо прозелитизмом, открытием католических епархий. Неожиданностью явилось то, что Ватикан пригласил Православные Церкви принять участие в открытом симпозиуме о полномочиях Папы Римского. В католической интерпретации тема симпозиума звучит так: «О миссии преемника князя апостолов на Земле». Это мероприятие планируется провести в Риме в мае 2003 года. Официальное приглашение озвучил в эфире «Радио Ватикана» председатель папского Совета по христианскому единству кардинал Вальтер Каспер. Он назвал предстоящую встречу «неофициальной, но академической». По его словам, симпозиум может стать важной вехой в процессе сближении различных ветвей христианства.
Вероятно, так считают лишь католики. Об этом свидетельствуют и итоги встречи нового нунция Ватикана в России с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Как сообщает ИТАР-ТАСС, папский нунций архиепископ Антонио Меннини, нанес визит в ОВЦС. «Состоялся обстоятельный разговор об отношениях между Русской Православной и Римско-католической Церквами, –– отметил участник встречи отец Всеволод Чаплин, –– в ходе которого иерархи пришли к выводу о том, что Русская Православная Церковь по-прежнему возражает против расширения католических структур на территории России, а Ватикан считает, что католические епархии в России –– его внутреннее дело».
Объединяемая Европа в феврале продолжала мучиться вопросами своего исторического христианского прошлого и настоящего. Президиум Конвента –– органа Европейского союза (ЕС), отвечающего за разработку Конституции ЕС, при подготовке Основного закона единой Европы столкнулся с неожиданной проблемой. Многие из его разработчиков выступили против того, чтобы в проекте документа упоминалось слово «Бог». Такой подход мотивируется тем, что упоминание Всевышнего может привести к конфликтам. Как известно, возглавить работу над проектом европейской конституции было поручено бывшему президенту Франции Жискар д’Эстену, являющемуся главой Конвента. Затем проект должен быть передан на утверждение главам правительств ЕС. Хотя президиум Конвента и принял накануне решение не упоминать о Боге в первых статьях европейского закона, сторонникам чисто светской конституции пока еще рано торжествовать, поскольку Жискар д’Эстен, (он, кстати, недавно побывал с визитом в Ватикане) считает, что в преамбуле все же должны быть упомянуты «религиозные ценности Европы».
Решению предшествовали оживленные прения. Мнения их участников разделились. Многие сочли, что исход этой дискуссии покажет, считает ли себя Европейский союз, собирающийся, между прочим, принять в свой состав мусульманскую Турцию, своего рода христианским клубом. В поддержку необходимости отразить религиозное наследие континента выступили многие члены европейских консервативных христианско-демократических партий. В числе сторонников этого подхода бывший премьер-министр Ирландии Джон Бертон, который указал на то, что Бог упомянут в первой фразе ирландской конституции и что мировоззрение многих людей, в том числе и его собственное, основано на вере во Всевышнего. «Почему мы не можем признать это? Это будет указанием на духовный аспект нашего существования. Мы живем не только ради материальных благ. Есть что-то выше человека», –– эмоционально высказался бывший глава ирландского правительства. Делегаты из Германии, Италии, Польши и Словакии выступили за формулировку, в основе которой лежит цитата из польской конституции. Такая интерпретация позволяла бы отметить то, что, с одной стороны, ЕС признает ценности людей, которые «верят в Бога как в источник истины, добра и красоты», а с другой стороны, считается и с теми, кто эту веру не разделяет, но уважает упомянутые всеобщие ценности. И пусть при этом неверующие считают, что подобные ценности «исходят из других источников». Великобритания выступила за нерелигиозный подход и, скорее всего, одобрит эту формулировку. «Было много возражений против упоминания Бога. Сложно сделать так, чтобы все были довольны: и христиане, и мусульмане, и агностики, и атеисты», –– цитирует слова одного британского дипломата «Independent», отмечая, что среди многих представителей Европы бытует мнение, что к любому упоминанию религии следует относиться очень осторожно. Особо деликатны сторонники этого мнения в отношении к христианству, потому что, как они считают, среди граждан ЕС много представителей других конфессий. Как отмечает газета, Ватикан выступил за то, чтобы Имя Божье в конституции было упомянуто. Но главная забота Святого Престола состоит, однако, в том, чтобы основной закон не покушался на некоторые привилегии католиков. Это, кстати, может волновать и представителей других конфессий. Известно ведь, что, например, в таких странах, как Германия, существует узаконенный «религиозный» налог, который официально определившие свою веру католики и протестанты должны платить в пользу своих Церквей.
В Конституции Европы должны быть отражены религиозные ценности, считают в РПЦ. Русская Православная Церковь выразила недоумение по поводу того, что в будущей Конституции Европы не находят отражения ценности христианства и других традиционных религий этой части света. Об этом говорится в тексте послания главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла на имя председателя президиума Конвента «Будущее Европы» Валери Жискар д’Эстена. «Вера, святыни, возможность вести религиозный образ жизни для многих людей значат не меньше, чем житейское благополучие, материальные ценности и здоровье, –– сказано в послании. –– Поэтому религиозные и культурно-национальные ценности, особенно в случаях различных конфликтов, должны защищаться законом не меньше, чем ценности, жизни, свободы, и РПЦ, поддерживая религиозные объединения Европы, предлагает включить в проект Конституции «упоминание о христианском наследии ЕС, также как и о других религиозных традициях и секулярной мысли». Это положение, по словам митрополита Кирилла, «позволит избежать монополии какой-либо одной интерпретации провозглашаемых ценностей». Предлагается также предусмотреть «положение о механизме консультаций европейских органов с религиозными общинами ЕС», что позволит «учитывать их мнение при принятии важных решений в области культурной, информационной и научной политики».
Тем временем продолжается конфликт вокруг афонского монастыря Эсфигмен. Монахи этого монастыря отказываются подчиняться церковной иерархии и считают «отступниками» Константинопольского Патриарха Варфоломея и Синод Элладской Православной Церкви. Как передает корреспондент РИА «Новости», монастырь, в котором живут примерно 80 иноков, окружен полицией. Насельники отказываются покинуть свое убежище. В свою очередь власти отключили в монастыре свет, а также прекратили поставки продуктов питания и воды. Официальный представитель афонских монастырей заявил, что военная сила для выселения монахов из монастыря Эсфигмен применена не будет. Вместе с тем он выразил поддержку действиям властей от имени двух десятков афонских монастырей. «Жители Эсфигмена –– фанатики, прервавшие всякие отношения с нашим сообществом», –– подчеркнул афонский представитель. Власти Святой Горы и полиция заявили, что не допустят в монастырь никого из мирян и окончательно выселят раскольников. Эсфигмен стал известен как центр религиозного фанатизма и самоуправства. К тому же монахи Эсфигмена считают предателями православных иерархов, которые участвовали в переговорах с католиками и протестантами. Сами же монахи-раскольники заявляют о решимости «держаться до последнего». Так, настоятель монастыря отец Мефодий заявил корреспонденту одного из информационных агентств: «В моих четках 300 костяшек как 300 пуль. Мы будем вести с нашими противниками духовную войну». Трудно, конечно, оправдать подобные высказывания с точки зрения христианства. Ведь рассуждая так, монахи Эсфигмена забывают Евангельское предписание о том, что: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).
В то время как Православная Церковь пытается преодолеть многочисленные сложности, встающие на ее пути, из мест столь отдаленных возвращаются предводители некоторых тоталитарных сект. Игнорируя общественное мнение и государственные запреты, они по-прежнему стремятся занять какую-то нишу в обществе. Если в Киеве на улицах снова появились адепты «Великого белого братства», то в Казахстане были задержаны члены религиозной секты Аум Синрике. Как сообщило агентство ИТАР-ТАСС, в Кызыл-орде раскрыто подпольное подразделение этой секты. По информации Комитета национальной безопасности республики (КНБ), в группу входило шесть человек. Их лидером является уроженец Кызыл-орды Владимир Каменев. В середине 90-х годов он выезжал в Москву, где прошел учебный курс в филиале секты и получил свидетельство о присвоении ему степени адепта. Вернувшись на родину, Каменев организовал группу, среди членов которой распространял идеи Сёко Асахары . По словам сотрудников КНБ, прокуратура возбудила уголовное дело и передала его в суд. Суд на первый раз ограничился административным наказанием. Если Каменев не прекратит свою пропагандистскую деятельность, его ждет уголовное преследование, заявили сотрудники КНБ.
Как видим, любителям побаловаться зарином на этот раз крупно повезло. Однако количество тоталитарных культов растет такими темпами, что традиционным религиям приходится постоянно выступать с разоблачительными заявлениями. Ватикан выступил против «Движения New Age (Нью Эйдж, Новая Эра)», заявив, что «оно уводит человека от истинного Бога». Эта мысль красной нитью проходит через документ под названием «Иисус Христос несет живую воду». В нем папский престол предупреждает христиан об опасностях, которые таят в себе увлечения «нетрадиционными» формами общения с потусторонним миром. С некоторыми тезисами этого 84-страничного исследования, которое авторы именуют «размышлением», знакомит своих читателей итальянская газета La Stampa (перевод статьи публикует Inopressa.Ru). Упоминая о том, что христианам не запрещено следить за жизненными перипетиями Гарри Поттера, заниматься йогой, не опасаясь при этом отлучения от Церкви, основной удар авторы сочинения направили на движение New Age. Его последователей обвиняют в том, что они отвернулись от Бога, исказили Его Слово и сосредоточились на ценностях иного порядка. Набор методов, которые предлагает New Age для возвращения современному человеку утраченных природных сил, –– от массажа до лечебного питания и музыкальной терапии –– служит основой для создания целого мировоззрения, несовместимого с христианством. Некоторые доктрины, проповедуемые New Age, зачастую спекулируют на присущем всякому человеку стремлении к личному успеху, основанном на обращении к «антикультурным ценностям». При этом конечной целью адептов движения является не духовное очищение, а богатство. Представители Святого Престола вынуждены признать, что «притягательная сила «альтернативного» подхода к духовности очень велика». «Успех такого подхода зиждется на стремлении современного человека к более глубокому осмыслению жизни, на поисках того, что способно тронуть человеческую душу и придать смысл существованию в беспорядочном и подчас враждебном мире». Однако, как считает один из авторов документа кардинал Поль Пупар, для христианской веры «это самый серьезный вызов». В исследовании ватиканских богословов рассматриваются различия между основами христианского вероучения и тем, что проповедует New Age. Среди главніх различий –– отношение к проблеме греха и спасения человека. Авторы документа обвиняют последователей New Age в том, что вместо христианской молитвы, которая служит средством общения со Всевышним, они прибегают к практике самоанализа или к так называемым «контактам с космической энергией». Другой упрек, который Ватикан адресовал адептам движения, основан на ложном убеждении человека в способности творить собственную реальность, которое, по мнению теологов Святого Престола, является «притягательным, но иллюзорным».
Из Великобритании пришло известие, что митрополит Сурожский Антоний решил уйти на покой. О своем намерении уйти на покой по состоянию здоровья владыка объявил на чрезвычайном общем собрании Сурожской епархии Московского Патриархата. Собрание удовлетворило просьбу митрополита, которому в этом году исполняется 89 лет, и проголосовало за назначение правящим архиереем епископа Василия (Осборна), в течение последних десяти лет являющегося викарием епархии. Митрополит Сурожский Антоний (в миру Андрей Борисович Блум, Bloom) родился 19 июня 1914 года в Лозанне (Швейцария) в семье сотрудника российской дипломатической службы. После революции 1917 года семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 году, осела во Франции. Здесь прошла юность будущего митрополита. После средней школы Андрей Блум окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны в Париже. С 1931 года начал служение в храме Трехсвятительского подворья –– единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже. 10 сентября 1939 года перед уходом на фронт хирургом французской армии будущий иерарх тайно принял монашеские обеты. Андрей Блум был пострижен в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) 16 апреля 1943 года.
Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как выдающийся пастырь-проповедник. В прежние годы его постоянно приглашали выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телепередачи) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.
Первые книги митрополита Антония о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-е годы. Сегодня они переведены на многие языки мира. В последние годы труды митрополита широко издаются на всем постсоветском пространстве огромными тиражами: и отдельными книгами, и на страницах периодической печати, как церковной, так и светской.

Подготовил Александр Андрущенко