Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Наместник Киево-Печерской Лавры епископ Вышгородский Павел: «Я приглашаю всех народных депутатов посетить Киево-Печерскую Лавру, чтобы увидеть, что было раньше и что есть сейчас»

Наместник Киево-Печерской Лавры епископ Вышгородский Павел: «Я приглашаю всех народных депутатов посетить Киево-Печерскую Лавру, чтобы увидеть, что было раньше и что есть сейчас»

Владыка, Вы стали наместником Киево-Печерской Лавры почти десять лет назад и можете засвидетельствовать, в каком состоянии находилось церковное имущество и как государство охраняло, берегло и спасало то, что было экспроприировано у Церкви в годы тоталитаризма?

Вы знаете, как было разграблено и разрушено все, что столетиями созидалось многими поколениями насельников Святой Лавры, жертвовалась православными священнослужителями и мирянами со всего мира. Кровь, насилие, террор. В Киевской епархии было репрессировано около 1500 священников и более пяти тысяч монашествующих. Большая часть последних –– насельники нашей обители. Монах Киево-Печерской Лавры –– это уже смертный приговор для «тройки». Если с такой ненавистью относились к монахам, то нетрудно представить, как относились к их святыням. Осквернение и святотатство –– таков был удел лаврских святынь. Ведь Церковь не охраняли и берегли, ее «разоблачали» и уничтожали. Многое было разворовано и вывезено за границу. Многое и сейчас гибнет на глазах широкой общественности из-за недостатка средств.
Тридцатого марта исполнится девять лет с тех пор, как я стал наместником Киево-Печерской Лавры. После возрождения монастыря появились средства, но все они отвозились на Пушкинскую, 36, бывшему экзарху и его супруге. С церковной казной, как известно, он и убежал в раскол. Так что нам пришлось собирать все «с мира по нитке». Сегодня ситуация несколько стабилизировалась: мы имеем несколько корпусов семинарии, несколько братских помещений. Появилась резиденция Предстоятеля Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира, где он имеет возможность принимать людей. Но нельзя сказать, что это заслуги государственных чиновников. Государство помогает нам мало: выделило некоторые средства на реставрацию Аннозачатьевского храма и только. Что касается возвращения имущества, то сегодня трудно сказать, сколько корпусов было возвращено Церкви. Так как называют корпусами все, что только можно, даже туалет и ворота. В действующем монастыре 54-й, 55-й и 68-й корпуса до сих пор сдаются в аренду каким-то структурам, не имеющим отношения к церкви.

Сейчас некоторые депутаты выступают с заявлениями о том, что раньше все было в хорошем состоянии, а как только возвратилось монахам, пришло в упадок. Насколько это соответствует действительности?

Это вообще не соответствует действительности. Только слепой не видит, сколько за прошедшие десять лет сделано монастырем! Ведь можно просто посмотреть видеокадры о том, что было и что есть. Мне бы не хотелось, чтобы квартиры этих депутатов были в таком состоянии, в котором находился монастырь в девяностые годы. Музей по-прежнему находится в таком состоянии. Так, в Никольском храме Верхней Лавры, которая находится в юрисдикции Историко-культурного Киево-Печерского заповедника, обвалился потолок. Многие корпуса в Верхней Лавре находятся в аварийном состоянии. На верхней территории прорвало трубы и водой затопило все монастырские колодцы. А как музей реставрирует свои объекты? Скажем, стену с той стороны, где ходят люди, побелили и отштукатурили, а с другой почему-то нет. Половина крыши отремонтирована, а другая, которую никто не видит, в аварийном состоянии. Вы можете сами в этом убедиться. Вот так, по-потемкински, наше государство хранит древние памятники культуры и духовности нашего народа. Реставрируя один из возвращенных монастырю корпусов, мы вывезли сотни машин мусора. Работники музея сложили весь мусор за 53-й корпус, а сверху поставили бетонные плиты. И за каждую тонну этого сора мы были вынуждены заплатить немалую сумму денег. Более того, по каждому объекту я могу предоставить документы, которые отобразят ясную картину того, что было и что есть. Могли бы сделать и больше, но не хватает средств. Если для анафематствованного Михаила Денисенко мэр города строит храмы, то нам он ничем не помог.

Сколько сооружений на территории Киево-Печерской Лавры еще не возвращено Церкви?

Киево-Печерской Лавре ничего не было возвращено. Мы все арендуем. И с разрешения директора музея служим в Трапезном храме и изредка в Успенском соборе. Так у нас выполняется Указ Президента и Рекомендации Совета Европы! До сих пор не проводятся богослужения в Троицком, Всехсвятском и Никольском храмах (в последнем устроен актовый зал). В Киево-Печерском монастыре размещается много посторонних организаций, хотя политики стараются не говорить об этом вслух. Так, например, сегодня мы поднимаем вопрос о возвращении монастырю здания, в котором размещается Инфекционный институт. Я считаю, что чиновникам должно быть стыдно за то, что они сооружают себе коттеджи в живописных регионах Украины, а для этих несчастных, больных СПИДом людей, не могут построить лечебницу. Кроме этого, держать такую больницу на территории всемирно известного монастыря, который ежедневно посещают тысячи людей, опасно. Поэтому когда ко мне в приемную приходят представители различных служб и пытаются указать, что мы не выполняем каких-то предписаний, у меня возникает желание отвести их в музей, чтобы они увидели, сколько правил не соблюдается заповедником. В Нижней Лавре все приведено в порядок, потому что это наш дом. И люди часто интересуются, в каких условиях мы живем. Вот приходит человек в Лавру и сразу видит, кто в доме хозяин. И, наконец, заботимся не о том, чтобы заработать больше денег на посетителях, а о том, чтобы создать все необходимые условия как для монастыря, так и для огромного количества паломников, которые его посещают. И у нас, слава Богу, получается.

Беседовал Василий Анисимов