Александр Данилевский. «Апостол» Журавлев и «полубог» Аделаджа
«Апостол» Журавлев и «полубог» Аделаджа
Александр Данилевский
В последнее время в телепередачах, направленных на рекламирование деятельности «церкви Посольство Божье», стали мелькать люди в православных рясах. В 2002 году среди собравшихся на свои «антинаркотические» акции со всей Украины представителей харизматических направлений в Киеве можно было заметить лиц, одетых в православные облачения и запросто позировавших перед фото- и видеокамерами в обнимку со всеми желающими. Зная о безыскусности и неприхотливости атмосферы, в которой неоверы проводят свои собрания в «мастерских по ремонту человеческих душ» (термин взят из сайта «Посольства Божьего», в дальнейшем ПБ.), присутствие лиц, ряженных в православные богослужебные одежды, воспринималось, в лучшем случае, не более как живым дополнением к разноцветным шарикам, всевозможным флажкам. Позабавились, да и ладно, однако все было бы ничего, если бы в Киеве не стали появляться листы формата А-4, именуемые «газетой» с названием «Знамя Христа» некоей Украинской реформаторской православной церкви (УРПЦ) –– «Истинно-православных христиан веры Евангельской».
Кто поднял «знамя»?
Первый же ее материал так и брызжет «истинной любовью» к православным традициям. Цитируем: «Многие Православные Христиане с 18 по 29 июня этого года стремились поцеловать кусок старого дерева, некоторыми религиозными деятелями выдаваемыми за часть того самого креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос…»(листовка-газета «Знамя Христа», №3). Подобными «богословскими» откровениями наполнено и послание «архиепископа» Сергея Журавлева, «управляющего Киевской епархией Украинской реформаторской православной церкви».
В то время, как известно, многочисленные паломники съезжались в Киево-Печерскую Лавру для того, чтобы поклониться Кресту Господнему, прибывшему из Спасо-Преображенского монастыря Сагмата под Афинами впервые за 900 лет. Совершили к нему паломничество Президент Украины, его супруга и другие государственные деятели. Мог ли православный (да еще и «истинный») писать так о событии действительно значимом в духовной жизни православного верующего? В чьих же руках находится древко «Знамени Христового» и в каких мастерских оно изготовлено?
«Изменивший Православной Вере, отвергнувший догмат о едином крещении, принявший крещение у баптистов, священник Сергий Журавлев, настоятель Св.Васильевской церкви с. Душатина Суражского района, извергается из священства и лишается всех должностей с 27 августа на основании Апостольских Правил 62, 65 и др.» –– такой указ получил на руки бывший священник С. Журавлев 27 августа 1996 года от управляющего Брянской епархией Русской Православной Церкви архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека. Обычно все лишенные сана священники перебираются в Украину, в филаретовскую УПЦ-КП, где их назначают «епископами», «архиепископами» и «митрополита», но чем-то, видно, не понравился Журавлеву анафематствованный Михаил Денисенко (Филарет), и он нашел покровителя покруче –– нигерийца Сандея Аделаджу.
Кто же такой Журавлев? Некогда являясь христианином православного вероисповедания, более того, убедив церковноначалие в своем желании нести Благовестие Евангельское, С. Журавлев был рукоположен 19 августа 1991г. митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном в диакона и 22 сентября этого же года в священника.
После рукоположения, будучи уже священнослужителем, С. Журавлев вместо того чтобы совершенствоваться в пастырском служении, занялся «богоискательством». Постепенно полнота духовно-нравственного опыта Православной Церкви была подменена меркантильными образами частных представлений о Боге и общественном служении. Все, к чему в своих суждениях приходил С. Журавлев, приобретало для него смысл особой и безусловной знаковости, становилось руководством к действию, направленному на дискредитацию Православия. Приходская служба заброшена, каноны не соблюдаются, паства начинает оставлять приход. В 1995 году С. Журавлев был запрещен в служении, и с этого момента самодеятельность в области церковного творчества бывшего священнослужителя не знает границ, что и привело его к лишению сана в 1996 году.
Своей резолюцией от 30 сентября 1996 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил определение о лишении священного сана Сергея Журавлева.
«Я рос в семье, где в Бога не верили», –– отмечает на своем собственном сайте Журавлев, а через несколько страниц продолжает, –– … «вдруг неожиданно увидел потрясающее видение… Я увидел Господа! Это был Иисус Христос!», и «забеспокоившаяся до того мысль, что, наверное, схожу с ума, ушла быстро, потому, что стало хорошо». Это с ним, видимо, продолжается до сих пор, потому что любой знакомый с текстом Нового Завета помнит о написанном там, что Бога невозможно увидеть. И даже на сайте Сандея есть упоминание об этом: «Бога не видел никто никогда» (Иоанн.1,18). При этом галлюцинирующий С. Журавлев на личном сайте поносит всю систему православного образования, заявляя, что студенты семинарий «Библию» 2-3 раза открывают за 4 года обучения». Описывая свой «тернистый» путь, он отмечает, что Бог во сне признался , каких усилий стоило ему, чтобы вырвать его, Журавлева, из Православия. «Ему понадобилось больших усилий, даже больше чем спасти наркомана, алкоголика или проститутку! В самом деле –– религиозные заблуждения хуже любого опиума», –– заключает будущий реформатор.
Детство, прошедшее в атмосфере безбожия, и новые постправославные переживания толкают его в глубину смутных воспоминаний, порождая необычные образы. К примеру, портрет Ленина, украшавший стены родительского дома, он называет «иконой», а тело в Мавзолее именует не иначе как «мощами». Ударившись в чтение многоликой неотеологической литературы, Сергей Журавлев каждый раз, наткнувшись на замысловатые словесные репродукции на тему Святого Письма, восклицал: «Протестант, а какие православные вещи пишет!». После всех видимых и слышимых видений С. Журавлев обратился к афропроповеднику, орудующему в Украине, за разрешением носить на его собраниях рясу и именоваться православным «архиепископом».
Действительно, может ли православный, не скрывая своего вероотступничества, сознательно принимая повторное «крещение», называть себя православным? Каноны Православной Церкви категорически отрицают такую возможность. Если ты стал приверженцем иной веры, какого-либо течения или даже изобрел свою собственную, так и придерживайся избранного тобой пути. Называйся тем, кто ты есть на самом деле.
Но для Сергея Журавлева дороги православные облачения. Такой вот греко-харизматик: православный по одеждам, харизматик по вере. В кругу журналиста Аделаджи (из Нигерии) он был «возведен в архиепископа Киевского реформированного», приняв и его сандеевский взгляд на Евангелие как учение свыше. В народе говорят, что страшен не тот дурак, который просто дурак, а тот, который с инициативой. В листовке-газете указываются два киевских адреса, где можно посетить реформированные журавлево-сандеевские собрания. Давайте отправимся по одному из них.
Журавлевские «вечерницы»
По улице Первомайской, недалеко от станции метро «Кловская», предприятие УТОС предоставляет свой актовый зал журавлевской общине УРПЦ. Хотя начало собрания назначено на 18 часов, действо началось на пол часа позже. К этому времени стянулось восемь человек, включая пять «перворазников», среди которых был и ваш корреспондент. На сцене девушка репетировала песенки с пианистом, под ногами которого билась в кульке живая рыба. Наконец объявили о начале. Все встали. Зал наполнился незатейливым мотивом с повторяющимися припевами, который напоминал попурри лирических мелодий западных композиторов. При этом некоторые, в том числе и пастор-реформатор (в рясе с деревянным крестом), вскинули к потолку руки и, слегка покачиваясь, с закрытыми глазами, кто громко, а кто тихо повторяли слова песни. Один из присутствовавших перешел на речитатив и забылся. Разминка длилась около двадцати минут. Песнопение закончилось. Две женщины из «перворазников» ретировались. Один из присутствовавших с грохотом перетащил со сцены в зал трибуну и поставил ее в центре перед первым рядом. Человек в рясе и с крестом подошел к трибуне, перекрестился, открыл Новый Завет и начал говорить. Эта была банальная интерпретация вырванных из Евангелия фраз, что типично для харизматических собраний. Наступило томительное ожидание конца. Однако первого оратора сменил следующий –– сухощавый человек в подряснике, но без креста. В руках у него была маленькая бутылочка, которую он поставил на край трибуны. Второе выступление по своему содержанию и тону походило на первое с той лишь разницей, что длилось в три раза дольше. Задеваемая во время жестикулирования бутылочка постоянно падала на пол. Пианист, прихватив кулек с рыбой, которая уже не трепыхалась, удалился. Закончив выступление, говорящий открыл бутылочку, достал из кармана кисточку и заявил: «А сейчас в подкрепление моих слов мы будем елеепомазываться!». Таким оказалось журавлевское «богослужение».
Все это –– академический пример любого харизматического собрания с той лишь разницей, что выступающие выдавали себя за православных священнослужителей (кроме них, никто из шестерых собравшихся не налагал на себя крест), да еще и эта бутылочка. Вот и все, что по замыслу С. Журавлева должно остаться от Православия. И таким оно должно войти в структуру «Посольства Божьего»
«Духовная помощь» из Африки
Сергей Журавлев решил стать православным подспорьем широко рекламируемой секты Сандея Аделаджи. Как известно, по линии помощи развивающимся странам Африки Аделаджа из Нигерии попал на обучение в столицу Белоруссии. «Получив диплом журналиста, он должен был вернуться на работу в Африку. Но Бог определил для Сандея другой путь: после окончания университета стать миссионером и воздвигать Божьи церкви в СССР», как мы узнаем из его биографии на сайте «Посольства Божьего».
С этой целью в организованной им неоцеркви функционирует «система 12», что и является основным принципом построения ПБ. Принцип «системы 12» заключается в следующем: для того чтобы стать членом церкви, необходимо входить в «12-ть» и иметь своих «12-ть…». Каждый руководитель группы, не сумевший набрать 12 учеников до определенного времени, переходит на более низкий уровень, а на его место становится один из успешных его учеников. В ПБ существует строгая отчетность за каждого человека перед Богом и перед старшим пастором, и каждую неделю 12-учеников пастора Сандея предоставляют подробный отчет за вновь появившегося члена в церкви. Бог дал пастору 12 «духовных истин», которыми он обозначил 12 месяцев года, скажем, август – месяц любви, а декабрь — месяц благочестия.
Такую систему, по словам организатора, «открыл ему сам Бог». Интересно, что раньше было не так. Предприимчивый нигериец 6 февраля1994 года организовал секту под другим названием –– «Слово Веры», основные принципы которой вовсе не витали вокруг цифры 12, а строились на учении «домашних групп». Эту «домашнюю группу» и зарегистрировал Государственный комитет по делам религий 12 сентября этого же года, наделив ее статусом юридического лица. «Бог впервые сказал мне о необходимости открыть церковь в Киеве. Я не мог поверить, ибо раньше уже дважды открывал церкви (в Минске –– Ред.) и вынужден был оставить пасторское служение в них», –– так аргументировал начало своей деятельности в Украине нигериец. Но где-то на историческом рубеже 1999-2000 Бог решил, дабы избежать третьего пастырского провала, провести реформы в деятельности «домашней группы Слова Божьего» и сказал Аделадже, что надо для этого сделать: переименовать название на «Посольство Божье», ввести теорию 12-ти, а ему самому стать, очевидно, послом не только для безбожной Украины, но и для всего остального безбожного мира. Читаем на сайте: «Господь мне сказал: «Я начинаю строить церкви последнего времени в Европе и призываю людей, чтобы они организовывали многотысячные церкви. Некоторые уже откликнулись на Мой зов. Твоя судьба и судьба миллионов людей зависит от того, будешь ли ты послушен Мне. Создание многотысячной церкви –– это программа-минимум. Подготовить миссионеров для евангелизации по всему миру и прежде всего в странах арабского мира и Китае –– это программа-максимум. И Я хочу, чтобы народ Украины принес другим народам Благую Весть спасения». Ничего себе аккредитация!
Давая затее ход, взывая к своим адептам со страниц своего сайта, он восклицает: «На этой страничке я буду делиться с Вами тем, как мы достигли этого уровня, а также всех последующих уровней, так как это только начало Великого Пробуждения, которое начнется со стран бывшего Советского Союза!». Вот тут-то нам и проясняется смысл слов, выговоренных им в начале бурной деятельности в 1993 году: « На улице стояла зима, народ Украины радостно встречал праздник Рождества, даже не подозревая, что приготовил для них Бог».
Риторика очень знакомая, прежде всего по «Великому белому братству», руководители которого –– Кривоногов и Цвигун –– тоже несли «спасение» народам бывшего Союза.
Предприимчивость и натиск
Разберемся, что же нам приготовил самозванный посол? Такие же предприимчивые люди, но уже наши соотечественники, внимая наставлениям старшего пастыря, сами основывают и регистрируют дочерние церкви (филиалы) под названиями типа «Живые камни», «Поток славы», «Дверь в небо», «Лоза» и пр., открывая при них всевозможные «библейские школы Божьих орлов» и пр., всеми силами расставляя акценты на христианской природе своей деятельности. Параллельно с этим при таких дочерних филиалах-фирмах создаются подструктуры любого вида деятельности от обучения музыке до зубопротезных кабинетов, от различных клубов до финансовых центров. В проекте дальнейшего развития деятельности ПБ уже предусмотрена организация Христианского банка. Созданная для этой цели «инициативная группа ПБ при поддержке старшего пастора Сандея Адаладжи» в послании со своего сайта вопиет: «Прямо сейчас Бог ищет верных людей, которым Он мог бы доверить Свои финансы», –– и далее продолжает, –– «Мы верим, что через ходатайство многих братьев и сестер деньги Украины и всего мира перейдут в руки христиан. Божье слово будет исполнено, и Он поможет нам в создании Христианского банка. Бог да благословит вас и использует для Его жатвы!». «Недавно Он дал нам видение этого банка», –– ссылаются начинающие банкиры на авторитет Бога, совершенно не ведая о том, что на Украине уже и без них существовал «Христианский банк» под эгидой Украинской автокефальной православной церкви. Причину, по которой он был закрыт, «инициативной группе» такого богоугодного дела могут разъяснить в соответствующих органах, так что тут ребята явно опоздали как с видением, так и просто с идеей.
Ведь для сбора денег, пополняющих финансы Бога, необходимы и мытари. Этот вопрос решается очень простым способом. Читаем на сайте ПБ: «Миссионерский библейский институт «Иисус Навин» создан в марте 1995 года на основании слова, полученного от Господа старшим пастором христианской церкви «Посольство Божье» Сандеем Аделаджи. Бог проговорил ему о необходимости подготовки миссионеров для сбора последнего урожая перед пришествием Господа нашего Иисуса Христа».
Давайте заглянем в документы, регламентирующие внутреннее устройство и структуру созданного для этой цели «учебного заведения». Прежде всего желающий стать жатвенником должен заручиться письмом- рекомендацией (на специальном бланке) уже более опытного сенокосца. Рекомендующий должен дать железное поручительство по множеству вопросов, среди которых следующие: «Денежная ответственность? Послушание?
Способность руководить людьми? Быстро ли поступающий оплачивает свои счета, отдает долги? Подчиняется ли он/она руководству и власти?» «Пожалуйста, опишите домашнюю и семейную жизнь поступающего », –– требуют от рекламодателя. И когда кандидат подходит по параметрам, то ему предстоит самому заполнить на специальном бланке трехстраничную тест-анкету вот с такими загадками: «Находились ли вы под следствием? Были Вы когда-либо пациентом психиатрического диспансера или санатория? Были ли Вы когда-либо вовлечены в другие религии или секты? И, наконец, есть там и такое: Я верю, что Библия это:
- безошибочное Слово Божье и стандарт христианской жизни и веры;
- содержит Слово Бога, но не является безошибочной;
- это интересный духовный документ, но нуждается в новой трактовке для людей нашего времени и в соответствии с нуждами нашего времени (ненужное зачеркнуть).
Видимо, эти вопросы тоже С. Аделаджа писал под диктовку «свыше».
На самом же деле такой тип анкет давно употребляется во всех сферах экономической жизни западных государств, позаимствован оттуда и свидетельствует о стремлении предпринимателя обезопасить собственный коммерческий проект. Сотрудников собранных на принципах такого анкетирования, как правило, называют «командой». Но когда человек, решивший спекулировать христианской терминологией с целью коммерциализировать самое святое, что может быть, –– веру в Иисуса Христа и при этом бессовестно кричать о проекте как о церкви, то это не что иное, как насилие над совестью доверившихся ему людей. Проповедник выдает себя с головой, когда на сайте ПБ называет соучастников своего бизнеса не иначе как «крепкой командой». Пройдя все этапы тестирования, будущий сандеист обязан подписать требования: «Если обнаружится, что студент провел ночь вместе со студентом противоположного пола, это приведет к беседе с деканом и немедленному исключению»; «В связи с этим не разрешается двум неженатым людям находиться наедине в квартире или в комнате после 21.00»; Он обязан полностью воздерживаться от курения, употребления алкогольных напитков, наркотиков. Нарушение этого требования ведет к исключению из института; то же касается любой формы недостойного поведения, в том числе внебрачных половых связей.
Пусть наивные не надеются скрыть свои пороки. В учебке сандеистов установлена система тотального контроль по принципу «каждый за каждым». «Лидер служения обязан дать отчет о работе каждого студента в конце каждого семестра». «Студенты, задействованные в служении церкви, приносят отчет от лидера из церкви. Отчеты сдаются декану.
Каждый студент имеет в аудитории свое определенное место. Если по какой-либо уважительной причине студент захочет сменить свое место, он должен обратиться к декану института». «Самодисциплина и организованность дадут студентам успех, и они смогут пройти там, где другие не смогли пройти в своем служении» и т.п.
Это не полный перечень того, что должен выполнять югенд-сандеист, чтобы стать великим полководцем, и касается чисто организационного и дисциплинарного порядка, хотя явно военизированного характера. Ведь в атмосфере всеобщей скрытности и подозрительности находятся абсолютно все организации, работающие в области высоких технологий. Этого требуют рыночные отношения, ставя личность или «команду» в прямую зависимость к деньгам как к центральной идее любого бизнеса. Именно на таких принципах, построена структура ПБ. Но человек из Африки убеждает всех, что центральной идеей его предприятия является Бог и вера в Него. Так ли это?
В разделе публикации на сайте ПБ находим одно-единственное интервью под названием «Живет такой парень». Само собой разумеется, что речь идет о чернокожем проповеднике, рассказывающем, как ему удалось сделать церковь, основываясь на своих личных мудрствованиях. Создав ее, он позаботился о том, чтобы его студенты, то есть другие люди, не смогли также вольно интерпретировать Слово Божье. «Парень» загнал их в рамки только своего учения. Вот как это выглядит в требованиях, предъявляемых к студентам.
- никаких личных пророческих высказываний;
- никаких личных заклинаний (освобождение от нечистых духов; возложение рук; водное крещение);
- никакой студент не должен брать на себя роль служителя для группы без разрешения руководства института.
- прежде чем студент решит войти в пост более, чем на три дня, он (она) должен обсудить этот вопрос с деканом института, получив его одобрение.
- категорически запрещается распространение каких бы то ни было печатных изданий без предварительного согласования с деканом института;
- уведомления или объявления производятся студентами только по согласованию с деканом;
- студентам запрещено принимать участие в ходатайстве по сбору денег или приношений.
- студенты института могут находиться в офисе только в исключительных случаях (особые поручения, приглашение руководства);
- телефон института –– только для служебного пользования;
- запрещается в классной комнате принимать пищу и употреблять жевательную резинку.
Студентки Библейского института не должны приходить в облегающих брюках, шортах или коротких юбках; в прозрачных или с глубоким вырезом блузах.
Кто же это такой строгий там у них, что и резинку даже пожевать нельзя, можно было бы узнать из разделов сандеистского сайта –– «Пасторский состав», «Духовный совет», «Администрация ПБ». Открываем и… ни одного имени не находим. Словом, о том, кто задает тон секретности и таинственности вокруг праведного дела, ни гу-гу. Как и положено в любом посольстве.
За что секты любят Украину?
«Такой парень» любит поморализировать вокруг собственной персоны. О себе он говорит как о человеке, «который полностью готов сделать любое дело, которое скажет ему Бог, даже если оно будет не популярно». Оценивая славянские народы по качествам, он говорит: «…русские, как я замечаю, могут быть гордыми. А это большая проблема для Бога. Когда люди гордые –– Бог становится против них. Украинцы намного смиренней, проще. А Бог любит смиренных.»
Поэтому любят их и Сандей, и Журавлев, и на почве этой любви они соединили свои усилия. Аделаджа, утвердив Журавлева лидером «двенадцатки», определил для него роль удобного и видимого соработника в секторе борьбы с Православием. Что думает зритель, увидевший на экранах телевизоров «человека в священнических одеждах» рядом с негром в белом пиджаке, которые, вздернув руки, бормочут с полузакрытыми глазами?
Вот как прокомментировал появление очередного неокультового течения, претендующего на Православие, президент Всеукраинского центра помощи жертвам деструктивных сект «Диалог» П. Бройде: «В данной организации, созданной с участием неохаризматической деструктивной секты Аделаджи, просматривается явный коммерческий расчет –– стремление вовлечь в свою орбиту тех, кто остается верен Православию, но при этом не сможет компетентно отличить дешевую подделку от Церкви. Тоталитарные секты, практикующие обманную вербовку, часто используют маскировку под традиционные религии. Так, кришнаиты, имея менее полусотни лет своей истории, называют свою доктрину «многотысячелетней верой индуизма». Неохаризматики безосновательно называют себя протестантами. Видимо, теперь дошла очередь и до Православия. В целом же мы видим очевидную попытку формирования очередной тоталитарной структуры. Это достаточно наглядно по таким признакам, как обманная вербовка (человека приглашают якобы в «Православную Церковь»), методы проведения «богослужения» (абсолютно аналогичные неохаризматическим), представляющие потенциальную угрозу здоровью и психике граждан, учитывая использования техник трансовой гипнотерапии. Кроме того, деятельность этой секты может быть интерпретирована как разжигание межрелигиозной розни, учитывая ее оскорбительный для православных верующих характер. Сможет ли Журавлев создать из своей незначительной группы последователей реально действующую секту –– это большой вопрос. Но если ему это удастся, то мы можем получить аналог «Белого братства», также имеющего своих «апостолов».
Разумеется, стимулом к появлению харизматствующей группы Журавлева под вывеской «реформированной православной церкви» стал пример действующих в Украине при поддержке политических сил и государственных структур других околоправославных образований, таких как «Украинская православная церковь – Киевский патриархат» гражданина Денисенко, «Украинская автокефальная православная церковь», «Украинская апостольская православная церковь», «Украинская автономная православная церковь», «Истинно украинская православная церковь» и т.д. Изгнанные из Православия, они продолжают эксплуатировать доверие народа к своей родной тысячелетней вере, создают свои псевдорелигиозные структуры, носят православные облачения и растлевают народ своей ложью. И живут не бедно. Аделадже-журавлевское «Посольство Божье» лишь пошло по их пути. С таким багажом в деле возрождения национальной духовности и надорваться можно. Возможно, в дивной карусели изобретателей от религии по недоумию государственных мужей и под предлогом поликонфессиональности можно будет увидеть еще и не такие поделки из «мастерских по ремонту человеческих душ».
Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий: «Каждый из нас должен быть миссионером»